Кино о Войне: между авторским домыслом и патриотическим лубком

Кадр из фильма «Крик тишины» Кадр из фильма «Крик тишины»

8 сентября был День памяти жертв Блокады Ленинграда. И вот на какую неожиданную тему хотелось бы поговорить в этой связи. О кризисе в отечественном кинематографе, а шире говоря – об отсутствии должного восприятия, осмысления русской культуры современным российским обществом. Это будет разговор скорее о том, чего нет, чем о том, что есть. О духовной памяти. О великих и трагических событиях, ждущих своего осмысления и достойного воплощения в художественных образах.

Итак, два фильма, вышедших примерно в одно время и освещающих одну тему: человек и война, – «Дылда» Кантемира Балагова и «Крик тишины» Владимира Потапова. Я выбрал именно эти фильмы, потому что действие их разворачивается в Ленинграде. Оба фильма основаны на документальных свидетельствах о том времени. В первом случае – это книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», во втором – повесть Тамары Цинберг «Седьмая симфония». И сразу хочется сказать вот о чем. В жизни бывает всякое, и я вполне допускаю, что какие-то подобные события, отношения и сюжетные перипетии имели место в реальности, но вот именно в данных конкретных фильмах отсутствует общее ощущение жизненной правды. И именно это горькое, но ясное осознание заставляет поднимать тему достойного осмысления собственной нашей истории.

Морок вместо реальности

Начнем с фильма «Дылда».

Афиша фильма «Дылда» Афиша фильма «Дылда» Я не против авторского кино, но здесь мы сталкиваемся с явной подменой реальности на странный, болезненный морок. Хочется сказать: послушайте, уважаемый Автор, а нельзя ли поменьше «себя» и больше внимания, любви и уважения к реальным людям, пережившим ужас войны? Вам мало того, что они пережили, хочется добавить «авторской изюминки»? – Так снимите кино про кексы.

В фильме примеров такого «авторского присутствия» предостаточно, чего стоит только эстетская игра с зеленым и красным цветами, по большому счету бессмысленная и даже оскорбительная, учитывая трагический масштаб темы. Впрочем, есть провалы и посерьезнее. Ну не позорно ли, скажите, что фильм о судьбах девушек, женщин, переживших ужас войны, выдвигается в Каннах на специальный приз… за поддержку ЛГБТ-сообщества? И как бы Кантемир Балагов ни «открещивался» и ни говорил, что он этого не хотел, – именно он снял этот фильм и, уж конечно, отвечает за то, что натворил. К чему же это запоздалое и лукавое кокетничанье?..

Афиша фильма «Крик тишины» Афиша фильма «Крик тишины» Прямая противоположность «авторскому взгляду» Кантемира Балагова – это вполне себе заказной и официозно-патриотический фильм «Крик тишины». По-своему даже трогательный и сентиментальный. О том, как девочка двенадцати лет в блокадном Ленинграде спасает от смерти чужого младенца. И (опять же) я ничего не имею против такого кино, в нем заложен немалый и – верю, что искренний – труд множества людей. Но всё же… Художественный уровень этого кино явно не дотягивает до самого уровня поднимаемой темы. Думаю, многие посмотревшие фильм скажут: как вам не стыдно! как можно «придираться» к такому светлому и доброму фильму! Я хочу, чтобы меня поняли: мы говорим сейчас не о самой истории, которая, безусловно, вызывает сострадание и сочувствие, а о качестве фильма. И это качество надо признать посредственным. Оно складывается из множества деталей, которые просто отмечаешь про себя и которые затем перерастают в ощущение одной большой неправды. Впрочем, это еще далеко не худший вариант современного российского кино о войне и человеке.

Война как квест

Если говорить в общем, то большинство «правильных» фильмов последних лет о войне – это вовсе уход от реальности в сторону «квеста», игры, пусть даже и «обучающей», как кажется авторам этих кинопродуктов. И под видом пропаганды патриотических идей и «снисхождения» к простому (и как будто недалекому) зрителю создаются более или менее качественные поделки в голливудском формате, с тем чтобы и патриотический дух поднять и, условно говоря, отбить кассу. В результате мы имеем целую чреду «военных блокбастеров»: «Мы из будущего», «Сталинград», «Т-34»… Высокие рейтинги и кассовые сборы этих фильмов не радуют, а пугают именно потому, что свидетельствуют о сознательном и планомерном понижении общего уровня национальной культуры.

Кадр из фильма «Мы из будущего» Кадр из фильма «Мы из будущего»

Я всё понимаю: деньги, продюсеры, прибыль, госзаказ… но какое отношение всё это имеет к кино? Больше того – какое отношение это всё имеет к искусству вообще и к русской культуре в частности? И наконец, какое отношение это всё имеет к духовной памяти нашего народа? Горько именно потому, что мы такими картинами уводим юное поколение от осознания реальной глубины и важности вопросов, которые ставит перед каждым человеком и перед обществом в целом жизнь.

