О системе молодежных банд АУЕ и социальной депрессии

Беседа со священником Евгением Старцевым

В последнее время в СМИ все чаще стала встречаться загадочная аббревиатура «АУЕ». Говорят, что так называют криминальную подростковую систему, неформальное объединение молодежных банд, которая уже получила устрашающе широкое распространение за Уралом, в том числе в Байкальском крае и Забайкалье. Об этом явлении и о том, какие причины ее породили, мы поговорили с протоиереем Евгением Старцевым, настоятелем иркутского Михаило-Архангельского Харлампиевского храма, организатором Крестного хода «Байкал – Дар Божий» и соорганизатором межрегиональной конференции, посвященной проблеме АУЕ, под эгидой уполномоченного по правам ребенка по Иркутской области.

Что значит АУЕ

– Отец Евгений, вы живете и служите в Иркутске и много ездите по области. Вам приходилось сталкиваться с явлением, которое называют сейчас АУЕ?

– К сожалению, да. Сегодня то, что называют АУЕ, мне приходится видеть не только в воспитательной колонии для малолетних преступников, которую я посещаю. Это уже стало практически сопровождающим нас в повседневной жизни явлением. Более того, я сталкиваюсь с этим с детства, потому что вырос в среде, в которой было достаточно много молодых людей, являвшихся носителями такого криминального духа и сознания. Правда, тогда это было все же заметно реже, и названия такого тоже не было.

– Географически, о каких областях и местах идет речь?

– Я живу в Иркутске и свое пастырское служение осуществляю в нашем городе и в Иркутской области. Также мне приходится бывать в Улан-Удэ. Я много общаюсь не только с малолетними преступниками, но и просто с молодежью. И о явлении АУЕ, при упоминании которого некоторые официальные и полуофициальные лица прячут глаза и делают вид, что такой проблемы не существует, мы знаем не понаслышке.

– Когда эта аббревиатура появилась, и как ее расшифровывают?

– Есть несколько вариантов. Например, «арестантский уклад един», или «арестантское уголовное единство». Аббревиатура появилась не так давно – может быть, несколько лет назад. Пришла она, как принято говорить, якобы из Забайкалья. Мне думается, что это не обязательно так. Эта криминальная идея могла родиться не обязательно за Байкалом. Просто в Забайкалье в силу разных обстоятельств, особенно экономических и социально-экономических, эта проблема стоит наиболее остро. Что уж греха таить, Забайкальский край переживает не лучшие времена в своей истории. Обстановка, которая там есть сейчас, способствует прорастанию и торжеству криминальных идей.

Причем это стало особенно актуально в последние годы. Если раньше криминальный мир в лице его молодежного крыла не был так агрессивно публичен, не заявлял о себе открыто, то теперь это стало просто повседневной реальностью. И не только в виде надписей на заборах и в общественном транспорте, а просто в качестве повседневных явлений в наших школах и интернатах, которые в значительной части находятся под контролем молодежи, придерживающейся этого самого «уклада».

– Что это за явление? Мы в Москве и Подмосковье вокруг себя этого пока не видим.

– Оно пока еще все-таки не выступает в совсем уж открытой форме. Если мы это увидим повсеместно, будет уже совсем беда. Тогда нужно будет говорить о полной криминализации сознания нашей молодежи, да и не только молодежи, но и взрослого населения.

Пока же речь идет о том, что у некого сословия или сообщества есть определенные криминальные принципы. Они солидарны между собою, готовы поддерживать друг друга и тех, кто находится в местах лишения свободы. Представители этого сообщества активно вербуют молодежь и детей. И это явление стало популярным и востребованным у определенной части наших молодых людей.

– Как все это непосредственно может отражаться на жизни обычных детей? Предположим, мой сын ходит в школу. С чем он может реально столкнуться в случае с АУЕ?

– Например, к вашему сыну или к моим сыновьям могут обратиться молодые люди ретивого нрава, которые потребуют от него денег, как они говорят, на «подогрев», то есть на поддержку находящихся в тюрьмах заключенных. Чуть попозже они могут потребовать от него соучастия в каких-то преступлениях: грабежах, воровстве, сокрытии краденого и т.д. Это прямое вовлечение в противоправную деятельность, если говорить правовым языком, а фактически – склонение к преступлениям разного вида и степени тяжести.

– А если школьник откажется выполнять эти криминальные требования?

– Он окажется под тяжелейшим давлением. Его могут избить, сделать изгоем в своей среде. Он может лишиться всего, даже здоровья. Далеко не все дети могут противостоять криминальному прессингу. В городах есть возможность из одной школы перейти в другую. А если говорить об интернатах, где обучаются дети без родителей, то ситуация там гораздо хуже.

– Насколько АУЕ сегодня распространено?

– Во многих школах и интернатах. С этим как-то пытаются бороться и педагоги, и милиция, но пока не очень эффективно. Сегодняшняя школа скорее уклоняется от воспитательного процесса. Ведь у нас порой открыто декларируется, что система образования больше не должна заниматься воспитанием детей, что она лишь предоставляет образовательные услуги.

Таким образом, все это становится теневой стороной жизни нашей молодежи. Есть, конечно, более-менее благополучные школы и интернаты, но есть и учебные заведения, находящиеся в очень тяжелом положении. Там ужасная картина. Мне рассказывали компетентные в этом вопросе люди, что у нас некоторые интернаты просто целиком захвачены АУЕ. Дети буквально находятся под влиянием и контролем преступной среды и преступной идеи.

