Забота о ближнем ведет нас к Богу

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Христос исцеляет слугу Капернаумского сотника Христос исцеляет слугу Капернаумского сотника
    


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 12:00 мин. Размер 11.6 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры сегодня в Евангелии мы слышали о сотнике, римском военачальнике, который пришел к Спасителю с просьбой исцелить его слугу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». При этом он показал удивительную силу веры и доверия Богу и потому увидел Силу Божьего промышления.

Каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу

Забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек.

Святые отцы говорят: «Не ищи чудес, чтобы веровать, ибо не от чудес вера; а приобрети веру, чтобы видеть чудеса; ибо чудеса от веры. Если будешь иметь веру, то каждую минуту, в каждом [явлении природы], в каждой [вещи] будешь видеть чудо; и в себе самом будешь видеть чудо; чудно рождение, чудно питание, чудно житие, и в жизни сколько чудес! И в малом и в великом Бог». «Приучай свое сердце, – говорят святые, – во всем видеть Господа, за все Его благодарить». «Нам Благой Бог дал обильные дарования и не попустил, чтобы мы страдали», поэтому и «мы должны сострадать своему ближнему, который страдает». И тогда Господь обязательно подаст человеку радость.

Во всяком случае и при всякой встрече нужно делать то, что хочет Бог, чтобы мы сделали. А чего Он хочет, это мы знаем из Его заповедей. Приходит к нам ближний – это Бог его привел, с желанием, чтобы мы поступили в отношении к нему по-Божьи, как Ему угодно, и смотрит на нас, как мы в самом деле поступим. А значит, если помощи кто ищет, – помоги.

Забота о другом человеке, милостыня, доброта смягчают сердце, действуют на него, как масло на ржавый замок. Бог не создал человека жестоким и немилосердным, но люди не развивают в себе милосердие, данное им Богом, не сострадают ближнему и от нерадения постепенно становятся жестокосердными.

В акафисте «Слава Богу за все» есть такие слова: «Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный неуловимый Лик… Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра… Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие».

Господь вдохновляет нас служить ближним, сама мысль заботы о другом человеке является доброй мыслью, «благим помышлением от Бога», которая наполняет человека, принимающего ее, светом Богообщения.

Святитель Николай Сербский писал: «Если бы сегодня [кто-нибудь] спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, – наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не [горестнее и безотраднее], а, наоборот, вносим в нее сладость и утешение <…> Создайте малое царство душ, о которых вы будете заботиться, и вы почувствуете в себе широту души великих вождей и царей. Знаете ли ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы. Начните счет с нуля. Если вы живете только заботой о себе, вы еще даже не единица. Если никто на свете не чувствует вашей заботы, значит, вы нисколько не заботитесь о себе. <…> Если никто на свете не ощущает вашей заботы, – значит, вы трудитесь только для себя, значит, – пишет святитель Николай, – вы еще не стали единицей, а все еще дробь нуля и единицы, все еще очень и очень малы, малы даже для заботы о самом себе. <…> Постарайтесь … как можно больше заботиться о других, и вы увидите, как вступите в разговор с Богом. <…> Только забота о других открывает нам глаза и дает нам возможность видеть мир и жизнь в их [истинности]».

«Мы должны усвоить себе такой взгляд на жизнь: носить всегда в сознании, что мы должны помышлять не о том, что мы можем потребовать себе, но – что должны дать другим».

«Не ищи великих [значимых] дел для своей деятельной любви: самое ничтожное, по-видимому, дело любви, совершенное участливо к людской нужде, есть дело достойное великих людей, – писал святитель Макарий (Невский), – столь великих, как Христос с его величайшим делом спасения человечества (способных видеть горе матери, потерявшей сына, пожалеть больного слугу, прокаженного, понять нужду каждого человека, видеть важность и поданного стакана воды). Не говори в себе: не нужно размениваться на мелочи: нужно искать крупных дел. Великое слагается из малых частей». Сделай хотя малое, потому что и малое иногда имеет великие последствия.

