Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.

Девочка Ассоль, Аэлита, поэт Евгений Маркин и я

Как советские романтики стали русскими православными. Часть 1

Все чаще стали слышатся голоса, которые оправдывают догматы коммунистов. Находятся даже известные, признанные писатели, деятели искусств, утверждающие, что при советской власти все было просто замечательно.

Более того: появились даже теоретики, утверждающие, что коммунистические идеи равнозначны христианским.

Спрашивается, почему же тогда шло массовое уничтожение священства, тотальное разрушение храмов, поругание святынь, а ссылки, заключения в тюрьмы и лагеря были повседневной приметой времени?

Да, советская власть отмечена и неоспоримыми достижениями, победой в Великой Отечественной войне, первым полетом человека в космос. Но нельзя забывать и о том, что привело ее к крушению.

В этих заметках мне хочется показать, что люди моего поколения находили общего с советской идеологией и как вопреки ей, когда мировоззренческие идеи оказывались прямо противоположными, мои друзья и я сам искали выход из тупиковых ситуаций.

О подспудном христианском смысле многих советских песен не раз говорил митрополит Тихон (Шевкунов)

От официальной казенщины молодежь ринулась в геологи, «за туманом и за запахом тайги». Родилось целое движение так называемой «авторской песни», лидерами которого были Юрий Визбор, Булат (в крещении Иван) Окуджава, Жанна (в крещении Иоанна) Бичевская. О подспудном христианском смысле многих советских песен не раз говорил владыка Тихон, ныне митрополит Симферопольский и Крымский.

Буду говорить лишь о личном, пережитом, что было в нашей молодости, что дало мне и моим друзьям жить и творить, находя «общее» в «моральном кодексе строителя коммунизма», который с корректурой, без Бога, конечно, был списан с библейских десяти заповедей.

В шестидесятом году прошлого века, окончив журфак Уральского университета, я был распределен в «Магаданскую правду». Видимо, хотели послать на «перевоспитание», так как я числился в «неблагонадежных», но мне «столица Колымского края» дала «от ворот поворот» под предлогом, что «в редакции свободных мест нет».

Я оказался «вольноопределяющимся» и поехал к родителям, во Фрунзе, нынешний Бишкек. В те годы отец работал в «Советской Киргизии» и написал мне, что меня с радостью примут в «Комсомолец Киргизии», где как раз свободные места есть.

Крещенные болью

И вот в должности литсотрудника отдела культуры я сижу за столом в душном кабинете типографии, где на третьем этаже «молодежке» выделили целое крыло здания. Мой стол стоит у распахнутого окна, но прохлады совсем нет, а есть лишь духота от раскаленной крыши, которая покрывает второй этаж пристройки к старому зданию.

В обеденный перерыв приходит секретарша Надя и с размаху выливает из ведра холодную воду на дощатый пол.

Нам становится легче дышать. Но пол высыхает, и в комнате опять становится душно, и только такие молодые сотрудники, как я, переносят жару под сорок градусов.

«На задание» мне улизнуть довольно трудно, потому что приходится ежедневно разбирать десятки писем с «датскими стихами» – так мы называли стихи трудящихся, посвященные знаменательным датам. Редактор обязал меня обязательно отвечать на каждое письмо. Сначала я добросовестно отвечал подробно, но очень скоро выработал несколько стандартных ответов. Однако и они занимали немало времени.

Я подробно описал атмосферу нашей редакции потому, что именно в такой день в нашу комнату вошел высокий курчавый молодой человек в цветастой разлетайке, летних брюках, в сандалиях на босу ногу.

Вытирая платком лицо, капельки пота с черных усиков, он тяжело опустился на стул у моего стола и посмотрел на меня усталыми темно-карими глазами.

– Принес вам стихи, – хрипло выговорил он и положил передо мной довольно толстую папку.

«Еще один датчанин», – подумал я, а вслух сказал:

– Хорошо, я посмотрю ваши стихи. Но приходите завтра или в другой день, лучше к вечеру, когда жара спадет. Ладно?

Он опять пристально и как-то жалобно посмотрел на меня:

– Нет, вы все же посмотрите… сейчас.

Отбиться мне не удалось, я открыл папку и стал читать.

Первое стихотворение, второе, третье…

Потом на выбор…

Потом опять подряд…

И чем дальше я читал, тем все более поражался.

Стихи оказались звонкими, голосистыми, как сказал когда-то Александр Блок о стихах молодого Сергея Есенина.

