«Да не вкрадывается надменность власти мирской в Церковь»

Каноническая и экклезиологическая оценка действий Константинопольского Патриархата

Грех раскола не смывается даже мученической кровью.
Святитель Иоанн Златоуст

Единство Вселенской Православной Церкви поставлено под угрозу. Острота переживаемого кризиса сопоставима с самыми трагическими событиями в истории Церкви: с отпадением от Православия Римского престола, с принятием Флорентийской унии Константинопольским Патриархатом в 1439 году. Бомбой, взорвавшей церковный мир, стало вмешательство патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела входящей в состав Московского Патриархата самоуправляемой Украинской Церкви – заявленное патриархом и Константинопольским синаксом намерение в ответ на просьбу «досточтимого правительства Украины» предоставить автокефалию Украине – именно так: не Украинской Церкви, но Украине, потому что этот роковой шаг собираются сделать, несмотря на то, что священноначалие канонической Украинской Православной Церкви об автокефалии не просило, тем более не обращалась с подобной просьбой не по адресу; но и раскольническое сообщество, наименовавшее себя Киевским патриархатом, также не нуждается в даровании ему автокефального статуса – оно само себе его подарило. Таким образом, автокефалии на Украине домогается лишь ее «досточтимое правительство».

Ситуация особенно накалена, потому что налицо не только опасные для единства Вселенской Церкви намерения, но и уже предпринятая акция: в Киев направлены два экзарха Константинопольского Патриарха – выходцы из Галиции, граждане Соединенных Штатов и Канады, – чтобы подготовить там почву для еще одной «автокефалии». Реакция священноначалия Русской Церкви на вторжение Константинополя на ее каноническую территорию стала неизбежной: возношение имени патриарха Варфоломея за Патриаршими богослужениями прекращено впредь до нормализации межцерковных взаимоотношений. De facto в богослужебном диптихе Русской Церкви первое место отныне занял патриарх Александрийский.

Политическая подоплека затеянной авантюры настолько прозрачна, что в особых комментариях не нуждается. Скоропалительность принятых акций очевидным образом скоординирована со сроками избирательной кампании на Украине; предпринятые действия нацелены на продление власти украинских политиков, осуществивших государственный переворот в Киеве и ввергших страну в гражданскую войну; а за этим одолжением марионеточному киевскому режиму стоит и плохо скрываемая услуга несравненно более могущественным силам, которые, как это было в свое время заявлено устами одного из самых авторитетных американских политологов, главное препятствие в стремлении к мировому господству обнаружили в самом существовании Православной Церкви.

Что такое автокефалия, кто и когда ее дает

Но оставив в стороне политический контекст драматических событий, поставивших Вселенскую Православную Церковь на грань раскола, посмотрим на них с канонической и экклезиологической позиции. Сущность автокефалии в том, что автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава поставляется своими архиереями. Автокефальной следует считать Поместную Церковь, вполне самостоятельную, не зависящую ни от какой иной Поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь в известном отношении частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальные Церкви равноправны, хотя и занимают разные места в диптихе, при этом, однако, речь идет только о преимуществе чести одной из Церквей перед другой, но не о различии в правах.

Совершенно необходимым условием для автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата

Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной Церкви, могут быть полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое и языковое отличие региона от основной территории Церкви кириархальной, но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем большинства на всех этих уровнях. Между тем значительное большинство епископата, духовенства и мирян канонической Украинской Церкви дорожит узами, связующими ее с Церковью Русской, дорожит своей принадлежностью к русскому миру; к обособлению от него, к отделению не стремится, а значит, нет канонически значимого повода для учреждения новой автокефалии.