Загвоздка в том, что это движение в целом не организовано, не имеет строгого иерархического сложения. Оно во многом имеет стихийный характер, культивируется самой же молодежью и часто лишь подогревается людьми постарше. А через систему колоний и тюрем, в которых содержатся преступники, вся эта тематика вновь обновляется и регенерируется. Люди, приходящие с тюрем, привносят новые силы для поддержания этой идеи в качестве движущей силы в молодежной среде.

АУЕ как форма социального протеста

Протоиерей Евгений Старцев. Фото: irk.ru Протоиерей Евгений Старцев. Фото: irk.ru

– То есть это какая-то форма самоорганизации молодежи?

– Безусловно. Молодые ребята организовываются сами, это многих захватывает.

– А в чем причина? Почему?

– Причин несколько, я думаю. Во-первых, это, конечно, резкое понижение образовательного, духовного и нравственного уровня молодежи. Молодежь как часть общества теряет нравственные и духовные ориентиры. Точнее, у многих они просто не сформированы. Это и становится питательной средой для прорастания этих ужасных плевелов на еще не удобренной, необработанной почве молодых сердец. Дети оказываются под влиянием сильных, способных к поступку, физически крепких и наглых молодых людей с криминальным духом и сознанием. Они усиливают их ряды и увеличивают их число.

Уход в АУЕ становится формой социального протеста

Но если в прежнее время это была по большей части бандитская романтика, то сейчас, как это ни печально, уход в АУЕ становится еще и формой социального протеста. Где-то протеста осознанного, где-то – неосознанного, но по-другому это, увы, назвать нельзя. В некоторых населенных пунктах (в том же Забайкалье) дети и молодежь не имеют никаких социальных перспектив. Они живут в нищете, в заброшенном и забытом всеми состоянии. Вот почему здесь находит отклик криминальная традиция, которая, впрочем, и ранее формировалась здесь многие и многие годы. Я разговаривал с одним мальчишкой-убийцей в колонии. Спрашиваю его: «Почему ты убил?». А он в ответ: «А что? У нас все убивают. Мой отец убивал, и дед мой был убийцей».

Целые районы оказались в тяжелейшей беде, в социально-духовной запущенности, которая и ведет к утверждению и торжеству криминальных форм сознания и жизни. А ведь это порождает тяжелейшие последствия для нашей страны в целом. Если эти дети, голодные и злые на все и на всех, потом приезжают в города, то как они будут вести себя по отношению к окружающему миру? Если они не получили элементарного нравственного воспитания хотя бы в простой, традиционной семейной форме? Если им вообще никто не объяснял, что такое хорошо, что такое плохо?

И это, конечно, обличает и нас самих. Ведь это наши дети, это наши граждане, это наша беда, это наша катастрофа, если хотите.

Что дальше?

– Как вы думаете, как ситуация будет развиваться дальше?

– Таких детей будет становиться все больше. Их социальное и экономическое положение не улучшается, школы во все более печальном положении. Чему учит школа? Бедные педагоги, которые живут на нищенскую зарплату, не в состоянии понести на себе ни учительскую, ни нравственную нагрузку. Многие наши учителя до сих пор готовы положить душу свою за детей. Но вы посмотрите, насколько в целом все-таки обессилел сегодня учительский корпус и потерял все надежды на то, что его услышат и поймут. Их не то что бедное, а нищенское положение не может вызывать ничего, кроме недоумения и сочувствия. Если, например, педагог у нас сегодня имеет зарплату на уровне 15 тысяч, то это считается хорошей зарплатой.

В целом, я думаю, именно печальное состояние школы, помноженное на потерю всяких идеологических и нравственных ориентиров, и ведет к этой беде, когда детей в сетях АУЕ становится все больше, а их преступления – все более дерзкими.

Можно, конечно, делать вид, что ничего страшного не происходит. Большая часть нашего общества пока не хочет даже смотреть в эту сторону. Им кажется, что все это происходит где-то совсем далеко, в другом мире. Но все это до поры до времени. Пока какие-нибудь гопники не отнимут у чьего-нибудь сына телефон, как недавно отняли у моего. Но дело даже не в том, что мы этого словно бы стесняемся, а в том, что мы не хотим понять причины всего этого, увидеть источник этой страшной проблемы.

Если говорить начистоту, то мы, православные люди, не должны ни в коем случае рисовать какие-то радужные картинки, чтобы кому-то угодить. Но в итоге приходится только руками разводить, что же со всем этим делать. В этом году весной мы в Иркутске проводили межрегиональную конференцию, посвященную проблеме АУЕ, под эгидой уполномоченного по правам ребенка по Иркутской области. Приехали специалисты из разных сфер: педагоги, полицейские по линии комиссии по делам несовершеннолетних и федеральной службы исполнения наказаний. Собрался огромный форум, всего участвовало полторы сотни человек. Все встревожены и лишь разводят руками.

– Что тут может сделать Церковь, как вы считаете?

– Сегодня у Церкви мало сил и возможностей, чтобы что-то реально изменить в общенациональном масштабе. Мы и в школе-то присутствуем постольку поскольку. Но Церковь молится. Также она должна хотя бы понимать, что происходит, и говорить правду.

Наверное, государственным мужам надо об этом думать так напряженно, так серьезно, как следует думать о национальной безопасности в целом. Это один из факторов, который формирует нашу внутреннюю безопасность, нас самих и наше будущее.

Забайкалье все равно приедет в Москву

– Получается некий сериал «Бригада», если вы его смотрели, который вдруг стал нормой жизни: криминал, вплетенный в ткань повседневной жизни.

