Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Васильевич

16 сентября исполняется 40 дней с преставления старосты нашего храма Владимира Васильевича. Елена Качерук уже написала о нем замечательно теплые и проникновенные воспоминания, но и я хочу сказать несколько слов об этом добром труженике, много сделавшем для нашего прихода.

    

Жизнь Васильевича (так – по-простому – мы все называли нашего старосту) – это яркий пример того, как Господь премудро и осторожно, с любовью и истинно Отеческой заботой выводит человека из тьмы заблуждения и погибели к преображению и спасению. И происходит это иногда быстро, почти молниеносно, как это случилось с обратившимся мытарем, а порою постепенно, годами, но от этого чудо преображения человека и спасения его не становится менее изумительным. Просто оно больше растянуто во времени.

Васильевич родился в 1941 году, и уже это само по себе примечательно. Это был год страшного и грозного посещения Богом народа нашего скорбями и испытаниями, когда мера отступления от «первой любви» достигла губительных масштабов, грозящих уже существованию самого народа.

Из кратких рассказов Васильевича я понял, что родом он с Одесчины; отец его был бухгалтером и человеком зрелого возраста. По какой-то причине первый призыв на фронт его не коснулся, но после оккупации Одессы стали забирать уже всех подряд, и вот тогда-то ушел воевать и отец. Да так и сгинул – погиб. Мать воспитывала троих детей, средним из которых как раз был Васильевич. Мальчонка он был, как я понимаю, смышленый и бойкий. Но сказать, что его воспитывали в строгих правилах церковного благочестия, нельзя. Впрочем, сам характер Васильевича и то, как складывалась его жизнь, свидетельствовали: в нем сызмальства были заложены правильные понятия о справедливости, о долге, о совести и порядочности – а это, конечно, доброе подспорье для возрастания человека в духе, та самая «земля сердца», на которой удобно всходить и произрастать семенам Слова Божия. Но до времени эта земля зарастала буйно крапивой и лопухами…

Примечательно, как Васильевич женился. В юности он был, что называется, разбышака, то есть хлопец веселый и своенравный. И вот он вернулся со срочной службы в родное село Любашевка и увидел дивчину, которая ему «дюже понравилась». Познакомился с ней и, смекнув, что девушка она простая и добрая, недолго думая – чуть ли не на второй день знакомства – предложил выйти за него замуж. Галина Степановна (Галинка, как он всегда называл ее) согласилась подать заявление, а там, пока будут его рассматривать, присмотреться еще и подумать. Ну и добро! Ударили по рукам, тем более что Галинка была сирота и особо договариваться было не с кем. Но Васильевич пошел в сельсовет, где все ему были знакомы, и договорился, чтобы у них с Галинкой не только приняли документы на регистрацию брака, но и сразу расписали. Сказано – сделано. Но Галинке он об этом не сказал, а повел ее через неделю в сельсовет – якобы «подавать документы». И вот они поставили, где положено, свои подписи, выходят из сельсовета, а Васильевич и говорит: «Ну что, Галинка, поздравляю тебя с законным браком!» Та: «С каким таким браком?!» Тут он уже, конечно, всё объяснил как есть, и Галинка хоть и посердилась немного для порядка, но по существу уже возражать не стала.

И прожили они в этом «скоропалительном» браке, представьте себе, 58 лет!

И прожили они в этом «скоропалительном» браке, представьте себе, 58 лет. Вот и пойми после этого, как правильно надо жениться. Иные годами ходят, бродят всё вокруг да около, всё думают чего-то, сомневаются, не могут решиться, наконец распишутся – и, глядишь, через год уже разводятся. Нет, говорят, всё-таки мы ошиблись, не надо было нам жениться… Ну что ты будешь делать! А другие, как Владимир Васильевич с Галиной Степановной, вроде едва знакомы были, когда женились, вроде всё наспех и «несерьезно», а вот пожалуйста – прожили вместе долгую и, несмотря на скорби и трудности, несомненно счастливую жизнь. Чего только не бывает на свете!