Мы уводим юное поколение от осознания глубины и важности вопросов, которые ставят и жизнь, и война

Наверное, и добротные и качественные блокбастеры нужны и имеют право на существование, но когда на их фоне не рождаются картины глубокие, правдивые и жизненные – это катастрофа именно потому, что сами эти «проекты» позиционируются уже как высокие образцы современного искусства. И именно они – так или иначе – формируют отношение подрастающего поколения не только к войне, но и к жизни. Происходит подмена, деградация самих представлений о роли и возможностях кинематографа, а главное – происходит отучение молодежи от способности мыслить и чувствовать самостоятельно, глубоко и честно.

Мы говорили о Голливуде. Но ведь кроме бесконечного «монтажа аттракционов» там выпускаются очень приличные картины, в том числе о войне. Достаточно вспомнить такие киношедевры, как «Список Шиндлера», «Пианист», «Спасти рядового Райана» и другие. Но вот что важно: на Западе умеют свое видение и понимание той войны донести до зрителя с высокой степенью убедительности, так что главными героями и победителями той войны в глазах абсолютного большинства зрителей становятся американцы. И это при том, что потери США во Второй мировой войне составили 417 000 человек, в то время как СССР потерял около 26 600 0000 человек. Несопоставимые потери и жертвы!

Подвох гуманности

Кадр из фильма «Дюнкерк» Кадр из фильма «Дюнкерк»

Или вот еще любопытная черта либерального взгляда на прошедшую Войну. Недавно посмотрел великолепно снятую разрекламированную драму «Дюнкерк». О чем там идет речь? Коротко говоря, это история о том, как британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии бежал через город Дюнкерк под ударом наступавшей немецкой армии. И вот удалось организовать эвакуацию этих людей, что, несмотря на провал и проигрыш в военном отношении, явило собой торжество гуманности и человеколюбия. Идея, казалось бы, правильная. Но подвох заключается в том, что этот фильм настойчиво продвигает идею сверхценности «жизни самой по себе», в то время как победа в той страшной Войне была достигнута не благодаря отстаиванию идеи сверхценности существования, а благодаря решимости миллионов людей пожертвовать собой ради торжества духа и истины.

«Правда жизни» – это свет, а не тьма

В советское время было снято немало достойных фильмов о войне. Но мы уже почти 30 лет живем в иной реальности, и эта реальность, казалось бы, открывает перед художниками широкие перспективы и возможности. И что же? Где эти художники, где эти новые горизонты и новые грани осмысления возвышающих душу драматических моментов нашей истории? Почему мы раз за разом штампуем какие-то в большей или меньшей степени качественные поделки, в которых явственно присутствует, я бы сказал, «лубочно-патриотическая» идеология и не менее явственно отсутствует жизнь? Это печально. Потому что именно обнаженная правда жизни – это то, что может и должно привлекать современных художников в теме войны. Притом «правда жизни» – это ведь не только и даже не столько грязь, мучение и беспросветная тьма, но и свет, и любовь, и радость, как это ни странно звучит. Потому что крайние, катастрофические обстоятельства всегда обнажают в человеке главное, обнажают его глубинную суть, и в этом, наверное, главное преимущество военной тематики в художественном отношении.

Но вместо раскрытия глубины образов и характеров создаются поделки, всё более уводящие юное поколение от понимания реальности, глубины и масштаба не только происходивших тогда событий, но и жизни вообще, отношений людей с Богом, собственной совестью и друг с другом.

Коммерция и подлинный патриотизм – вещи несовместные

Какой может быть выход из этой ситуации? А очень простой. Нам всем необходимо осмыслить тот факт, что сфера культуры в подлинном и высоком смысле этого слова – это сфера, в которую нужно вкладывать духовные, нравственные и материальные ресурсы без оглядки на коммерческий результат. Вкладывать без оглядки, по принципу: сделал добро – бросай его в воду.

Вкладывать в отыскание, раскрытие и воспитание талантов, в поддержку и помощь по развитию действительно самостоятельного и самобытного и – главное – возвышающего душу творчества. Потому что коммерция и подлинный патриотизм – вещи несовместные. Да, может хорошее и честное кино взволновать «широкую аудиторию» и «собрать кассу», условно говоря. Но нельзя на это рассчитывать, настраиваться на это, исходя из этого, планировать свою работу. Потому что итог самого такого целеполагания – это уничтожение национального духа, взращивание в обществе духа мамоны, корысти и наживы. Циничной торговли тем, что априори не подлежит продаже.

