«Врач послан больному от Бога и должен лечить его с Божией помощью…»

5 октября 2019 года исполняется 115 лет со дня рождения легендарного русского хирурга академика РАМН Федора Григорьевича Углова (1904-2008).

Всю жизнь Углову помогала вера. Он любил повторять: «Врач послан больному от Бога и должен лечить его с Божией помощью».

«…Мы должны понять сейчас, что переживаем новое духовное нашествие на наш народ, более стремительное и жестокое, чем нашествие татар в XIII веке или поляков в XVI, – писал Ф.Г. Углов в своем дневнике в 2000 году, – и мы должны противопоставить ему духовное единство народа, в основе которого лежит православие. Нашей отличительной чертой была и должна остаться соборность – единство народа во исполнение христианского долга и жертвенности, в стремлении приблизить Царствие Небесное».

…Родители крестили его в детстве. И он всегда – во время учебы, блокады, в мирное послевоенное время, за операционным столом, во главе мединститута – оставался верующим человеком.

В годы безбожия, по его словам, «веру приходилось скрывать». Детей крестил тайно в маленьких деревенских храмах.

Только в последние годы жизни он делился сокровенным:

«Я человек глубоко верующий. Воспитан был в религиозной семье. Хожу в храм, пощусь и регулярно причащаюсь. Убежден, что без веры не может быть высокой нравственности и духовно здорового народа».

По его словам, «молитва как обращение к Богу затрагивает все аспекты жизни человека. Это важно правильно понимать. Молитва – это необходимость. И тем ответственнее она должна быть, чем яснее человек понимает величие и всемогущество Божие».

«Отец, старший брат, сестра, – вспоминал Федор Григорьевич, – все пели в церковном хоре. Мы посещали храм, исповедовались, причащались, в школе нам преподавали Закон Божий. Я даже дружил с детьми о. Георгия, служившего в нашем храме. Когда пришла революция, мне было 12–13 лет. Молиться пришлось большей частью дома, в храм стало ходить труднее. Напролом лезть не было смысла. Вступил в комсомол. Комсомольские частушки мы не пели, "антипасхи" не проводили. Мы знали, что любые насмешки над Богом – это тяжкий грех. Да и вообще в Сибири, мне кажется, этого было меньше. И над верующими не насмехались. Но всё равно в храм людей стало ходить меньше, а потом начались хулиганства и храм закрыли… За свою жизнь многое пришлось пережить, но искра веры в моей душе всегда помогала и спасала меня в трудные минуты. Из нашей семьи вышли два учителя, один инженер, профессор-глазник и академик-хирург. Разве могли бы мои родители без Бога и церкви заложить в нас такой прочный нравственный стержень?! Уже став отцом и дедом, я твердо убежден, что только в вере человек во всей полноте сможет проявить и реализовать себя».

* * *

Федор Углов родился во время русско-японской войны – 5 октября 1904 года.

«Силы мне дала прекрасная русская река Лена, – рассказывал Федор Григорьевич. – Я ведь родился на ее берегах в тысяче километров от Иркутска в селе Чугуеве. Отец был ссыльным рабочим-слесарем, а мама – крестьянкой. У меня было два брата и три сестры, но, несмотря на бедность и жизнь в самой глухой деревне, мы все получили высшее образование».

Дети очень почитали своих родителей.

«Через всю свою жизнь, – вспоминал Федор Григорьевич, – я пронес чувство благодарности, любви и глубокого уважения к своей матери. Простая крестьянка без образования, она отличалась высокой внутренней культурой, требовательностью к себе и деятельной добротой к окружающим. Как-то раз она сказала мне: "Старайся делать как можно больше добра и не жди от людей немедленной благодарности". Все эти годы я стремился следовать материнскому принципу. Не гнался за славой и успехом, старался выполнять свою работу честно, добросовестно помогал пациентам. В хирургии нет пустяков. От искусства врача зависит, сможет ли пациент жить нормальной жизнью или останется инвалидом. Поэтому хирург всегда обязан делать всё с такой нежной заботой, как будто перед ним находится близкий и любимый человек».

