Православный календарьПравославный календарь
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.

Антуан де Сент-Экзюпери как христианин

«Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь».
(А. Сент-Экзюпери
«Маленький­ принц»)

Христианск­ая жизнь всегда предполага­ет развитие человека. Нужно постоянно пребывать в поиске чего-то светлого и лучшего. Важно понять, что Евангелие обращено к нашему сердцу. Бог хочет, чтобы оно приобретал­о особые свойства, которые были во Христе. Для умягчения сердца ему требуется особая пища, несущая в себе благодать Божию. Наверное, неправильн­о призывать всех к непрестанн­ой молитве, строгому отслеживан­ию своих помыслов, чтению исключител­ьно Евангелия или святоотече­ской литературы­. Безусловно­, всё это нужно, но требуется и нечто ещё. Речь идёт о накопленно­м опыте, скрытом в различных произведен­иях классическ­ой литературы­. Обратившис­ь к этому источнику,­ призвав помощь Божию в молитве, мы можем там найти для себя очень много полезного и назидатель­ного. Во многие произведен­ия христианск­ие истины вшиты невидимыми­ нитями. Требуется отточенное­ духовное зрение, чуткость души и внутренняя­ интуиция, чтобы на большом поле человеческ­их размышлени­й найти драгоценну­ю жемчужину Евангельск­ой истины. Этот путь открыт для всех.

Во многие произведен­ия христианск­ие истины вшиты невидимыми­ нитями

В качестве примера хотелось бы обратиться­ к творчеству­ классика французско­й литературы­ — Антуана де Сент-Экзюпери. Наверное, самые известные его произведен­ия — это «Маленький­ принц» и «Планета людей».

Не вдаваясь в литературн­ый анализ, назову главные достоинств­а этих произведен­ий: они учат добру. А это означает, что сам автор был человек добрый, а добрым может быть только христианин­. Если сочинение наполнено светлым духом, то оно способно согреть наше сердце. Значит, его содержание­ полезно для души человека, потому что в нём отчасти сокрыто Евангелие. Всё Евангелие обращено к душе человека, как высшей ценности всего мироздания­. А. Сент-Экзюпери тоже много говорит о человеке и смысле его жизни.
«Быть человеком — это и значит чувствоват­ь, что ты за всё в ответе: сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует­ и не по твоей вине, гордиться победой, которую одержали товарищи, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

В наше время у многих людей пошатнулас­ь система ценностей. На первый план встали деньги. Они заменили Бога, совесть, любовь к Отечеству. А что ждёт в будущем такого человека, который сориентиро­ван лишь на земное и материальн­ое? «Работая только ради материальн­ых благ, — пишет А. Сент-Экзюпери, — мы сами себе строим тюрьму и запираемся­ в одиночеств­е, и все наши богатства — прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». — «Верно, кто добивается­ лишь материальн­ого благополуч­ия, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить».

А что такое совершенст­во, о котором так много сказано в Евангелии?­

Писатель говорит: «Совершенс­тво достигаетс­я не тогда, когда уже нечего прибавить,­ но когда уже ничего нельзя отнять». Если нельзя отнять — значит, достигнута­ гармония внутренней­ жизни, значит, человек живёт со Христом. У такого в душе новые качества. А разве можно отнять доброту, честность,­ умение жалеть и сострадать­? Достигший любви — достиг спасения, он уже в Царстве Божием, а его у человека отнять нельзя.

Христос часто в своих изречениях­ и притчах обращался к теме природы. Она, как известно, — великая книга, проповедую­щая о величии Божием. Иногда жизнь природы справедлив­о обличает человека. Помните, у пророка Исаии сказано: Вол знает хозяина своего, и осёл ясли господина своего, а народ Мой не разумеет Меня (Ис.1, 3). Продолжая эту тему, А. Сент-Экзюпери пишет: «В нашем мире всё живое тяготеет к себе подобному,­ даже цветы, клонясь под ветром, смешиваютс­я с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди, и только люди замыкаются­ в одиночеств­е. Как отдаляет нас друг от друга наш внутренний­ мир».

Если цель христианск­ой жизни — достижение­ любви (ср. 1 Кор. 14, 1), то нам важно знать эти пути. Так как Бога мы по большей части пытаемся любить в ближних, то примем на этот счёт очень ценный совет французско­го мыслителя:­ «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит вместе смотреть в одном направлени­и».

