Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Священник Олег Вышинский: «Желаю “Ангару спасения” самоликвидации»

6 февраля православные христиане празднуют день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Многие знают, что после смерти мужа блаженная раздала все имущество бедным, а дом пожертвовала знакомой, взяв с нее слово пускать туда на ночлег нищих. Святая Ксения провела на улице среди бездомных и бродяг около 45 лет, раздавая им все, что получала от кого-то. Видимо, поэтому блаженную Ксению часто называют покровительницей бездомных, нам же этот день служит напоминанием не оставлять милостыней тех, кто волею случая остался в эти зимние дни без крыши над головой.

Также в конце января отметил свое семилетие один из крупнейших проектов помощи бездомным – «Ангар спасения» православной службы «Милосердие».

В 2004 году по городу стал курсировать «Автобус милосердия», в котором оказывали комплексную помощь бездомным: раздавали еду и одежду, помогали с восстановлением документов, приобретением билетов до места проживания, устраивали в больницы. Впоследствии все эти функции взял на себя «Ангар спасения».

За 7 лет работы «Ангара» зафиксировано почти 250 тысяч обращений.

Все это стало поводом встретиться со священником Олегом Вышинским, социальным работником службы помощи бездомным «Ангар спасения» и клириком храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.

Священник Олег Вышинский в Ангаре спасения Священник Олег Вышинский в Ангаре спасения

Главное – не попасть на улицу снова

– Отец Олег, расскажите о вашем служении в «Ангаре спасения», о том, как все начиналось лично для вас.

– Я был обычным мирянином и прихожанином храма на Яузе; параллельно с послушаниями, которые я нес в храме святых апостолов Петра и Павла, я устроился фельдшером в проект «Автобус милосердия», который начал свою работу еще в 2004 году. Мы подбирали бездомных на улице, устраивали их в ночлежки или больницы, помогали восстанавливать документы. В 2013 году выездную работу с бездомными на улице – то, чем мы занимались 9 лет, – начала городская служба Департамента социальной защиты «Социальный патруль», и для нас встал вопрос об изменении формы работы. Тогда и появился «Ангар спасения».

– Можно так сказать, что именно бездомные подтолкнули вас к тому, чтобы стать священником?

– Можно сказать, что рационально, да, они очень на меня повлияли. Мне хотелось за них молиться, хотелось говорить с ними о важности веры. До создания «Ангара» я шесть лет был руководителем службы «Автобус милосердия». Я был тогда диаконом. Когда форма работы сменилась, руководителем нового проекта назначили Романа Скоросова – до этого он был старшим социальным работником в «Автобусе», – я же изъявил желание работать с подопечными индивидуально: заниматься катехизацией, душепопечением. Вскоре меня и рукоположили в священника.

– Это, наверное, частый вопрос, но все же, по вашим наблюдениям, какие самые распространенные жизненные сценарии бездомных?

– В основном это те, кто приехал в Москву, чтобы устроиться на работу, но их обманули, не выплачивали им зарплату, уволили. Либо те, кто бежит от какого-то семейно-бытового конфликта – непонимания с родителями, ссор. Как правило, это мужчины.

– Интересно, почему именно мужчины?

– Я думаю потому, что мужчины более склонны к подвигам и приключениям, уйти в никуда, оставив семью, не думая о том, что будет дальше.

– Скажите, а счастливые истории на вашей памяти бывали? Когда бездомные все-таки смогли начать новую жизнь и ушли с улицы…

– Марк Твен, когда его спросили, возможно ли бросить курить, ответил: «Бросить курить очень легко – я сам бросал раз сто!». Так и здесь: можно уйти с улицы и начать счастливую новую жизнь, но главное – не столько уйти с улицы, сколько не попасть на улицу снова.

По недавним исследованиям социологов из ПСТГУ, московские бездомные делятся на три типа:

  1. «новички» – те, кто на улице не так давно; как правило, у них есть родные, и им проще всего помочь;
  2. «маятники» – они то уходят, то возвращаются на улицу снова,
  3. а третий тип – «зависшие».

Так вот, «новички» имеют больше шансов по возвращении с улицы туда больше не попадать: они, как правило, очень напуганы этим своим опытом, и это своего рода гарантия невозвращения. А, например, «маятники» – это бывалые. И их возврат к обществу может быть историей всей их жизни.