Священник Димитрий Шишкин

10 сентября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Наша память – наша Победа Наша память – наша Победа
Ольга Орлова
Наша память – наша Победа Наша память – наша Победа
Ольга Орлова
По всей стране в исторических парках «Россия – Моя история» открылась выставка «Память поколений». Это выставка о Великой Отечественной – о том, что надо понять и в чем разобраться каждому из нас.
Нужно ли нам православное кино? Нужно ли нам православное кино?
Александр Богатырев
Нужно ли нам православное кино? Нужно ли нам православное кино?
Александр Богатырев
Православные фильмы и телепрограммы заставляют думать. Так почему же этому кино так сложно пробиться к широкому зрителю, на телеканалы?!
Мир как война Мир как война
Протоиерей Андрей Ткачев
Мир как война Мир как война
Протоиерей Андрей Ткачев
От всякого человека требуется ежедневное преодоление себя. Требуются выносливость и мужество, как и от солдата в окопе. А какие повседневные схватки выдерживает учитель! Какую войну с собственной слабостью терпит всякий одинокий старик!..
Комментарии
Ирина14 сентября 2020, 00:43
Полностью согласна с автором статьи. Хотелось бы узнать мнение автора о фильме А. Кончаловского что не давно выиграл берлинского медведя. Это фильм о войне и если вы его видели, то что могли бы о нем сказать?
Андрей13 сентября 2020, 21:31
Вторая Мировая война это ключ к осознанию произошедшего с Российской империей, чуть позже позже и с СССР, а на самом деле происходящего и по ныне. Квинт-эссенция причин и следствий организационных, научных, технических, сельскохозяйственных и прочих проблем державы в особо жёстких условиях. Набор граничных условий для окончательного определения системы уравнений на основе давным давно известного общего решения. Посему все силы и средства могущественного аппарата формирования общественного мнения брошены на увод человека от правды, хоть в лубочный патриотизм, хоть в авторские домыслы, хоть в оккультизм, хоть ещё куда ни будь. Это тоже духовная брань, что горазда страшнее схватки рукопашной.
Евгений13 сентября 2020, 20:19
В советское время было много хороших фильмов про войну. И патриотических. И высокохудожественных. И просто хороших. "Иди и смотри" Э.Климова. впервые я увидел в 11 лет на премьере в кинотеатре. В таком возрасте, конечно, рановато. Но я был советский парень. А вот современным пацанам в 11 лет совсем рано. Будучи взрослым мужиком, уже отцом 2 сыновей, я пересматривал этот фильм. Скажу я вам так. Много фильмов хороших о войне. Но этот самый лучший. И самый страшный. И сказать по правде - это как раз и есть православное кино. Я не уверен, что я сам бы смог остановиться, когда герой Алексея Кравченко смог (расстрел фото гитлера). Вообще понять не могу, как Алексей смог такое сыграть...
Денис12 сентября 2020, 23:52
Великие фильмы были у советской сверхдержавы с её сверхчеловеческой мечтой о светлом будущем человечества. Ныне же капитализм, а у капитализма нет светлого будущего, конец истории или возвращение к прежнему идеалу?
НН12 сентября 2020, 21:15
Андрей12 сентября 2020, 16:11, "Каждый понимает в меру своей испорченности". Простите, больше мне сказать нечего.
Михаил12 сентября 2020, 20:20
Согласен с Кириллом (12.09.20, 14:08). Патриотизм - это не идеологический "ура-патриотизм" и не "патриотизм" правителей-диктаторов, пусть даже и сделавших много для своих стран. Патриотизм где-то рядом с мыслями и чувствами песни "С чего начинается Родина?", переложенными каждым человеком для себя самого...
Дмитрий12 сентября 2020, 20:08
Полностью согласен с автором. Добавлю только, что для режиссёров и сценаристов надо организовывать экскурсии по ликбезу в АРХИВЫ, в которых все рассекречено и тысячи подвигов и миллионы историй, каждая из которых это готовый фильм!!! Ничего выдумывать и ломать из пальца не надо. Жаль, что с такой Великой историей в российском кинематографе кома вот уже 30 лет.
Светлана 12 сентября 2020, 19:05
Спасибо за обстоятельную статью. Стараюсь не смотреть современное кино, никакое, именно из-за дотошного смокования крови. Так как выстроено там всё на тех же фрейдовских китах: страх и секс. Чтобы зритель вздрогнул от увиденного, а надо чтобы он сочувствовал и осознавал. Вот недавно показывали фильм не о войне, многосерийный, казалось бы заказной, - "Тени исчезают в полдень". Г. Польских смотрит и молчит, и ничего в кадре не происходит, а диалог идёт, и внутренний диалог человека самим с собой тоже идёт, и никто не кривляется. И это интересно - человек живет в кадре. Фильм не о войне, но это общий уровень, хороший среднестатистический. А сейчас дизайнерское кино - картинка, глянец.
Евгения12 сентября 2020, 18:03
Василий (12.09.20, 13:15): "Очень жаль, но фильмы о войне, не показывают всей её отвратительности". Вот оно, золотое слово! Припоминаю интервью Фазиля Искандера в передаче о творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса и мировых гуманитарных проблемах. Искандер тогда сказал, что Маркес - это тот писатель, который мог бы написать про ядерную войну так, чтобы мы почувствовали к ней отвращение. Не страх и не что-то иное, а именно отвращение.