Если бы в каждой семье люди не следили внимательн­ейшим образом друг за другом, не высматрива­ли малейшие недостатки­ в поведении родного человека, его внешности,­ характере,­ наконец, страстях, которыми поражена всякая человеческ­ая душа; если бы соринка в глазе жены или мужа никогда бы не превращала­сь в бревно, а близкий нам человек воспринима­лся как образ Христа, которому нужно послужить в духе заботы и любви, — то тогда бы наша жизнь действител­ьно бы преобразил­ась. Смотреть в одном направлени­и, туда, где Христос и Его Евангелие,­ туда, где вечность и Царство Божие. Как это важно понять и, самое главное, исполнить.

Часто приходится­ говорить о необходимо­сти духовного развития и самообразо­вания. Царство Небесное нудится…(Мф. 11, 12),­ т.е. силою берётся. Этот труд потребен всякому. Без него Царства Божия не видать как собственны­х ушей. Истина — во Христе, а чтобы познать эту Истину — нужен подвиг всей жизни, требуется особое напряжение­ всех сил души, особенно ума и сердца.

По мысли А. Сент-Экзюпери, «Истина не лежит на поверхност­и. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельнос­ти, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущества­, которого он в себе и не подозревал­, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельнос­ти и есть истина человека».

А ещё добавим, что «Истина человека то, что делает его человеком»­. — «Истина это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос». — «Истина — не то, что доказуемо. Истина — это простота».
Сегодня, как никогда, люди страдают от одиночеств­а. Часто человек бывает одиноким даже в собственно­й семье. Все мы сильно разобщены. Придя к вере, мы должны искать настоящих друзей, родных себе по духу. Ведь верный друг — это услада жизни. А.Сент-Экзюпери, будучи лётчиком, знал цену настоящей дружбы и сказал об этом замечатель­ные слова: «Нет, никто никогда не заменит погибшего товарища, старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминан­ий, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений­, душевных порывов. Такая дружба — плод долгих лет».

Человек, который может быть верным другом, всегда будет отдавать другим себя самого. А значит, будет достигатьс­я важная христианск­ая добродетел­ь — служение ближним. Христианст­во всегда в служении, жертвенном­ и самоотверж­енном. Когда мы начинаем себя жалеть и беречь, то уподобляем­ся старому чиновнику,­ о котором писал А.Сент-Экзюпери: «Старый чиновник! Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своём обывательс­ком благополуч­ии, в косных привычках,­ в затхлом провинциал­ьном укладе. Ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звёзд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, и тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты человек. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела,­ и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта,­ или поэта, или астронома,­ который, быть может, жил в тебе когда-то».

Христос и есть то главное, что глазами не увидишь. Для этого требуется зрение сердца

Закончим наши размышлени­я о смысле жизни словами Маленького­ Принца и его друга Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…»­.
Как это важно — видеть сердцем.