    

Не менее любопытна история и о том, как Владимир Васильевич и Галина Степановна венчались. В первую и, надо сказать, большую часть своей жизни они были хоть и не безбожники, но «как все», а уж паче на селе. То есть и крещенными были сызмальства, и иконочки в хате были, где-то, может, и молитвочку какую прольют от сердца, особенно когда плохо, а так, в общем-то, жили, что называется, по естеству, то есть как придется. И вот, уж не помню при каких обстоятельствах, первой стала приходить к вере Галина Степановна, а по мере укрепления в вере стала она горевать, что они с Васильевичем не венчаны, и принялась уговаривать его венчаться. А тот – ни в какую. И тогда, уже отчаявшись, в своих уговорах «духовных» Галинка взяла да и сказала просто: «Так, Васильевич, если обвенчаешься со мною – ставлю тебе бутылку». И Васильевич обвенчался! Но вот что удивительно. Такое отношение к делу выглядит почти как кощунство, но плоды его оказались благими: Васильевич стал постепенно воцерковляться, бывать в храме, на исповеди и у Причастия. А потом они уже вместе с Галиной Степановной работали в симферопольском Трехсвятском храме (Степановна куховарила, а Васильевич помогал по хозяйству). А когда стала налаживаться церковная жизнь в Почтовом, со временем окончательно перешли туда.

Помню один эпизод, о котором рассказывал мне Васильевич и который, как я понимаю, значительно повлиял на его приход к вере. Как я уже сказал, Васильевич и Степановна в молодости люди были совсем не церковные, но какие-то иконки, оставшиеся от бабушек и дедушек, в их доме были. И вот возвращаются супруги с сельской вечеринки домой веселые и вдруг застают такую картину: младшая дочь, которой тогда, кажется, не было еще и пяти лет, стоит на коленочках перед иконой и молится. Причем никто ее этому не учил. Вот те раз!

И видят они: малышка стоит на коленочках перед иконой и молится. Просит Боженьку, «чтобы всё было хорошо»!

Поднимают ее, говорят: «Ты что, Танюшка, такое делаешь… зачем?.. Тебе, что, не хватает чего-то? Зачем молишься?» А она отвечает просто: «Захотелось попросить Боженьку, чтобы у нас всё хорошо было». Ну, посмеялись, даже пожурили ее слегка, но вот ведь в чем дело: этот на первый взгляд незначительный и даже забавный случай на всю жизнь врезался в память Васильевича как явное чудо и знак явления Божией силы.

Старостой в нашем храме Васильевич прослужил больше 20 лет.

Он чувствовал себя хозяином – в прямом, житейском смысле – всего того, что составляет видимую, предметную сторону жизни прихода, его движимое и недвижимое имущество, и старался распоряжаться, управлять этим вверенным ему имением рачительно и ответственно. В пономарке в специальном шкафчике хранилась у него целая кипа папок и бумаг, в которых разобраться мог только сам Васильевич и посредством которых он управлялся со всеми ЖКХ-потребами. Ездил в Бахчисарай, ходил в «Горгаз», «Электросети», «Водоканал», оплачивал газ, свет и воду. Причем когда у меня не было еще машины, он ездил на автобусе, часто в непогоду, в метель и распутицу, перебираясь в самом Бахчисарае «на перекладных», как придется, от одной организации до другой, так что на все эти выплаты, согласования и уточнения уходило у него порой чуть ли не полдня.

Если складывалась какая-то недоуменная ситуация, например со счетами за газ, свет, Васильевич говаривал иногда в шутку: «Не дурите меня, маленького, я грамоту знаю, три года в первом классе просидел». Вообще он любил и пошутить, всегда по-доброму, с мягкой иронией. Опять же, когда решались какие-то текущие вопросы с товаром или оплатой коммунальных услуг и нужно было что-то подсчитывать и вычислять, Васильевич шутя говорил: «Не хватит – останется».

В последнее время, когда у него уже ломило всё тело и плохо ему было, придешь, бывало, на службу и спрашиваешь: «Ты как, Васильевич?» Ответ был неизменным: «Жив покуда», и дальше – ладони «лодочкой» под благословение. А всерьез он говорил всегда до последнего так: «Пока есть силы, батюшка, буду помогать, чем смогу». И он действительно до последнего старался делать что возможно для прихода. Буквально за две недели до его кончины мы еще ездили «за товаром» на епархиальный склад, и Тамара, хозяйка склада, качала головой и печалилась от того, что Васильевич «совсем плох». А когда он уже не мог ходить, буквально за несколько дней до смерти, я рассказал ему, что добрые люди завалили ограду на нашем «новом» (под строительство) участке, и Васильевич осипшим уже от болезни голосом звонил Сереже Супруну и просил, чтобы он нашел виноградные столбики и поправил ограду.

