Фото www.omskinform.ru |
В октябре 2007 года пользователям одного из отечественных интернет-ресурсов был задан вопрос: «Могли бы Вы усыновить чужого ребенка?». Только за три дня на него ответило более 300 человек, что свидетельствует об актуальности поднятой темы. Мнения респондентов разделились следующим образом: «за» – чуть более 200 опрошенных, «категорически против» – 74 человека. Соотношение, как легко посчитать, три к одному. Еще интереснее то, что седьмая часть из числа тех, кто ответил положительно на заданный вопрос, собиралась осуществить усыновление ребенка в ближайшее время и уже занималась сбором необходимых документов, а многие уже имели приемного малыша в семье.
Главным препятствием к осуществлению такого шага было названо отсутствие материальных возможностей. Большая часть людей, потенциально готовых к статусу приемного родителя, выражала сомнение в том, что имеющийся достаток позволит обеспечить ребенка всем необходимым.
Опрос этот интересен тем, что в нем приняла участие наиболее активная часть населения – работающие молодые люди. Разумеется, ответы 300 человек не отражают всего спектра мнений населения нашей пока еще многомиллионной страны, но, несомненно, определенную тенденцию по ним проследить можно.
Полученные данные свидетельствуют прежде всего о том, что семья и дети для наших соотечественников остаются в числе ключевых ценностей. Другими словами, несмотря на массу отвлекающих факторов, нормальный человек – гражданин России – нуждается в семье и хочет иметь детей. Однако статистика показывает, что рождаемость пока растет очень и очень медленно, при том что смертность находится на высоком уровне. Этот демографический перекос чреват самыми негативными последствиями, в том числе депопуляцией населения, о чем много говорится сейчас и политиками, и учеными.
Средний возраст жителя нашей страны, по разным данным, составляет 37–40 лет. В Европе этот показатель гораздо выше, то есть среднестатистический европеец старше среднестатистического россиянина. Естественный прирост там обеспечивается в основном за свет иммигрантов из арабских и африканских стран. У жителей России есть лучший, по сравнению с европейскими странами, потенциал для решения демографической проблемы. Почему же она в таком случае решается столь медленно?
Исследователи, задававшиеся этим вопросом, называют много причин: состояние здоровья потенциальных родителей, жилищные проблемы, бедность жителей России и их неуверенность в завтрашнем дне, плохая экология и т.д. Полагаю, однако, что демографический кризис имеет не в последнюю очередь морально-этическую природу.
Наши соотечественники становятся жертвами мощнейшего пропагандистского воздействия, призванного сформировать у них психологию потребительства. Ежедневно на всех нас обрушивается поток информации о все новых и новых товарах и услугах. В эту деятельность вовлечены колоссальные ресурсы – людские и финансовые. Огромные рекламные бюджеты мировых производителей предназначены именно для того, чтобы искусственно сформировать у людей потребность в их продукции. Ключевое значение здесь имеет посыл, косвенно несомый любой рекламой: только если ты имеешь возможность воспользоваться этими благами – купить новую машину или недвижимость, а на более простом уровне – приобрести новый мобильный телефон, ты состоявшийся человек, достойный уважения. В противном случае ты – неудачник. И не важно, что новая машина призывается приобретаться взамен уже существующей и вполне работоспособной, что крыша над головой у потенциального покупателя недвижимости в принципе имеется, что старый мобильный исправен, а новый отличается только тем, что напичкан функциями, большую часть которых вы никогда не будете использовать.
Обществу агрессивно навязывается стандарт сверхпотребления, и наиболее уязвимой перед этим безудержным натиском оказывается молодежь. Молодому человеку, как известно, свойственно стремление к самоутверждению, и реклама предлагает самый простой и доступный способ – приобрести дорогую вещь, а затем почти сразу сменить ее на более современную и еще более дорогую. Разумеется, семья, а тем более дети в этом бесконечном беге за благами цивилизации воспринимается скорее как досадная помеха. То, что счастье такого обладания благами призрачно, человек, к сожалению, может осознать уже тогда, когда исправить ситуацию будет очень непросто.
