Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

Сакрализация алкоголя недопустима

Валерий Доронкин

Источник: Интерфакс-религия

По инициативе Русской Православной Церкви в 2014 году было восстановлено празднование Всероссийского дня трезвости. Существует ли на самом деле культура пития и как Церковь может помочь избавиться от алкогольной зависимости, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости синодального Отдела по благотворительности Валерий Доронкин.

    

- Валерий Константинович, может быть, нужно не бороться за трезвость, а воспитывать у людей культуру пития? Бутылка хорошего вина за ужином при свечах, а не дешевая водка, которую закусывают консервами?

- Я считаю, что нужно не бороться с алкоголем, а заниматься популяризацией трезвого образа жизни.

К сожалению, у нас в обществе сложилось неправильное отношение к алкоголю. Мы заражены убеждением в безвредности, безопасности и допустимости регулярного употребления алкоголя. Реклама показывает взрослых, успешных и выпивающих "всего бокал" людей - это соблазн для детей, молодежи и тех, кто уже имеет алкогольную зависимость.

Культура употребления алкоголя, о которой вы говорите, это миф, такой же, как и миф, разрушивший здоровье и унесший огромное количество жизней наших соотечественников - "русские после первой не закусывают". В нашем обществе, к сожалению, произошла некая сакрализация алкоголя. Сколько ситуаций, в которых якобы никак нельзя не выпить: родился ребенок - надо "обмыть пяточки", хороним человека - надо "помянуть" рюмочкой. Но это не культура, а субкультура. В армейских структурах тоже много таких ритуалов - это и "звездочка" на погоны на дне стакана, и "фронтовые 100 грамм". Я уверен, что героизация, романтизация алкоголя недопустимы.

Мусор - это тоже культурный слой. Через миллионы лет археологи проведут раскопки, найдут бутылочное стекло или крышку от портсигара, и историки напишут, что алкоголь и табак были важными элементами культуры людей XXI века. Но мы же понимаем, что выпить и покурить - это не культура в хорошем смысле слова.

- То есть умеренного употребления алкоголя не существует, и даже от бокала вина надо отказаться?

- Отказываться ли от этого бокала - вопрос личного выбора. Бокал вина - красивый образ, яркая метафора, но Россия - географически не "винная" страна, у нас люди гибнут от других, совсем не благородных напитков. Я с детства мог наблюдать, во что человека превращает алкоголь, и видеть это было достаточно болезненно. Самые безобразные сцены в моей памяти связаны с употреблением алкоголя: ссоры, драки. Я помню, как дядя обращался со своей мамой, моей бабушкой: когда уже был не способен сам зарабатывать, не было сил идти за алкоголем, и он вынуждал ее покупать выпивку всякими унизительными способами - угрозами, криком. Потом он умер от пьянства.

Но все это не оградило меня от собственных алкогольных экспериментов, потому что взросление пришлось на кризис, смену эпох: я оканчивал школу в 1991 году. В нашей стране подростки достаточно рано начинают пробовать алкоголь, и эта чаша не миновала ни меня, ни моих одноклассников. Все то, что я потом читал в профессиональной литературе об употреблении алкоголя подростками, было классикой в отношении меня и моих друзей: пили для того, чтобы чувствовать себя своим в компании, чтобы раскрепоститься. В среде моих сверстников алкоголь был социальным адаптогеном, который позволял налаживать взаимоотношения. Обычно в период кризиса, на сломе эпох в воздухе носится тревожность, неустроенность, непонимание будущего - многие люди старшего поколения в этот период просто спились.

Многие ровесники и друзья были подвержены алкогольной зависимости, они умерли буквально на моих глазах. Мой друг насмерть разбился на автомобиле после вечеринки у меня дома, буквально в пятистах метрах от моего дома. Мне пришлось сообщать его родителям о его гибели. Близкие друзья и одноклассники тонули в этой круговерти нетрезвой жизни, связанной сначала с алкоголем, а потом у многих и с употреблением наркотиков. В то время был доступ к "легким" деньгам, на образах кино, ставшего доступным, создавались безнравственные модели поведения, хотелось соответствовать тому, чему не нужно было соответствовать: под этим влиянием один знакомый покончил жизнь самоубийством. Мало кто из сверстников смог найти себя, многие потерялись в этой жизни, а помогал им в этом алкоголь.

- Церковные спикеры в последнее время часто высказываются на тему борьбы с алкоголизмом. Владимир Легойда, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, считает рекламу безалкогольного пива "лицемерием производителей алкоголя", а председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион предложил повысить цены на алкогольную продукцию. Какие меры, по вашему мнению, могут способствовать решению проблемы алкоголизма в России?

- Согласитесь, очень мало людей, которые любили бы безалкогольное пиво и при этом не любили обычное. Недаром в реабилитационных программах в первые годы трезвости есть запрет на любое упоминание напитка, потому что это провоцирует на употребление алкоголя, то есть эти абстракции, эта реклама провоцирует людей с алкогольной зависимостью. А тем, кому временно нельзя употреблять алкоголь, - водитель автомобиля, беременная женщина, - подсовывается идея якобы "более здорового" напитка, но на самом деле человек остается в лапах пивного бренда. Сегодня он пьет пиво с 0% оборотов, а завтра - с 5-7%, то есть пиво без алкоголя - это просто нишевой продукт для употребляющих алкоголь. Это абсолютно лживая история.

