Православные христиане знают, что душа человека бессмертна, что Бог дарует нам возможность спасения, вечной жизни. Поэтому вопрос «Как спастись?» всегда был для христиан одним из самых главных. О том, кто же может спастись и как это сделать, как обрести живую веру и укрепиться в ней, мы беседуем сегодня с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
— Владыка, что входит в понятие спасения? Можно ли сказать, что спасение — цель христианской жизни?
— Под словом «спасение» мы понимаем внутреннее делание в христианской жизни. Для того, чтобы осознать необходимость спасения и назвать Христа Спасителем, нужно, прежде всего, очень точно понимать, в каком состоянии ты находишься. Ведь если человек считает, что в его жизни все замечательно (ну, разве хотелось бы еще что-то приобрести в материальном плане), и если говорить ему о спасении, о Спасителе — он пожмет плечами и скажет: «А зачем, от чего меня спасать-то?». Понимание необходимости спасения приходит только к человеку, имеющему, по слову преподобного Паисия Святогорца, «добрую обеспокоенность», которая и является отличительной особенностью христианина.
Христианин — это человек, который должен постоянно вглядываться в свое внутреннее зеркало. Мы знаем, что часто смотреться в обычное зеркало не совсем хорошо: это говорит о несерьезности человека. Но вот во внутреннее зеркало — зеркало своей души — всматриваться нужно обязательно: где я нахожусь и что со мной происходит? И если человек приобретает навык внимательной внутренней жизни, он понимает, что происходит с ним что-то не очень хорошее. Это выразил еще апостол Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). И прибавил: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24).
Если человек ведет внимательную внутреннюю жизнь, наблюдает за собой, за своими попытками сделать добро и тем, что из этих попыток выходит, — он понимает, что здесь какая-то проблема, которую сам он не может решить. Человека нужно спасти от его грехов — и спасает его Господь, Которого мы называем Спасителем.
Вообще, цель христианской жизни — это пребывание с Богом. Наверное, можно сказать, что спасение — синоним, иное название этого состояния. Спасение души — это возрождение ее в первозданном виде, в том, каком человека задумал и создал Господь. Это восстановление от падения, от той бездны, в которой находится каждый человек независимо от его желания. Жизнь с Богом невозможна без исправления души. Поэтому в таком ракурсе можно сказать, что спасение является целью христианской жизни.
— У святых отцов говорится, что наука о спасении — самая трудная. Всем ли она доступна? В чем она состоит?
— Она становится доступной тем, кто учится. Действительно, есть известное святоотеческое выражение о том, что наука из наук — это наука о спасении. Самое трудное дело в ней — это молитва. Еще отцы говорят: «Отдай кровь и прими Дух». Для того, чтобы получить некие духовные дарования, человек должен трудиться, образно выражаясь, «до крови» — то есть с максимальными усилиями, насколько это возможно.
— Если человек приходит в храм и спрашивает: «Как мне спастись?»,— что ему ответить?
— Жить христианской жизнью. Жизнь в Боге, в лоне Церкви, жизнь по вере, по евангельским заповедям, участие в церковных таинствах — это и есть спасение.
— И еще об одном понятии хотелось бы Вас спросить, Владыка. Мы очень часто слышим или употребляем слово «благодать». Например, побывали у какой-то святыни — и говорим: «Какая благодать!». А что на самом деле обозначает это слово?
— Благодать — это сила Божия, которая изливается на людей, участвующих в церковных таинствах. Это сила, которая таинства совершает. Ведь что такое таинства? Это некие действия, в которых таинственным, необъяснимым, непостижимым для нас образом в обычных земных событиях действует Сам Бог. Скажем, при рукоположении во священника или диакона архиерей читает такую молитву: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая пророчествует (имя) во диаконы» или «во пресвитеры». Что это значит? Божественная благодать, то есть сила Божия, врачует человеческие немощи и восполняет то, чего в человеке недостает. Божественная благодать прощает человеку грехи в таинстве исповеди, и так далее. Собственно говоря, само слово «благодать» в данном случае обозначает действие силы Божией в мире, в Церкви, в душе и сердце человека. И когда человек посещает какое-то святое место, участвует в богослужении, причащается, то он вполне имеет право сказать, что почувствовал благодать.
