Тюремное служение для священника, пожалуй, одно из самых тяжелых. Ведь дело приходится иметь с теми, кто, попав на дно жизни, огрубел, ожесточился, ушел в себя. Однако каждый из них был и остается человеком. И большинство, несмотря ни на что, ищет свой путь ко спасению. А иначе как можно объяснить тот факт, что всякий раз, переступая порог закрытого учреждения, батюшке приходится разгребать огромную кипу заявлений, которые подали те, кто хотел бы попасть к нему на исповедь? Перед началом Великого поста председатель отдела тюремного служения Читинской епархии протоиерей Сергий Комков и его заместитель иерей Алексий Янковский посетили следственный изолятор №1 Читы, где совершили покамерный обход, побеседовали с верующими подследственными и напутствовали всех на Великий пост, ответили на вопросы. С темы поста началась и наша беседа с отцом Алексием Янковским, который три с половиной года несет это нелегкое послушание.
Как проходит Великий пост в местах заключения? Как нам представляется, питаться постной пищей там не получается (или и это возможно?), тогда на чем строится соблюдение поста заключенными?
– Церковь разрешает послабления в посте тем, кто находится в местах заключения, наряду с теми, кто путешествует. Я ребятам говорю: «Главное поститься не брюхом, а духом». Ведь, в основном, что там встречаешь у людей? Отчаяние, уныние, ожесточение, нежелание общаться, даже нежелание жить. Дров наломают, а потом… Но там также есть время подумать о Боге. Я им говорю: когда можно жить, дышать, мыслить, отчаяние не должно порабощать. И пусть человек упал в самую глубину, но, живя в этом мире, у него есть надежда на раскаяние, а Бог кающихся прощает. Вот об этом я говорю с ними.
А сколько храмов или молельных комнат окормляет Читинская епархия и Вы лично?
– Епархия окормляет ИК-3 на ГРЭСе, ИК- 4 на улице Верхоленской, ИК-5 в поселке Антипиха. Это три исправительных колонии. И еще следственный изолятор №1 Читы.
А в исправительных колониях только мужчины?
– У нас в исправительных колониях находятся мужчины, женская колония одна – в Нерчинске (это Нерчинская епархия), а здесь, в Чите, женщины только в следственном изоляторе.
И в каждом учреждении есть молельная комната?
– В следственном изоляторе на праздник Сретения Господня мы открыли небольшой духовно-культурный центр, нам там выделили три помещения и коридор. Одно – под библиотеку и для просмотра видеофильмов духовных, другое – спортивное, где поставили теннисный стол, и третье помещение – под молельную комнату. Сейчас хотим на сайте «Начинание» попробовать организовать сбор средств для этого духовно-культурного центра на приобретение духовной литературы и видео для несовершеннолетних.
Это все в следственном изоляторе?
– Да, там есть старая молельная комната, и вот выделили еще одну в другом корпусе.
То есть одной было уже мало?
– Да.
С какими трудностями приходится сталкиваться священнику в этом служении?
– Одна из проблем – это нехватка кадров личного состава исправительной системы. Для того, чтобы человека привести в молельную комнату, ему нужно выписать пропуск, и надо, чтобы его сопровождали не менее двух сотрудников. А народу-то в следственном изоляторе много сидит – более двух тысяч человек, за год проходит десять тысяч с лишним. Конечно, я не успеваю со всеми встретиться. Вот берешь заявление и говоришь: «Давайте этого ко мне», Но пока выпишут пропуск, пока приведут, не меньше полчаса пройдет, а пока с ним поговоришь – глядишь, еще час… Получается, что до обеда двух примешь, после обеда – еще двух. Я был на Рождественских чтениях, так в Москве и Питере все совсем по-другому: там везде храмы стоят, и батюшки служат не по одному, а по трое, по четверо. А нам, чтобы всех окормлять, надо каждый день туда как на работу ходить.
Сложный объект… Ничего не запланируешь. Случаются нередко форс-мажоры: ребятам пообещаю, что приду исповедовать и причащать, а, бывает, что и попасть к ним не можешь…
А где-то есть храм?
– Есть один храм в ИК-3 на ГРЭСе, церковь Казанской иконы Божией Матери. Там проще: заключенным заранее объявляют, что пришел батюшка, и желающие свободно приходят. Мы обязательно совершаем водосвятные молебны.
А вот в следственном изоляторе сложно собрать даже двоих, потому что выводят только по одному. Но пишут записки о здравии и об упокоении, я забираю их и, когда служу (а служу я в женском монастыре), там читаем молимся за них. Есть больница для тяжелобольных, страдающих туберкулезом – бывало, что после исповеди и причастия люди поднимались, реально им это помогало. Врачи на них крест ставили, а милостью Божией они вставали… И в ИК-5, и в СИЗО было такое, что после Таинства крещения люди поправлялись.
А начальство не препятствует заключенным посещать часто молельные комнаты?
– Нет, все «за». Ведь от этого только положительный эффект: люди становятся спокойнее, и это заметно. У них нет никаких замечаний. Кто-то из заключенных даже старается поститься, но я их останавливаю, говорю, лучше давай с грехом бороться.
По просьбе руководства УФСИН мы проводим духовно-нравственные беседы с личным составом, главным образом, рассказываем про основы Православия.
Наверняка у Вас в памяти остаются истории, как люди, попав за решетку, приходят к Богу и вере…
– Да. Есть, например, человек по имени Евгений, на свободе он никогда не был на литургии. А попав в Антипиху, стал старостой в молельной комнате (там у нас комната во имя Анастасии Узорешительницы), и такой активный: каждый день читает утренние и вечерние молитвы, акафист. Сейчас его перевели в ИК-4, так он и там тоже стал старостой. Умеет вокруг себя организовать, катехизировать, в общем, очень из него неплохой нам помощник получился.
В дни Великого поста, вероятно, особенно много желающих принять крещение?
– Сейчас в следственном изоляторе находится много молодежи, несовершеннолетних. Страшные преступления совершают: убийства, грабежи с особой жестокостью. В основном, с периферии Забайкальского края их сюда привозят для дальнейшей отправки в зоны. И многие перед отправкой просят их крестить. Но ведь сейчас с каждым нужно не менее двух огласительных бесед проводить перед крещением, а сделать это с ними очень сложно: один раз придешь побеседуешь, в другой раз придешь, а половины нет – уже отправили, там же текучка большая.
Но если я вижу, что человек принял это решение не формально, что это серьезный выбор, тогда могу сразу покрестить, если же заметно, что у него какое-то потребительское отношение к Богу, типа «на удачу», или чтобы срок дали поменьше, тогда разговариваю с ним подольше, ведь крещение – это спасение души…