Случалось, что отец их выпивал. Мама Федора принимала эту слабость спокойно, понимая, что работа у него тяжелая (а работал он тогда по 12 часов), да и за плечами у отца были каторга, ссылка. Детей же воспитала в трезвости. Она не раз повторяла:

«Вы живете в других условиях, и вам грех в этом брать пример с отца».

* * *

По его словам, упорство – одно из важнейших качеств врача. С детства Федор хотел быть врачом и упорно шел к своей цели. Авторитетом для него стал их местный сибирский доктор Светлов. И, глядя, как он почти воскрешал людей, Федор отправился в Иркутск в медицинский институт.

«…Я добирался до университета целый месяц, – вспоминал Федор Григорьевич, – на пароходе, на лодках, на лошадях и пешком 1100 километров».

    

Сначала он учился в Иркутском медицинском институте, затем перевелся в Саратов, где и получил специальность хирурга. Работал два года на участке, затем учеба в Ленинграде, снова Сибирь и опять Ленинград теперь уже на всю жизнь.

Во время Великой Отечественной войны, как потом в мирное время, с Божией помощью Углов спас сотни человеческих жизней: и жителей блокадного Ленинграда, и бойцов, раненных на фронте.

Федор Григорьевич все 900 дней Ленинградской блокады был начальником хирургического отделения госпиталя.

Он оперировал в тяжелейших условиях: во время налетов, при недостаточном освещении, на пронизывающем холоде.

Подвиг, равный ратному! Углов награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

В послевоенные годы Углов оперировал не только в клиниках Ленинграда, но и в маленьких сельских больницах. Трудно назвать число пациентов, которым этот человек вернул жизнь.

* * *

Как и многие хирурги его поколения, Углов был хирургом-универсалом. За долгие десятилетия, без остатка отданные любимому делу, его руками выполнены более 10 тысяч операций, в том числе сложнейшие операции на легких, сердце и пищеводе, многие из которых он сделал впервые в истории советской и мировой медицины. Именно он изобрел искусственный клапан сердца.

В столетнем возрасте Углов держал в руках скальпель, мог провести сложную операцию практически на любом органе, не уступая молодым врачам ни в работоспособности, ни в технике проведения операций.

    

Он воспитал не одно поколение хирургов, вооружив их передовыми методами лечения на десятилетия вперед.

Федор Григорьевич до последних дней работал на кафедре госпитальной хирургии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова. Консультировал больных, следил за ходом операций, писал научные работы. Наверное, во всем мире Углов был такой один.

«У него были золотые руки, – вспоминает Владимир Грищенко, заведующий кафедрой госпитальной хирургии Государственного медицинского университета. – Он оперировал этими руками небыстро, но получалось очень хорошо. Потому что каждое движение было отточено. На операции никогда никому не делал замечаний. Операции проходили всегда в спокойной обстановке».

Лауреат многих премий и наград, Федор Григорьевич Углов в 1994 году был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире практикующий хирург.

* * *

Знаменитый хирург пользовался словом так же легко, как скальпелем. Первая его книга «Сердце хирурга», где он вспоминает Великую Отечественную войну, вышла в 1974 году и разошлась по стране полумиллионным тиражом.

Потом появились «Живем ли мы свой век», «Человек среди людей», о вреде алкоголизма – «В плену иллюзий», «Самоубийцы», «Человеку мало века». Федор Григорьевич был членом Союза писателей России.

В книге «Человеку мало века» Углов написал слова, которые, наверное, и были главным принципом его жизни:

«Для чего человек живет на Земле? Чтобы делать добро. Отсюда вытекает всё остальное. В этих словах выражена воля Господня, подробно изложенная в заповедях. Делая людям добро, человек тем самым все их выполняет».

* * *

Среди его пациентов был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев; 1927–1995).

    

«Владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский… Я не знал другого пастыря, столь любимого в народе и пользующегося безоговорочным доверием верующих, – вспоминал Федор Григорьевич. – Он был абсолютно добр, мягок и незлобив со всеми, если дело не касалось устоев православной веры. За ее чистоту, за сохранение незамутненным Христова откровения и отеческого предания в век всеобщего безбожия и настоящей интервенции чуждых сект владыка поистине положил свою жизнь.