Особую остроту в сложившейся ситуации приобрел вопрос о порядке учреждения автокефалии, об инстанциях, полномочных предоставлять автокефальный статус. Принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам, – юридическая и каноническая аксиома. Поэтому основать новую автокефальную Церковь может либо епископат Вселенской Церкви на Вселенском Соборе или каким-либо иным образом, либо высшая власть Церкви кириархальной. Но поскольку Вселенские Соборы и в древности были событиями исключительными и вот уже более 1000 лет не созываются, обычно вопрос о новой автокефалии или упразднении старой решался высшей властью кириархальной Поместной Церкви, компетенция которой, в отличие от Вселенского Собора, распространяется лишь на пределы самой этой Церкви.

Впрочем, автокефалия может учреждаться и помимо установленного порядка, и при этом на законном основании, а именно: в случае, если первоиерарх кириархальной Церкви уклонится в ересь или раскол. Тогда в силу вступает 15-е правило Двукратного Собора:

«Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси… таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделения».

Это правило распространяется и на православный епископат одной из частей Церкви, высшая власть которой удалилась от истины. В таких обстоятельствах оказалась Русская Церковь после Ферраро-Флорентийского собора; поэтому в 1448 году она обрела свою независимость от Константинополя, не испрашивая на то согласия патриарха и Синода, изменивших Православию.

9-е, 17-е и 28-е правила Халкидонского Собора
и неканонические притязания Константинополя

Четвертый Вселенский Собор (роспись Успенского собора Киево-Печерской лавры) Четвертый Вселенский Собор (роспись Успенского собора Киево-Печерской лавры)

Итак, власть поместного епископата распространяется лишь на пределы Поместной Церкви. Если этот принцип не соблюдается какой-либо Поместной Церковью, то она становится источником серьезных внутриправославных конфликтов. Поэтому канонически несостоятельны действия Константинопольского Патриархата, совершавшиеся некоторыми его предстоятелями, начиная с патриарха Мелетия IV, который в 1922 году провозгласил доктрину о праве Константинопольского Престола на исключительную юрисдикцию в православной диаспоре. Это означало распространение его юрисдикции на епархии, приходы, монастыри и миссии, возникшие в результате миссионерского служения иных Поместных Церквей в диаспоре.

Доктрину о праве Константинополя на исключительную юрисдикцию провозгласил патриарх Мелетий IV в 1922 г.

Патриарх Мелетий IV, пользуясь развязанными против Русской Церкви кровавыми гонениями, дерзнул распространить свои юрисдикционные претензии на епархии, расположенные на исторически сложившейся единой канонической территории Русской Церкви, оказавшиеся в результате событий 1917 года в новообразованных государствах: Польше, Финляндии, Латвии и Эстонии. Патриарх Мелетий IV пошел тогда навстречу политическим интересам правительств этих государств, которые побуждали местное священноначалие просить Константинопольского патриарха о принятии их в свою юрисдикцию. Так, в 1923 году в юрисдикцию Константинополя без согласования вопроса со священноначалием гонимой Русской Церкви были приняты православные епархии в Польше, Финляндии и Эстонии, в 1924 году патриарх Григорий VII канонически незаконным образом предоставил автокефалию Православной Церкви в Польше, в 1935 году патриархом Фотием была принята в константинопольскую юрисдикцию Латвийская Церковь.

30 мая 1931 года Константинопольский патриарх Фотий II, доказывая право подчинить себе сербские епархии, находящиеся за пределами Югославии, писал патриарху Сербскому Варнаве:

«Все православные церковные общины и колонии, находящиеся в диаспоре и вне границ православных автокефальных Церквей какой бы то ни было народности, должны в церковном отношении быть подчинены Святейшему Патриаршему Престолу».

Этой экзотической доктрины Константинополь придерживается и поныне. В ее обоснование делаются ссылки на 28-е правило Халкидонского Собора, в котором зафиксированы пределы юрисдикции престола Нового Рима:

«…токмо митрополиты областей Понтийския, Асийския и Фракийския, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченнаго Святейшаго престола Святейшия Константинопольския Церкви…»

Какое отношение имеют православные общины Западной Европы, Дальнего Востока, Америки, Австралии к иноплеменникам вышеназванных областей – объяснить более чем затруднительно. За всем этим стоит каноническая и географическая несообразность.