Конечно, мы делаем все возможное, чтобы помочь, если человек к нам обратился и действительно этого хочет. Можем отправить в фермерское хозяйство, некоторым оплачиваем ночлег. Помогаем решить вопросы с документами. Со многими потом поддерживаем связь.

Но не все так просто. Например, есть один очень хороший человек, бывший военный, юрист… но тяжелый алкоголик. Он много раз уходил с улицы, восстанавливал юридическую практику, но потом опять срывался.

– Бездомные вообще-то готовы работать?

– На самом деле да. Они очень хотят работать, и их даже часто приходиться останавливать в этом желании. Ведь если ты попал на улицу, то прежде всего надо подумать, почему так случилось. Может, нужно время, чтобы сначала восстановить документы, помириться с родными, вернуться в родной город, восстановить свои силы?..

– Как же все-таки помочь бездомным уйти с улицы? Какую работу в этом направлении ведет «Ангар спасения»?

– Мы изучили различный опыт помощи бездомным, в том числе ездили за этим опытом за рубеж. И поняли, что, по большому счету, нет такой универсальной программы, так сказать, рецепта, чтобы помочь бездомным навсегда уйти с улицы. Им предоставляют ночлег, кров, но не более того.

Лично мое мнение: для того, чтобы бездомный захотел начать новую жизнь, в нем должен быть серьезный фундамент, и этим фундаментом должна быть вера.

Начать новую жизнь можно, только имея серьезный фундамент, и этим фундаментом должна быть вера

Мы решили создать реабилитационный центр, в котором бездомный сможет проживать на постоянной основе, трудиться для себя самого и при этом получать помощь от специалистов: священника, психолога, специалиста по зависимостям (аддиктолога), социального работника.

– И кто может попасть в такой центр?

– Любой желающий может прийти к нам и попросить о помощи, заполнить анкету. Как правило, мы собираем своеобразный консилиум, который прогнозирует перспективы работы с данным человеком. Стараемся шансы дать всем желающим. Причиной отказа может быть только явное отсутствие серьезного настроя на взаимодействие.

Спасение из рабства в Рождество

– Батюшка, вы сказали, что приходите в «Ангар» служить молебен. А бездомные нуждаются в священнике?

– Я прихожу служить молебен, во время которого говорю слово, а потом они подходят и сами вступают в диалог, говорят со мной о своих нуждах, делятся чем-то наболевшим. Я стараюсь каждого как-то направить, что-то подсказать, решить. Бездомным очень нужен священник, ведь воцерковленных людей среди них мало, но достаточно много – ищущих, алчущих и жаждущих Правды Божией. Господь присутствует в жизни таких людей, даже если они и далеки от традиционного благочестия.

Бездомным очень нужен священник, ведь среди них много ищущих, жаждущих Правды Божией

– Духовные чада среди бездомных у вас есть?

– Есть бездомные, с которыми мы уже долгое время на связи, многих я посещаю в приютах и исповедаю. Кого-то мне приходилось причащать, кто-то из этих людей уже умер, но они умирали, соединившись с Господом, как верующие люди, и за таких я спокоен.

Был, например, человек, тоже из бывших военных; он утратил документы, а у него был какой-то секретный статус, поэтому сложно было их восстановить. Но я видел, что это очень хороший человек, жертвенный, верующий. Мне очень хотелось, чтобы он причастился, но он рассказал, что не может ходить в храм на службу, потому что плохо себя чувствует в церкви, не может переносить запах ладана – у него возникали астматические приступы.

Я поговорил со своим духовником, и он посоветовал мне позвать его в храм не в воскресный и не в праздничный день, а когда народа поменьше и чтобы он присутствовал на службе, стоя у открытого окна, при этом совершать каждения по минимуму. Он пришел, и все сложилось хорошо: он исповедался и причастился; потом он продолжительное время вот так приходил ко мне.

– Приходилось крестить бездомных? Или, может, были какие-то случаи, когда человек неожиданно обретал веру в Бога?