Я считаю, что нужно ужесточать меру ответственности за нарушения антиалкогольного законодательства: за изготовление фальсификатов, продажу алкоголя без акцизных марок и так далее. Некачественные и кустарные продукты не должны находиться в продаже. Повышение цен на алкоголь - мера правильная и совершенно уместная, а неправильно - считать наших людей маргиналами, которым обязательно нужна дешевая водка.

Работают ли запретительные меры? Никто не может запретить людям совершать глупости и плохие поступки, но это не значит, что общество не должно, например, реагировать на преступления или заниматься профилактикой преступности. Алкоголь - одно из средств, которое усугубляет преступную ситуацию в обществе. Нужно воспитывать личную ответственность, в том числе и за употребление алкоголя. Если алкоголь убивает россиян, к примеру, на дорогах и за рулем автомобилей, то совершенно правильные меры - запрет продажи алкоголя на автозаправках, на остановках и так далее. Ограничительные меры объективно, по конкретным показателям влияют на снижение количества алкогольных психозов: с 2012 по 2016 годы их число уменьшилось на 26%.

Часто можно услышать мнение, что запреты не нужны, говорят, запрети продажи - люди начнут гнать алкоголь в домашних условиях. В 20-30-е годы прошлого века ввели хорошие меры: участковый милиционер получал материальное вознаграждение за изъятые самогонные аппараты, и поэтому их у населения очень быстро изъяли.

- Можно вспомнить и горбачевский "сухой закон" 1985 года.

- Этот закон возник не на пустом месте, но он не совсем правильно реализовывался. У людей отняли любимую игрушку, и многие огорчились. Не было вложений в то, чтобы сделать идею трезвости популярной. Это первая проблема, а вторая, которая и сегодня есть в нашем обществе, это неумение признавать свои ошибки, брать ответственность за эти ошибки. Правительство видело, каков уровень алкогольной деградации общества и процент смертности от алкоголя, поэтому неуклюже попыталось решить эту проблему.

Но что интересно: даже сегодня у многих из нас примитивная реакция на тот "сухой закон". До сих пор идут разговоры о виноградниках, которые необоснованно вырубили из-за этого закона. При этом есть четкие цифры статистики: смертность из года в год составляла два миллиона человек, а за время существования в СССР антиалкогольной кампании уменьшилась на миллион. Помимо этого, тогда серьезно выросла рождаемость, а в нашей исторической памяти почему-то осталось только то, что вырубили виноградники. Это передергивание фактов. Я не берусь оценивать проблему виноградников, но то, что миллион человек остался жить, для меня гораздо важнее.

- А как вы оцениваете сегодняшние успехи, достаточно ли делают государство, Церковь и общественные организации в этом направлении?

- В работе с зависимостями есть две стратегии, одна без другой не могут работать - это снижение предложения (ограничение продаж по возрасту, времени и месту) и снижение спроса, чтобы люди меньше хотели употреблять алкоголь. Вторая стратегия более сложная в выполнении, и как раз популяризация трезвого образа жизни - это и есть стратегия снижения спроса, чтобы люди осознанно и самостоятельно выбирали отказ от алкоголя.

Сегодня в этом направлении реализуются многие общественные проекты, предпринимаются меры на уровне государства. Важно дать муниципальным образованиям возможность вводить запрет на продажу алкоголя в тех поселениях, где люди это поддерживают. Я думаю, во многих регионах это будет хорошо воспринято населением. У нас есть пример Якутии, в которой при поддержке правительства республики уже почти 150 населенных пунктов приняли ограничения по продаже алкоголя или ввели полный запрет. Результатом стало то, что в республике снизилась преступность, развивается предпринимательство, повышается социальная активность населения, и сегодня Якутия в этом отношении - пример для других наших регионов.

- Всероссийский день трезвости по инициативе Церкви был восстановлен в 2014 году спустя 100 лет, теперь мы ежегодно отмечаем его 11 сентября. Чем День трезвости-2017 будет отличаться от предыдущих?

- И в Москве, и особенно в регионах мы видим большой интерес к популяризации трезвого образа жизни - в Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Саратове и других городах. В прошлом году учреждения культуры в регионах откликнулись на проведение Дня трезвости без всякой "команды сверху": в праздновании принимали участие многие библиотеки, дома культуры, проводились различные выставки и другие мероприятия. Городские парки, рекреационные территории выделяли общественным организациям пространство для проведения концертов, флэшмобов. К ним подключаются учреждения профилактики и организации здравоохранения, которые рассказывают о последствиях употребления алкоголя и пользе здорового образа жизни.

В этом году Минздрав обратился за поддержкой к министерству образования, министерству культуры, Росспорту и другим федеральным ведомствам социальной направленности с предложением поддержать празднование Дня трезвости, поэтому мы ожидаем еще большей масштабности празднования и вовлеченности в него все большего количества людей.

Сегодня действуют более 4000 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив в Русской православной церкви. Более 500 православных организаций, в том числе более 60 реабилитационных центров, помогают алкозависимым и их родственникам на территории России.

Валерий Доронкин

Источник: Интерфакс-религия

11 сентября 2017 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 39 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татарин27 сентября 2017, 08:14
Тема очень важная. и статья хорошая. Сам был неприятно знаком с этой проблемой. Тут очень важно само понимание, что все плохо, решимость бороться и поддержка близких
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×