Поскольку для обоснования новоизмышленных претензий ссылка на 28-е правило Халкидонского Собора представляет собой очевидную натяжку, в настоящее время в Константинополе главные аргументы в пользу своих притязаний находят в содержании 9-го и 17-го правил того же Халкидонского Собора, где говорится о праве клириков подавать апелляции на суд митрополита «…экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя» (прав. 9). На эти каноны ссылаются как на подтверждение исключительных прав Константинопольского Престола во Вселенской Православной Церкви. Между тем внимательный анализ исторического контекста, а также содержания этих правил позволяют сделать единственный вывод: речь идет в них о клириках Константинопольского Патриархата, который только на Халкидонском Соборе получил право юрисдикции над «великими экзархатами», упоминаемыми в 28-м правиле: Понтийским, Асийским и Фракийским. Знаменитый византийский канонист Иоанн Зонара в толковании на 17-е правило Халкидонского Собора недвусмысленно заключил:

«Но не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему».

Доводы константинопольской стороны относительно пребывания Украинской Православной Церкви в канонической юрисдикции Константинополя по сей день, несмотря на то, что реальное положение дел с подобной претензией никак не соотносится, представляют собой курьез, едва ли проистекающий из ошибки, – скорее злонамеренный. Его несостоятельность неопровержимым образом изобличена в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 сентября 2018 года. К сказанному в этом заявлении можно добавить напоминание о том, что в церковном праве существует такое понятие, как срок давности, исчисляемый по-разному, по преимуществу 30 годами, но не столетиями. Если в Константинополе находили неправомерным переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 году, то с тех пор прошло уже не одно столетие – времени было предостаточно для заявления протеста. Между тем в первый раз акт передачи Киевской митрополии, представлявший собой по существу дела восстановление изначального единства Русской Церкви, был объявлен временным и неполным лишь в 1924 году, когда после предварительного мародерского захвата Польской Церкви, которой дарован был автономный статус при святом Патриархе Тихоне, Константинопольская Патриархия предоставила ей автокефалию. Патриарх Тихон не признал этот акт законным и действительным и осудил его немедленно, а не три с половиной века спустя.

Таким образом, назначение экзархов, направленных Константинопольской Патриархией в Киев, является актом вторжения на не принадлежащую ему каноническую территорию. Это деяние, виновные в котором, согласно 2-му правилу Сардикийского Собора, подлежат не только извержению из сана, но, как сказано в этом каноне, «никто из таковых, ниже при кончине своей, не будет удостоиваем общения, даже наравне с мирянами». Тем более заслуживает осуждения вмешательство в дела иной Поместной Церкви. 8-е правило III Вселенского Собора гласит:

«То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников; но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила Отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков».

Первенство чести и папизм

С точки зрения православной экклезиологии, все автокефальные Церкви равноправны и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, которые занимают последующие места в диптихе. В полной мере это относится и к Церкви, первенствующей в диптихе. Это только первенство чести, но не власти, и выражается оно лишь в первенстве пред Престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных официальных собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или несколькими Поместными Церквами. Аналогичным образом и место в диптихе всякой другой Церкви определяет место ее предстоятеля в алтаре при сослужении с другими первоиерархами, а также место его подписи в последовательности подписей его собратий первосвятителей.

Экклезиологическая доктрина Константинополя воспроизводит католическое учение о папстве

Первенство чести Константинопольского Патриархата в семье Православных Церквей имеет отнюдь не догматическую, но историческую природу: прискорбный факт отпадения Римского престола от Вселенского Православия, после чего вторая по чести кафедра заняла первое место в диптихе. Никаких канонических преимуществ, кроме первенства чести, это место не дает. Юрисдикционных последствий оно не имеет. Ныне над Вселенской Православной Церковью нависла угроза раскола, в результате которого снова может поменяться и состав диптиха, и первенство в нем.