– Да, конечно, я несколько раз крестил подопечных. А истории самые разные бывают. Например, был такой случай. Один наш подопечный попал в рабство в Дагестане. Их держали в подвале, заставляли работать, а когда они пытались молиться – били. У нашего подопечного был телефон, но в подвале никакой связи не было. И вот в ночь на Рождество Христово он в отчаянии молился и вдруг увидел, что неожиданно прорезалась связь. И он смог написать нам в социальных сетях и сообщить свои координаты. У одного из наших сотрудников был родственник в ФСБ. Так его нашли и смогли вызволить оттуда. После такого случая этот человек очень укрепился в вере.

– Этот случай не единственный? Часто ли бездомных вот так забирают в рабство?

– Да, к сожалению, это обычная практика. Бездомных же никто не будет искать. К ним подходят на вокзалах, спаивают и вывозят из Москвы в бессознательном состоянии, там заставляют работать бесплатно, только кормят их и дают алкоголь. Это по своей сути и есть рабство.

Бедность – талант, который ведет ко спасению

– В евангельской притче о богаче и Лазаре говорится, что Лазарь попал в рай. Он не молился, не делал добрые дела. Получается, что он попал в рай просто за то, что был бездомным, жил на улице и терпеливо сносил свои тяготы? Это значит, что все бездомные спасутся?

– Как мне кажется, это притча больше про богача, имя которого даже не называется. Он каждый день проходил мимо Лазаря и не думал о том, как он может ему помочь, не подавал милостыни. И вот, находясь в муках ада, он видит Авраама и Лазаря на лоне Авраамовом, то есть, можно сказать, в раю. А кто такой Авраам? Он – прародитель еврейского народа, и он ведь тоже был богат, но он всегда принимал нищих и подавал милостыню, вел жизнь праведника.

Священник Олег Вышинский Священник Олег Вышинский Что касается вопроса, могут ли нищие спастись… Безусловно, могут, ведь бедность – это тоже талант от Бога. И имея такой талант, можно легко прийти ко спасению, но ведь мы знаем, что талант можно и растратить, и закопать в землю. Мы об этом читаем в другой евангельской притче. А как можно растратить талант бедности? Очень легко. Например, завистью, воровством или алкогольной зависимостью.

– В чем, по вашему мнению, больше всего нуждается бездомный?

– Больше всего бездомному нужна вера. Как я уже говорил, именно вера может стать для человека на улице тем самым фундаментом, на котором можно строить дом – как полноту всей своей жизни. И в переносном смысле, но и в прямом – тоже.

– Мне кажется, люди делятся на два типа. Одни, следуя Евангелию, в каждом бездомном видят образ Христа, ну, или стараются видеть. То есть не пройдут мимо, помогут, чем могут. Другие же считают, что подавать милостыню и помогать бездомным нельзя, так как это поощряет пьянство и безработицу, что бездомные сами во всем виноваты. А вы как относитесь к этому утверждению?

– Безусловно, бездомные – это младшие братья Христа. Мы же знаем, что Христос в Своей земной жизни не имел места, «где приклонить голову» (Мф. 8: 20), и родился Он в хлеву – в этих обстоятельствах Он как раз солидарен с бездомными. Как бы мы Его отличили от других бездомных? Конечно, мы не должны проходить мимо, и Господь нам Сам это говорит со страниц Евангелия: «Я жаждал, и вы напоили меня; я алкал – и вы дали мне есть…» (ср.: Мф. 25: 35).

Важно видеть реальное лицо человека, быть внимательным к конкретным обстоятельствам

Но при этом важно видеть и реальное лицо человека, который перед тобой. Например, если человек неделю не ел, а вы накормите его до отвала, он и умереть может. Нужно быть внимательным к деталям и обстоятельствам.

Если вы подозреваете, что бездомный – алкозависимый, то не стоит давать ему деньги. Бездомные вообще не умеют обращаться с деньгами. Лучше купите им еды. Я всегда говорю: «Деньги не дам, а продукты куплю». И мы идем с ним в магазин, покупаем, что нужно, выходим с полными сумками, и все довольны.

Наше с вами милосердие

– Можно ли бездомного привести к себе домой, помыть, накормить?

– Я бы не советовал. На мой взгляд, важно сохранять границы – это техника безопасности, соблюдая которую, можно сделать всё, что нужно, и даже более того.