На титульном листе я прочитал имя поэта – Евгений Маркин. Спросил, уже заинтересованно, откуда он тут взялся, ведь стихи-то про речку Гусь, про деревню Клетино, про сосны касимовские… Ведь это, кажется, где-то в центре России…

– Рязанская область. Я приехал в журнал «Литературный Киргизстан»… пригласили… но место оказалось занятым… И вот…

Неожиданно лицо его побледнело, глаза закатились, и он медленно, как-то неловко изогнувшись, всем своим длинным телом стал сползать со стула на пол.

Я выскочил из-за стола и едва устал подхватить поэта под руки.

– Надя! – заорал я.

В редакции в этот час никого, кроме секретарши, не было.

Я хотел вызвать «скорую», но поэт, придя в себя, медленно произнес:

– Не надо… я просто ослаб… сдал кровь…

– Зачем?

Он грустно улыбнулся:

– Деньги…

Стихи Евгения Маркина, искренние, свежие, написанные в есенинской традиции, понравились и редактору, и ответственному секретарю

Надя наконец отозвалась. Испуганно глянула на незнакомца, которого мне удалось усадить на стул.

– Виктора Ивановича! Сюда! Скорей!

Виктор Иванович был редакционный шофер. Его, как и редактора, звали по имени-отчеству.

На счастье, шофер оказался на месте.

Я, сообразив в чем дело, решил отвезти поэта к себе домой.

Он не сопротивлялся.

Дома я заставил его принять душ, и пока он был в ванной, выставил на стол из холодильника все, что подходило для обеда в такой жаркий день.

Евгений Федорович Маркин (22 августа 1938, Клетино ныне Касимовского района Рязанской области – 17 ноября 1979, Клетино) – российский и советский поэт и прозаик, публицист Евгений Федорович Маркин (22 августа 1938, Клетино ныне Касимовского района Рязанской области – 17 ноября 1979, Клетино) – российский и советский поэт и прозаик, публицист Ел он вяло, хотя я убежал его, что после сдачи крови организму необходима калорийная пища.

– Да знаю… Но понимаешь… Галка в гостинице. Она там… голодная…

– Почему же сразу не сказал?

Я собрал пакет с едой, отвез в гостиницу, сунув в карман его брюк деньги, которые наскреб у себя. Наказал завтра же быть в редакции, с утра пораньше, подготовим подборку в воскресный номер.

Редактора я убедил дать не подборку, а полосу, с фотографией Евгения Маркина. Стихи его, искренние, свежие, написанные в традиции русской классики, более всего есенинской, понравились и редактору, и ответственному секретарю.

Я живо обрисовал положение Евгения, приехавшего к нам во Фрунзе из Москвы по рекомендации сокурсника из Литинститута. Уговорил выплатить аванс, а на следующей неделе Женя был зачислен в штат временным литсотрудником.

Так началась наша дружба, которая с перерывами, продолжалась вплоть до его преждевренной кончины в 1979 году. Ему тогда был сорок один год.

Девочка Ассоль и влюбленные в нее романтики

Как только у Жени Маркина появились деньги, его молодая жена купила билет на поезд и укатила в Москву. Он прибежал в редакцию ошеломленный, потный.

– Выручай, – быстро сказал он. – Срочно надо лететь в Москву.

– Зачем?

– Встречу Галку и верну ее сюда. Она вчера уехала поездом.

Вот как. Он решил впечатлить ее, приехав на вокзал и встретив, и никакие слова будут не нужны. Ясно, что он без нее не может жить, что способен на все, только бы она была рядом. Где-то я видел подобное, в каком-то зарубежном фильме…

Он так и поступил, и действительно впечатлил жену прямо на вокзале. Она пообещала вернуться. Но он напрасно ждал ее и в душном кабинете нашей редакции, и в «стекляшке», новом кафе неподалеку, где мы обедали и пили кислое киргизское пиво, или сухое вино.

Женя оказался еще и отличным журналистом. Он придумывал свежие, яркие темы, ездил в командировки, работой стараясь заглушить боль – Галя все не приезжала. И сейчас помню его виноградарей, архитекторов, проектирующих новую столицу Киргизии, молодых, красивых – все они становились друзьями после его очерков.

Редактор заставлял нас искать новые черты «зримого коммунизма», который нам обещали построить еще «при жизни нашего поколения», и мы писали о ровесниках, которые прокладывают каналы в засушливых полях, о других комсомольцах романтических профессий, которые наперекор всему выполняют свой патриотический долг.