– Это наша реальность, да. Только я думаю, что все эти «бригады» со временем будут потихонечку отдыхать, потому что им на смену придут еще более жестокие люди. Если у тех «бригадиров» авторами были нарисованы хоть какие-то понятия о достоинстве, то им на смену придут люди, которые прошли нищету и отверженность. Представьте, многие юноши, которые в 16 лет уже все в наколках, впервые узнают о каких-то элементарных бытовых вещах лишь в воспитательной колонии. Там есть специальный бытовой уголок, где они могут научиться заваривать себе чай или, например, что-то себе постирать. Представьте, только в колонии ребенок может узнать, что такое чистая простыня.

Пока наше общество не сможет предложить своим гражданам идею нравственного возрождения, которая могла бы объединить людей и направить их к единой общей цели, двигаясь к которой они становились бы лучше, ничего по большому счету не изменится. Причем я сейчас даже не говорю про государство. Государство становится таким, каким его запрашивает общество. А пока такие отдельно взятые регионы, как, например, Москва и близкая округа вокруг Москвы, живут по одним правилам, а такие регионы, как Забайкалье, – по другим. Но когда-то за это придется заплатить большую цену.

– Забайкалье приедет в Москву?

Хорошо бы нашу молодежь не призывать к успеху, а научить заботиться о ближнем

– Приедет – куда деваться. Они обязательно поедут, и уже едут – в Иркутск, в другие большие города. При этом – любят ли они нас с вами, жителей больших городов, которые, как им кажется, живут вполне обеспеченной жизнью́ Дети, не приученные к труду, не знавшие любви и внимания к себе, не имеющие никакой цели в жизни, не получившие никакого образования. Дети, которые не нужны никому, даже своим родителям.

И если мы думаем, что мы это исправим спортивными залами и секциями, то мы ошибаемся, потому что знаем, какими жестокими бывают спортсмены, получившие навыки единоборств. Хорошо бы нашу молодежь не призывать к успеху через гордость и тщеславие, а научить их любить, жертвовать собой и заботиться о ближнем. Молодежь должна, прежде всего, сберечь то, что у нее есть, обрести понятие традиции и заботы о Родине.

Надо пытаться возродить в нынешних молодых людях лучшие качества, которые в них заложены от Бога. Способность любить и жертвовать собой – без этих качеств наш народ перестанет быть тем, кем он есть, перестанет быть русским народом. Так что, когда сегодня говорят о том, что нужно быть дерзкими, тщеславными и устремленными к вершинам успеха, это может, конечно, найти отклик у большой части молодежи, но далеко не у тех, кто исповедает АУЕ.

Русскому человеку не интересно жить в таком обществе

– Вы говорите, что особенно эти проявления криминальной культуры усилились в последние годы из-за депрессивности и исчезновения социальных лифтов. А что раньше, в то же советское время, позволяло не доводить ситуацию до такой разрухи? Чего лишились люди в Забайкалье?

– Дело в том, что та хоть и безбожная, но отчасти с человеческим лицом идеология предлагала некий естественный и разумный набор жизненных условий, который был реальностью. У людей была работа, была возможность получать хорошее бесплатное образование. Юноши сходят в армию, где они одумаются и перестанут, как у нас говорят, «кудларить», тяготеть к какой-то противоправной жизни. Не было такого количества людей, поврежденных наркотиками, как теперь. В конце концов, главное, чем обладала наша прежняя жизнь, – это надежда на справедливость, уверенность в том, что человек может всего добиться своими руками и своим трудом.

Наша молодежь теперь все больше требует хлеба и зрелищ

Безусловно, советский проект был утопией. В конце концов, все это обрушилось в 1990-е годы, поскольку в этом не было главного: Бога. Вот самая главная проблема нашей красивой советской утопии. Но люди чувствовали себя иначе. Мы знали точно, что любой ребенок из любой школы при соответствующих способностях может поехать учиться куда угодно и получить замечательную профессию. Хочешь стать космонавтом – пожалуйста. Хочешь летчиком – пожалуйста. Была ответственность и гордость за страну. Я думаю, что это еще теплится в нас и нашей молодежи. Все это еще живо, но как-то быстро угасает. Наша молодежь теперь все больше требует хлеба и зрелищ.

Нам предложили жить по законам мира, в котором хозяйничает золотой телец, чтобы ради денег и тщеславного успеха люди шли на все. Но русскому человеку неинтересно жить в таком обществе. Молодежь это тоже понимает и чувствует. Во многом поэтому молодые люди и становятся участниками движения АУЕ. Кто такой арестант? Это противник той власти и той идеи, которые предлагает общество. Арестант будет биться и воевать, протестуя против того, что он видит вокруг себя. Мальчик в 15 лет не понимает, что происходит, но уже чувствует, что окружающий мир плох, что он с этим миром никогда не смирится. Эта озлобленность, этот конфликт между русским человеком и той общественной реальностью, в которой он находится, и ведет к рождению таких явлений, как АУЕ и другой экстремизм. У нас с вами пока еще нет консолидирующего общественного проекта, он еще не родился в наших сердцах и в нашем сознании.

Нам с вами, церковным людям, легко рассуждать. Сидим себе в церковной ограде, и для себя нам все понятно. Трудимся как можем, молимся как можем, сберегаем своих близких. А каково какому-нибудь мальчику, или целому селу, или целому району где-нибудь в Забайкалье, в котором священник один на целый район, на сотни километров вокруг? Как его может услышать тот же мальчик? Ужас не только в том, что он часто бывает голодным, а главным образом в том, что он голоден духовно.