Действия, предпринятые патриархом Варфололомеем, и их богословское обоснование вызывают особую тревогу еще и потому, что в них содержится экклезиологическая доктрина, воспроизводящая католическое учение. Вот некоторые из его высказываний, которые почти буквально повторяют аргументы апологетов исключительных прав епископа Рима:

– «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата»;

– «…для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5: 9) Церкви и истории»;

– «Вселенский Патриархат несет ответственность за решение вопросов в церковном и каноническом порядке, поскольку он единственный имеет каноническую привилегию выполнять этот высокий долг».

Именно это утверждали применительно к своей кафедре епископы Рима в эпоху, предшествовавшую великому расколу, который и был спровоцирован подобными претензиями.

В связи с таким развитием событий особую актуальность приобретает Послание Африканских епископов папе Римскому Келестину, включенное в состав правил Карфагенского Собора:

«Отцы судили, что ни для единыя области не оскудевает благодать Святаго Духа, чрез которую правда иереями Христовыми и зрится разумно, и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к соборам своея области, и даже ко Вселенскому Собору. Разве есть кто-либо, который бы поверил, что Бог наш может единому токмо некоему вдохнути правоту суда, а безчисленным иереям, сошедшимся на Собор, откажет в оном…»

В заключении Послания содержится пророческое предостережение Африканских отцов:

«Итак не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков изследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия».

