Разъясняя притчу о сеятеле, Христос называет необходимое условие духовного плодоношения. Те, кто вникает в слова Спасителя и старается исполнять Его учение, прибегая к Его помощи, «приносят плод в терпении» (Лк. 8, 15). Всем людям многое приходится терпеть в своей жизни. Какое же терпение нам необходимо для обретения вечного блаженства?
Святые подвижники, достигшие высот духовного совершенства, единодушно утверждают, что в первую очередь нужно уметь терпеть самого себя и не отчаиваться, наблюдая свою неспособность исполнить евангельские заповеди. Надо мужественно признаться себе: я не святой, мне не по силам выдержать даже малые искушения — и не поддаваться унынию, не опускать руки, наблюдая свои духовные немощи, свое несовершенство. Иначе можно быстро утратить ревность к христианской жизни и решить: «Не получается у меня исполнять заповеди. Раз попробовал, другой — ну и ладно, сколько можно. Видно, это не мое. Я на это не способен, буду жить как все». Такие мысли приходят к человеку, который, только придя в Церковь, заранее для себя решает, что через год он должен достичь обожения, а если нет, то и незачем туда ходить.
В духовной жизни быстрого результата не бывает. Например, трудится человек в молитве, старается творить ее внимательно, благоговейно, но вдруг случается срыв, и он всё забрасывает, потому что чувствует в сердце сухость. Что ж, надо начинать сначала. Или же путем больших усилий удалось освободиться от какой-либо страсти, как казалось, навсегда. А она тут как тут, снова голову поднимает, мучает. Значит, надо опять начинать борьбу. «Доколе же так падать и вставать?» — спросил однажды молодой монах своего мудрого наставника и услышал в ответ: «До самой смерти».
Современная цивилизация настраивает человека на быстрый результат, и мы к этому постепенно привыкаем. Нам проще прочитать новости в социальных сетях, чем, скажем, святоотеческую книгу. Человек будет листать короткие сообщения в два-три предложения, потратит на это целый вечер, а до серьезной книги дело так и не дойдет, потому что ее чтение требует больших усилий и сосредоточенности. Ее надо читать неделю, две, месяц, а человек уже отвык понуждать себя к тому, что требует многого времени и усилий. Проще «нажать на кнопку» и получить результат, чем усердно трудиться.
Такое положение вещей характерно не только для нового времени. Поиск легких путей, достижения быстрых результатов начался с момента грехопадения. Господь дал человеку заповедь возделывать рай и достигать обожения. Это был длительный творческий путь, предполагавший немало преодолений и свершений. А дьявол сказал, что для достижения обожения достаточно съесть запретный плод и больше ничего не надо делать: сразу «будете, как боги» (Быт. 3, 5).
На таком же ожидании мгновенного результата всё построено и ныне. Только в современном мире открываются новые возможности, и люди ими пользуются, а сущность та же. Человек готов потратить массу времени на множество мелочей, на достижение мелких целей. Ему приятно осознавать, что он успел одно, другое, третье. При этом ему невдомек, что все его «успехи» скрывают от него единственную истинную цель, удаляют его от самого главного — единства с Богом, в Котором заключено величайшее счастье и невообразимое благо (см. 1 Кор. 2, 9).
Но это не тревожит человека, сознание которого поглощено суетой. «Всуе, напрасно, даром пропадают дни жития нашего для вечности, — вздыхал праведный Иоанн Кронштадтский, видевший, как осуетился христианский мир, от недостатка терпения оставивший верность Богу. — Всё о земном, житейском хлопочем, о вечности мало помышляем. Будущего Страшного Суда, будущего мучения и будущего блаженства, конца не имеющих, не воображаем себе. В каком-то духовном тумане все мы живем. Плоть и плотские страсти одолели всех. Дух угнетен, задавлен, затушен». Как современно звучат его слова!
Сегодня редко кто готов тратить много времени на трудоемкое дело, к тому же с неочевидным результатом, даже несмотря на высокую оплату, если она будет произведена нескоро. Надо признать, что духовная жизнь и есть именно такое дело. Устроением своей вечной участи надо заниматься до последнего вздоха, не рассчитывая увидеть плоды в этой жизни. Все земное пройдет, как говорил царь Соломон о человеческой жизни: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл. 5, 14). Что же останется у нас, чтобы достойно предстать перед судом Христовым? Вот в чем вопрос!
Сын Божий сделал абсолютно всё, чтобы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Но воспользоваться Божией милостью и принести духовный плод можно, только прилагая веру и труд в терпении.