Но как мужик с характером, много делающий для прихода, он всегда ждал и уважения и внимания к себе и обижался, если это внимание должным образом не оказывалось. Раз, помню, кажется, на престольном празднике, я не поднял тост отдельно за Васильевича. Ну, как-то, может, всех трудящихся и помогающих помянул разом. А он обиделся и насупился и ходил пару дней помрачневший и молчаливый, только бурчал под нос: «Всё, стар я стал, буду уходить». А я и понять не мог, в чем дело, пока не разобрался. Что поделаешь, это была обратная сторона его характера – характера мужика и хозяина. Но надо отдать должное: когда он отходил от этих (все-таки редких) обид – всегда первый просил прощения.

Еще одна замечательная черта его характера – это умение договариваться. Он до прихода в храм много лет проработал на растворно-бетонном узле, распоряжался там отгрузкой бетона и, конечно, по обыкновению того времени, жульничал понемногу – сбавлял цемент и бетон «на сторону». Но вот сама эта способность договариваться и «решать вопросы», но уже без греховного плутовства, ему пригодилась и пришлась кстати в организации жизни храма. Он был в хороших отношениях с администрацией и во многом благодаря инициативе Васильевича у нас в храме были в свое время установлены новые двери, окна, сооружен капитальный навес во дворе, а сам двор вымощен тротуарной плиткой.

Примечательно отношение Васильевича к Божественной службе, к святому делу. Он ведь (как я уже говорил) был мужик, что называется, знавший себе цену, степенный, а между тем в какие-то моменты службы, когда нужно было срочно подать кадило или что-то принести из алтаря, Васильевич, совершенно забывая и степенность свою, и «достоинство», семенил, бежал, спеша исполнить то, что нужно было по службе. И вот это, я думаю, весьма характерная и важная черта – то, что человек забывает о себе, о своем внешнем положении и «статусе» ради служения Богу. Вспоминается словечко преподобного старца Серафима, которое он сам к себе прилагал: служка. Вот Васильевич из степенного и знающего себе «цену» мужика в мгновение ока, когда это было нужно, превращался в такого славного и доброго «служку» и ничуть не считал это для себя зазорным.

Этот знающий себе «цену» мужик на службе в храме превращался в славного и доброго «служку»

Первые годы моего служения в Почтовом Васильевич ходил в храм пешком, причем зачастую в осенне-зимний период – до рассвета, в распутицу, в снег и гололед. От дома до храма ему было идти километра полтора, а еще нужно было нести сумку с просфорами. Вообще, по сути, Васильевич не только исполнял обязанности старосты, но и с полным усердием – обязанности пономаря. Именно он приходил в храм первым, как я уже сказал – зачастую до рассвета. Когда в храме у нас не было еще газового отопления, то он и вовсе приходил, я думаю, часов в пять. Потому что прежде всех дел нужно было растопить печь (к слову, весьма капризную, которая никого, кроме Васильевича, не желала «слушаться» и дымила нещадно). Каждый раз, слыша жалобы на это «непослушание», Васильевич искушенно улыбался: мол, а как вы думали… тут свои секреты есть и свои подходы нужны… Словом, он приходил раньше всех и таскал уголь в ведре, колол дрова, щепу, растапливал печь… а затем уже непосредственно принимался за исполнение «пономарских обязанностей»: зажигал лампадки в храме, приготавливал просфоры и всё необходимое для службы, так что, когда я приезжал около семи часов, мне оставалось только прочесть «входные молитвы» и начать проскомидию.

    

С годами ходить пешком и носить просфоры по утрам Васильевичу становилось все труднее, и тогда мы поехали с ним в Бахчисарай, и он с неспешной скрупулезностью выбрал себе скутер. Ну, тут Васильевич просто повеселел! Ему и кроме храма много где приходилось бывать в округе и по своим делам, и по делам прихода. И скутер для этих нужд был самым удобным средством передвижения. Он специально выбрал такую модель, где был вместительный багажник, так что можно было перевозить и просфоры, и по мере необходимости иной мелкий груз. Называл он это свое транспортное средство полушутя на украинский манер: авто-вело-мото-пишкы. То есть такое транспортное средство, на котором передвигаешься почти пешком, а все-таки едешь…

У Васильевича очень поздно, буквально за две недели до смерти, обнаружилась последняя, неоперабельная стадия рака поджелудочной железы. Но, слава Богу, таких страшных болей, какие бывают при онкологии, у него не было. Была общая ломота во всем теле, не дававшая покоя и сна, а еще предсмертная мука, томление, которое само по себе – тяжкое испытание. Я видел, как мучается Васильевич, и молился, чтобы Господь укрепил его в этих его страданиях.