Другим фактором, оказывающим ощутимое влияние на демографическую ситуацию, оказывается устойчивое убеждение значительной части наших соотечественников в том, что рождение ребенка не только ведет к снижению уровня материального положения семьи, но и негативно сказывается на возможностях профессиональной самореализации родителей, их карьерного роста. Как свидетельствуют результаты опросов ВЦИОМ, большинство наших сограждан убеждены в том, что рождение ребенка (детей) ухудшает материальное положение семей (56 %), ограничивает свободу, возможность самореализации личности (57 %), препятствует карьерному росту родителей (60 %)[i]. Налицо этический перекос, совершенно не свойственный предыдущим поколениям, то есть предпочтение перспективы получения для себя неких, в сущности эфемерных, благ естественным человеческим потребностям.
Работая над этим материалом, я провела опрос на тему «В чем причина демографического кризиса?» среди своих друзей и бывших одноклассников – вполне состоявшихся, работающих людей 34–35 лет, в большинстве своем не очень религиозных. Вот наиболее яркие ответы.
«Причина в экономике. Дети – это дорого. Я на зарплату не жалуюсь, но с родами ушла почти половина нашего дохода (зарплата жены), стало тяжело вести тот же образ жизни, что мы вели раньше, а ребенок – полноправный член семьи, и ресурсы теперь делятся на троих. Однако экономика в этом случае – производная от идеологии: не знали бы мы, что есть другие виды развлечений, –у нас было бы много детей».
«Думаю, что дело в пропаганде такого образа жизни, при котором дети – “обуза”. Развлечение, путешествия, жизнь “для себя” – вот что всячески позиционируется в СМИ, в обществе… Еще в советские времена сформировалось представление о семье: двое детей – это максимум. Трое – уже многодетная семья. Если больше – то либо пьющие, либо ненормальные».
«Иметь много детей:
– дорого (пособие на маленьких детей просто смешное, женщина работать, пока ребенок совсем маленький, не может);
– большая ответственность, которую сами родители не хотят брать (женщина скорее всего не бросит своего ребенка и будет выкручиваться как-то, а вот мужчина… Редко кому удается совмещать роль и “добытчика”, и хорошего отца);
– “немодно”: я имею в виду, что у нас на семью, где трое и более детей, смотрят как на милых чудаков. Это не норма, а исключение, и никто не стремится переделать это в правило».
«Народ не торопится заводить детей, так как это определенная ответственность и обуза. И люди просто живут “для себя”: ездят отдыхать, когда захотят, тусуются, ходят в гости и т.п. Для части людей это становится настолько привычным, что даже с возрастом они уже не хотят менять свои привычки».
Как видно из этих вполне зрелых и искренних высказываний, основные факторы, влияющие на снижение рождаемости, – нежелание поступиться своим комфортом и свободой, а также непрестижность многодетности.
Что же люди, неравнодушные к судьбе Отечества, могут противопоставить этому? Единственный выход, на мой взгляд, – контрпропаганда, формирование общественного мнения, во главу угла которого будут поставлены именно семейные ценности. Они должны стать реальным приоритетом для каждого гражданина страны. Несомненно, это задача очень и очень трудная. Творцы идеологии сверхпотребления – мировые производители товаров и услуг – обладают мощнейшими экономическими и политическими рычагами воздействия. Падение покупательской активности для них смерти подобно, и они будут противостоять этому всеми силами. Необходимо осознавать и то, что призыв к аскетизму во имя будущих поколений вряд ли придется по душе всем нашим согражданам. Но у нас есть весомое преимущество, позволяющее надеяться на победу в этом противостоянии. Россия – страна, имеющая тысячелетнюю христианскую историю. Многие поколения наших предков воспитывались в Православии, оно запечатлено в нас на генетическом уровне. Земное бытие воспринималось ими как подготовительный этап к иной – вечной – жизни, которая напрямую зависит о того, как проживается земная. На пути к достижению главной цели материальные блага утрачивали свою привлекательность, отходили на задний план. Недаром именно Россия еще в Средние века явила миру невиданный сонм монахов-подвижников – людей, отрекшихся от благ мира во имя высшей цели служения Богу и ближним. Их наследниками и продолжателями уже в наше время, в XX веке, стали сотни тысяч новомучеников и исповедников российских, которые предпочли смерть отречению от веры. В отличие от самодовольного и эгоцентричного жителя Запада, в нас заложена способность к жертвенности во имя подлинно высокой цели. Сейчас этой целью является сохранение нашего народа, сохранение великой страны.