Вот в притче про доброго самарянина об этом очень хорошо сказано. Самарянин сделал всё, что нужно: остановился, перевязал, отвез в гостиницу, ночью ухаживал, оставил денег гостиннику и поехал по своим делам, которые отложил на время – не стал их вовсе отменять. Он сделал, что мог, и вернулся к своим обязанностям и привычным делам. Есть еще такое правило: не давать утопающему руку, а протянуть, например, палку или бросить спасательный круг.

– Вы видели разные истории бездомных, наверное, были и не очень приятные случаи. Что вам помогает не осуждать этих людей?

– Я сразу вспоминаю свои грехи, вспоминаю, какой я сам человек. Но, конечно, бывает, что я на них очень злюсь. А осуждать… Да что их осуждать!

– Что вы пожелаете «Ангару спасения»?

– Успехом любого благотворительного проекта является его самоликвидация.

Я бы очень хотел, чтобы бездомных не было и нам нечего было бы делать. Осуществление этого зависит от нас всех, от нашего с вами милосердия.

Знаете, когда я работал в «Автобусе милосердия», то, бывало, нам звонили с другого конца Москвы и просили забрать замерзающего бездомного с улицы, но при этом, случалось, отказывались сообщить адрес поточнее или как-то помочь – встретить, например. А я понимал, что, пока мы будем ехать туда за одним бездомным, которого то ли найдем, то ли нет, здесь рядом замерзнут другие, которых очень много. И вот я объясняю, что мы при таких условиях не сможем приехать, а мне позвонивший говорит: «Как же так? Где же ваше милосердие?» Я отвечал тогда: «Это наше с вами милосердие. Вы нам сообщили, что в нас некто нуждается, – это хорошо, но сделайте еще маленький шажок, чтобы мы встретились с ним».

У нас есть технические возможности, какой-то опыт, но если из людей, не имеющих опыта, кто-то озаботится судьбой конкретного человека, мы готовы поддержать эту искреннюю заботу, подхватить эстафету, принять человека из рук в руки и с благодарностью принять любую помощь.

Со священником Олегом Вышинским
беседовала Лолита Наранович

8 февраля 2021 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 508 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Помочь бездомным и поддержать проект «Ангар спасения» можно по ссылке: https://miloserdie.help/donate/?item=136.

Также можно связаться с сотрудниками «Ангара спасения» лично по телефонам:

  • +7(926)158-07-58
  • +7(985)76-44-911.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
р.Б.Лариса13 февраля 2021, 15:27
Спаси Господь.В моей жизни Господом была оказана честь работать в спец.приёмнике для лиц,,БоМЖ,Это я поняла сразу и за какие грехи-тоже.Самое главное-это твоё участие в их судьбе.Защитить тех,кого общество,,выбросило за борт,.А сколько сломленных судеб и жизней!Благодарю Господа за те года,которые были мне дарованы для понимания общей любви к людям!Аминь.
Антон 9 февраля 2021, 13:01
Я перестал подавать нищим не потому, что считаю их обманщиками, а потому что многие из них - тоже находятся в рабском положении. Их "хозяева" отбирают у них всю выручку, дают немного еды и водки. Не хочу поддерживать этих рабовладельцев. И никогда не подаю женщинам с маленькими детьми. Такие женщины детей для попрошайничества часто покупают или берут в аренду у матерей-пьяниц или наркоманок, а то и крадут, младенцам дают что-то, чтобы вели себя тихо. Вот, что самое печальное.
Андрей 9 февраля 2021, 06:55
Спасибо. "Талант",- быть бедным....И сохранить этот "талант"...Читал,как жить бедным и богатым. Но с таким акценом,- 1-й раз...
Евгений 8 февраля 2021, 13:01
Вот если бы все совершали подобное давно бы уже жили лучше чем в СССР и Швейцарии. Были такими.
Вероника 8 февраля 2021, 12:12
Кланяюсь в ноги таким людям, как батюшка Олег! А крест бездомного очень тяжел, они даже сами, наверно, до конца не понимают, насколько тяжел, потому что пьют. Помоги им, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Лолита Наранович

Новые материалы

Выбор читателей

×