Ольга Александровна Харабарова на работе (бухгалтер)
В 2009-м году, в один из летних дней, меня позвали к проезжим паломникам. На паперти ждали мужчина и согбенная старая бабушка. При знакомстве оказалось, что это схимонахиня Васса (Харабарова), 95 лет, которая приехала к нам жить из г. Перми. Это было полной неожиданностью, так как никакой предварительной договоренности не существовало. Но схимонахиня властно сказала: «Я никуда отсюда не уеду! Я приехала сюда трудиться и молиться!» И повторила это несколько раз для вящей убедительности. Так и осталась схимонахиня Васса в обители.
Судьба этой старицы оказалась многосложной: родилась в верующей семье до революции, в 1914-м году, росла уже в стране Советов, но веру не потеряла. До войны вышла замуж. В браке родилась дочь. В первой половине Великой Отечественной войны Ольга, такое имя было у Вассы в миру, получила похоронку на мужа. После войны она еще раз вышла замуж, в этом браке родилась вторая дочь. Но семейная жизнь не заладилась, и Ольга Александровна воспитывала дочерей одна. Дома у них всегда были иконы. Ходила Ольга в Троицкий собор г. Перми на Слудской горе. Девочек всегда брала с собой, ставила ближе к алтарю, чтобы они видели ход службы, регулярно причащала.
Ольга Александровна с дочерями
Ольга Александровна жила сначала в г. Перми, работала бухгалтером, затем переехала в леспромхоз в Талице. Во время отпусков посещала святые места, но основным местом ее паломничества были Псковские Печоры, где она духовно окормлялась у старцев.
К 50-и годам у Ольги возникло непреодолимое желание уйти в монастырь
К 50-и годам у Ольги возникло непреодолимое желание уйти в монастырь. В Советском Союзе были только два женских монастыря: Свято-Успенский в Пюхтицах (Эстония) и Свято-Троицкий Сергиев монастырь – в Риге (Латвия). А во время паломнических поездок Ольга узнала о существовании в Грузии православной женской общины. То был женский православный монастырь в Худжаби, основанный в 1905-м году и закрытый в 1935-м году. Изгнанные сестры поселились в соседней деревне Ахкерпи, в частном секторе. Богослужения проходили в молитвенном доме, где жила игуменья Мария, их проводил духовник общины, живший рядом с сестрами (имя его не сохранилось). В эту тайную обитель и потянулось сердце Ольги.
Как только в конце 1960-х годов она вышла на пенсию, сразу, несмотря на уговоры дочерей, уехала в Ахкерпи. Купила себе домик и жила рядом с монахинями, подвизаясь в труде и молитве. И если учесть, что только что кончились хрущевские гонения на Церковь, это можно считать подвигом исповедничества.
У своего дома в Ахкерпи В Ахкерпи в 1970-м году Ольга была пострижена в монашество с именем Онуфрия и прожила там более 20 лет. В конце 1980-х почти все монахини общины почили в связи с почтенным возрастом, прекратились и богослужения. Монахиня Онуфрия попробовала ездить в храм в Тбилиси, но и туда стало тяжело добираться, ведь ей тогда уже было больше 70 лет. Поэтому пришлось вернуться в Пермь. Но тяга к монастырям не прекратилась. Жажду духовного окормления старица, как прежде, утоляла в Псково-Печерской обители, где особо общалась с архимандритом Мироном (Пепеляевым) и приезжала к нему каждое лето. Господь не оставлял ее без Своей помощи и посылал угодников Своих для укрепления монашеского духа. О. Мирон был опытным духовником, исполненным благодати. К тому же сам архимандрит Мирон был родом из Пермской области, там духовно возрос, в 20 лет уехал в Глинскую пустынь, жил на Святой Горе Афон, был пострижен в Псково-Печерском монастыре, подвизался, и под конец жизни Великий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) благословил о. Мирона на тяжелый подвиг юродства. В 1991-м году монахиня Онуфрия была пострижена в великую схиму в честь преподобной Вассы Псково-Печерской.
В 1991-м году монахиня Онуфрия была пострижена в великую схиму в честь преподобной Вассы Псково-Печерской
Духовной матерью была выбрана схимонахиня Савва. Архимандрит Мирон уважал свою духовную дочь. Одну из фотографий он подписал так: «Моей любимой старице схимонахине Вассе на молитвенную память».
В 2000-м году по благословению своего духовника старица переехала в Печоры на постоянное жительство, так как уже не могла жить вне монастыря.
Но скитания старицы на этом не закончились. Вскоре ее духовник, архимандрит Мирон, сильно заболел и уехал в Москву, духовных чад он уже принимал в Москве, а их было великое множество – архиереи, священники, монахи. Оставаться одной, без окормления, схимонахине Вассе не хотелось, и в Москву переехать не было возможности, ее душа тянулась в монастырь, поэтому она вернулась в Пермь, но не прекращала поиски какой-либо обители. Попытки устроиться в монастырь не сразу увенчались успехом.
Схимонахиня Васса в верхнем ряду вторая справа
В монастырях требовались молодые руки, послушания были многочисленные и тяжелые, и старицу не принимали
В монастырях требовались молодые руки, послушания были многочисленные и в основном тяжелые, и старицу не принимали. Тогда она поехала к своему духовнику в Москву, и он дал ей письменное благословение, чтобы ее устроили в обитель в Пермском крае. На помощь пришли многочисленные духовные чада о. Мирона, которые жили в Перми. И выбор пал на Верхне-Чусовскую Казанскую Трифонову пустынь, так как ранее в монастыре существовала богадельня.
Схимонахиня Васса (Харабарова) Прожила у нас схимонахиня Васса немногим более трех лет. Основным ее послушаем было чтение Псалтири. И нас удивляло, что старица, которой уже больше 95 лет, читает без очков! К старице мы приставили шуструю келейницу – молодую послушницу Елену. Когда схимонахиня Васса почила, Лена некоторое время спустя покинула монастырь и вышла замуж. Сестры много раз спрашивали, не пожалела ли она об уходе из обители. А Лена ответила, что схимонахиня Васса наперед рассказала всю ее горькую жизнь, и все ее предсказания сбылись.
Почила схимонахиня Васса, «исполнив лета долга», 98 лет от роду. Подвизалась в монашеском чине 42 года. Вечная ей память.