– Что же делать с этой бедой, как вы считаете? Если бы вы, например, встретились с президентом России, что бы вы ему посоветовали?

– Я бы посоветовал нашему руководителю, если бы он мог найти такую возможность, пройти большим крестным ходом по Байкалу и Забайкалью и пообщаться с людьми. Увидеть их такими, какие они есть. Не такими, какими он их видит в силу своей занятости. Тяжелейшая работа, высочайшая должность – все это можно понять. Но пока не начнешь ходить по земле, причем с молитвой, и не увидишь ее, какая она есть, то и не поймешь того, что надо делать. Неслучайно наши цари ходили в длительные крестные ходы. Человеку надо увидеть, услышать страну, чтобы она пронзила его сердце. А если размышлять только схемами и прагматическими понятиями, которыми учат в бизнес-школах и университетах… Мы же понимаем, что сакральность русской власти нуждается в духовной поддержке. А духовная поддержка появляется только тогда, когда сам человек эту поддержку испрашивает.

Я не экономист, чтобы давать советы в экономической области, но я точно знаю, что нужно очень много и серьезно духовно трудиться всем нам, и особенно руководителям, ответственным за судьбы своих областей, районов и городов. Даже самые успешные министры, заместители министров и молодые губернаторы обязательно должны прийти к осознанию того, что они прежде всего духовные люди. Поэтому именно духовные процессы, которые протекают в нашем народе и которыми он живет, должны стать предметом их анализа и интереса, заботы и поддержания. Если они не войдут в эту область, то ничего в конечном счете не сделают, а просто станут свидетелями, а то и соучастниками разрушительных процессов.

Нужно вновь развернуть русского человека к труду, вновь научить его работать

Многое можно сделать уже сейчас. Нужно вспомнить о тех деревнях и краях, где люди, кажется, уже забыты всеми. Где сами они говорят: «И Бог-то нас забыл». Нужно постараться дать людям возможность проявить здоровую и честную инициативу на земле, чтобы они могли честно зарабатывать свой хлеб. Ведь это странно, что человек, живущий на огромных пространствах плодородного Забайкалья, рядом с тайгой, – и вдруг испытывает нужду.

Нужно обязательно вновь развернуть русского человека к труду, вновь научить его работать и трудиться. Чтобы он видел реальную перспективу того, что, потрудившись на своей земле, он что-то оставит своим детям. Ведь этим жило Забайкалье тогда, когда сюда приходили казаки. Кстати, в следующем году будет 375 лет, как мы сюда пришли. И люди раньше жили не отчаянием и надеждой на то, что они отсюда уедут, а тем, что обустроят эти края. И они ведь их обустроили. Было трудно, очень трудно, но они это сделали. Они приобрели для России, для нашего русского царства огромные территории, причем не огнем и мечом, а прежде всего трудом.

Мои предки – отсюда, как по отцовской, так и по материнской линии. И все они трудились и обустраивали эти края. Только трудящийся на земле человек может быть по-настоящему ответственным за ее будущее. И тогда вряд ли его дети будут исповедовать глупые и страшные криминальные или полукриминальные идеи.

Со священником Евгением Старцевым
беседовал Юрий Пущаев

29 ноября 2017 г.

Справка:

Президент России В.В. Путин поручил защитить детей от криминальной субкультуры

О криминальной подростковой субкультуре АУЕ Владимиру Путину 8 декабря 2016 года на заседании Совета по развитию гражданского общества рассказала председатель «Союза добровольцев России» Яна Лантратова:

– За время нашей работы мы добились возбуждения уголовных дел в отношении насилия над детьми в 14 регионах России. Но, объезжая учреждения, мы вскрыли еще одну уникальную тему, которая требует немедленного решения. Это криминальная субкультура АУЕ – «Арестантский уклад един», – рассказала она.

По ее словам, лица, которые находятся в местах заключения, связываются с детьми в социальных учреждениях, вымогая у них деньги и угрозами заставляя совершать преступления. Лантратова подчеркнула, что криминальная структура АУЕ имеет широкое распространение в Интернете посредством групп в соцсетях, а ее жертвами становятся преимущественно дети от 11 до 14 лет.

