Остаться людьми: страшная эпоха в истории двух семей

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Анна Ахматова

Когда я вышла замуж, мы с мужем с удивлением обнаружили, что его бабушка и мой дедушка – ровесники, с разницей в один день. Они родились в 1907 году: его бабушка Мария – 2 мая, а мой дедушка Владимир – 1-го. Когда они встретились, им было по 83 года. Как сейчас помню их встречу. Маленькая сгорбленная бабушка Маня, пожимая руку дедушке, сказала: «Какой холодненький!» На что он ответил: «Голодненький?»

Они до последних дней не теряли чувства юмора. Хотя жизнь им выдалась нелегкая, со всеми скорбями эпохи.

Прабабушка, Мария Беляева Прабабушка, Мария Беляева Бабушка мужа Мария родилась в Воронежской губернии, в селе Талы. Семья была немаленькой. Держали небольшое хозяйство: корову, лошадь, свиней, овец. Мария рано вышла замуж за своего односельчанина Ивана Брилева. Родились две девочки. Во время коллективизации, хотя они считались середняками, их раскулачили, забрали всё в колхоз. Семье пришлось идти туда работать за трудодни. В 1932–1933 годах настал сильный голод, люди массово умирали. Это было время второго голодомора, во время которого, по последним данным, погибло до 7 миллионов человек[1]. Мария запомнила, как обезумевший от голода сосед ловил суслика. Он долго сидел около норы, караулил, а когда поймал – съел сырого вместе со шкуркой и сразу умер. Эти воспоминания подтверждают, что голодомор коснулся не только Украины, как намереваются представить в последнее время некоторые исследователи, но и других регионов тогдашнего СССР, в том числе России.

Моя свекровь, Тамара Брилева (слева), с сестрой Моя свекровь, Тамара Брилева (слева), с сестрой Спасаясь от голода, семья бежала в Грузию, где были дальние родственники. По дороге голодные дочки кричали: «Мама, дай нам хлебушка!» В эшелоне их попутчики, семейная пара, видя бедственное положение семьи, просили отдать им Катю. Видно, сильно приглянулась им голубоглазая девчушка. Но Мария с мужем не отдали. Лучше, подумали, в бедности, но всем вместе. Они надеялись, что на новом месте им будет лучше. И эти надежды оправдались. В Тбилиси было не очень сытно, но по крайней мере не было лютого голода. Уже здесь у Марии родилась третья дочка, Тамара – моя свекровь.

В начале 1941 года дедушка мужа погиб, разгружая станки. Нелегко пришлось Марии, тяжело было одной поднимать трех дочерей. Но Господь помог: родственники устроили ее уборщицей в хлебный магазин. Крошечки, которые оставались после нарезки хлеба, спасли их в голодное время.

Эти крошечки, которые оставались после нарезки хлеба, спасли их в голодное время

И после свекровь за всю свою жизнь не выбросила и крошки хлеба, всегда всё за всеми доедая. Умела радоваться простой немудреной пище.

Жили тогда очень трудно. До сих пор помню, как свекровь рассказывала: они с девочками срывали сладкие травинки и ели, представляя, что это пирожные. Жевали цитрамон вместо конфет, так как в нем было какао.

Бабушка Мария через всю жизнь пронесла веру в Бога. Она ходила в тбилисскую церковь во имя апостола Иоанна Богослова даже в советское время, никогда этого не скрывая. Когда тяжело заболела младшая – новорожденная Тамара – и была на грани жизни и смерти, а врачи не могли помочь, бабушка Мария принесла ее в церковь на Причастие. Девочка причастилась, выздоровела и потом почти до самой смерти ничем не болела.

Татьяна Беляева, моя бабушка, 1936 г. Татьяна Беляева, моя бабушка, 1936 г. Мария всем дочерям дала образование, выдала замуж, старшим помогала растить внуков. Ее руки, узловатые, натруженные, по которым можно было прочесть всю ее нелегкую жизнь, ни минуты не оставались без дела. Даже в глубокой старости она что-то шила, все время хлопотала, постоянно стараясь быть нужной. Я, тогда студентка, как-то услышав, что бабушка Мария что-то вечером шепчет, пришла к свекрови с расспросами. Свекровь ответила, что это она читает молитвы. Уже в преклонном возрасте Мария никогда не вставала и не ложилась, не прочитав молитв, которых знала наизусть множество.