Демографическую ситуацию не выправить одними финансовыми вложениями. Важно популяризировать, особенно в среде молодежи, идею, что есть цели гораздо более важные и значимые, чем богатство и удачная карьера. Нужна идеология, грамотно выстроенная пропаганда, формирование общественного мнения. Вспомним, что на Руси испокон веков свидетельством зрелости человека считалось создание семьи, рождение детей – это был определенный рубеж, отделяющий детство от взрослой жизни. К тем, кто уклонялся от этого шага, будучи вполне здоровым и работоспособным, относились без особого уважения, что можно проследить даже по произведениям русской литературы. Отголоски этого, на мой взгляд, оправданно субъективного подхода сохранялись и в советское время: возможно, многие еще помнят, что, например, людей, не состоящих в браке, не посылали за границу, существовали и другие ограничения. Конечно, они имели иную идеологическую мотивацию, но принципиальный подход оставался неизменным – человек, избегающий ответственности за семью, ненадежен.
Необходимо, чтобы помимо рекламы роскоши (в идеале – вместо) нас окружала грамотная концептуально выстроенная реклама семьи и детей как самой главной жизненной ценности. Здесь очень важно правильно расставить акценты. Например, сейчас в некоторых переходах столичного метро можно видеть плакат, на котором изображена улыбающаяся молодая мама с тремя новорожденными малышами на руках и рядом слоган: «Стране нужны ваши рекорды». На мой взгляд, слоган этот не совсем удачен. Современному человеку свойственно думать и заботиться в первую очередь о своих интересах, прочтя слоган, он с раздражением подумает, что от него опять кто-то чего-то требует. Нужно «бить врага его же оружием», то есть формулировать рекламный посыл таким образом, чтобы каждому становилось очевидным: дети нужны не стране вообще, не кому-то, а прежде всего ему самому, что можно полностью раскрыться как личность только в семье и что именно семья и многодетность является подлинным подтверждением состоятельности, в том числе и материальной.
Конечно, это требует большой и серьезной работы. Но, если мы хотим сохранить Россию, другого выхода нет.
[i] Пахомова Е. Доступное жилье и материальный достаток – основа демографического роста // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/4340.html. Опубликовано 04.04.07.
Я смотрю на молодых родителей своих воспитанников и замечаю за многими самоустраненность от воспитания. "Вы педагог - вы и воспитывайте" - считают многие. Почти все семьи имеют одного ребенка, и не хотят заводить второго. Говорят - не имеют возможности. При этом неплохо одеваются, имеют машины, имеют возможность отдыхать на юге и за границей. Люди добрые! Это я не имею возможности! А вам что мешает?! Единственная ценность в жизни - близкие люди!
Между тем, никто не отвечает мне на вопрос:"Почему моя семья разбита?". Пол-года в милиции даже уголовного дела не хотели заводить. Тянут резину, меняют следователей, сначала пытались меня убедить, что здоровый тридцатилетний мужчина многочисленные переломы получил в связи с тем, что "ему стало плохо и он упал на что-то твердое". Никто не хочет мне ответить, почему мой сын остался без отца.
