Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

О том, как должен предохранять себя после исповеди грешник

AgionOros.ru продолжает впервые на русском языке публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца. «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.

Преподобный Никодим Святогорец
Преподобный Никодим Святогорец

После же того, как ты исповедаешься и получишь епитимью от своего духовника, чтобы предохранить себя от повторного падения в те же самые или другие грехи, воспользуйся следующими пятью своего рода профилактическими лекарствами.

Первое предохранительное средство – память о грехах

Не забывать, но всегда помнить содеянные тобою грехи. Так повелевает тебе Бог через Исаию: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся»1. Делай же это, то есть помни грехи твои не для того, чтобы мучить свой помысл, – говорит тебе божественный Златоуст, – но чтобы учить свою душу не буйствовать в страстях и не впадать вновь в то же самое2. Чтобы познавать с помощью воспоминания великую благодать, полученную тобою от Бога, простившего тебе столько грехов. Как и Павел всегда вспоминал о том, что гнал Церковь, для того чтобы показать величие благодати Божией, согласно тому же Златоусту3. Чтобы сокрушить сердце свое и привести в умиление душу свою, согласно Златоусту, говорящему: «Вспомни грехи по отдельности: это не малое мучение для души; если кто-то пришёл в умиление, то он знает, что это более всего мучает душу; если у кого-то появилась память о грехах, то он знает происходящую отсюда боль»4. И наконец, для того чтобы смиряться и считать себя недостойным самой жизни, ибо говорит тот же золотой ритор: «Ибо не малое, совсем не малое дело для исправления – собрав мысленно все грехи, по отдельности постоянно думать о них и размышлять, ибо творящий это так умилится, что и не будет считать себя достойным жить, а считающий так будет мягче всякого воска»5.

Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

Избавившийся от великой опасности, вспоминая о ней, боится и трепещет, и этот страх помогает ему не впасть в ту же опасность. Так Давид, и после прощения его грехов, всегда помнил о них и имел их перед глазами своими, поэтому и говорил: «И грех мой предо мною есть выну»6.

Если ты хочешь, – говорит тебе священный Августин, – чтобы Бог отвратил лицо Своё от грехов твоих, то должен иметь их всегда перед собой, смотреть на них и плакать. Если ты записываешь и помнишь свои грехи, то, как уверяет тебя божественный Златоуст, Бог зачеркнёт их и о них забудет, если же ты зачеркнёшь их и о них забудешь, Бог запишет их и о них вспомнит: «Собирай мысленно всё (то есть грехи) и, как на книге, записывай, ибо, если ты запишешь, Бог зачёркивает, так же как, если ты не запишешь, Бог не зачёркивает, и требует суда; итак, намного лучше, чтобы они записывались нами и зачёркивались свыше, нежели, напротив, чтобы мы забывали, а Бог представил их перед нашими очами в день оный»7.

Однако святой Марк Подвижник советует тебе, чтобы, когда ты исповедаешь Богу свои грехи, ты вспоминал их не по отдельности, представляя в уме способы их совершения и лица, с которыми согрешил или потому, что, будучи ещё страстным и сластолюбивым, ты опять их захочешь и впадёшь в помрачение8 или потому, что, со скорбью вспоминая о них по отдельности, впадёшь в отчаяние9; особенно относительно плотских грехов, совершённых тобой, тебе следует беречься того, чтобы не вспоминать способы их совершения и лица, с которыми согрешил, потому что этим мысленно осквернишься, только помни просто, что ты грешник и совершил множество грехов, которыми прогневал Бога.

Второе предохранительное средство – удаление от причин греха

Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий

Пользуйся предохранительным средством избегать причин греха, поскольку, согласно законам философии, одни и те же причины производят одни и те же следствия и результаты; поэтому сказал великий Василий: «Если согрешивший один раз вновь совершит тот же грех, это доказывает, что он не очистился прежде от причины оного греха, от которой, как от некоего корня, снова должно произрастать то же самое»10. Итак, избегай, брат, худых воззрений, худых бесед и общения с людьми распущенными и особенно избегай бесед и дружбы с лицами, с которыми совершил плотские грехи, потому что ты долен делать одно из двух: или удалиться от них, или удалить их от себя и изгнать, если они находятся в твоём доме, будь то рабыня, или раб, или вообще твой родственник и друг. Ибо о них сказал Господь: «Аще... око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи от себе, уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну»11.

И никогда не верь самому себе, говоря: я могу общаться с людьми, причиняющими вред, и не получать вреда. Это помысл ошибочный, потому что написано: «Не ими веры врагу твоему во веки»12. А по мнению некоторых учителей, если бы целомудреннейший оный Иосиф не убежал из комнаты госпожи своей, то непременно впал бы в грех. Боящийся опасности не подвергнется ей, а любящий её ей подвергнется: «Любяй бедство впадет в не»13. Поэтому и божественный Златоуст говорит: «Не убегающий далеко от грехов, но ходящий рядом с ними будет жить в страхе и часто в них впадать»14.

Третье предохранительное средство – постоянная исповедь

Пользуйся предохранительным средством исповедоваться постоянно, таким образом, чтобы не только когда совершишь какой-то смертный и великий грех сразу бежать к духовнику, но и когда совершишь какой-то малый и простительный, если это возможно. Потому что, как раны, когда их показывают врачу, не увеличиваются, так и грехи, когда их исповедают, не возрастают, согласно Лествичнику «Язвы обличаемые не преуспеют на худшее, но исцелятся»15. Аисты имеют обыкновение не возвращаться больше туда, где разорили их гнездо, так и бесы удаляются от часто исповедующегося, потому что частой исповедью он разоряет их гнезда и сети, как сказали сами бесы одному добродетельному человеку, то есть, что они не имеют никакого места в часто исповедующемся и никакой власти над ним. Кроме того, они сказали и следующее: что, когда человек не исповедается, все члены его бывают как бы связанными грехом и не могут двинуться, чтобы сделать что-то доброе, а когда он исповедается, они сразу освобождаются.

И по какой другой причине Неман Сириянин омылся в Иордане не один раз, но семь, как только затем, чтобы научить всех нас, малых и великих, патриархов и архиереев, духовников и священников исповедоваться семь раз, то есть постоянно и часто (поскольку семь в Божественном Писании обозначает множество), и омываться в водах покаяния, образом которого был Иордан, ибо в нём крестил Предтеча: «крещение покаяния людем»16.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 67 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Ис.43:25,26.
2 Слово 4-е о статуях.
3 Слово 38-е на Первое Послание к коринфянам.
4 Беседа 42-я на Послание к евреям и 38-я на Деяния.
5 Там же.
6 Пс.50:5.
7 Избранные слова, 46-е.
8 Добротолюбие. Гл. 152, 153.
9 Там же. Гл. 151.
10 Правила, кратко изложенные, 289-е.
11 Мф.5:29.
12 Сир.12:10.
13 Сир.3:25.
14 Слово 5-е, о статуях.
15 Слово 4-е, о послушании.
16 Мк.1:4.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария 5 декабря 2014, 12:08
А ГДЕ четвертое и пятое правило?
"следующими пятью своего рода профилактическими лекарствами"
Людмила21 июня 2013, 21:39
Спасибо большое, очень поучительно и полезно для души.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×