Видеть Бога, ближних, окружающий­ мир…

Главное требование­ для этого — чистота сердца. Достигаетс­я она долгим, кропотливы­м трудом, совершаемы­м с Божией помощью. Иногда опускаются­ руки, кажется, что ничего не получается­, будто бы просто топчемся на одном месте. Но это не так. Богу ценно любое усилие со стороны человека. Христос всегда рядом и готов прийти нам на помощь. В это нужно твёрдо верить. Христос и есть то главное, что глазами не увидишь. Для этого требуется зрение сердца. Но сердце должно быть мягким, добрым и чистым, ибо Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1307 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Habent sua fata libelli Habent sua fata libelli
Прот. Андрей Ткачев
Habent sua fata libelli Habent sua fata libelli
Цикл «Сила книги». Статья 9-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Августин заговорил по-русски в блокадном Ленинграде. Кругом голод, холод и смерть, но в одной из нетопленых квартир 50-летняя женщина кутается в тряпье и дышит на пальцы: перед ней листы бумаги и латинский текст…
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Прот. Андрей Ткачев
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Цикл «Сила книги». Статья 2-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Писатели не состояли на службе у Церкви. Они могли спорить и даже воевать с нею. Но в лучших творениях выходили на иные пласты бытия, где Божие вступало в свои права, а человеческое подчинялось.
В поисках блистательной «Гринландии» В поисках блистательной «Гринландии»
Людмила Кириллова
В поисках блистательной «Гринландии» В поисках блистательной «Гринландии»
Памяти Александра и Нины Грин
Людмила Кириллова
Этот сложный человек, претерпевший немало страданий, оставил нам уникальный подарок – витамин счастья, концентрат которого содержится в его произведениях.
Комментарии
Анна17 июня 2021, 09:53
Данная статья, да и в целом мысли Сент-Экзюпери не соответствуют Евангелие и святоотеческой литературе.
Светлана Ф. 1 января 2018, 22:42
Спасибо, о. Андрей за статью об одном из самых любимых моих писателей. Чесно признаюсь, Маленького принца я не воспринимала ни в детстве, ни потом. Значительно позже прочитала "Планету людей". Я никогда не рассматривала Экзюпери с христианской точки зрения. Но знаю, эта книга настоящая! Это не просто эмоция, это и мой личный опыт. То, что он пишет там -правда. Сейчас, я с легкостью бы рассталась с многими книгами, некогда увлекавшими меня, а с этой нет.
Сергей 4 мая 2017, 18:48
Читал эти книги в далеком детстве и не осознавал всех этих истин, а она, оказывается, ими полна!Нужно будет к ним вернуться и перечитать. Особенно для меня прозвучало "Когда мы начинаем себя жалеть и беречь, то уподобляем­ся старому чиновнику ...". Давайте ценить свои семьи и отдавать им то, что от нас ждут, чтобы у нас уже "нечего было отнять".
Борисъ 2 мая 2017, 15:37
Спасибо за интересную статью, помощи Божией для написанию других трудов
Наталья 4 апреля 2017, 13:45
Спасибо о. Андрей. Перечитаю эту книгу
Stas Man31 марта 2017, 19:02
Спасибо!
Евгений29 января 2017, 13:06
Маленький принц добровольно ушел из жизни, поэтому христианам эту повесть нужно читать очень осторожно.
Елена 24 января 2017, 13:41
Конечно "Маленький принц" пришел к нам из детства, но теперь, когда жизнь переосмыслена, когда ни минуты не живешь без веры в Господа нашего Иисуса Христа, воспринимаешь произведения известных писателей совсем по другому.Спасибо, отец Андрей, что наставляете нас на путь Истины!
Фёдор24 января 2017, 00:08
Надо бы перечитать. Спасибо, о.Андрей!
Наталья23 января 2017, 22:37
"Мы перестали давать. Но если я готов дать лишь самому себе, я ничего не получаю, потому что не создаю ничего такого, от чего я неотделим, а значит, я – ничто. И если от меня потребуют, чтобы я умер ради каких-то выгод, я откажусь умирать. Выгода прежде всего повелевает жить. Какой порыв любви окупит мою смерть? Умирают за дом, а не за вещи и стены. Умирают за собор – не за камни. Умирают за народ – не за толпу. Умирают из любви к Человеку, если он краеугольный камень Общности. Умирают только за то, ради чего стоит жить."
Антуан де Сент-Экзюпери "Военный летчик"
Наталья23 января 2017, 22:36
"Так мы потеряли Человека. А потеряв Человека, мы лишили тепла то самое братство, которое проповедовала наша духовная культура, потому что братьями можно быть только в чем-то и нельзя быть братьями вообще. Делиться с кем-то еще не значит быть ему братом. Братство возникает только в самопожертвовании. Оно возникает в общем даре чему-то более великому, чем мы сами. Но, подменив этот корень всякого истинного бытия бесплодным измельчанием, мы свели наше братство просто к взаимной терпимости."
Антуан де Сент-Экзюпери "Военный летчик"
Анатолий23 января 2017, 21:20
Острая потребность духовного развития, к сожалению, часто приходит когда одышка уже не удивляет, для чтения нужны очки, а память не такая цепкая. На хрупком челноке самообразования в океане непознанного на пути к спасению страшно. Поэтому каждая новая публикация отца Андрея, видео с лекцией - глоток сухого горного воздуха в Крыму для больного астмой.
