В апостольском зачале Недели перед Рождеством Христовым мы слышим длинный перечень ветхозаветных имен. Церковь выбирает именно это чтение, так как в воскресенье перед Рождеством всегда празднуется память святых отец – тех людей, от которых по плоти происходил Иисус Христос.
Праведники дохристианской истории вспоминаются в связи с их верой в Бога и грядущего Искупителя. Поэтому перед именами или событиями ветхозаветной эпохи стоит слово «верою». «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака» (Евр. 11:17). Или: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава» (Евр. 11:20). Или: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов» (Евр. 11:33).
Для чего мы вспоминаем об этих угодниках Божиих? Для того, чтобы молитвенно почтить их, т. е. поблагодарить за них Господа и попросить их молиться о нас. Еще для чего? Для того, чтобы стараться быть похожими на них. «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:7), – писал апостол Павел. Итак, мы должны подражать прославленным подвижникам, а также тем христианам, у которых чему-то можем научиться.
Вообще, человеку свойственно копировать поведение какой-нибудь яркой личности. Хочет он того или нет, все равно будет стараться походить на кого-то, особенно в молодости. Это совсем не плохо, вопрос в том, на кого быть похожим. Например, в эпоху Средневековья, которую мы по своей темноте порой называем темной, идеалом для подражания был святой. Великомученица Екатерина, Святитель Николай Чудотворец, преподобный Антоний Великий, великомученица Варвара – таковы были герои Средневековья, народные любимцы того времени. Жили тогда люди по-разному, но вопрос идеалов у них был поставлен жестко и правильно, за этим Церковь следила.
Одна из проблем нашей жизни в том, что у нас нет идеалов. Для церковного христианина, положим, есть, а в обществе в целом всеми признанных идеалов нет. За что можно с теплотой вспоминать последние десятилетия советского времени, так это за светлые и замечательные идеалы. Восхвалялся верный друг, честный труженик, мужественный защитник Родины, глубокомысленный ученый, тонкий музыкант, бесстрашный летчик – в общем, хорошие такие человеческие примеры, на остатках которых мы до сих пор еще как-то существуем. На кого захочет быть похожим молодой человек сегодня, непонятно. На блогера какого-нибудь? Скорее всего, вообще ни на кого.
Слава Богу, у Церкви всегда есть примеры для подражания. «Подражайте Христу и Его последователям», – говорит Церковь. У святых есть все положительные качества – и ум, и верность, и мужество, и самоотдача, и жертвенность – то, что хочется перенимать. Мы не ошибемся, подражая любому из угодников.
Как замечательно, что Церковь хранит образ идеального человека. Насколько это важно! Без сохранения этого образа в Церкви люди забыли бы и критерии человечности, и то, к чему призваны. Нам уже не раз предлагались всякие ложные идеалы – коммунист-безбожник, преуспевающий бизнесмен в дорогом костюме, ура-патриот в вышиванке… Но Церковь говорит: идеал человека есть Христос, а святые – это высшая мера развития человека по образу Богочеловека. Вот какими мы должны стать, вот к чему мы призваны!
Поэтому так важны нам жития подвижников. Это ведь учебники подражания святости! В житийной литературе запечатлены тысячи самых сложных путей ко Христу, и среди них мы обязательно найдем себя, найдем то, что поможет нам. Четьи минеи – учебник святости, хрестоматия духовного роста. Нам нужно учиться подражать праведникам, братья и сестры. Для чего? Чтобы подражать Христу! Как и сказал однажды апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Сперва нужно учиться подражать святому человеку, а потом Самому Господу!
Трудно сразу быть похожим на Христа. Да и на святых, признаться, тоже. Возможно, для начала стоит перенимать у обычных людей те добрые качества, которых нет у нас. Попробуй сначала, к примеру, подражать своему коллеге, который приходит на работу раньше тебя и никогда не опаздывает. Или многодетной маме, которая всю себя отдает на служение детям. Или дедушке-соседу, который никогда не унывает, всегда бодр и весел и первый здоровается. Потом можно пробовать подражать подвижникам благочестия, а затем уже Самому Христу.
Поэтому Церковь и напоминает нам перед Рождеством о людях, лучше которых до пришествия Христа в мире не было. Потом уже были апостолы, мученики, преподобные, святители… Но до Рождества самые праведные и верные Богу – это ветхозаветные патриархи. И перед встречей Рождества полезно подумать, насколько приблизились мы к праведности святых дохристианского периода.
Заметим еще, что каждый праведник Священной Истории Ветхого Завета олицетворяет какую-то особенную добродетель, а все эти добродетели сходятся во Христе (недаром ветхозаветные подвижники считаются прообразами Богочеловека). Например, патриарх Иосиф являет добродетель целомудрия, Иов – терпения, Авраам – веры, Давид – кротости… И если мы почувствуем дефицит той или иной добродетели, то знаем, кому нам стоит подражать в данный момент. Допустим, мы попали в ситуацию, где нас искушают блудом – вспомним праведного Иосифа и постараемся поступить так, как он. Когда нас будут провоцировать на гнев, мы помянем кроткого Давида и успокоим подымающееся в сердце раздражение. В моменты потери веры обратимся к Аврааму, отцу всех верующих, и укрепимся в вере.
Святые нужны нам. Без них мы забудем, к чему призван человек, кем он способен стать в Господе Иисусе. Угодники Божии – путеводители к Богу; проводники, которые сопровождают нас в трудном и опасном движении в Царствие Божие. Если мы помним о них, подражаем им, просим их молитв, то как бы держимся за край их одежды и идем по их следам. Пусть Господь поможет нам не сворачивать с этого пути и не отрываться от Богом данных проводников! Молитвами святых отец, верою в Ветхом Завете просиявших, да помилует нас грядущий родиться в Вифлееме Христос.