Люди живут так, как будто точно уверены в том, что жизнь бесконечна. Что им не придется отвечать за свои деяния ни перед обществом, ни перед Богом.
Меня спасает лишь моя вера и понимание того, что надо жить для сына, а государство "бросило" меня с моей бедой на произвол судьбы и даже не может ответить, почему?!
Единичные акции или "семейные года" положения не изменят. Пока пропогандировать семейные ценности "заставляют" обиженных жизнью и имеющих кучу своих семейных проблем педагогов,а власть имущие не предпринимют координальные меры, направленные на улучшение жизни семей (не только материальной, НО И ДУХОВНОЙ) - мало что изменится.
И реклама семьи просто поражает своей аморальностью! Для людей, которые хотят семью, но не могут позволить, это плевок в лицо! А кто не хочет в силу характера или еще каких-то своих личных причин, не важно каких, так он и не захочет, а наоборот. Неужели не понятно, что НАВЯЗЫВАНИЕ определенного образа жизни только отталкивает и порождает неприязнь к этому самому образу жизни.
И кто захочет рожать детей в стране, где об уже живущих никто не заботится??? Сколько в подвалах беспризорников клей нюхают, давайте наплодим еще столько же... Грустно, господа.
В семье моего отца было 9 детей,это после войны.Возможно мать природа так восполнялась после геноцида русских(и других этносов).Но нищета была неописуемая!Я был в шоке,когда увидел ту избенку в дикой глуши,в которой все помещались.Но люди тогда просто вынуждены были быть "аскетами".И видимо этот аскетизм был не совсем христианским(я говорю о воздержании от материальных излишеств не во имя Христа),или вовсе не христианским ,учитывая тотальное богоборчество.Просто родили детей и все ,были равны в нищите своей.Но не зря говорят:кто был нищ когдато ,-тот будет таким даже будучи богатым.Многие из них выросли в богатых или просто обеспеченных людей, но за рупь,как говорится удавятся.С одной стороны вродебы и не плохо :сами зарабатывают и другим дают кое-что.Да вот только мне вся страна кажется вчерашними нищими ,дорвавшимися до роскоши.И дети их нищи душой,добротой,порядочностью.И тут то появляется общество потребления с его системой "ценностей",где детскому смеху и шуму не место.В утопию коммунизма верят не многие,утопию третьего рима не поймут(а если поймут ,то не поверят),-Т.Е.остается потребительство да и только.........
Сегодня на вокзале молоденькая бродяжка-шлюха выпрашивала 10 руб.Наблюдательным взором могу сказать,что она "побывала" в десятках машин.Скажу ,что больна венерически и страдает нарко-алкогольной зависимостью.Она преступила все ... Вылечить и отмыть ее можно.А вот душу то отмыть и вылечить можно ли ? Общество потребления вышвырнуло ее на панель,как отработанный материал.Порой становится жутко от мира ,что нас окружает.Глазенки то у нее светятся,не то что у тех,кто вокруг.(хотя ,впрочем,это нездоровый огонек)
Есть наука генемневтика,были мыслители Ильин и Бердяев.Все умно и гладко..... на бумаге...
Очень четко и обобщенно выделены "проблемы" в семьях и внутри нашего эго при рождении малыша.
Спасибо -пища для размышления,"а где я, моя семья в этом мире".
И итог сохранить менталитет русский,серьезно работая над собой внутренне с помощью Божьей,утверждает в вере.В вере единомышленников.
Реклама хорошо , а христианские понятия о семье и рождаемости как от десницы Божьей-в каждую душу бы!
мама 13летней девочки и 6-ти месячного мальчишечки
Когда конституционно будет принят Закон о семье, а другие законы будут от него производными и согласованными с ним, когда каждое решение будет осмысливаться и приниматься после ответа на вопрос: "Как это отразится на семье?"- тогда можно будет говорить, что в той или иной стране власть провозглашает хотя понятие "Семья".
