Тверь, 23 марта 2021 г.
22 марта 2021 года в Тверской епархии в онлайн-формате на платформе Zoom состоялся второй семинар из цикла пастырских семинаров для тверского духовенства. Спикером выступил иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Лимассольский Афанасий. Тема семинара — «Священство и паства: опыт созидания и духовного возрастания. Духовный рост пастыря и преодоление пастырских искушений в контексте опыта старцев Святой Горы Афон», сообщает Патриархия.ru.
В конференции участвовали митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, а также более ста священнослужителей и монашествующих из Тверской, Бежецкой и Ржевской епархий Тверской митрополии. Митрополит Афанасий отвечал на вопросы по видеосвязи и в чате.
Были заданы разнообразные вопросы, касающиеся молитвенной и богослужебной жизни Церкви, Иисусовой молитвы, миссионерского, молодежного и пастырского служения, духовных и семейных вопросов жизни священнослужителя, мер по защите от коронавирусной инфекции в храме, спорта среди священнослужителей и прихожан, а также деятельности священнослужителей-блогеров.
Митрополит Амвросий приветствовал участников семинара: «Сегодня мы проводим пастырский семинар в онлайн-формате, его возглавляет митрополит Лимассольский Афанасий из Кипрской Православной Церкви. К сожалению, сегодня мы нередко являемся свидетелями того, как священники заявляют о некоем выгорании, некоторые даже оставляют свое служение, и достаточно много присутствует сегодня искушений, в том числе в Церкви».
Владыка Амвросий открыл семинар вопросом о том, на что обращали внимание в разговорах со священниками афонские старцы. Митрополит Афанасий рассказал о монашестве на Афоне, отметив, что главные обязанности афонских иеромонахов — совершать Божественную литургию, следить за собой, быть добродетельными и находиться в молитве и общении с Богом: «Если человек рукополагается, становится священником, это еще не значит, что он может быть пастырем душ людей, может исповедовать. Многие из нас стали духовными отцами, то есть людьми, которые исповедуют. У священника должно обязательно быть духовное питание, духовная пища, чтобы давать духовную пищу своей пастве. Если священник не получает пищу, то он не сможет дать ее людям. Безусловно, вся духовная пища — это аскетическая жизнь Церкви. В таких случаях старцы сосредотачивались на двух главных источниках духовной пищи: молитве и духовном чтении. Но к молитве они относили и участие в таинствах, причастие. К духовному чтению они относили чтение святых отцов. И это чтение они тоже как бы относили к молитве».
Митрополиту Афанасию задали вопрос о том, как монаху преодолеть искушения в современном мире. Он ответил: «Наше время отличается от прошедших эпох. Поэтому монашество не может сохранять те же прошлые формы монашества, которые существовали в древности. Но суть монашества сохраняется. Монахом является человек, у которого нет в этом мире ничего, кроме Христа. Монах — это человек, который вне мира. Он приходит в монастырь, чтобы его сердце наполнилось любовью ко Христу и духовной работой. Все это способствует аскетическому настрою нашей Церкви».
На вопрос о приходских священниках-блогерах митрополит Афанасий ответил, что использовать Интернет полезно в целях просвещения своей паствы, «однако и здесь требуется и рассуждение, и внимание, чтобы не стать зависимыми от Интернета и не растрачивать много сил, чтобы не оказалось так, что не хватает сил на другие наши обязанности». «Те, кто в браке, не должны забывать, что у них есть жены, дети, чтобы им тоже посвящать время. Если они сначала все время в храме, а потом всю ночь сидят в Интернете или разговаривают по телефону, то их семейная жизнь разрушится», — подчеркнул владыка Афанасий.
Кипрский иерарх посоветовал священникам прочитать для духовного роста все труды святителя Иоанна Златоуста. Труды Иоанна Златоуста — это сборник духовной жизни каждого пастыря, и его труды обязан прочитать каждый пастырь для лучшего окормления своей паствы. Митрополит Амвросий это подтвердил, поделившись воспоминаниями об обучении в Московской духовной академии и о том, что говорили его преподаватели: «Кто прочитал все труды Иоанна Златоуста, тот закончил духовную академию».
Прихожанам митрополит Афанасий посоветовал читать Евангелие, жития святых, а также жизнеописание и труды святых наших дней — Паисия Святогорца, Иосифа Исихаста, Порфирия Кавсокаливита.
Относительно ситуации на Украине митрополит Афанасий ответил, что он принял позицию согласно своей совести и канонам Святой Церкви.
По окончании конференции митрополит Амвросий поблагодарил владыку Афанасия, настоятеля храма в честь святителя Николая Чудотворца в Лимассоле протоиерея Павла Поваляева и переводчицу Алевтину Волгину, а также высказал пожелание в скором времени лично увидеться с митрополитом Афанасием.
В ответном слове митрополит Афанасий поблагодарил главу Тверской митрополии за приглашение выступить на семинаре.
Митрополит Лимассольский Афанасий — принципиальный сторонник канонического пути решения вопросов межцерковных отношений, неоднократно посещавший с визитами нашу Церковь, автор духовных книг и проповедник, ученик афонских старцев Иосифа Ватопедского и Паисия Святогорца, в 1991-1992 годах — протоэпистат (управляющий) Горы Афон. 11 февраля 1999 года решением Священного Синода был единогласно избран митрополитом Лимассольским.
С 1993 года митрополит Афанасий выступал с открытыми беседами в храмах Лимассольской митрополии и Кипрском университете. Неоднократно выступал в Санкт-Петербургской и Московской духовных академиях.