Конечно, иногда сюда примешиваются и обычные человеческие чувства. Какие-то положительные эмоции могут сопутствовать этому ощущению благодати. Но все-таки чаще всего эти добрые ощущения — видимое проявление действия силы Божией в мире. Если бы люди не ощущали в храме присутствия Божия, благодати Божией, то церкви опустели бы много веков назад. Потому что, представьте себе: пришел человек в храм — ну, красивое здание, хорошо поют. Постоял, послушал, ушел, ничего не изменилось… Давно уже пусто было бы в наших храмах. Однако Господь влияет на сердце человека, и человек ощущает это. Недаром еще говорится, что молитва — не монолог, а диалог. Господь отвечает молящемуся, и этот ответ полнее всего, адекватнее всего чувствует человеческое сердце.
— Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни — стяжание Святого Духа. Но может ли обычный человек, мирянин, этого достичь?
— Да, если он будет жить так, как жил преподобный Серафим Саровский. Он ведь тоже поначалу был мирским человеком, потом пришел в монастырь и начал там подвизаться. Думаю, что и сегодня есть люди, у которых получается стяжать благодать Святого Духа. Я знавал старых людей, которые имели дар постоянной молитвы, которые могли молиться везде — и дома, и на улице, и в храме, и которые действительно всегда пребывали с Богом. Собственно говоря, стяжание благодати Святого Духа и помогает человеку измениться, исправиться. Иначе он будет совершать, как говорится, сизифов труд: покатил тяжелый камень наверх, на гору — он упал, опять покатил — опять упал... И так всю жизнь. Но человек, который упорен в своих трудах, достоин уважения. И думаю, что и такой труд в духовной жизни не остается без награды, ведь Господь «и намерение целует».
Стяжание Святого Духа — это стяжание любви по отношению ко всем людям и готовности буквально пойти на смерть ради Бога. Такие свойства приобретает тот, кто молится Богу и старается изменить свое сердце для того, чтобы самому сделаться храмом Святого Духа. Подобное приходит к подобному. В нечистом, в оскверненном сердце Господь не живет.
— Владыка, у нас много вопросов на эту действительно важную тему. «Недавно на одном из православных сайтов я прочитала интервью одного старого священника. Он сказал, что раньше люди гораздо серьезнее относились к своему спасению. Эти слова меня очень задели. Действительно, не потому ли сейчас так много теплохладных людей, к которым, к сожалению, я могу отнести и себя? Что с этим делать? Наталия»
— Если есть осознание собственной теплохладности, надо бороться. Надо браться за себя — это единственный способ, и молиться Богу. Никакие умные советы, книжки, слова и прочее тут не помогут.
Действительно, мир изменился. Я уже начинаю ощущать себя, скажем так, немолодым человеком. И вспоминая церковную жизнь тридцати-, сорокалетней давности и тех людей, с которыми мне приходилось встречаться, я могу сказать, что что-то меняется. И вправду есть признаки того, что в наше время люди становятся теплохладными по отношению к своему спасению, по отношению к вечности.
Тому есть много причин, и не последняя из них — это жизнь в информационном обществе. Ведь наше внимание, голова, сердце забиты до последней возможности самой разной, причем на 80–90 % бесполезной, информацией. Это, конечно, влияет не только на отношение к Богу, но и на отношения с людьми. Один умный человек сказал, что в нашем мире выживет тот, кто сможет оградить себя от ненужной информации. Замечательные слова, я с ними согласен.