При этом «Делай дело, но не жди успеха тотчас; говорите, не будучи слышимы; любите, не будучи понимаемы; бросайте свой хлеб неблагодарным, но верьте, что все это в свое время принесет свой плод. “Ты теперь этого не понимаешь, – говорил Господь ученику, умывая его ноги и показывая свою заботу, – но после поймешь”».

Поставь себя на место другого, тогда поймешь, что ему нужно

Святые отцы предлагают очень простое правило, позволяющее точно понять, «что нужно другому человеку, чтобы сделать для него это»: «Поставь себя на место другого, тогда поймешь, что ему нужно. Если [же] будешь сидеть в своей скорлупе, – писал старец Паисий, – то не сможешь понять, что нужно другому человеку». «Например, … если кто-то, кто находится в трудном положении, попросит у нас помощи, мы сразу должны подумать так: “Если бы я был на его месте, разве я бы не хотел, чтобы мне помогли?”». В этом будет наша забота о человеке.

Правило «Поставь себя на место другого, тогда поймёшь, что ему нужно» преподобный Паисий считал основным в отношениях с другими людьми, поскольку оно не только помогает понять, в чем нуждается другой человек, но и дает возможность избежать недоброго и нетерпеливого отношения к нему.

Так, уход за престарелыми родителями для некоторых становится неподъемной ношей, настоящим бременем. Но «если дети ставят себя на место своих состарившихся родителей и думают: “Ведь и я когда-то состарюсь и понравится ли мне, если мои близкие не будут обращать на меня внимания?”» – то они с радостью о них заботятся.

На жалобы одной женщины о том, что ей тяжело уже на протяжении восьми лет ухаживать за своей парализованной матерью, старец Паисий ответил: «О, твоя проблема решается очень просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь лет разбил паралич, а твоя мать выздоровела и за тобой ухаживала». Как только дочь поставила себя на место своей несчастной матери, то сразу воскликнула: «Нет, нет, отче!». «Как же тебе только не стыдно? – сказал ей на это старец. – Что предпочтительней? Быть здоровым, не испытывать боли и ухаживать за больным человеком, имея при этом мзду [награду] от Бога, или страдать, быть не в состоянии пошевелить ногой, смиряться и просить: “Принеси мне, пожалуйста, утку, поверни меня на другой бок, подвинь меня к стене...»?”».

Устраивая так, чтобы мы встретились с нуждающимся человеком, Господь, как бы обращаясь к каждому из нас, говорит: «Вы дайте ему есть, вы позаботьтесь о нем; Я же найду ему и место и людей, которые приютят его ради имени Моего. Но Я желал бы, чтобы вы, а не другие приютили Меня в лице этого несчастного». Что бы мы ответили Ему?

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде. Действительно, даже в этом случае, «если в нём есть подлинная любовь к ближнему с состраданием, такой человек забывает свою собственную болезнь и (заботится) о других».

Мысль «как поставить себя на место другого, чтобы увидеть его нужду» должна заменить свойственную порой человеку мысль о том, «как сесть на его место».

Так, например, подходя к Причастию, – писал старец Паисий, – следует не обгонять других, но подумать: «“может, другой человек больше меня спешит?” <…> Ведь даже если тебе не хватит Причастия, то ты должен радоваться, что оно досталось другому, а не тебе. А если у священника только одна частица, одна жемчужина, и найдётся больной человек, находящийся при смерти, которому нужно Причастие, ведь тебе нужно радоваться, что не ты причастишься, а он. Вот чего хочет от нас Христос. Вот так Христос и входит в сердце, наполняя человека радостью».

Поступая таким образом, человек учится постоянной заботе о другом, тем самым в своей жизни он преодолевает столь распространенное настроение: “лишь бы мне не было плохо”, в котором выражается господствующая в некоторых людях забота только о себе.