Как говорил координатор Международного Года Семьи (1994) Генрик Сокальски :" Исцелив семью, можно исцелить весь мир".
При этом на уровне подсознания правители должны уяснить, что "ВЛАСТЬ - ПРЕХОДЯЩА, а НАРОД - КОНСТАНТА!"
Хотелось бы сказать ещё о том, что в статье упомянуто не было: позиция органов социальной защиты, чиновников разных уровней, государственных властей. Например, нашу семью много раз спрашивали, в чём мы нуждаемся, чего ждём от государства. Зачем? С какой целью анкеты раздавали, вопросы задавали? Обратной связи никакой. Хочу привести несколько моих предложений по помощи многодетным:
а) Улучшение жилищных условий.
б) Долгосрочный кредит по низкой ставке (не более 5% годовых, остальное субсидируется государством).
в) Льготы по налогообложению (отмена или снижение подоходного налога, налога на имущество).
г) Организация загородного отдыха детей на летний период (государственная дача, дом отдыха, пансионат, и пр.).
д) Предоставление участка земли со всеми коммуникациями (электричество, газ, водопровод) в коттеджном или дачном посёлке в радиусе не более 100 км от Москвы площадью 15-20 соток под дачное строительство.
Ради праздного любопытства нас спрашивали или помочь хотели?
2008 год объявлен годом семьи, это хорошо, правильно, но план мероприятий, программа помощи и механизм её реализации существует? Можно ознакомить общественность? Фактически же, никому наши проблемы не интересны. Так, PR акция.
Лично я, познакомившись со многими многодетными, не встретил людей, получивших существенную помощь от государства. Продуктовые наборы и конфеты на Новый Год в счёт не принимаются, не в военные годы живём, на конфеты деньги найдутся. Лучше эти подарки в детские дома отправляли-бы, там они нужнее.
Ещё раз спасибо Ольге Кирьяновой за хорошую статью.
С уважением,
Усков Александр Николаевич, отец шестерых детей возрастом от 2-х месяцев до 10-ти лет.
Вот и не спешит власть делиться финансами с народом, вот и выживает кто как может... Вместо реального поднятия уровня жизни предлагает безрезультатные нац.проекты.
Уверен: реальная финансовая помощь (только не в качестве просто дать денег)семьям резко повысит рождаемость.
К сожалению этого делать не будут....
Вообще сейчас модно говорить о проблемах демографии, семьи, и чаше говорят в духовном плане. Скорее всего это так и есть - Общество больно духовно (но на данном этапе как необходимы реальная финансовая помощь людям). Говорить же о материальных проблемах как то не очень принято, оно и понятно иначе их придется решать.
Год семьи? Что это такое? Я даже представить себе о чем идет речь не могу. Или оказывается прошедший год был Годом ребенка. Ни я ни мои дети об этом даже и незнали да и ни как не почуствовали. Единственное что случилось для детей важного, так это что маме пришлось выйти на работу полностью не отбыв декретный отпуск.
Получается названия созвучны китайским (или японским)годам - напр. год желтой крысы и т.п. придумают же.
Вместо того чтоб тратить деньги на какие нибуть малозначащие форумы о проблемах "см.название года", лучше бы обратили внимание на состояние социальных служб. Главное назначение социальных служб знаете какое - суметь отказать. Вот и вся политика.
