Согласно церковному уставу, на субботних и воскресных литургиях Великого Поста читаются апостольские зачала из Послания к Евреям. Такое название Посланию дано не самим автором, но Церковью, и не случайно - речь писателя адресована людям, хорошо знающим Ветхий Завет, и живущим в мире этих смыслов. Поэтому примеры из Моисея и пророков встречаются там на каждой странице.
Не только уставные чтения, но и сами богослужения Великого Поста уносят нас в дохристианскую эпоху. Пост, соединенный с чтением ветхозаветных книг, дает нам понять, сколько в нас еще много ветхого, требующего преображения. Великим Постом, как никогда еще, мы узнаем нашу слабость и убеждаемся, как необходим нам Спаситель. Мы уподобляемся древним евреям, живущим ожиданием Мессии; мы вздыхаем и просим: приди к нам и спаси нас.
И вот сегодняшний Апостол, через ветхозаветные образы, говорит нам об одной из граней служения ожидаемого нами Христа, об одной из сторон Его подвига, которым Он избавил нас от смерти духовной. Речь идет о Первосвященстве Христовом.
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр.4, 14-16; 5, 1-5).
Апостол Павел, используя образ священника Мелхиседека, раскрывает тайну священства Христа - ту тайну, в которой сконцентрирована какая-то очень сокровенная, непостижимая, важная сторона домостроительства нашего спасения.
Сразу скажем: богословие Павла - это не какое-то «виртуальное» знание, не имеющее прямого отношения к нашему спасению. Правильное понимание священнического служения Христа даст нам правильное понимание христианского священства. Важно ли это для нас? Очень важно.
Для начала нам нужно вспомнить, что такое священство дохристианское. В книге Бытия мы читаем, что уже Каин и Авель, а за ними и прочие патриархи приносили жертвы Богу, т.е. совершали некое священнодейство. Книга «Исход» повествует нам о том, как Моисей, по повелению Божьему, поставляет на священство Аарона и его детей. Отныне священническое служение передается по наследству. Главными функциями ветхозаветного священства были жертвоприношение, храмовое богослужение вообще, а также посредничество между Богом и народом.
Прошло более тысячи лет. По исполнении времен в мир приходит ожидаемый Мессия, Христос Господь. Он воплощается от Духа Свята, распинается «за ны при Понтийстем Пилате», страдает, погребается и воскресает в третий день «по Писанием». Это то, что было видимо человеческому глазу. Но вместе с этими событиями происходило и нечто особенное в духовных сферах, не видимых людям. Некоторые эти тайны небесного мира и открывает Павел в послании к Евреям.
Апостол показывает нам, что иудейский первосвященник был прообразом Христа. Подобно тому, как иудейский первосвященник входил в скинию с жертвенной кровью, приносимой за грехи Израиля, Христос прошел небеса и принес Свою кровь в скинию небесную, за грехи всех людей, и приобрел вечное искупление. Павел называет Христа Священником по чину Мелхиседека. Как Мехиседек появляется в книге Бытия неизвестно откуда и потом вновь исчезает, так и Сын Божий приходит из мира иного и потом снова возносится туда, к Своему небесному Отцу. Мелхиседек приносит хлеб и вино - Христос дает миру Свои Плоть и Кровь под видом хлеба и вина Евхаристии.
Отметим еще одну важную вещь. До прихода Христа установленное Богом священство было родовым. Священство по чину Аарона представляло собой замкнутую в себе корпорацию, куда был закрыт вход всем, не входящим в колено Левия. Христос же воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства (Евр.7,14). Поэтому Христово священство есть священство не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека, не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей (Евр.7,16). Священство Христово не передается по родословной, но даруется всем христианам.
Здесь, братья и сестры, мы подошли к самому главному. Господь Иисус ничего не делает для Себя. Свое священство - духовное и вечное - Христос дарит Своей Церкви, дарит всем христианам! Об этом говорит апостол Петр: вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9).
Что же это за «царственное священство», которое нам подарил Христос?
Это служение, в котором каждый христианин должен приносить жертвы Богу на алтаре своего сердца - духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). Какие же это могут быть жертвы?
Жертва Богу - дух сокрушенный - говорит Писание (Пс.50,19). Вот нам и жертва - плач о своих грехах. Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя - поет псалмопевец (Пс.140,2). Это - о молитве. Приносите жертвы правды (Пс.4,6) - это о праведной жизни. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16) - вот нам и милостыня, прощающая грехи наши. Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим.12,1) - пишет апостол Павел. Значит, неоскверненность тела тоже есть жертва Ему, Создателю. В послании к Римлянам Павел говорит, что ему дана благодать совершать священнодействие благовествования Божия (Рим.15,15-16) - значит, проповедь христианская тоже принимается Господом как приятное для Него жертвоприношение.
А где же храм для этого богослужения? Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор.3,16) - говорит Павел. Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5) - вторит ему апостол Петр.
Вот священство, подаренное нам Господом, - духовное, вечное, непреходящее. Священство внутреннее, в котором ум - священник, а сердце - престол; где горит неугасаемая лампада веры и возносится к Богу благоухание молитвы; где иконостас заменяют лики любимых святых, о которых я вспоминаю каждый день; где напрестольное Евангелия - это моя память, а напрестольный крест - печать моего крещения.
Конечно же, мы сейчас не говорим про священническую иерархию, про рукоположенных священников. Это отдельная тема для отдельного разговора. Иерархическое священство есть особое, уникальное служение в Церкви, установленное Самим Христом. Однако, и рукоположенное священство возможно в Церкви лишь потому, что существует священство общехристианское, о котором мы сегодня и говорим. Христианским священником никогда не сможет стать человек, находящийся вне Церкви - т.е. некрещенный. Только от общехристианского священства Церковь может поставить человека на священство иерархическое, рукоположенное, апостольское.
Кто - то может подумать: царственное священство... все это слишком высоко для нас. Да, это высоко. Знаете, если вдруг запрокинуть голову и посмотреть ввысь, может закружиться голова. Так и мы сейчас бросили взгляд на верхушку огромной горы. Но, братья и сестры - таково наше призвание. Оно действительно очень высоко. Не к лежанию перед телевизором призван человек. Не к приобретению квартиры, машины и дачи он предназначен. Царственное священство - вот предназначение человека. Человек есть священник всей твари, призванный от всего живущего на земле возносить Богу духовные жертвы. И это Богу важно, потому что Он нас для этого создал.
Вот как получается - от священства Христа мы вышли на тему предназначения человека. Повторим наш первый вопрос - важно ли это? Очень важно. Может ли быть что-то важнее моего предназначения - для чего я живу?
Наше призвание высоко, но пусть эта высота радует нас, а не устрашает. Пусть церковный человек всегда помнит о своем царственном священстве, и не унижает своего божественного достоинства, которое ему вернул Спаситель. Пусть богослужение в живых храмах наших душ начинается рано утром и заканчивается поздно вечером, а неугасимая лампада веры пусть горит в нас и днем, и ночью. Христос, Первосвященник будущих благ (Евр.9,11), да вдохнет Свою силу в наши немощные души, чтобы мы удостоились при жизни хотя бы прикоснуться ко всему тому, к чему предназначил нас Бог.