По итогам заседания президент России Владимир Путин поручил представить соответствующую программу по защите детей, отметив, что по этому направлению государство будет взаимодействовать с гражданским обществом.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Были ваши, стали наши Были ваши, стали наши
Андрей Рогозянский
Были ваши, стали наши Были ваши, стали наши
Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Андрей Рогозянский
О том, почему родитель теряет нить воспитания и что настраивает детей против старших.
Семена и всходы Семена и всходы
М. Бирюкова
Семена и всходы Семена и всходы
Марина Бирюкова
«Благополучная» молодежь на нашем криминальном поле заметно теснит неблагополучную. Но речь пойдет не о детях, а о родителях – тех, кто заранее готов защищать и оправдывать любое преступление, любой проступок, совершенный их чадами.
Апология насилия. Часть 1 Апология насилия. Часть 1
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
Рассуждая в своих очерках о традиционном воспитании, мы старались доказать, что ярлык насилия неправомерно навешивается либералами на совершенно нормальные воспитательные принципы – строгость, поучения, запреты, не говоря уж о неизбежных в родительской практике наказаниях. И вот настал черед поговорить о реальном насилии. Не нуждается ли и оно в адвокатах? И всегда ли насилие противоречит христианской этике, христианскому поведению?
Комментарии
Андрей 18 августа 2020, 11:17
Батюшке Евгению Старцеву честь и хвала за его горячее сердце и здравомыслие.
Андрей 6 декабря 2017, 20:32
Эта идеология - "АУЕ" по сути сектантская, или иначе в первую очередь духовная болезнь. Батюшка это правильно отметил. Взрослые, которые это движение направляют, т.н. воры в законе, ведь почти поголовно все "верующие" в Бога, со своим довольно своеобразным трактование веры, правил жизни, иерархией, прозвищами, сквернословием и т.д. Т.е. имеет все признаки деструктивной секты.
Валентина 4 декабря 2017, 18:10
Мы все забыли - церковь не для того чтобы спасать мир, а для того чтобы спасти каждую отдельную человеческую душу. Господь всех любит, всех призывает. А мир уже стремительно и давно летит в пропасть небытия и нам нужно учиться выживать в современных реалиях нищеты и несправедливости, главное до конца оставаться человеком. И повнимательнее вглядитесь в лица этих мальчишек, я вижу в них глубокую тоску и отрешённость, они как затравленные щенки готовы броситься, на всё что их спровоцирует.
Некий человек 4 декабря 2017, 08:12
Некоторые тут о Макаренко пишут, о совке... А вы читали этого самого Макаренко, какой там бред подчас написан. Так вот главный источник такой соц проблемы, я считаю, это не экономическое положение, а духовное прежде всего. Смотрите, упадок духовности привел к наплевательскому отношению друг к другу, а ведь политики, бизнесмены, врачи, учителя все росли в духовном вакууме и что требовать теперь от общества, когда при потере советской идеологии, оно не вернулось к вере, а стало искать себя где угодно, но только не в церкви. Если каждый член общества будет делать свою работу как положено, с заботой о других, то не будет таких острых социальных и экономических проблем
Сергей 3 декабря 2017, 17:05
Отец Евгений спаси Господи за статью. Возможно при работе с этой проблемой сложилось не совсем точное мнение о том, что этот процесс стихийный, не организованный, исходит от молодежи и лишь иногда подогревается людьми постарше. В 2005-2007 г.г. в Хабаровске расследовалось и рассматривалось в краевом суде дело о деятельности организованного преступного сообщества "Общак" (ОПС). На скамье подсудимых оказались три руководителя ОПС - "воры в законе" (ВВЗ). Одним из направлений деятельности ВВЗ являлась работа с молодежью с целью вовлечения их в преступную деятельность путём внедрения воровских понятий. Детей сгоняли на "стрелки" начиная с 3 класса. Процеес организован из вне и целенаправлен...
Ольга 2 декабря 2017, 22:59
И разве это только в Забайкалье? у нас в области Центрального региона - в деревне у молодежи по нескольку ходок, Спид привезли из города и сейчас его полно, кражи, дачники ставят на дома в деревнях решетки и камеры, за одиноких стареньких родителей просто страшно. Все это следствие прежде всего БЕДНОСТИ! И не надо начинать говорить о начни с себя. Занимаются только Москвой, все новости оттуда. Надо строить заводы, а не ждать мифических инвестиций. Перестать воровать. А высшему церковному руководству говорить власти не только приятные слова. Будучи сильно воцерковленной, невольно мечтаешь о коммунизме, виде все это.
Сергей 2 декабря 2017, 17:10
Несколько лет назад была на ТВ программа про путешествия "Далеко ещё дальше" с ведущим Михаилом Кожуховым. В одном из путешествий М.Кожухов побывал на газодобывающей платформе в Северном море в Норвегии. На его вопрос представителю норвежской газовой компании,- сколько зарабатывают газовики, был дан ответ - столько же много, сколько зарабатывают врачи и учителя. До 1917 года врачи и учителя были одними из наиболее уважаемых и оплачиваемых категорий граждан в России. Добавить к сказанному нечего.
Сергей 2 декабря 2017, 16:51
Глас вопиющего в пустыне! О чём вы, граждане!? Пока наши министры, депутаты, общественные деятели заняты совершенно иной повесткой дня. О каком патриотизме может идти речь, когда сутками напролёт по ТВ идут американские фильмы и отечественные низкопробные сериалы с криминальным душком, как правило. Что ни ток-шоу - одна тема: как ужасно на Украине. А свои проблемы как то не очень волнуют. Но если что то и обсуждается, то не заметно чтобы кардинально изменилось. Одна из наиглавнейших проблем - вопиющая социальная несправедливость...
Вадим 2 декабря 2017, 12:39