«Если человек не будет ставить себя на место других людей (чтобы увидеть их нужды), и не только людей, – говорит старец Паисий, – он не сможет стать человеком». Забота о другом человеке – это и разделить горе, и упокоить в трудностях, и принять от других грубое слово.

Святитель Макарий (Невский) писал об этом: «Не изнемогай в печали, что призреваемые не понимают заботы о них и оскорбляют заботящихся. [Важность Вашего дела] еще более возвысится, когда вы победите зло добром».

Будем помнить: забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый из нас, когда берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек. «Слава Тебе, Боже, преображающему нашу жизнь делами добра… Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие». Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Настроимся на Божественную частоту Настроимся на Божественную частоту
Архимандрит Андрей (Конанос)
Настроимся на Божественную частоту Настроимся на Божественную частоту
Новое начало. Часть 2
Архимандрит Андрей (Конанос)
Бог пребывает над жизнью, переплетаясь с событиями нашей жизни и входя в каждый день.
«Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям» «Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям»
Игум. Афанасия (Силкина)
«Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям» «Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям»
Игумения Афанасия (Силкина)
Когда человек способствует тому, чтобы место, где совершается Евхаристия, восстановилось и расцвело во всей своей красоте, он исполняет заповедь о любви к Господу.
Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время
Марина Суркис
Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время
Советы психолога онкоинститута и реальные истории его пациентов
Смерть может стать частью нового восприятия жизни. Может стать благодарностью за саму жизнь. Она может раскрыть лучшие наши стороны, привести к вере и помирить с близкими людьми.
Это не мы им — они нам нужны Это не мы им — они нам нужны
Людмила Листова
Это не мы им — они нам нужны Это не мы им — они нам нужны
Людмила Листова
— Когда я впервые вошла в палату к больным детям, — говорит Наталья, — я как бы оцепенела в ужасе: сколько горя!
Почему Бог не слышит нашу молитву? Ч. 2. Соучаствуй в боли другого Почему Бог не слышит нашу молитву? Ч. 2. Соучаствуй в боли другого
Архим. Андрей (Конанос)
Почему Бог не слышит нашу молитву? Ч. 2. Соучаствуй в боли другого Почему Бог не слышит нашу молитву?
Часть 2. Соучаствуй в боли другого
Архимандрит Андрей (Конанос)
О Христовом воспитании, о том, когда просить: «Да будет воля моя» – и почему старец Паисий хотел заболеть раком.
Письмо-утешение в минуты отчаяния Письмо-утешение в минуты отчаяния
Тамара Манелашвили
Письмо-утешение в минуты отчаяния Письмо-утешение в тяжелые минуты отчаяния
Тамара Манелашвили
Что нам скорби, когда наш Отец – Сам Господь, Творец неба и земли, Который умер за нас и воскрес. Крепись!..
Комментарии
Светлана28 июня 2018, 10:20
Батюшка, благодарю Вас за проповедь, так необходимые нам всем сказанные Вами слова!
Юлия26 июня 2018, 14:17
Отец Иоанн, благодарю Вас за проповедь! Нашла для себя ответы на некоторые важные вопросы. Спасибо, что есть возможность послушать аудио запись
Ксения25 июня 2018, 22:26
Я пришла к Богу, когда взяла на воспитание ребенка-инвалида. Бог так явственно вошел в мою жизнь и наполнил ее радостью, настоящей. Поэтому ни в коем случае не унывайте, не ропщите, если вам приходится ухаживать за больным человеком. Это огромная милость Божья. Живите духовной жизнью и все трудности, такие тяжелые и невыносимые, постепенно отступят. Где легко, комфортно и удобно - Бога нет.
Ксения25 июня 2018, 15:03
Золотые слова
Вера25 июня 2018, 10:29
Благодарю Вас, Отец Иоанн, за проповедь.
Спасибо за горькое лекарство для моей совести.
Спасибо!
Ljubovj24 июня 2018, 21:21
Spasi Gospodi za propovedj!1 tak soderzateljno i pouchiteljno!!Bozjej pomochi Vam!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×