— «Как обрести живую веру, всем сердцем и душой полюбить Христа? Чувствую, что пока моя вера держится на разуме и как бы долге, что нужно исповедоваться, причащаться и жить по заповедям. Приходя в церковь на праздники, восхищаюсь людьми, как они искренне радуются празднику, их светлыми лицами, но сама я не чувствую в своей душе такой же радости и трепета. Мария»
— Думаю, что просто есть разные люди. Есть те, кто воспринимает окружающий мир больше прагматически, головой — а есть люди, которые воспринимают все сердцем. Наверное, Мария относится к первому разряду. Бывает, что сердце человеческое не очень развито в этом отношении и не умеет непосредственно, по-детски воспринимать окружающее. Это не недостаток, это особенность характера. По этому поводу не стоит слишком унывать. Ну что ж, если разум является основным средством познания мира — это нормально, ничего страшного. Надо молиться, надо очень честно, искренне, глубоко повергать пред Богом, в том числе, и это свое чувство. И Господь, если это нужно человеку, поможет: в какой-то момент эта пелена может спасть, и человек увидит все уже очами сердца. Это очень ценное качество, и надо просить Бога, чтобы Он его раскрыл.
— Следующий вопрос, Владыка, адресует Вам Анна: «Недавно умер отец моей подруги. Он был очень хорошим человеком, по-настоящему добрым, порядочным, ответственным, но, к сожалению, неверующим. Он задумывался о вопросах веры, но не мог получить на них ответа. И я знаю нескольких подобных случаев. Уважаемый Владыка, хотелось бы вас спросить, могут ли спастись хорошие люди, если они неверующие? Почему так сложно обрести веру, узнать Бога? Может быть, это не каждому доступно?»
— Никто из нас не обладает такими «приборами», чтобы определить: «Вот этот человек спасется, а этот — нет». Здесь судьбы Божии. Господь знает, чего достоин каждый человек. Это во-первых. Во-вторых, наши оценки часто необъективны. Человек может быть очень хорошим, но, возможно, у него есть особенности, которые мешают ему прийти к Богу. И здесь может быть огромное количество вариантов.
Думаю, что надо руководствоваться словами апостола, который говорит о том, что и язычники, которые поступают по совести, угодны Богу (см.: Деян. 10, 35; Рим. 2,15)). А совесть — это голос Божий в сердце человека, любого — и христианина, и не христианина. Поэтому вопрос о спасении мы всегда оставляем на волю Божию. Мы не знаем, кто спасается. Человек может быть максимально достойным, может в церковь ходить каждый день. Но можно ли утверждать, что он обязательно спасется? Этого сказать не может никто.
Что касается обретения веры — это доступно абсолютно каждому, но нужно очень сильно этого захотеть, нужно трудиться. Вера — не что-то такое, что спускается с неба на человека и овладевает им независимо от его воли, сознания и сердечного расположения. Вера — плод труда человека над собой. Так же, как и любовь. Вспомните, мы с вами уже не раз говорили о любви, отвечали на вопрос: что делать, если нет любви? Если человек понимает, что нужно любить — но не может, не любит? И мы приводили святоотеческий совет: если даже пока нет любви, нужно делать дела любви. То есть надо поступать с человеком, который рядом с тобой, так, как если бы ты его любил — не обижать его, заботиться о нем, терпеть его недостатки, и так далее. И тогда чувство любви постепенно может возгореться в сердце человека. Точно так же и здесь: надо делать дела веры.
— «Говорят, что без Церкви нет спасения. Но ведь и среди неверующих и иноверных бывают люди, которые сделали много доброго или даже пожертвовали собой ради других, как Януш Корчак. Не хочется думать, что они погибли, в этом есть несправедливость»,— считает Андрей.
— У Бога нет и не может быть никакой несправедливости. Давайте не будем решать за Бога такой сложный вопрос — о спасении кого бы то ни было. Я думаю, что для каждого из нас более чем достаточно заботиться о собственном спасении и делать для этого все возможное. Если мы христиане, если для нас вечность — не просто образное понятие, а реальность, которая нас ждет, то мы должны сами стремиться к этой вечности и нашему спасению.
— Наверное, можно молиться за тех людей, за которых Андрей так горячо переживает, и уповать на Божие милосердие?
— Да, нужно уповать на Божие милосердие. И если есть желание помолиться о человеке некрещеном, можно молиться о нем своими словами, в своих домашних молитвах.