Порой и меня, и Женю «заносило» в излишнюю пафосность. Помню, я назвал серию моих очерков о молодых строителях самой высокогорной дороги в стране Фрунзе-Ош через Киргизский Ала-Тоо «Души золотые россыпи».

Молодежь была готова идти на подвиг, проявить жертвенную любовь ради других, ради Родины

Конечно, мы «приукрашивали и припудривали» своих героев, но в основе своей и эти очерки, а потом наши стихи и рассказы были правдивы. Ибо и общая устремленность молодежи страны была именно такой – способность идти на подвиг, способность на жертвенную любовь ради других, ради страны, Родины.

Разве это была не христианская идея, от прадедов, дедов и отцов заложенная в наши души?

Это мы осознали потом, спустя годы. Но путь к Богу начался именно тогда.

Анастасия Вертинская в роли Ассоль в фильме «Алые паруса» Анастасия Вертинская в роли Ассоль в фильме «Алые паруса»

В Библиотеке «Огонька» вышло собрание сочинений Александра Грина, и имя его стало широко известно.

А на экраны страны вышел фильм «Алые паруса». На молодую Анастасию Вертинскую обрушилась такая слава, от которой ей с огромным трудом удавалось прятаться.

Имя девочки Ассоль, которая дождалась своего капитана Грэя на корабле под алыми парусами, не сходило с уст молодежи нашего поколения.

– Не нравится мне это имя – Ассоль. Плохо звучит, – говорил Женя. – Другое дело – Аэлита. Вот Алексей Толстой замечательно придумал. Вроде фильм такой есть. Не видел?

Аэлита – Юлия Солнцева. Кадр из фильма Я. Протазанова Аэлита – Юлия Солнцева. Кадр из фильма Я. Протазанова

Совсем недавно этот немой фильм, отреставрированный, показали по телеканалу «Культура». Фильм нашего знаменитого режиссера Якова Протазанова – пионер отечественной, да и мировой кинофантастики. Многое там интересно и талантливо сделано. Замечательные костюмы, урбанистические, в духе конструктивизма выполнены декорации обитателей планеты Марс, куда прилетают земляне.

И актеры замечательные. Но Юлия Солнцева в роли Аэлиты выглядит совсем не такой, какой мы представляли ее с Женей. Аэлита нам казалась юной, стройной, как стебелек. Не «роковая красавица» Юлии Солнцевой, а юная Настя Вертинская.

Весной следующего года пришла пора расставания. Женя уезжал в Рязань, я – в Ригу, где, отдыхая, зашел в молодежную газету, и меня пригласили туда на работу.

Договорились созваниваться, писать друг другу.

Уже в Риге я получил по почте книгу стихов Жени «Личное дело».

В ней нашел стихотворение «Аэлита», посвященное мне.

Была и дарственная надпись: «Алеше Солоницыну, поднимающему свои алые паруса».

Стихотворение «Аэлита» настолько точно передает то, что пережито нами, что было главным на пути к Богу, через романтизм юности, через первые страдания, что мне хочется привести его целиком.

Вот оно.

АЭЛИТА

Посвящается А. Солоницыну

Отлюбили, отплакали,
Пересилили боль,
Мы в долгу неоплатном
Пред самими собой.
Нам опять с новоселами
Собираться пора,
На плацкартах, да в седлах,
Да в степи у костра.

Пусть мотает работа
Опьяненье мое,
Мы по крупном счету
Начинали ее,

Семижильные парни –
Мы с рожденья – творцы,
И кудрявились парки,
И вздымались дворцы.

А пока, приосунувшись,
Мы вдыхали полынь,
Элегантные юноши
Низвергали богинь,

Чтобы нам, однолюбам,
Пробудившись от сна,
Встретить горькие губы
И не те имена.

Но усталым, небритым,
Разбивавшим привал,
Снилась нам Аэлита,
Голос трепетный звал,

Снилась женщина-стебель,
Вся призыв и мольба…
О холодные степи,
Кочевая судьба.

Все равно мы любили,
Яро, грубо, взахлест,
Хоть, влюбляясь, грубили,
Доводили до слез.

Наши письма забыты,
Не получен ответ,
Наши дети убиты,
Не родившись на свет.

Семижильные парни,
Не сломивши судьбы,
И ложились морщины,
И редели чубы.

Но, и болью крещенный,
Рухнув ночью в траву,
Я виденье прощенное
С тайным стоном зову,

Лунным светом облитая,
Где-то в синей стране
Ждет меня Аэлита
И грустит обо мне.