Андрей12 сентября 2020, 16:11
НН 12 сентября 2020, 12:24, человек не перестаёт быть человеком будь он потомком славян или южно-американских индейцев. Так что можно рассуждать о доминирующем в конкретном народе типе набора антропологических параметров, о ментальности в конце концов, но не об особом духе. В фильме, а особенно в книге о бронированной кошке-альбиносе говорится не о человеческом духе, а о падшем ангеле. Это банальный оккультизм умело упакованный в приятную для русского человека обёртку. Это кино суть информационная отрава, а простота или сложность личности режиссёра Шахназарова при нём и останется. Правду надо говорить, либо молчать.
Катерина 12 сентября 2020, 14:47
"Во вторых же война - это главным образом "экшн", продвигающий официальную патриотическую идеологию и обеспечивающий успешный прокат"-- согласна с Вами, Михаил. Переняв от Голливуда "вкусовщину", всю эту технику съемки красивых панорам, военной техники, режиссеры пришли в такой восторг от своих успехов в этом деле, что стали снимать красиво ради внешнего эффекта, нимало не заботясь, а работает ли техника на идею. Да и идеи ваши режиссерские дрянь. Поэтому фактически фильмы снимаются ради упивания своим мастерством. А избыток компьютерной техники вообще приводит меня в негодование. Но я надеюсь, что эта грязная волна схлынет, и прийдет нормальное поколение нормальных киносъемщиков.
Кирилл12 сентября 2020, 14:08
Интересно было бы всё-таки определить понятие патриотизма. По-моему, считать свою родину самой лучшей - это совсем не патриотизм. Патриотизм - это, когда ощущаешь себя частью страны, и чувствуешь вместе с ней. Как орган и организм. В стране плохо - и тебе больно. Страна возрождается - и тебе легче на душе. Патриотизм - это, когда стараешься воспринимать происходящие с родной страной максимально объективно. Видишь и плюсы, и минусы. И, по-моему, патриотичнее было бы учить граждан не повторять исторических ошибок, а не приучать закрывать на них глаза, и считать, что мы самые лучшие, а вокруг мрак и враги.
Василий12 сентября 2020, 13:15
Полность согласен с автором. Посмотрел фильм Т34. Большой обман. Лихая неправда или лукавство. Рулька попадая в человека, обрывает его жизнь. А тут чудо переходит в разряд обыденности. Очень жаль, но фильмы о войне, не показывают всей её отвратительности, а скорее Флер романтики и увеселения.
Андрей12 сентября 2020, 12:35
Анна 12 сентября 2020, 00:59, не снимать фильмов о Второй Мировой войне значит отдать всё клеветникам. Снимать надо, но не саги о страстях в декорациях эпохи, а достоверные уроки истории на понятном очередному поколению языке. Вспомним что сказал о 1941 годе маршал Жуков: "У противника было преимущество в вездеходном транспорте, а так же средствах связи, противовоздушной и противотанковой обороны". Не дословно конечно, но если показывать рельефное изображение территории от Берлина до Рязани с движением войск, промышленности и населения, по мере необходимости изменяя масштаб, а так же прилагая пояснения экспертов и соответствующую хронику, то откроется глубочайший смысл этих простых слов.
НН12 сентября 2020, 12:24
Андрей11сент, Ваше право кидать в топку то, что не нравится. Только "Белый тигр" не о танковых боях, К.Г. Шахназаров не так прост. Фильм о силе русского духа, если очень коротко. Есть любители, которые готовы кинуть в топку фильм лишь за то, что на мундирах пуговицы неправильные, заклёпок не столько и не такие, орудие не совсем то, автомет не такой и тд. Мне движуха и погоны неинтересны. Может, у кого-то есть желание в "Они сражались за Родину" или в "Восхождении" разглядывать и покритиковать пиротехнику, погоны, форму - у меня - нет. Всё это в музее можно посмотреть, кино - это не только искусство, но и пропагагда. Как в Голливуде, они тратят на это громадные деньги, и правильно делают!
Анна12 сентября 2020, 00:59
Надо, наверное, запретить снимать новые фильмы о Великой Отечественной войне, потому что все современные актерские и режиссерские потуги - лишь вольные вариации на тему. Нам уже не сыграть той правды. Мы сытые, пошлые и циничные, другие. Лучше отреставрировать старые фильмы, не дать им затеряться и погибнуть. И регулярно показывать, а не только на 9 мая
Михаил11 сентября 2020, 21:53
Важное отличие "старых" ХОРОШИХ фильмов о войне от современных (хороших). В первых фильмах война - это прежде всего трагедия, горе, смерть - личные и народные (с школьных 80-х годов помню обобщающее свойство войны: "у неё не женское лицо") и героизм людей, народа, направленный на завоевание МИРНОЙ жизни. Во вторых же война - это главным образом "экшн", продвигающий официальную патриотическую идеологию и обеспечивающий успешный прокат. Есть и в них фрагменты настоящего искусства и жизни тех суровых лет (значит, могут!), но мало, недостаточно для того, чтобы стать произведением искусства и целостно благотворно влиять на души людей... "Не бывает песни без судьбы" - и фильма, думается, тоже!
Андрей11 сентября 2020, 21:34