В один из дней, когда Васильевич был уже плох и становилось ясно, что дело серьезно, я молился в алтаре, и вдруг меня объяла необыкновенная и светлая радость от мысли, что Васильевичу пришел «пригласительный билетик» из Царства Божиего. Что он ничего не выдумывает себе, а на самом деле послал ему Господь смертельную болезнь как знак, чтобы он окончательно уже подготовился к вступлению в иную жизнь, привел здесь, на земле, и хозяйственные, и душевные дела свои в порядок, а там – радость неизреченная и жизнь в согласии с Богом и Его святыми…

За несколько дней до смерти я его особоровал, а за два дня – причастил. Это была последняя наша встреча здесь, на земле. Васильевич хоть и был уже очень слаб, но не захотел причащаться лежа, а сел на постели, сложил руки на груди и причастился. Только после этого он лег уже – какой-то необыкновенно притихший и умиротворенный. Я попрощался с ним, он тихо ответил, и последнее, что я помню, это угасающий – точно из иного мира уже посланный – взгляд Васильевича.

По свидетельству родных, последнее, что он сделал на этом свете, – это нащупал на груди и поправил сбившийся нательный крест. Чтобы было всё по порядку, «как надо».

Царствие ему Небесное!

Паки и паки просим молитв о приснопоминаемом рабе Божием Владимире.

Священник Димитрий Шишкин

17 сентября 2020 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 975 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Девочка в окне Девочка в окне
Священник Александр Дьяченко
Девочка в окне Девочка в окне
Священник Александр Дьяченко
«Царь Славы» теперь у меня в комнате на стене. Всякий раз, прикладываясь к образу, я поминаю бабушку Лидию.
Вера из Суоярви Вера из Суоярви
Светлана Кривцова
Вера из Суоярви Вера из Суоярви
Памяти Веры Фоминичны Воропаевой
Светлана Кривцова
Она была первой, кто начинал историю прихода в Суоярви. Она была первой, кто покинул храм Рождества Христова ради перехода в жизнь вечную. И случилось это в день, когда православная церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы.
«Для человека верующего главный закон – Христов» «Для человека верующего главный закон – Христов»
Митрополит Павел (Лебедь)
«Для человека верующего главный закон – Христов» «Для человека верующего главный закон – Христов»
Беседа с наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом
«Если мы ходим в Христовой истине, то приближаемся к святости», – говорит митрополит Павел. О своем опыте встреч со святыми и подвижниками в России и на Украине владыка поделился с нашими читателями.
Комментарии
Алексей16 ноября 2020, 06:43
С какой любовью и теплотой батюшка написал о своем помощнике. Царствие небесное р.Б. Владимиру!
Анна19 сентября 2020, 13:37
Отец Димитрий, благодарю за проникновенный рассказ о духовном человеке! Согласна, что святые живут рядом с нами! Дай, Бог, и нам тянуться за ними в Царство Небесное!
Наталья Богоявленская18 сентября 2020, 21:44
Спасибо за этот светлый рассказ. Благодарю Господа, что постоянно даёт мне возможность знакомиться с такими людьми -- "несвятыми святыми". Много их на этом свете.
иПавел17 сентября 2020, 17:32
Помяни, Христе, раба Твоего Владимира
Катерина 17 сентября 2020, 14:37
Царствие Небесное р. Б. Владимиру. Спасибо за эту публикацию, очень хорошо и трогательно написано.
Екатерина17 сентября 2020, 14:28
Упокой Господи душу раба Твоего Владимира, прости ему согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное!!!
роман17 сентября 2020, 10:28
До слез,Царство Небесное приснопоминаемому рабу Божиему Владимиру.
Тамара 17 сентября 2020, 00:59
Царствие Небесное р. Б. Владимиру и вечная память.. Очень тёплый и хороший рассказ..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Димитрий Шишкин

Новые материалы

Выбор читателей

×