Протоиерей Владислав Цыпин

25 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
Вадим К. Катерине28 сентября 2018, 10:26
Правда, что не рубит сплеча, но и не молчит, когда так грубо попирается Ее учение о смысле брака и о ее священстве. С календарем 100 лет назад тоже все думали, что это дело только одного города Константинополя, а кончилось расколом во многих Церквах. Здесь же затронут вопрос куда более важный, чем то, когда праздновать тот или иной праздник. Когда у нас обновленцы подобное себя позволяли, от них шарахались как от прокаженных и не ждали то ли их вразумления, то ли чего еще другого. А так складывается впечатление, что украинский вопрос оказывается важнее вопроса о священстве. Где же тогда Дух у нас? Не надо ни рубить, ни молчать в подобных вопросах. Конечно, подождем, что будет дальше.
Катерина 27 сентября 2018, 21:57
Вадим К.27 сентября 2018, 16:40 - наша Церковь никогда не рубит с плеча. Довертесь её 2000летнему опыту спасения душ.
Вадим К.27 сентября 2018, 16:40
Очень жаль, что вопросу об "автокефалии Украины" уделяется столько внимания, между тем как другие решения, и прежде всего позволение второбрачия священникам, практически не обсуждаются. А ведь если автокефалия претендует на часть нашей канонической территории, то подобное нарушение Священного Писания, запрещающего это второбрачие, грозит потрясти не часть территории, а всю Вселенскую Церковь и ниспровергнуть основу ее нравственного Предания. Если кто узаконивает что-то, противное уже и букве Нового Завета, тот может ли считаться христианином, хотя бы и еретиком? С таким апостол повелевает не иметь общения как с бесчинником. Что об этом слышно из официальных уст? Увы, пока ничего.
ирина27 сентября 2018, 12:57
и за всем этим ,в полутени просматривается пятачок Дяди Сэма.вот оттуда "ветер дует и ноги растут."
Андрей27 сентября 2018, 10:53
"в 28-м правиле 4 Вселенского Собора: "Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем."
Т.е. УСЛОВИЕ первенства чести это столичный город православного царя(императора).Стамбул уже не столичный город православного царя(императора).Канон действителен до 1453 года.До 1917 канон относился к Москве.Если не прав ,поправьте.
Наталия Васильковая Русь26 сентября 2018, 15:24
Мир Всем!!! "У людей есть свои планы, а у Бога – Свои. В конце концов, говорил старец (Паисий), интересы сильных мира сего сложатся так, что они нам помогут...... Говорил, что будут воевать между собой, а в результате не смогут победить друг друга и скажут, что Константинополь не достанется ни вам ни нам, но дадим его грекам. Таким вот образом, войдет греческое войско в Константинополь, без войны, его нам отдадут. " Да будет так! Аминь!!! http://www.pravoslavie.ru/115971.html
Катерина 25 сентября 2018, 23:56
Краснянский Максим и Андрей - да вы и оба правы, по-моему. "Юридически" - Апостолы. А мистически "все и во всем Христос".
Катерина 25 сентября 2018, 23:34
"Не бойся, малое стадо". Я вот верю, что Господь и этот бардак управит (в Свое время и не по-нашему). Но потерпеть нам всем, конечно, прийдется и ещё как.
Алексей25 сентября 2018, 22:21
Наталье "И второе: если раскол не смывается кровью мучеников, что мы хорошо знаем, то почему вся Константинопольская Церковь, принявшая унию на Ферраро-Флорентийском соборе - не еретик?"
Томос Константинопольского собора 1484 г., с торжественным осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tomos-konstantinopolskogo-sobora-1484-g-s-torzhestvennym-osuzhdeniem-uniatskogo-ferraro-florentijskogo-sobora/
Галина И.25 сентября 2018, 22:11
«Бомбой, взорвавшей церковный мир,…». Я думаю, что для прав.христиан, чувствующих дух времени и знающих, хотя бы в общих чертах, Свящ. Писание, «бомб» не должно быть. Но мы – люди и остаемся людьми, всегда не готовыми к видению осуществления библейских пророчеств. Церковь победила Римскую империю, но императорский дух и властолюбие проникли в нее. Грядущая ситуация может быть еще хуже - это союз части мирового правительства и отступнической церкви во главе с лжепророками - иерархами. Но страшно, как можно духовникам так опошлить и извратить святую, прекрасную и возвышенную религию Христа ради своих ложных целей и меркантильных интересов. Но побежит небо и земля...Христиане! Будем же едины!
Вячеслав25 сентября 2018, 13:05
Грустно это.На все Воля Божья.
Краснянский Максим25 сентября 2018, 12:45
Андрею: Сам Господь наш Иисус Христос при Своей земной жизни не покидал Святой Земли, не считая одного из искушений сатаны. Церкви (в смысле собрания верных) основывали апостолы и их ученики.
Наталия25 сентября 2018, 12:43
Андрею: все истины, а они просты и ясны, очень трудны для исполнения. Вот и ваше мнение о расположении в списке Церквей по их историческому возникновению - естественно, но почему-то невозможно. Так и будем бесконечно цитировать Святых Отцов и постановления Вселенских Соборов, а поступать противоположно.
наталия25 сентября 2018, 12:37
Не поняла: "автокефалия Украине", то есть стране - это что-то совсем новое в иерархии Православной Церкви? Что говорит только об одном: Варфоломей - политик, но не иерарх и не верующий в Иисуса Христа нашего Бога. И второе: если раскол не смывается кровью мучеников, что мы хорошо знаем, то почему вся Константинопольская Церковь, принявшая унию на Ферраро-Флорентийском соборе - не еретик? Как показывает нынешняя ситуация - это есть завершение её еретической системы. Как был раскол, так она в нём и живёт, а остальные Православные Поместные Церкви вроде как этого не понимают до сих пор? Вот сейчас ещё раз Господь показал, что такое Константинопольский Патриархат. Прости, Господи!
Андрей25 сентября 2018, 07:57
Порядок имён в диптихе будет оставлять место соблазнам до тех пор, пока не станет порядком историческим, то есть - тем порядком, в котором Сам Господь учреждал соответствующие кафедры. Если же давать место оглядке на столичный статус, на многочисленность паствы или на количество прославленных святых, то избежать тщеславия (со всеми его последствиями) не получится.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×