Мой дедушка Владимир Кирилин родился в семье рабочего в городе Ашхабаде в Туркменистане. Позже семья переехала в Тбилиси, тогдашний Тифлис, где в 1923 году он поступил в ФЗУ, работал слесарем, рано женился.

Бабушка Татьяна была из небогатой многодетной семьи. Ее мама, Мария Беляева, моя прабабушка, умерла при ее родах. Отец, Михаил, жил небогато, и одному ему трудно было растить стольких детей. Он решил отдать самую младшую, Татьяну, в приют. Напоследок прадед повел ее в кондитерскую, чтобы накормить. Купил для нее на последние деньги пирожное, сидел, смотрел, как она ест… – и не смог, привел обратно домой. От безысходности он вскоре женился. У мачехи были и свои дети, которым доставалось всё в первую очередь, а падчерицам и пасынкам – что останется. Бабушка рассказывала, как она маленькой продавала на улице леденцы: «Полижу-полижу – голодная ведь, – и опять продаю».

Бабушка рассказывала, как она маленькой продавала на улице леденцы: «Полижу-полижу – голодная ведь, – и опять продаю»

Отец дедушки, Давид Кирилин, имел артель сапожников, в которой сам и работал. В 1937 году его арестовали как врага народа. На чем было основано обвинение простому артельщику, непонятно, но прадед не вернулся, сгинув в сталинских застенках. Дедушку, который в то время работал редактором многотиражки на заводе, объявили сыном врага народа. Это был тяжелейший период в его жизни. В этот момент его очень поддерживала бабушка. Только благодаря ей он пережил это страшное время и не сломался.

Прошло тяжелое военное время, в которое дедушка, не щадя себя, работал на оборонном предприятии. Пришли мирные послевоенные, в которые тоже хватало своих трудностей. Но, несмотря на все горести, он остался глубоко честным и порядочным человеком.

Владимир Кирилин, мой дедушка, 1929 г. Владимир Кирилин, мой дедушка, 1929 г. После войны дедушка, работая на заводе, был председателем комиссии по распределению жилья. Когда его спрашивали: «Владимир, что же ты сам живешь в ветхом жилье, без удобств?», дедушка отвечал: «Что вы, как я потом буду людям в глаза смотреть?! Что люди скажут?! “Вот, он – председатель жилищной комиссии, понятно, как он квартиру получил!”» Так они с бабушкой, а потом еще и со мной, которую они растили и считали своей третьей дочкой, и жили в тесноте. Только под конец, уже в пенсионном возрасте, когда дедушка работал на другом предприятии, ему выделили однокомнатную квартиру.

Бабушка мужа Мария и мой дедушка Владимир после той встречи прожили еще три года и ушли в возрасте 86 лет, в 1993 году. И вместе с ними, ровесниками века, ушла и эпоха. Эпоха, но не память! Память о голодоморе, о репрессиях, о той страшной войне – жива. И покуда она жива, можно надеяться, что такое не повторится. Эта память – как прививка от исторической амнезии, чтобы мы помнили, сколько пришлось пережить нашим предкам, пережить и, несмотря ни на что, остаться людьми!

Ирина Крихели

26 мая 2021 г.

[1] По официальной оценке, сделанной Государственной Думой РФ в изданном 2 апреля 2008 года заявлении «Памяти жертв голода 1930-х годов на территории СССР».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Настоящие миссионеры. Настоящие христолюбцы Настоящие миссионеры. Настоящие христолюбцы
Памяти Ирины и Николая Третьяковых
Настоящие миссионеры. Настоящие христолюбцы Настоящие миссионеры. Настоящие христолюбцы
Памяти Ирины и Николая Третьяковых
Ирина Николаевна возвысила голос: «Вы богословствуете сами с собою, а народу никто ничего не объясняет. На народ воздействуют либералы от богословия. Это трагедия. Так не должно быть!»
Васильевич Васильевич
Свящ. Димитрий Шишкин
Васильевич Васильевич
Священник Димитрий Шишкин
Он приходил в храм первым, зачастую до рассвета. Надо было прежде всего растопить печь, капризную, слушавшуюся только его. А затем уже зажигал лампадки в храме, приготавливал просфоры и всё необходимое для службы.
«Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,<br>мы, дети, вставали на молитву» «Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,
мы, дети, вставали на молитву»

