Каково население России, или О правильном образовании

    

Был я тут недавно в эфире одной телепрограммы на федеральном канале. Гости там — серьезные люди — говорили о серьезной проблеме: цифровой экономике будущего. И как к этому готовить школьников и студентов. Говорили, что мы сейчас все большие уходим от так называемого «знаниевого» подхода к компетентностному; то есть от образования знаний — к образованию практических навыков. Таких навыков, которые будут востребованы завтра. А поскольку главное, что мы знаем о завтра — это то, что мы не знаем, каким оно будет, то и навыки должны быть соответствующими: то есть учить нужно действиям в условиях неопределенности, нужно учить решать нестандартные задачи и так далее.

Все, в общем, правильно говорили. Так и есть. Нельзя сегодня в школе или в институте учить так, как учили раньше. Даже 10 лет назад. Не говоря уже о 20, 30 или, тем более, 50. И про учиться принимать решения в неожиданных, в сложных и непредсказуемых ситуациях – все абсолютно верно. К таким ситуациям надо готовить, причем, совершенно определенным образом.

Но и тогда в эфире программы, и сейчас я хочу сделать три оговорки. Очень важных, как мне кажется. Первая. Насчет образования знаний. Мы оправдываем свой отход от этой старой модели тем, что сегодня не надо хранить в памяти кучу всего, поскольку есть интернет, и гугл с яндексом. Доступ к сети становится все проще и качественнее, информации там все больше и так далее. Один вопрос: а что будет, если доступ этот вдруг исчезнет? Надолго или нет, не важно. Но пропадет. Совсем. Да ничего хорошего не будет. Знаете, когда я хочу взбодрить своих студентов, я им всегда говорю: «Выключили вам интернет — и вы беспомощны». Преувеличиваю, конечно, но действует.

Второе. Информации, действительно, больше и доступ к ней все проще. Но знания — это не информация. Знание — это еще и умение отделить полезную информацию от бесполезной, достоверную — от правдоподобной. И еще. Знание — это мировоззренческая категория. А мировоззрение не нагуглишь. Тут надо самому думать.

И третье… третье поясню на примере. Разговаривал недавно с одним студентом. Московского вуза. Чтобы никого не обижать, не буду говорить, какого. Студент-второкурсник. Говорили о разном, но в процессе разговора так получилось, что возник вопрос о населении России. Ну, сколько сегодня в России живет человек. Знаете, что он сказал? Семь миллионов. Сегодня. В России-матушке. Понимаете? Какие решения в нестандартной ситуации может принять этот человек? С любыми навыками. Да даже думать не хочется.

К чему это я? Да так — информация к размышлению.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена20 ноября 2017, 07:58
Спасибо большое за статью. Спасибо, что говорите об этом.
Владимир Легойда 7 ноября 2017, 18:57
Уважаемый Кирилл, я сам преподаватель вуза. "В поле" - с 1994 года. Так что...)))
АлександрГ. 5 ноября 2017, 14:02
Существует еще один аспект этой проблемы. Дело в том, что до головы, набитой компетенциями практически невозможно достучаться, ибо в ней просто отсутствуют нравственные, мировоззренческие категории мышления. Так как, они не вмещаются априори ни в одну компетенцию. Равно, как в компетенцию не вмещается то, что мы называем исторической памятью. На деле, отсутствие обратной связи в этих каналах, может привести к очень серьезной проблеме. Ибо, человек становится просто неуправляемым. Но есть и другая проблема. А что находится в разрывах между компетенциями? Там ведь тоже, существует определенный пласт знаний и навыков. Не овладев которыми, вперед не сдвинешься и не разовьешься.
Алина Колесникова 5 ноября 2017, 12:31
Спасибо за статью! Наше (?) образование давно в плену иллюзий. И в этом смысле, утверждать, что искусственный интеллект - наше будущее, все равно, что разрабатывать маршрут в "армагеддон". Потому и встает остро вопрос: наше ли это образование и для нас ли оно?! Но, пока, к сожалению, в ответ лишь "игры в будущее". Спаси Господи!
Кирилл 5 ноября 2017, 07:29
Все хорошо рассуждают, но на деле преподаватели находятся в таком прессинге, что там уже не до качества, а лишь бы ничего не случилось. Запредельная отчетность, совещания, оргвыводы и т.п. чушь. Где там до педагогики. Чуть что- уволить, наказать, лишить. Скоро на "земле" в полевой работе некому будет трудиться, все рвутся подальше от ответственности. Много проповедников о том как хорошо бы, надо бы, хотелось чтобы...Так давайте в народ, толку будет больше.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×