Я уже точно не помню, как мы познакомились с ним, а по-настоящему сблизились, когда он согласился лечь на лечение в нашу клинику – сердце начало серьезно сдавать. Мы много беседовали на самые разные темы. Вообще владыка был человеком, в душе которого находили отклик не только вопросы религиозные, церковные, а жизнь во всем ее многообразии, нужды и чаяния разных людей…

Я начал глубоко задумываться над тем, почему в Церкви так много говорят о покаянии. Вспоминал, как многие из среды моих добрых знакомых-патриотов, как правило, лиц с высшим образованием, довольно часто недоумевали: "А зачем мне ходить в церковь? Ведь я не грешу. Исповедоваться мне зачем? О чем мне молить Бога?" И это говорим мы, на чьих глазах в течение десятилетий разрушали то, что было свято, а мы молчали и продолжаем молчать. Наша гордыня, наша уверенность в собственной безгрешности – лучшая почва для расцвета всех пороков.

Но если всякий без исключения человек нуждается в покаянии и спасении, то почему того же нельзя сказать о целом народе, нации, государстве, поразила меня однажды мысль. Не в том ли, что уклонились от пути, указанного Богом, корень всех наших бед, причина разорения и неустроенности богатейшей в мире страны? Высказывая свою догадку владыке Иоанну, я еще не знал, что вряд ли мог сыскать более просвещенного собеседника. Он ответил, что, точно, каждый народ как дитя, непосредственное, со своим неповторимым характером, и стоит ослабнуть Христовой проповеди, стоит объявиться лжеучителям – всякий народ может быть ввержен в пучину самочиния и беспорядка. А русский тем более, потому что он доверчив и простодушен. Но именно эти качества в сочетании с добротой, верой в высшую справедливость, отзывчивостью, нестяжательностью, склонностью к духовному созерцанию делают его наиболее восприимчивым к принятию Божественного откровения. "Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский", – эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского владыка любил повторять особенно часто».

И еще из его воспоминаний о владыке:

«…С этим человеком можно было говорить обо всём. И всегда после разговора я получал что-то полезное для себя, своей души. При всей своей занятости, а к нему постоянно приходили люди, он нашел время прочитать мою книгу…

(Вот какие слова митрополит Иоанн написал после этого: "С большим удовольствием прочитал книгу Ф. Г. Углова "Сердце хирурга". Она написана сердцем и отобразила собой эпоху становления власти Советов и быт простых крестьян и тогдашней интеллигенции. Но самое главное, в книге раскрыты основные этапы становления хирурга, его дела, направленные на благо народа. Меня восхищало то, с каким упорством молодой тогда Углов стремился стать настоящим хирургом, обладающим не только хирургическими способностями, но и добрыми качествами души, так необходимыми для каждого хирурга, не жалеющим себя для блага ближнего… С большой благодарностью – Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. 1995 год").

Он часто повторял: религия бесполезна, если она не будет в сердце человека. После нашего знакомства я был у него дома… К нему в палату всё время приходил народ. Зная, что ему необходим отдых, мы пускали только тех, кого он хотел видеть. Наблюдая за ним как лечащий врач, я всегда удивлялся, как он точно знал границы, где можно было говорить с человеком о вере или о другом предмете. Знал, есть ли у человека искра, которую надо разжигать, или у него в душе "темная ночь"».

* * *

Захлестнувшее Россию пьянство Федор Григорьевич считал грехом. Перед революцией народ это понял. Во многих губерниях создавались общества трезвости. Эту работу возглавили почитаемые и уважаемые в России люди, такие, к примеру, как святой праведный Иоанн Кронштадтский.

И сам Федор Григорьевич Углов, отстаивая интересы здоровья нации, инициировал, организовал, возглавил «Союз борьбы за народную трезвость», бессменным главой которого он оставался до последнего своего земного часа.