Людмила Воздвиженская
«Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,<br>мы, дети, вставали на молитву» «Когда отца по ночам вызывали в ГПУ,
мы, дети, вставали на молитву»

Людмила Воздвиженская
Я пришла и узнаю: «Осужден на 10 лет без права переписки». Мы тогда не знали, что это значит, долго ждали и надеялись.
Комментарии
Дмитрий Владимирович 2 июня 2021, 21:16
Алла30 мая 2021, 22:44 "А руководили страной не злодеи из мультиков" К сожалению совсем не из мультиков, а самые настоящие злодеи и садисты. Почитайте жития новомучеников, каким пыткам подвергались люди за исповедание веры. В контексте голода и изъятия зерна вот как это увидел и описал Шолохов: "В Грачёвском подвешивали колхозниц за шею, потом на ремне вели к реке, ставил на льду на колени и продолжал допрос. В Ващаевском колхозницам обливали ноги керосином, зажигали, а потом тушили: «Скажешь, где яма?» В этом же колхозе допрашиваемую клали в яму, до половины зарывали и продолжали допрос"
Алла30 мая 2021, 22:44
На мой взгляд, это было следствием не злого умысла, а некомпетентности. Ибо не было никакого смысла в первом варианте, от слова совсем. А руководили страной не злодеи из мультиков, которые хотят уничтожить мир просто ради самого процесса. Термин "голодомор" - пропагандистский, и не должен употребляться в русской публицистике. Сами знаете, кто его использует и с какими целями.
Галина -Петру30 мая 2021, 09:42
Уважаемый Петр, не прозрачно намекнула, что хутор с которого родом Ваша бабушка, не по рассказам знаком, а по жизни. И история с шубами в различных интерпретациях. За сим будте здоровы.
Петр - Галине29 мая 2021, 12:18
Галина -Петру29 мая "Однако трупы на улицах не валялись".Если Вы чего-то не знаете, это не означает что этого не было. Например на хуторе откуда родом наша бабушка и случаи людоедства на почве голода были. Конечно это не офишировалось. Даже точное кол-во жертв не подсчитывалось, то ли 128, то ли 140. Считали уже задним числом по кол-ву гробов, но большая часть похоронена без всяких гробов, просто в ямах. Были и те кто умер за хутором, не все тела нашли. Детей вообще не считали. Ну а по поводу истерик... Истерящими я вижу исключительно фанатов коммунистической идеи, для которых любое упоминание преступлений любимого режима просто нестерпимо. Поэтому они требуют молчать и забыть.
Галина -Петру29 мая 2021, 09:06
Почти в том хуторе, откуда Ваша бабушка родом, скрывалась от репрессий семья одного очень близкого родственника, расстрелянного в гражданку в Ростове красными. Вдова и трое ее детей прожили там до войны. Голодали? Да. Младшему в 32-м было 13 лет. Он погиб на войне, связистом был. Однако трупы на улицах не валялись, на Дону и команд похоронных не было. Во всяком случае в нижних станицах и на среднем Дону. Видите сами: истерить по поводу того, что уже было не имеет смысла, прибавлять и додумывать тоже. Кстати моя мама паспорт получила аж в 1974 году, но из станицы не ушли, все с ней перетерпели. А сейчас сельскую жизнь добивают, только коммунистов нет.
Петр - Галине28 мая 2021, 22:59
Нет конечно, родился и вырос в Ростове. В Какичеве бабушка родилась, оттуда ее и вывезли в Ростов дядья, потому и выжила. Остальные почти все поумирали с голода. Вывозили бабушку тайком, под шубами, потому как колхозников бежавших от голода в города вылавливали и возвращали назад. И это в лучшем случае, могли и в лагеря отправить. Вот прабабушку Анну, бабушкину маму, вывезти уже не смогли, осталась в колхозе и умерла от голода в 1933 году.
Галина - Петру28 мая 2021, 13:21
Простите, Вы-то уж наверняка не в хуторке Какичев в настоящее время обитаете. Напрасно подозреваете в том, что приезжая и изображаю из себя былинную казачку - самая что ни на есть коренная и по отцу и по маме, от основания станицы Грушевской род ведущая. Имена настоящие, фамилии называть не стану, так как там и проживаю.Вот говором пользуюсь, к сожалению, все реже и только в кругу очень близких людей. Это "с Дону" просто вырвалось, видимо как раз по указанным Вами причинам, уж извините, я человек не современный.