НН 10 сентября 2020, 22:07, танковый бой времён Второй Мировой войны в основном шёл на дистанциях порядка 1...2 километров. Это примерно 1,5...2 минуты встречного движения и до 10...12 выстрелов на боевую машину. Между соседними танками в колонне или боевой цепочке дистанция около 100 метров. Добавьте сюда тряску, загазованность и прочие прелести боевого отделения, снаружи дым, пыль и грязь на перископах и триплексах, а ещё предельное физическое и нервное напряжение. Лучше всего танковый бой показан, пожалуй, в фильме "На войне как на войне" ибо хорошие консультанты. Однако, это очень смягчённый вариант так как для массового просмотра. А всякое там "Т-34" или "Белый тигр" однозначно в топку.
Андрей11 сентября 2020, 21:14
И. 11 сентября 2020, 14:10, в концлагерях был показано, какой такой рай жаждет построить западная цивилизация. Впрочем, дальневосточные варвары не уступили в этой части своим центрально-европейским союзникам. А у войны лицо несколько иное, хотя и не чуть не менее страшное. Рукопашная стадия атаки длится минуты полторы, но что это снять нужно как минимум не отстать от своей пехоты. То есть следует с кинокамерой (и треногой) в руках прорваться сквозь миномётный, а потом и ружейно-пулемётный огонь да ещё как то умудриться не только выжить в штыковой схватке, но и произвести качественную съёмку. Понимаете, что нетипичный противник это первая цель для любого бойца, а особенно для снайпера?
И.11 сентября 2020, 20:55
Евгения 11 сентября 2020, 17:09 Московская межбанковская валютная биржа появилась только в 1992г. А в СССР была монополия государства на валютные операции и Госбанк устанавливал курс доллара. Доллар был 0,56-0,63 руб. в конце 80-х годов. А советский рубль имел золотое содержание и никак не зависел от доллара.
НН11 сентября 2020, 19:18
Катерина:/Стремиться и сравниваться надо с высшим уровнем,а не низшим./- Я "за",да где ж его взять,высший-то?! Сравниваем с тем,что есть. Да,безусловно, "старые запасы" играли положительную роль,но ни в коем случае не стоит приуменьшать "новые всходы". В кинематографе старые если и были-то единицы. Переживания тургеневских барышень и муки"лишних людей" были чужды рабоче-крестьянской молодёжи,она вкалывала,была малограмотна,французских романов не читала,пела совсем другие песни,танцевала другие танцы и одевалась по-другому.Дворянская культура была недоступна народу,и не народ в этом виновен. Это в СССР образование получали все и одинаковое,одни книжки читали,на выставки и концерты ходили.
Евгения11 сентября 2020, 17:46
Если будет сниматься кино о нашем влиянии после Второй мировой войны в странах восточной Европы, я представляю себе, какие будут расставлены акценты! И мы увидим, кто патриот России, а кто - нет. В 1968 году вопли "гуманистов" разных стран заглушали рев моторов наших танков на улицах Праги. А ведь наше влияние в восточной Европе - самое обычное явление, так поступают все страны-победительницы. А нас в позднем СССР заставили стыдиться самих себя за то, что мы воспользовались результатами нашей победы. Вот он, патриотизм-то!
НН11 сентября 2020, 17:42
И.11 сент, Согласно с Вами. Мой старый, мудрый начальник говорил:"Если хочешь посмотреть на дурака - посмотрись в зеркало". И образованием, и "культурой", совершенно сознат. понижается и моральный, и духовный, и даже физический уровень людей. У нас та же задача-вырастить "пипл, который всё схавает". Главное, чтоб попкорн не кончался. И был не в состоянии задавать неудобные вопросы. КАТЕРИНА, все шедевры советского кино невозможно перечислить, многие сейчас просто не в чести,по идеологич.соображениям,даже признанные на мировом уровне. Шедевры снимали не только в России, но и союзных республиках!Один из них- "Никто не хотел умирать", напр,и "Это было под Ровно","Тревожны месяц вересень" и др.
Евгения11 сентября 2020, 17:32
Игорь М, снимать кино о таких глубинных вещах, как мировая валюта, тяжело: незрелищно получится, т.е. впустую. Кто, например, за блестящей игрой О.Даля в "Варианте Омега" рассмотрел главную фабулу фильма - то, что советский разведчик сумел под видом важнейшей информации протащить дезинформацию: Япония в войну в активной форме вступать не собиралась, но дезинформированный вермахт оттянул на это направление разнообразные ресурсы. Или кто за блестящей игрой в "17 мгновеньях весны" видел, что идет отчаянный торг о разделе "пирога" и спекуляции на информации о степени готовности ядерной бомбы? / Вот я и хотела сказать, что хотя бы в публицистике надо давать реальные оценки.
Наталия Ростова - Дионисию11 сентября 2020, 17:17
Знаете, дорогой Дионисий, я очень любопытная, и если меня заинтересовала какая-то тема, то буду долго и упорно копать, чтоб изучить подробней. Что касается фильма "9 рота", то общаясь со знакомым "афганцем" и его другом, тоже там же служившим, могу с уверенностью сказать, "дурь" и водяра там присутствовали. Про девушку ничего Вам объяснять не буду, всё равно не поймёте, хотя в фильме этот момент подробно обрисован в диалогах между солдатами. Михалков, опять же на любителя. Я его люблю. Вас смотреть его картины никто не заставляет.