«Полное взаимопонимание существует между Русской Православной Церковью и нашим движением, – подчеркивал Федор Григорьевич. – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем приветствии на церковно-общественном форуме "Духовно-нравственные основы демографического развития" подчеркнул: "Россиянам, особенно несовершеннолетним, угрожает эпидемия пивного алкоголизма и никотиновой зависимости". По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, от решения этой проблемы "напрямую зависит демографическая ситуация в России".

Пока страна наша пьет, мы богатырь со связанными путами руками и ногами. Но молодецкая сила и ясность ума не до бесконечности будут сохраняться в недрах народного духа. Если сквозь 200-летнюю мглу татаро-монгольского ига русский народ сумел пронести свои ценности и национальный характер, то при нынешнем уровне потребления алкоголя самораспад личности и целого национального уклада произойдет за два-три десятка лет. Или мы бросим пить водку, или зеленый змий выпьет наши души! Третьего не дано. Это начинают осознавать все здоровые силы нашего общества».

По его словам, «нужно изменить сознание русского народа, не медля проводить антиалкогольную политику на государственном уровне, где одним из основных пунктов должна быть поддержка Православной Церкви».

* * *

Большая часть его долгой жизни (в октябре 2008-го ему было бы 104 года!) прошла в городе на Неве.

Федор Григорьевич вывел 12 правил, которые назвал «Памятка российскому долгожителю». Ведь многие постоянно спрашивали уже 100-летнего Углова о секретах его долголетия и энергии.

«В жизни человека две стороны: нравственная и физическая. Обе одинаково важны, – отвечает на этот вопрос ученый в своей книге "Сердце хирурга". – Тем не менее восточная мудрость гласит: "Деньги потерял – ничего не потерял; здоровье потерял – половину потерял; честь потерял – всё потерял".

Я позволю себе изложить несколько принципов, соблюдение которых, я уверен, поможет сберечь нравственное и физическое здоровье.

Основная заповедь: делай добро и не требуй, чтобы тебе немедленно ответили тем же. Ты сделал добро и забыл об этом. Но оно вернется к тебе именно тогда, когда ты будешь в этом особенно нуждаться.

Не делай зла другим людям, ибо сделанное тобою зло обязательно вернется к тебе, многократно усиленное.

Если хочешь сохранить жизнь и здоровье на долгие годы, соблюдай элементарные требования здоровой жизни.

Не переедай – выходи из-за стола немного голодным. Через пять минут чувство голода исчезнет – ты почувствуешь удовлетворение, но не пресыщение.

Не следует спать днем, если ночной сон был достаточно продолжительным (шесть-семь часов) и спокойным.

Ложиться спать и вставать надо, по возможности, в одно и то же время.

Любой труд – физический и умственный – полезен для человека. Желательно сочетать их хотя бы в малой степени. Таким образом создается гармоничность личности. При любом, даже значительном, материальном достатке не разленивайся, трудись во благо Родины, семьи, людей и самого себя. Труд укрепляет не только тело, но и душу. Все долгожители в течение всей своей жизни были большими тружениками. Тунеядец пуст и никому не нужен. Он живет, как паразит, за счет других и быстро деградирует. Лентяи долго не живут. Кстати, это не только человеческий, но и общий биологический закон.

Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее.

Не допускай недостойных поступков – они унижают, прежде всего, тебя самого.

К здоровью относись разумно. Не бравируй им. Закаляйся.

Люби свою Родину Россию. Родина – мать, и ее надо любить и защищать как мать. Патриотизм, любовь к Родине самое благородное чувство человека, отличающее его от животных».

…День памяти и скорби 22 июня 2008 года стал последним в земной жизни легендарного хирурга-долгожителя. Федора Григорьевича Углова похоронили на кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Николай Головкин

Источник: Прихожанин

7 октября 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга Киев 8 октября 2019, 11:17
Потрясающе! Слава Богу, что есть такие люди! Вечная память р.Б.Феодору!
рБМарина 8 октября 2019, 00:12
СПАСИ ГОСПОДИ НИКОЛАЙ ЗА СТАТЬЮ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ!!!ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ р ФЕДОРУ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×