Анна28 мая 2021, 12:47
Галина, что здесь "додумывать"? 7 миллионов заморенных голодом людей, женщин, стариков, детей...
Петр - Андрею28 мая 2021, 11:53
Андрей, страшные воспоминания, спасибо что поделились. Хорошо что люди сохранили память. Я слышал о том что было на Кубани, волосы дыбом встают, доходило до людоедства. Отдельные случаи людоедства были конечно и на Дону, люди от голода часто теряли рассудок. И молодцы что памятник поставили, люди должны помнить цену строительства "светлого коммунистического будущего".
Петр - Галине28 мая 2021, 11:46
То что кого-то так хоронили во время войны и оккуппции допускаю.Только вот в 1932-33 годах вроде как войны не было? Хотя поведение большевиков было именно поведением оккупантов на захваченной земле. И война конечно велась - война против собственного народа. В этом вы правы. А "с Дону" в наше время говорят только если очень хотят изобразить из себя былинных казаков и казачек, могут еще и гуторка добавить, чаще всего неумело. Обычно это делают приезжие во втором поколении, чтобы выдать себя за настоящих донских. В обычной жизни сейчас чаще говорят с Дона. А еще чаще просто называют конкретный населенный пункт. Вы, кстати, так и не сказали откуда.
Галина - Петру28 мая 2021, 09:38
продолжение: Так хоронили не только в голод, но и во время оккупации, и даже после войны. Так похоронили в 43-м в саду бабу Катю, завернув тело в холстину, потому, как дерево росшее к гробу, дед Левон отдал в колхоз, обществу, чтобы поправить развалившиеся сани и телеги – ничего же не было ни у кого. Люди по-другому мыслили и общее ставили выше личного. Деда Леву положили рядом уже в 1953-м. Думаю, надо говорить правду, а не додумывать ее.
Галина – Петру28 мая 2021, 09:37
«И я с Дона! Бабушка с хутора Какичев».Какичев – Белокалитвинский р-н, 150 км от Ростова. Сплошная коллективизация закончилась в 30-м. К 33-му единоличников оставались единицы. Если Вы с Дону (у нас говорят «с Дону» а не «с Дона»),знаете про колышек у порога. Голодали. Факт. Пили много воды, дабы заглушить голод, пухли. У нас в станице женщины, у которых украли коров и дети умерли с голоду, самосудом убили конокрада. Однако трупы на улицах не валялись. Хоронили во дворах, в садах. В старых станицах и хуторах почитай в каждом дворе (если родовое сохраняют) есть могилки. Так хоронили не только в голод, но и во время оккупации, и даже после войны.
Андрей28 мая 2021, 01:15
Продолжение "Такими ездовыми были Анна Алексеевна Сотникова и Ольга Терентьевна Бондаренко. Подъезжают к дому, никого не видно. Заходят, а там лежат одни мертвые. Грузили их на бричку, и везли в братскую могилу. На кладбище станицы есть три таких могилы. Рассказывали: «Едем по над дворами по улице. В один дом заходим, а там одни кости обглоданные лежат. Люди от голода так рассуждали: или съедим мертвых, или сами умрем». Это страшные воспоминания, но думаю люди должны знать. Чтобы помнили.
Андрей28 мая 2021, 01:07
Вот фрагменты из воспоминаний Евгении Ивановны Куликовой (то что уже опубликовано): "В 1932-м урожай был хуже обычного, засуха приключилась. Но хлеб был, и его бы хватило людям. Но поступил приказ — во что бы то ни стало выполнить план по заготовке хлеба. А план был очень большой. У колхозников столько продовольствия не было. Стали забирать все под чистую. Остались люди без еды и стали умирать. Никто им не помогал, не спасал. Бросили всех на произвол судьбы. Из колхозников были назначены ездовые (в основном женщины), которые отвечали за сбор трупов умерших от голода людей. Запрягали лошадь в бричку, шли по станице и собирали." (Продолжение следует)