Евгения11 сентября 2020, 17:09
Игорь М, никто не мог и не может игнорировать валюту международного расчета. Как же Вы говорите, что рубль не был привязан к доллару, если сами называете его эквивалент (80 коп по курсу Мосбиржи)? Доллар в СССР не имел свободной конвертации, а это совсем другое дело. / Насчет "обмана патриотизма": я хотела сказать, что информация, в первую очередь для молодежи, должна быть полной, чтобы не было иллюзий по поводу "гениальности" США и др. кап.стран в области производства материальных ценностей. Они, де, такие умные и так последовательно заботятся о гражданах, что нам до них далеко-далеко! Самую большую цену за разгром нацистов дал Советский Союз, а воспользовались плодами разгрома США и иже
Катерина 11 сентября 2020, 16:40
НН, писать книги для неграмотных всё-равно ж, что писать картины для слабовидящих - и те, и другие не владеют инструменом восприятия. На вкус и цвет товарищей нет, на мой вкус, советский период ничем особым не отличается в сравнении с западным искусством, ни в литературе, ни в изобразительном искусстве, ни в кинематографе. Хорошие вещи создавались в кино как европейском, так и советском, на старых запасах, а французский кинематограф так волбще русскими мигрантвми обогатился. Что не актер их знаменитый, то беженец. Но называть их шедеврами даже в сравнении с нынешним убожеством я б не стала, зачем сравнивать с плохим. Стремиться и сравниваться надо с высшим уровнем, а не низшим.
Дионисий11 сентября 2020, 16:33
Наталия Ростова 11 сентября 2020, 10:51 Уважаемая Наталья! Вас, как женщину - мать, дочь, сестру, "пикантные" эпизоды в современных фильмах, даже "правильных" не коробят? В советское время их умели НЕ показывать - и получались высокохудожественные работы. Никиту Сергеевича очень уважаю за гражданскую позицию, но "клубничка" в его постсоветских фильмах оставляет много вопросов. А в "неплохой" "9 роте" молодые ребята перед "воинским подвигом" покурили дури и по очереди *** психически больную девушку. Вот это "патриотизм"... "Апокалипсис сегодня" сплошной...
И.11 сентября 2020, 14:10
Андрей10 сентября 2020, 06:02 "Подлинного лица" не удалось зафиксировать? Нацисты сами постарались увековечить одно из ее лиц съемками в концлагерях и на наших оккупированных территориях.
И.11 сентября 2020, 13:50
А сколько десятилетий еще надо, чтобы понять, что все это не случайности? По плодам их узнаете их. Нужен лубочный патриотизм, его и насаждают. Нет ни одного государства, которое не контролирует сферу культуры, кто говорит иначе, тот лжет, что культивируется, то и нужно. Никаких ошибок. ЛГБТ с темой войны не просто так переплели, в лоб не действует пока, так приучить через то, что ценность имеет. Уровень самой ценности понизить. Две задачи одновременно решаются. И "цифровизация" у нас касается коренного населения, а не мигрантов. Роботы вытесняют не условных дворников, а гуманитарные профессии. Скоро педагогов ими заменят и окончательно попрощаются с патриотизмом в любом виде.
НН11 сентября 2020, 13:23
Катерина:/Советское время гнало ширпотреб неважного качества и в кино,и в живописи/- Было и такое,только тот ширпотреб сейчас почти шедевры.После Гражданской войны в искусство и литературу пришли простые люди, и творили они не рафинированно,для высшего общества,а для тех,кто писать и читать не умели.Рафинированные в основном из страны слиняли.Да что-то на чужой почве особо не блистали.А те,кто вернулся-добавили качества, потом и свои, из народа,подтянулись.Была идея,было к чему стремиться,расти,для кого и чего торить-на будущее своих детей.В СССР знали героев.А сейчас мы живём прошлым.Кто знает настоящих современных героев? А они есть! И это не Бузова, Собчак и тп, а нам таких впаривают!
Игорь М.11 сентября 2020, 12:52
Евгения10 сентября 2020, 11:21 Это воспитательная патриотическая линия, архиважная, но по сути - обман. В рез-те Второй мировой войны на конференции в Бреттон-Вудс 1944г доллар утвержден мировой валютой. Все войны ведутся не ради духа и истины, а ради господства над другими странами. Господствующей страной стали США.>>> Дело в том, что СССР и другие соц.страны этот факт глубоко игнорировали, до самого распада СССР рубль не был привязан к доллару.Смешно вспоминать,но в 80-е года доллар США стоил 80 советских копеек.Так что Ваши выводы насчёт "обмана патриотизма" очень преувеличены.Патриотизм -- он не имеет валютного курса.
Станислав 11 сентября 2020, 12:07
Последний "киношЫдевр" - "На Париж" (не помню точно название). Так там не просто плюнули в наших предков, а облили дерьмом с ног до головы. Добавив при этом, что все по документам и реальным событиям. И министерство культуры это еще и проспонсировало. В общем верной дорогой идём товарищи!
Ирина11 сентября 2020, 11:59
о. Дмитрий, хотела узнать ваше мнение о фильме "Единичка"
Наталия Ростова11 сентября 2020, 10:51
