Пресвятая Богородица Своим духовным подвигом является для нас словно Идеальным Православным Христианином. Ее душа, или, лучше сказать, жизнь Ее души – пример для всех нас. Нужно, мне кажется, понять, что Дева Мария – это не только Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, не только образ с древних икон, но и реальный живой человек: дышавший, вкушавший пищу, радовавшийся и страдавший, плакавший и смеявшийся.
Но в чем же в таком случае состоял подвиг духовный этого человека? Почему именно Она стала Богородицей, т. е. Матерью Бога – Девой, Способной вместить в Себе огнь поядающий – Самого Господа? Что позволило Ей максимально по сравнению с остальными людьми приблизиться к Богу?
Ответ очевиден и прост – смирение. Смирение как основная добродетель, соделывающая человека богоподобным. Разберем с Божьей помощью подвиг смирения Пресвятой Богородицы на примере Благовещения. Напомним, что эта история помещена в Священном Писании Нового Завета в Евангелии от Луки (см. Лк. 1:26–38).
По церковному преданию, в момент появления перед Пречистой святого Архангела-благовестника Гавриила Дева Мария читала стих из Книги пророка Исаии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). В переводе с еврейского языка имя Еммануил обозначает «С нами Бог», т. е. пророк прямо говорит о том, что Дева родит Бога. Когда Пресвятая Богородица прочитала это место, то подумала о том, как хорошо бы Ей быть рабыней или служанкой этой великой Девы и таким образом послужить Самому Богу. У Нее даже и в мыслях не было, что это Она – избранная Дева. Нет. Она думала только лишь о том, как услужить этой великой Деве вплоть до мытья полов и стирки и прочего, так велика в Ней были жертвенная отдающая Себя до конца без остатка любовь к Богу. И именно в данный момент Пречистой является святой Архангел Гавриил и объявляет Ей, что Она эта избранная Дева. В момент величайшего Ее жертвенного смирения снисходит на Нее величайшая Божья благодать. Не это ли урок для всех нас?! Ведь часто человек, наоборот, пытается не унизить себя, но возвысить, и таким образом его душа несчастная наполняется не Богом, но собой и все нарастающим страданием от этого искажения.
Что же такое смирение? Святые отцы определяют его из двух составляющих – волевых усилий человека, созидающих душу в двух направлениях. Первое – почитание себя хуже других. И второе – приписывание своих достижений, добрых дел, внутренних и внешних побед не себе, но единственно Богу. Эти два волевых направления и соответствие жизни нашего внутреннего мира им и являются датчиками для нас, которые показывают, удаляемся ли мы от смирения как единственной двери, через которую входит человек в дом Божий, или приближаемся к нему.
Далее обратимся с Божьей помощью к истории Благовещения Пресвятой Богородицы…
Святой Архангел Гавриил говорит Деве Марии совершенно, казалось бы, фантастическую историю о том, что Она должна зачать во чреве от Духа Святого и родить Сына – Иисуса (в переводе с еврейского «Спаситель») и остаться при этом Девой и по рождении. Вспомним почти параллельную историю с великим пророком, ученым-богословом и отцом святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Захарией. Ему также явился святой Архангел Гавриил (см. Лк. 1:5–25), объявив волю Божию о рождении Иоанна. Великий ученый и святой не поверил словам Архангела, за что и был наказан немотой, разрешившейся только с исповеданием его веры после рождества Иоаннова (см. Лк. 1:57–80). Но Дева Мария своей простой почти детской верой принимает волю Божию безоговорочно, ничуть не колеблясь в ней. Она говорит: «Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Какое святое детство! Какая святая наивность и простота! Какая пронзительная чистота и бесхитростность, и послушание со смирением в этом «Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему»!
И как часто нам не хватает этого в жизни – искреннего убеждения сердец наших, состоящего в радостном трепетном и добровольном подчинении воле Божией: «Се, раб Господень: да будет мне по слову Твоему, Боже! Во всем, во всем, что Ты мне даруешь в жизни».
И когда в сердце человека поселится это добровольное рабство Богу, он получит, как ни парадоксально это звучит, величающую свободу в союзе с Всевышним. И усилие смирения в нем самом откроет в сердце и душе дверь для того, чтобы на него излились множественные и благодатные Дары Святого Духа!
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Святой Архангеле Гаврииле, моли Бога о нас!
Очень полезно читать жития и творения святых отцов Церкви.