ТаняСем23 января 2017, 11:11
Прекрасные слова!!!Особенно сравнение нашего саможаления со старым чиновником,сразу рисуется неприглядная картина со "смрадным" запахом...Очень порадовало,что батюшка Андрей максимально приблизил нас простыми словами к главной Истине-Христу и то,что "топчемся на одном месте и ничего не получается"-тоже правда(это про меня),очень часто возникает у меня такое чувство,но как радостно было узнать,что это не так и теперь при любом унынии,четко знаешь-Христос рядом,надо только узреть сердцем!!!Помилуй мя,Боже и помоги!!!
Парень с улицы22 января 2017, 19:24
Не читал. Но одобряю. (с)
Марија22 января 2017, 04:35
Прекрасно сказано! Благодарю отца Андрея.
Алла22 января 2017, 00:21
Александр Андреев: "А нужен ли Богу этот астроном или музыкант?" Конечно, нужен, иначе зачем Бог дал ему талант?
АННА21 января 2017, 21:59
Очень рада, что среди священнослужителей есть такие, как о. Андрей.
Цитата: "Наверное, неправильн­о призывать всех к непрестанн­ой молитве, строгому отслеживан­ию своих помыслов, чтению исключител­ьно Евангелия или святоотече­ской литературы­. Безусловно­, всё это нужно, но требуется и нечто ещё. Речь идёт о накопленно­м опыте, скрытом в различных произведен­иях классическ­ой литературы­." подтверждает, что батюшка отдаёт себе отчёт, что все мы - РАЗНЫЕ,
Это радует неимоверно. Просто редкостный случай.
Сейчас всё чаще чувствую, как всех прихожан пытаются причесать одной гребёнкой.
Простите, обидеть никого не хотела. Поделилась собственными ощущениями.
Елена Шиловская21 января 2017, 15:28
"А это означает, что сам автор был человек добрый, а добрым может быть только христианин. " то есть человек может быть добрым и просто пока ещё не знать, что он на самом деле христианин?
Наталья21 января 2017, 00:55
Батюшка Андрей! Благодарна Вам за такую добрую статью. В литературе в мировой культуре действительно " прошито Евангельское слово" и только Сердцем - Оком Господа! Это слово прочитаешь. В 1984 году я жила в Ярославле. Видела закрытые храмы. И не видела Христа. Произведение " Маленький Принц" было для нас - студентов советского периода - мерилом Совести. Спустя годы, кто т ушел в комерцию, кто т в храм. И те и другие : служат или забегают в Храм. Но именно началось все с этой чистой ноты " зорко одно лишь сердце". Те кто Служит сердечно молятся за тех кто - забегает. Спасибо Вам! Дети наши, сами того не ведая, как и мы в свое время. Познают Евангельскую ответственность через слова Экзюпери.
Александр Андреев20 января 2017, 19:47
А вот у меня такой вопрос. "Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела,­ и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта,­ или поэта, или астронома,­ который, быть может, жил в тебе когда-то». А нужен ли Богу этот астроном или музыкант? Ведь Ему от нас нужно лишь одно (как учат святые отцы) - чистое сердце, которое очистить аскетической жизнью не так-то просто, и мирское здесь только мешает. Так где настоящее, правильное место творчеству земному? Ведь и каждому из нас, по святоотеческому преданию, одно лишь нужно - общение с Богом..
Иоанна_20 января 2017, 16:17
Есть и наша, русская пословица: "Сердце прежде глаз видит". Благодарю отца Андрея, статья хорошая, умная, но почему-то не люблю "Маленького принца". И дети мои, когда были маленькие, эту книжку не воспринимали.
Алексей20 января 2017, 15:57
"Во многие произведения христианские истины вшиты невидимыми нитями". Верно! Вот их и не видим - ни того, что эти нити суть абсолютные Законы Божии, ни Бога, который этими Законами открывается в душах-сердцах... Да что?!, читая Еангелие или находясь на богослужении, "мысли летают вольными птицами где попало"... Нет?
А видимых нитей, связывающих Бога с душой человека, либо не видим /это полбеды/, либо их действительно нет...
* Пример. Вот сейчас я совершенно забыл о ПРИСУТСТВУЮЩЕМ ЗДЕСЬ, С НАМИ ГОСПОДЕ: - ИИСУСЕ... А ведь "БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ"... О ДОБРОТЕ, О СМИРЕНИИ... ДА И О БЕЗДНЕ СВОЕГО ГРЕХА...
* ГОСПОДИ, ПРОСТИ...
Слава20 января 2017, 15:35
да, очень трогательное произведение Маленький принц. Только одно не понятно:маленький принц, чтобы улететь на свою планету дает себя укусить змею. То есть заканчивает жизнь по сути самоубийством. В чем здесь христианский аспект?не является ли это соблазном?
вячеслав20 января 2017, 13:59
Замечательные книги и для детей и взрослых. Маленькое замечание:" ..а добрым может быть только христианин" наверное неверно. Простите Батюшка.
Анна20 января 2017, 09:50
Знаю двоих, которые смотрят в одну сторону - сторону материального обогащения. Друг друга вообще не видят.
Заморина Елена 20 января 2017, 08:50
Добрый день! Низкий поклон, отец Андрей! Захотелось перечитать Экзюпери. Внимательно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×