Сколько людей, столько мнений. Согласна с НН - трилогия Михалкова заслуживает похвалы. Это не для всех зрителей. У младшего Бондарчука, пожалуй единственный фильм из всех им созданных - это "9 рота", который не вызывает отторжение, а наоборот, можно сказать - качественное кино. Посмотрите "Война Анны". Война глазами ребёнка. Я только один раз его посмотрела, больше не надо. Но фильм заставляет на многие вещи посмотреть под другим углом...А вообще, грустно всё это. Мои дети - последнее поколение, видевшее ветеранов ещё живыми. Их дети уже наших героев не увидят, разве только в кино, которое становится более зрелищным, но менее вдумчивым...
Юрий11 сентября 2020, 08:36
Посмотрел 28 панфиловцев - больше не хочется. Так себе фильм с точки зрения киноискусства. Через 5-10-15 лет про него забудут. Что не случилось многими шедеврами, здесь перечисленными. Живые и мертвые смотрятся и сегодня по 30-му разу. Мы из будущего?....Нет слов. Сплошная бездарность, бездарные актеры из постсоветского Ералаша, кстати тоже ставшего пошлым и низкопробным.
Катерина 11 сентября 2020, 08:23
Юрий10 сентября 2020, 16:56 -- под богатством Вы имеете ввиду те перечисленные в комментариях 10 советских фильмов,снятых за 70 лет? Как-то маловато будет. Советское время гнало ширпотреб неважного качества и в кино, и в живописи (залы советского периода в Третьяковке немного пустоваты по сравнению с залом картин Крамского, Рокова или Шишкина). Лучшее из худшего. Вместе с революцией закончилось богатство русской национальной культуры, почвой которой служило Православие. Когда-то это наработанное должно же было закончиться? Вот. Плоды созрели. Но сейчас вообще какой-то не тот дух в искусстве по всему миру. Злобный. Греховный такой.Так что не стоит писать диссертации. И так все ясно.
НН10 сентября 2020, 22:07
Из советских фильмов можно добавить "Восхождение" Л.Шепитько и "Иди и смотри" Э.Климова. Из современных - "Белый тигр" К. Шахназарова; "Предстояние" и "Цитадель" Н.Михалкова. Многие его ругают, но на мой взгляд, потому, что аудитория не дотягивает до уровня этого фильма. Только смотреть надо телевизионный вариант. Сейчас уже ничего путного на госуровне не снимут... Антисоветчина очень мешает правду говорить и снимать, и элементарная алчность. "Деньги решают всё", они во главе угла и мыслях воспитанных в духе потребления людей. За что боролись. Вместе с цензурой, высоким вкусом и патриотизмом выплеснули и качественные кинематограф, и литературу, и искусство, и музыку, балет и даже спорт.
Катерина 10 сентября 2020, 21:22
Французский фильм не относится к советским, но он был снят еще "в ту эпоху". Поэтому очень качественный, прекрасная игра актеров.
Катерина 10 сентября 2020, 21:20
Вот думаю, какой фильм нелубочный... "Иди и смотри"! Пожалуй, единственный правдивый, основанный на фактах, без прикрас. Без патриотического сюсюкания. Жуткий фильм. Смотрела его один раз (принудив себя к этому). Но ведь это правда. Вот французский фильм хороший. "Старое ружье". Посвящен сожженгой немцами деревне. Тоже есть жуткие кадры. И это правда. Остальные советские военные фильмы прекрасны, но тоже плакативны, сильно отфильтрованные, ведь если показать все, как есть, то может никто и воевать больше не захочет из молодежи.
Катерина 10 сентября 2020, 20:06
Где-то с конца 80х начинается падение уровня киноискусства. Заканчивалась одна эпоха, и вместе с ней закончился кинематограф того времени. На смену прийдет другой. Мы просто попали в такой бесплодный период. В советское время тоже снимали много халтуры. Перечисленные в комментариях фильмы прекрасны. Но также единичны. И снимали их бывшие фронтовики или пережившие войну детьми. Как тут правильно заметили, современная молодежь не знает тех ужасов. И не может снять аутентично. Но может это и к лучшему, если не знать ужасов войн? Не за это ли гибли тогда? Чтоб их потомки не знали. А что бездарностей много? пройдет время,появятся таланты. Ведь иной раз листаешь эдак историю искусств. Думаешь нда.
Юрий10 сентября 2020, 16:56
На самом деле автор затронул часть большого вопроса: почему при полной свободе в последние 30 лет в массовой культуре не появилось практически ничего сравнимого с тем, что делали в СССР? И это не только кино. Книги, музыка. Где наследники поэзии русского рока? Почему у в России у культуры нет лица? Да и тела-то почти нет. Мы живем в потоке западной культуры и все что можем, - это повторять изгибы ее течения. Конечно вопрос на монографию тянет. Предположу лишь, что отсутствие необходимости, а часто и возможности, "сделать деньги" из результатов творчества раскрепощала художников советской эпохи.
Оксана10 сентября 2020, 15:20
Да, на 15 голосов правильная статья и важная тема для размышления. Спасибо, что написали об этом, что нашли чёткие и ёмкие слова. В самом деле: вот, говорят, в советское время зажимали "голос" Автора, запрещали, вырезали. Так вот вам, пожалуйста - свобода. И где?.. Где качественное, грамотное, ценное, в том числе, кино? А этот лубок, что сейчас имеем, плюс уровень игры, извините, но реально - самодеятельный... Нет, что-то не то. Спасибо.
Роман10 сентября 2020, 14:49