Андрей28 мая 2021, 00:52
Бабушка жены с Кубани, одна из немногих выживших в своей станице в голод 30х. Станица Косякинская, Краснодарский край. Мы ездили туда несколько раз, там поставили памятник жертвам голода. Очень сильное впечатление производит, страшное. Из 1700 жителей в живых осталось 30 человек! Конечно голод был рукотворным и был следствием того, что у людей забирали все вырощенное ими зерно, это называлось "хлебозаготовкой". Приходили с обыском в хату и забирали все что найдут, все продукты, даже то что на столах было, если семья собиралась садиться обедать (и такое было), дети и старики умирали первыми. Потомки выживших хотят напечатать книгу памяти, там страшные воспоминания
Петр27 мая 2021, 22:25
Когда колхозники поняли что власть обрекает их на голодную смерть, они стали пытаться спрятать хоть немного хлеба для своих семей и детей. Как пытками коммунисты выбивали из колхозников этот хлеб, описывает М.Шолохов, который был непосредственным свидетелем:«В Плешаковском колхозе два уполномоченных между пальцев клали карандаш и ломали суставы, а затем надевали на шею петлю и вели в Дон топить.// В Грачёвском подвешивали колхозниц за шею, потом на ремне вели к реке, ставил на льду на колени и продолжал допрос. В Ващаевском колхозницам обливали ноги керосином, зажигали, а потом тушили: «Скажешь, где яма?» В этом же колхозе допрашиваемую клали в яму, до половины зарывали и продолжали допрос».
Вячеслав27 мая 2021, 21:34
Я вот не пойму почему ни у моей семьи, ни у моего окружения репрессированных практически нет, за очень редким исключением. А здесь как ни статья то всех пересажали, расстреляли и голодом заморили...
Вячеслав27 мая 2021, 21:30
Голод периодически посещал крестьянский хозяйства и на Дону и на Волге и везде, в Российской империи. Там умерших не считали, называя это скромно недородом Но но почему то на сайт пишется только про "голодоморы".
Петр27 мая 2021, 20:39
И я с Дона! Бабушка с хутора Какичев, не так уж и далеко от Ростова. У них в 1933 половина хуторян перемерла с голода, у бабушки почти вся родня. Именно как Василий говорит - хоронить некому было и не в чем, просто в неглубокие ямки складывали трупы, копать глубоко сил не было. При чем все знали что голод создан коммунистами искусственно. Перед этим все зерно под чистую и у единоличников, и колхозов забрали, под тем предлогом что план не выполнили.
Галина - Василию27 мая 2021, 17:53
"Наша бабушка вспоминала что трупы в станицах лежали прямо на улицах (они жили на Дону) некому было хоронить" - Василий, я с Дону. В какой станице трупы лежали на улицах?
Петр26 мая 2021, 17:32
Любовь26 мая 2021, 10:54 "Так всё-таки был специально созданный голодомор или голод по объективным причинам?" Любовь, думаю ответ содержится в самой статье. Были ли "объективные причины" для уничтожения как "врагов народа" сотен тысяч таких вот, как дедушка автора, простых сапожников, колхозников, врачей, агрономов, учителей и т.д.
Василий 26 мая 2021, 14:11
Любовь, какие объективные причины могут быть у голода в самых хлебных регионах страны? Украина, Дон, Кубань и др. Это всегда были самые хлебородные земли, житница. Если за этими страшными событиями не стоял чей то продуманный план, то это свидетельство вопиющей бездарности руководства СССР. Наша бабушка вспоминала что трупы в станицах лежали прямо на улицах (они жили на Дону) некому было хоронить.
Любовь26 мая 2021, 10:54
Так всё-таки был специально созданный голодомор или голод по объективным причинам?
Василий 26 мая 2021, 10:02
Совершенно верно, страшный голод начала 30-х годов в СССР охватывал не только Украину, но и почти весь Юг РСФСР и Казахстан. У нас по линии бабушки (жили на Дону) умерли тогда от голола оба ее брата. А ведь это самые хлебные места до революции были.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×