Страшная статья,даже трудно представить,что в 21 веке в стране такое может иметь место.Что делать? - автор статьи и отец Евгений очень хорошо высказали.От себя хочу добавить следующее:
на страну, которая уничтожает свое население с таки энтузиазмом и старанием, ни Америка ни Евросоюз никогда не нападут и воевать не станут потому, что умеют считать деньги и их законы заставляют щадить свой народ и свою армию.С таким отношением к людям в нашей стране мы и без войны медленно, но верно просто будем вымирать, и на Западе это знают.
Татьяна 1 декабря 2017, 22:23
У нас в Самаре с каждым годом увеличивается число торговых и развлекательных центров. В советское время государство строило и открывало дома пионеров, музыкальные школы; до революции это делали меценаты. А в нанешней России ничего не делают для детей! НИЧЕГО! Напротив, здания детских садов, музыкальных школ, детских центров, которые представляют интерес для бизнеса и коммерции отбираю у детей. Центр внешкольной работы, где занимаются мои дети, не смотря на все усилия родителей и педагогов не в лучшем состоянии, зарплаты у преподавателей мизерные, центр переполнен! Почему бы не посоветовать президенту обратить внимание на это. В правительстве прямо голову сломали «что же делать!?»)))
катто 1 декабря 2017, 12:25
Наталия Ростова - вот согласна с Вами полностью! ребенок должен быть занят! но денег на это сейчас нужно очень много. мы за секции платим почти 15 тыс в месяц, а это ребенок еще в садик ходит! если бы были при школах хотя бы секции той же борьбы, походы с ребятами, наш на ракетное моделирование ходит, например. а так что получается - ребенок банально пришел из школы, родителеи на работе - что он будет делать - либо по улице болтаться, либо телевизор смотреть. а там одни воровские сериалы. денег на кружки у большинства нет. нужно молодежь просто занимать и не останется времни на всякую ерунду. хотя бы с этого начать
Наталия Ростова 1 декабря 2017, 10:10
Что нужно делать? Сын мой с детства по спортивным секциям - футбол,теннис,бокс,борьба. Так дожили до 12 лет.Опасный возраст. А я работаю,то есть,нет у меня возможности контролировать своих детей 24 часа в сутки.Просмотр патриотических,военных фильмов и разговоры,много разговоров по душам.В итоге,в 13 лет он сам сказал,что хочет стать МЧС-ником,людей спасать. "Школа Спасателей" в нашем городе - 40 тысяч руб.в год.И эта Школа, фактически выдернула его из улицы.Там у них спорт, военные сборы,обучение многим дисциплинам.Я это всё к чему. БЕСПЛАТНЫЕ спортивные секции нужны и Военные-патриотические клубы.Не у всех есть возможность заплатить за своего ребёнка.В интернаты направить тренеров.
Мария30 ноября 2017, 23:06
Жалко этих ребят.Они такими стали от нелюбви. Экономика важнейшую роль тут играет, зарплаты рабочих людей должны быть достойными, чтобы дом свой купить, нормально питаться, одеваться. И еще нам нужно избавляться от сиротских учреждений, распределение детей сразу по семьям,это хорошая практика в других странах.
Анна30 ноября 2017, 22:10
Пока в стране существует такое телевидение, все воспитательные меры в школе бесполезны.
ольга30 ноября 2017, 13:28
Во всем происходящим с нашими детьми виноваты мы сами все они берут из своих семей,что твориться в дальних уголках нашей страны это чудовищно и дети это видят и знают одни с жиру бесятся а у других порой и есть не чего основная масса людей без работы, без денег разговоры в их семьях понятны озлобленность, ненависть если в больших городах еще можно найти работу то там сложно учат кой как не оттого что учитель плохой ему не дают,все финансируется денег на образование нет на медицину нет сельское хозяйство загнулось зато китайцы все скупают КОМУ ТО ЭТО ОЧЕНЬ ВЫГОДНО ИМЕТЬ ТАКИЕ ОТРЯДЫ ДЕТЕЙ ими можно хорошо руководить и бросить затем на переворот.
Макар30 ноября 2017, 10:31
шок повергнет "бывалых". А если родители встанут на "защиту" своих детей и просто-напросто "отлупят" дерзких "деток", то поверьте жалобы в прокуратуру и в полицию не заставят долго ждать. Причем по "понятиям" не влом будет "старичка" сдать в органы. А прокуратура, полиция и конечно СКР, будут искать в действиях "защитника" состав преступления. Ну а если вам придется обратиться за защитой в эти органы от обнаглевших АУЕшников, то скорее всего кроме "беседы" ничего не произойдет. Зато потом нужно будет принимать меры по защите имущества и своих детей. Потому что по понятиям вы "НЕ ПРАВЫ".(слово употребляемое в таких случаях не пишу). Мнение мое такое, "спец-приемкники" и всех архидерзких туда.
Макар30 ноября 2017, 10:20
Для меня тема не нова. Деградация социальных отношения внутри общества порождает такие явления как АУЕ. До "АУЕ", кстати, в начале 90 был "ОБЩАК". Способы борьбы с этим злом могут разные, но только государство сможет поставить заслон его распространению. Никто не задумывался почему исповедь для детей готовящихся к Таинству Причастия определена достижением возраста 7 лет? Не по тому ли, что дитя является разумным и понимает, что такое хорошо и что такое плохо? Не говорю о "любо" и "прелюбо", хотя любой ребенок понимает , если его родитель оказался с чужим родителем, то это не хорошо Потому что есть свой папа и мама. Та дерзость и жестокость с которой эти "детки" совершают свои "деяния" в
Кирилл30 ноября 2017, 10:11
Потомки охотников, работников лесного хозяйства, рыбаков и сельских жителей, все их корни обрублены, места приложения физических и умственных сил (работа) разворованы и уничтожены.Да, друзья, вот и подросли новые Ермаковы..Только наверное похлеще..
Дмитрий30 ноября 2017, 08:44
Возродились понятия из 90-х. Иногда вижу тех малолетних когда-то авторитетов, как с ними поступила жизнь, в кого превратила. На какое-то время все заглохло, но примерно в десятых вновь начало возрождаться под новой вывеской.