Неудачный "слоган" автора (пользуюсь его же терминологией). Это просто заклинание , в настоящее время, увы!, ни на чем не основанное. Если автор не знает, то позволю заметить, что "самодовольные и эгоцентричные" жители Запада выстраиваются в очередь на усыновление ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА из России и других стран с не очень благополучной экономической ситуацией. У нас эти дети обречены на пожизненное прозябание в домах инвалидов. На Западе, который так модно нынче проклинать, практически нет такого явления как отказные дети. У нас (с нашим пресловутым "генетическим кодом") - около 800 тысяч отказных и брошенных детей, детей-беспризорников..., вдумайтесь в эту цифру. Я чуть больше года работаю няней-волонтером в одной московской детской больнице, куда поступают отказные и брошенные дети, дети-беспризорники, дети из неблагополучных семей со всей Москвы. Я за это время перезнакомилась со многими детьми (в основном мы имеем дело с крошками от рождения до 2-3 лет), с их невеселыми историями. Большинство из них - абсолютно полноценные, здоровые, красивые, смышленные детки. И - брошены, не нужны своим собственным родителям... О том, как государство относится к самым незащищенным своим гражданам - старикам, инвалидам, сиротам - тоже мало хорошего можно сказать, если только быть ЧЕСТНЫМ. Это что - показатель духовности, "жертвенности во имя высокой цели"? Или это "проклятый Запад" научает наших молодых людей совершать такие поступки? Может быть, для того чтобы нам действительно изменить наш нравственный строй, стоит заглянуть вглубь себя и задать СЕБЕ такой вопрос: почему мы c такой легкостью и готовностью берем от Запада, от "мировых производителей товаров и услуг" навязываемые нам чуждые ценности, и почему мы же не желаем смиренно поучиться у них хорошему - традициям благотворительности, которые никогда не прерывались, более человечному, чем у нас (вряд ли это кто-то будет отрицать) отношению к старикам и инвалидам, наконец, способности извлекать уроки из своих ошибок (см. выступление Александра Крутова в Госдуме 5-го созыва http://www.pravoslavie.ru/news/080114152152)? И КОМУ во властных структурах НАШЕЙ страны ВЫГОДНО лоббировать интересы "мировых производителей товаров и услуг" (ведь не сами же эти мировые производители создают законодательные и прочие "лазейки, не они взрастили в нашей стране чудовищную коррупционную систему)? Может быть, стоит что-то сделать, чтобы безнравственные политики не попадали во властные структуры? Может быть, следует выдвигать во власть таких, которые готовы дать отпор зарвавшимся рекламщикам и СМИ, формирующим у нашего народа ужасающие потребительские вкусы?
В заключение хочу отметить, что я совершенно согласна с основным посылом автора статьи: чтобы нашему Отечеству выжить и сохранить свой статус великой державы, нам нужно полностью перестроить систему воспитания подрастающего поколения, талантливо и ярко пропагандировать семейные ценности, патриотизм, любовь и бережное отношение к нашему вековому культурному и духовному наследию, при этом ТРЕЗВО ОЦЕНИВАЯ САМИХ СЕБЯ. На мой взгляд, всматривание в себя, видение своих собственных недостатков и несовершенств, творческий поиск путей их устранения, опираясь на наши традиционные христианские ценности - путь к спасению.
Реклама дикая, потому что создается образ матери-одиночки, папы-то нет на плакате, видимо папа не нужен. Как нет и уважения к родителям. Дело не только в деньгах, а в мелочах. С малышом и коляской не зайти в транспорт, не зайти в магазин (не все оборудованы съездом, не везде широкие промежутки между рядами товаров, аптеки тоже не для родителей с маленькими детьми). Нередко давление идет со многих сторон-в женских консультациях и роддомах, в семье - когда бабушка-дедушки внушают: куда еще второго-третьего (четвертого....) ребенка?, на улицах и т.д. Магазины с товарами для детей стремительно исчезают, а в торговых центрах цены бешенные. Про сады и школы не буду-тема не новая. Причем поборы идут из СССРовских времен. Нет досуговых центров для детей, даже дворов мало, потому что все застраивается-домами, офисами и т.п. Детям нередко негде побегать, поиграть. Часто пропаганда выключает мужчину из семьи, не делает его ответственным за жену и детей, законы слабо и плохо защищают интересы родителей и детей. И это только часть айсберга. А из мелочей состоит жизнь? Наша страна не удобная для детей.