28 панфиловцев. Лучшее что было снято о войне в России в наше время. Снималось не для раската денег (35 тысяч человек собирали деньги, они же все указаны в титрах. + Еще офиц источники. Фильм удался, но он сильно не похож на фильмы михалкова и младшего бондарчука. это не цитатель или сталинград) Рекомендуется к просмотру. Литвяк - должен выйти фильм от этой же студии. Ждем
Екатерина10 сентября 2020, 14:10
Соглашусь с Сергеем. Невозможно снять фильм о той войне. Кто актеры? Сытые благополучные мальчики и девочки, у них выражения лиц не те, у них на лицах не смываемые спа-салоны и отдых за границей... Да и старшее поколение актеров уже на порядок более сытое, чем раньше... Плюс люди,живущие в цифровую эпоху, не способны на настоящее творчество, это очевидно. Творчество требует тишины, сосредоточенности. А всех нас, всех режиссеров и актеров, раздирают мобильные, вацапы, интернеты...
Ольга10 сентября 2020, 12:43
Для меня лучшие фильмы о войне - "Они сражались за Родину", "Живые и мертвые", "Иваново детство", "Летят журавли", "А зори здесь тихие...", "Баллада о солдате", "Помни имя свое". Из относительно новых - неплохой фильм "В августе 44-го", но и тот вышел почти 20 лет назад. Современную кинопродукцию о войне смотреть невозможно. Никакой патриотизм эти киноподелки не воспитывают, хотя бы в силу своего низкого художественного уровня.
Евгений10 сентября 2020, 11:33
Автор во многом, к сожалению, прав.
Современное отечественное кино вообще, и в частности, по Великую отечественную войну, оставляет желать лучшего.
С относительными оговорками признаю только "В августе 44" (ну белорусский, это все равно наш. Книга гораздо глубже, но в таком сжатом формате и кино хорошо получилось), "Брестская крепость" (тут оговорок больше, но кино, тем не менее, достойное), "Мы из будущего" (хоть и фэнтези, но такие проблемы подняли, что аж жуть берет, если вдуматься. Про второй фильм - лучше бы не снимали вообще), "28 панфиловцев" (просто отличный фильм).
Но хвалимые в статье "Дюнкерк", "Спасение рядового Райана" - это вообще не кино. Это пропаганда
Евгения10 сентября 2020, 11:21
Автор:"Победа в той страшной Войне была достигнута не благодаря отстаиванию идеи сверхценности существования, а благодаря решимости миллионов людей пожертвовать собой ради торжества духа и истины"; "происходит отучение молодежи от способности мыслить и чувствовать самостоятельно, глубоко и честно". Пусть американцы продвигают свою патриотическую линию, а мы будем - свою. Это воспитательная патриотическая линия, архиважная, но по сути - обман. В рез-те Второй мировой войны на конференции в Бреттон-Вудс 1944г доллар утвержден мировой валютой. Все войны ведутся не ради духа и истины, а ради господства над другими странами. Господствующей страной стали США. А у нас была своя победа - суверенитет
Павел К.10 сентября 2020, 10:32
Скажем прямо -хватит снимать дрянь . Разве не стыдно после таких фильмов , как "Живые и мертвые" , " Освобождение" , " В окопах Сталинграда" выпускать поделки . Крупные планы , кровь рекой ,профи против других профи (ТАКИХ ЖЕ , но в другой форме )Главного нет-противостояния духа правды и духа гордыни, перешедшего в великую битву народов -носителей духа.Наши киношедевры -отражали великий БИБЛЕЙСКИЙ масштаб войны . Необходимо ввести "госприемку " с участием военных историков и деятелей культуры и не допускать в прокат такие фильмы , которые оскорбляют нашу память о предках .
Сергей10 сентября 2020, 10:13
Снять правдивый фильм о той Войне, наверное, уже не под силу. Вроде бы не так давно было, но не с нами и слишком хорошо живем сейчас - не понять, не пережить, не воплотить. В искусстве как и в духовной жизни - сила молитвы по силе подвига и жития.
Юрий10 сентября 2020, 09:34
"Война и Мир" Бондарчука, "Андрей Рублев", "Освобождение", "Битва за Москву" Озерова, "Батальоны просят огня", "Горячий снег", "Война на Западном направлении", "Проверки на дорогах", "Море в огне", "Фронт без флангов", "Штирлиц", "Операция "Омега", "Путь в "Сатурн", "Обратной дороги нет" и многие другие фильмы. Вот это были шедевры! Вот это была школа патриотизма! Вот это было настоящее подлинное искусство. Эти шедевры - результаты настоящего, профессионального и любящего Родину, а не кассу труда сценаристов, режиссеров, операторов и актеров. НИ ОДНОГО ПОДОБНОГО ФИЛЬМА в постсоветской истории России нет. Сплошная бездарность с самопиаром и самовосхвалением создателей фильмов.
Игорь М.10 сентября 2020, 09:31
А почему именно "лубком" ? Откуда такое презрение к патриотизму ? Или "Спасение рядового Райана" -- истина в последней инстанции ? Почему для американца его патриотизм вполне приемлем ?
Андрей10 сентября 2020, 06:02
За всю Вторую Мировую войну операторами противоборствующих сторон было снято совсем не много подлинных боевых эпизодов. Чаще всего это были записи авиационных средств фиксации или работа на борту крупных надводных кораблей. Имеется не постановочная запись поражения танка "Пантера" выстрелом из базуки и это высший класс взаимодействия гранатомётчика с оператором на поле боя. Однако, как помнится, подлинного лица войны так никому и не удалось зафиксировать на плёнку ибо это рукопашный бой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×