Они идею справедливости ищут. Это не просто протест. У них там людское противопоставляется гадскому. Вот с этим "людским" церкви и нужно разбираться.
Что случилось с нашей интеллигенцией? Разве до революции было проблемой убедить в чем-то неграмотного человека, перевоспитать, повести за собой?
Илья30 ноября 2017, 00:35
В моем детстве при совдепии было все то же самое, разве что на деньги не ставили. И блатная романтика, и "понятия", и "ты с какого района", и т.д. Сейчас такого все же нет, по крайней мере в Москве подростки, как я понимаю, спокойно ходят по "чужому" району, нет молодежных банд и подпольных качалок, и т.д. Другое дело, что интернет дает широкие возможности для пропаганды и координации всякой дряни, ну так для этого нужна цензура, как и для СМИ.
Наталья Богоявленская29 ноября 2017, 22:11
Да, в глазах ребят тоска, страх перед будущим. Хорохорятся, а сами страшатся. Спаси их, Господи!
Руслан29 ноября 2017, 18:32
Хорошо, что людям открывают глаза такими статьями. А то уже надоело читать, что Россия идеальная страна, а на Западе везде ужас. Хотя, можно, конечно, и дальше кричать об особом пути, и ничего не менять. Должна быть честная система, честная страна. Кричим про толерантность к греху на Западе, а сами не замечаем, что у нас воровство бюджета, взятки, ужасная социальная несправедливость. Количество абортов, подростковых беременностей, убийств, алкоголиков, наркоманов, брошенных детей и преступников уходящих от наказания гораздо больше, чем в странах Запада. А молодёжь это видит и не понимает, как так может быть, что её учат одному, а вокруг всё по другому. Спаси всех Господь!
Сергей29 ноября 2017, 15:55
Да,звоночек! Ну,"государство-Москва" мы отстоим, а вот выезд за МКАД будет проблемой. Странный у нас народ. Сократили население,мигрантов подкинули,а они паразиты всё равно бунтуют. Медецину сворачиваем потихоньку, а они выживают. У меня вот, вопрос. А когда наш народ выбрал капитализм? А если выбрал, то почему нет национального праздника? Церковь не должна и не может менять социальное устройство общества. Но говорить правду она обязана! Существующая система пагубна для России. И призывы, типа "начни с себя"- это бред и уловка, чтобы отвлечь людей от осознания сегодняшнего катострофического положения нашего народа. Неужели опять, "русские грабли"- единственное средство прозрения народа?
Ольга29 ноября 2017, 15:44
Глаза-зеркало души. Я обратила внимание на глаза этих худеньких мальчишек, которым в этом возрасте всегда более нужен лидер-сверстник, чем наше попечение.В них есть и бравада, и желание самоутвердиться, но есть и неуверенность и какая-то грусть. Я знаю, что есть батюшки,которые на удивление "православным" занимаются совсем не священническим делом:создают секции единоборств, ходят на байдарках,создают отряды поисковиков.Думаю, что будущее за ними.
Елена Швецова29 ноября 2017, 15:02
Иван, Вы наверное, в Москве живёте, или работаете в частной школе?
раб Божий29 ноября 2017, 14:39
Проблемы-проблемы...Как по интернетикам комменты почитать под такими статьями - сплошныеплачи и сетования на власть.
А сами что делать?
Нужно,чтобы в интернаты ездили волонтёры. И не девушки, а молодые парни.
Когда я лично- лично я сам! предлагал молодым парням и мужчинам по православным молодёжкам поездить со мной в школу-интернат волонтёром, в ответ слышал уход от ответа.
Когда я предлагал то же деятельным парням и мужчинам, восстанавливающим Храмы, ездящим в дальние поездки то же самое, они в ответ нудили: - Не, дети - это не моё...
И ходятнеженатиками.
В результате группа, основной состав которой состоял из девушек четыре года окормлял очень далёкий от Мск интернат, пока силы не вышли.
Иулиания29 ноября 2017, 13:27
Наконец-то озвучивают реальные проблемы в стране. Недавно указала на повальную нищету в России, так столько обличения в ответ прилетело.) Снимите розовые очки те, кто считает, что у нас все хорошо. Да, восстанавливают храмы и монастыри, ходят крестные ходы, но социальная пропасть никуда не исчезла. Богу молиться хорошо, но поднимать уровень жизни населения тоже нужно. Развивать не только три города в большой стране, а всю страну. Нищета - это бомба замедленного действия. Однажды снова может рвануть. В лице той же разгневанной молодежи.
Svetlana Mikhailova29 ноября 2017, 13:27
Эту проблему должна решать церковь-Патриарх- на высшем церковном уровне -Где батюшки-подвижники -почему сидят в Москве и больших городах-а там один батюшка на сотню верст-р Б Светлана
Наталья29 ноября 2017, 13:10
А.С,опять церковь виновата.Сколько можно на нее клеветать? Церковь не разрушает любовь, а старается донести правду о жизни и людях в Российской империи и Советском союзе (послушаете Святейшего Патриарха Кирилла).В проповедях наши батюшки всегда говорят о любви друг к другу. Господь нам заповедал любить ближнего своего, как самого себя.Я тоже закончила советскую школу,но история Российской империи в советских учебниках была искажена. Это не значит, что я не любила своих учителей.По некоторым предметам до сих пор вспоминаю их с благодарностью и любовью. Впоследствии я сама стала учителем. И если бы в 70-ые года не закрыли повсеместно "неперспективные" сельские школы,такой беды было бы меньше.
Иоанна_29 ноября 2017, 12:47
Такова наша советская история: МИЛЛИОНЫ прошли через заключение, целые города вырастали вокруг лагерей и вокруг зон, где "политические" (то есть обычные люди, которые сели по глупости или вообще безвинно) мешались с уголовниками. С усвоением соответствующих "законов" выживания, нравов, внешней атрибутики, языка. Пока всё это держалось в железных руках власти, было вроде как спокойно, а после крушения Союза вышло из берегов и обрушилось на страну широким потоком. И что теперь делать - неизвестно.