Судьба поэта Евгения Маркина оказалась трудной, трагичной. Как, впрочем, и судьба многих поэтов, прозаиков, художников, артистов моего поколения.

Но об этом я расскажу в другой раз, продолжу историю нашего пути к Богу.

А первую часть закончу на этой высокой лирической ноте.

(Продолжение следует.)

Алексей Солоницын, писатель

16 января 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 504 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Образ святого благоверного князя Александра Невского в советской книжной графике Образ святого благоверного князя Александра Невского в советской книжной графике
Елена Жданова
Образ святого благоверного князя Александра Невского в советской книжной графике Образ святого благоверного князя Александра Невского в советской книжной графике
Елена Жданова
Глядя на образы князя Александра Невского, созданные художниками-графиками советского периода, мы достоверно видим живую связь и преемственность русской и советской художественных культур.
О писателе Евгении Носове и его творчестве О писателе Евгении Носове и его творчестве
Марина Бирюкова
О писателе Евгении Носове и его творчестве Покормите птиц, пожалейте людей, сберегите Родину
О писателе Евгении Носове и его творчестве
Марина Бирюкова
Всё, что оставил нам Носов, написано – даже не «с любовью», но просто –любовью, как кистью.
Апокалипсис «Тихого Дона» Апокалипсис «Тихого Дона»
Иером. Нектарий (Соколов)
Апокалипсис «Тихого Дона» Апокалипсис «Тихого Дона»
Скрытая религиозность в творчестве М.А. Шолохова
Иеромонах Нектарий (Соколов)
Весь роман — это какое-то непреклонное и неотвратимое в своей последовательности наказание, настигающее каждое преступление.
Комментарии
Елена20 января 2025, 15:24
Спасибо за статью. Очень интересно. Но не совсем понятна преамбула статьи - по поводу того, что нельзя рассматривать советский период русской истории в христианском аспекте, хотя люди, которые жили в этот период, часто были воспитаны в вере, да и мы, те кто сегодня в храме, те, кто читают Православие.ру родом из ссср. Да и художники, писатели, режиссеры, ученые, сделавшие славу советскому искусству и науке, часто были православными христианами - тот же Константин Юон, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Павел Корин, Аркадий Пластов, Валерий Гаврилин, Георгий Свиридов и многие другие трудились для Господа. Почему же мы вычеркиваем их вместе с годами советов?
Галина И.17 января 2025, 19:03
Иоанна, Антоний имел ввиду дневники архиепископа Никона (Рождественского, 1851–1919), владыки Вологодского и Тотемского, выдающегося русского мыслителя и духовного писателя. Дневники были опубликованы в 1910г. В наше время издана его книга "Православие и грядущие судьбы России": М., 2012г.
Иоанна_16 января 2025, 21:01
Антоний, задаю ещё раз тот же самый вопрос, на который вы не ответили: имел ли шанс хоть один архиерей или любой другой человек, в советское время осмелившийся открыто обличать хоть какие-то недостатки современного ему общества, не то что быть услышанным, опубликовать свою статью, выступить с докладом, но просто сохранить свою должность и саму свою жизнь, не оказаться в тюрьме, в лагере, в ссылке, в психбольнице, за 101-м километром?? 90-е суть плоды безбожия и лжи советской системы, её прямой результат и следствие. /За статью спасибо!
Антоний 16 января 2025, 12:57
Лирокой не увлекаюсь. А вот статистике - верю. Все показатели промышленности, экономики, демографии камнем сорвались в бездну в 1991 году. Древо познается по плодам. Плоды 1990-х оказались смертельно ядовитыми, хотя и вкусными, ведь вернулись гибельные ценности XIX века, прекрасно описанные современниками - тотальное падение нравов, блуд, эпидемия венерических заболеваний, развал армии, нищета трудящихся. Читая дневники архиепископа Никона, я поражаюсь тому как похожи в своей беспросветной бездуховности и безысходности эпохи, разделенные сотней лет. Слава Богу, сегодня вновь мы возрождаем Святую Русь с ее вечными ценностями, ранее бывшими в досинодальном и Советском (1941-1953 гг.) периодах.
Геннадий16 января 2025, 12:29
Благодарю! Ждём продолжения!!
Катя16 января 2025, 05:38
Очень интересно! Буду ждать следующую часть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Алексей Солоницын

Новые материалы

Выбор читателей

×