Юра29 ноября 2017, 11:27
Лучше бы написали о том, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ и что еще нужно сделать, а не о том, "чего пужаться" плюсом ко всем "пужалкам" вокруг :) Бояться и распространять страхи легче всего. Но "страха же вашего не убоимся, ниже смутимся"... И никакая АУЕ никуда НЕ ПРОЙДЕТ, поскольку даже на чистых простынях спать не умеют (и т.д. и т.п.). А мелкой преступностью в Центральном регионе довольно успешно занимаются и нейтрализуют в рабочем порядке. P/S. Сам был участником подобной АУЕ в 90-е, поэтому вышенаписанное мной от холодной головы :) Божией помощи всем нам и нашей России!
А. С.29 ноября 2017, 11:05
Спасибо за статью. А я-то думаю: что такое происходит в Забайкалье? Давно обратила внимание на какие-то кошмарные новости оттуда. У меня уже несколько лет сложилось впечатление, что это самый страшный регион нашей страны. А что касается советского прошлого, то моя личная идея такая: Советскую Россию надо любить так же, как и Российскую империю. Ничуть не меньше! Очень плохо, что разрушили эту любовь. Идеология нынешняя (в том числе в церкви, уж извините!) поработала здесь сильно. Люблю педагогов советского времени! Нигде не хотела бы получить образование, кроме как в советской школе и советском вузе. Еще раз спасибо за статью!
Светлана29 ноября 2017, 10:19
Нищета и безработица в регионах связана с развалом всего хозяйства страны в том числе сельского, лесного и т.д. Из-за безработицы и безденежья спиваются родители,как следствие - резко деградируют дети. А тем временем по телевизору сплошные криминальные сериалы, по всем каналам лишь убийство и насилие. Только поднимая экономику регионов, поднимая уровень жизни населения можно будет решить эту проблему. Все остальные "мероприятия" в этом направлении станут лишь очередным "осваиванием финансов".
Анна29 ноября 2017, 10:02
"Способность любить и жертвовать собой – без этих качеств наш народ перестанет быть тем, кем он есть, перестанет быть русским народом." - золотые слова. нашему народу слишком мало сладко есть и пить, у него должна быть цель, высокая и святая, а без нее - полное оскотинивание. единственно, с чем не согласна с автором - увы, АУЕ, как и, например, бесперспективные деревни или бывшие заключенные в армии - это все большие осознанные проекты, части системного подхода по разрушению России во всех смыслах, прежде всего духовном. Им очень надо, чтобы не было у нас ни Александра Невского, ни Евгения Родионова, ни Александра Захарченко. Господи, помоги!
Иван29 ноября 2017, 09:53
Нищета?Нищенские зарплаты у педагогов?Вы не попутали с 90?Я сам педагог в школе,и нищенскими зарплаты не назовешь.У учителей со стажем зарплата в 3р.выше,чем средняя зп по региону.Даже у молодого учителя зп выше средней.Макаренко,который трудолюбивых крестьян называл кулаками и приветствовал репрессивные меры по отношению к ним,а сам зарабатывал свой авторитет у подростков мордобитием,вряд ли воспитал хоть одного порядочного человека.И уж точно не для православных его методы и мировоззрение,основанные на классовой ненависти и верой в труд,а не в Бога.Говорить нужно о всей системе.Дети, которые приходят в школу,приходят со сформированным характером.сми,интернет влияют на них.Не учителя.
Галина Б.29 ноября 2017, 07:38
Спасибо о.Евгению. А как бы хотелось это услышать лет 25-30 назад. Ведь подростковая уголовщина, наркомания, романтика криминальная - всё родом из школы. Учителя, если и знали, то закрывали глаза, скорее от бессилия. Приобщались, в основном, в школе. Находились умные "наставники", которые отбирали ребят, тайно "помазывали" сначала мелким преступлением, потом колонией. Колонии никого не исправили, там только опыта поднабирались. И как снежный ком. Много всяких социологических исследований проводится, опросов, но эта тема никогда нигде не поднималась, разве только фильм "Бригада", который многих "благословил" на дело "правое". Эта статья, пожалуй, первая. Божией помощи "делателям" (Мф.9:37)
Макаров29 ноября 2017, 07:28
Анна Резе, прекрасно сказано ! То, что видим -- это плоды тотального оплевания всей до-капиталистической истории России и рабского копирования западных рецептов. В СССР не было организованных подростковых банд потому, что мы жили без Бога, но с Совестью. А на Западе даже слова такого нет, поэтому "спасители России" вычеркнули это понятие из "менталитета электората" . Бальзак сказал, что в основе любого богатства лежит преступление. Отсюда логически следует, что для построения в России капитализма необходимо научить население не просто не осуждать преступления, а ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ их. Вот где причина социального напряжения -- всё ещё живая традиция совести против "продвинутого менталитета".
Анна Резе29 ноября 2017, 06:06
Снова нужен Макаренко и советское образование с любимыми учителями. Учитель - в полном смысле слова. Как в нашем детстве и в детстве моих детей. Батюшка ничего не сказал о детских организациях в школе,об октябрятах,пионерах и комсомольцах... А мы выросли в этом светлом созидании. Очень жаль,что у Путина никак не доходят руки до образования и здравоохранения. Разве школа может быть сферой услуги? Кто это придумал, кто постановил,ввёл в закон - это всё враги народа. Всё уничтожили,будто месть за церкви,а новых добрых организаций не придумали. И это "звонок" или уже "набат"призывает нас встать и строиться против такого врага -АУЕ. Господи,помоги нам. Не оставляй нас без защиты перед такой бедой
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×