Лето вместе с детьми. Как это бывало раньше

Материнские заметки

Владимир Маковский. В жаркий день. 1881 г. Владимир Маковский. В жаркий день. 1881 г.     

Чем больше вы отдыхаете от своих детей, тем слабее их привязанность к вам. Ирония в том, что, когда дети меньше привязаны к взрослым, они сложнее поддаются воспитанию, а значит – вам еще больше захочется от них отдохнуть!.. Опоры, которые облегчают взаимоотношения ребенка с родителями – это семейные поездки, семейные праздники, семейные игры, семейные занятия…   Даже совместные занятия раз в неделю могут в долгосрочной перспективе способствовать поддержанию привязанности.

Гордон Ньюфелд[1]

В предыдущей статье мы говорили о разных вариантах летней жизни вместе с детьми. А сейчас я предлагаю посмотреть, как проводили лето «раньше».

Конечно, одинакового «раньше» быть не может – так что просто попробуем составить некое необъективное, но все же впечатление: какими могут быть летние каникулы, отдых в семьях, где дети выросли во всех отношениях состоявшимися людьми. Говорить будем о жизни людей со второй половины XIX и до середины XX века. Конечно, не пытаюсь заявить, будто приведенные истории обязательно типичные для заявленного «сословия», и уж тем более – что это истории «правильного лета». Просто – чья-то жизнь, зато – реальная жизнь.

Просто – чья-то жизнь, зато – реальная жизнь

И сразу вопрос: а чем может быть интересен опыт условно столетней давности, когда все возможные условия жизни были другими?

Владимир Маковский."Крестьянские дети" Владимир Маковский."Крестьянские дети"     

В крестьянской семье, например, лето – концентрированно рабочая пора. Причем работали здесь все – и папа, и мама, и дети лет с семи, а то и с пяти. Какие могут быть аналогии с современной «обычной» семьей, даже очень небогатой? Сегодня многие мамы могут позволить себе не работать, «сидеть дома с детьми» – в отличие от традиционных сюжетов той же крестьянской жизни. И здесь оказывается, что если возможны хоть какие-то аналогии с «прошлой» жизнью, то жизнь городских жителей, родителей детей-школьников, может быть сопоставлена с укладом жизни… привилегированных сословий. С одной стороны, звучит странно: как мы, без штата прислуги и миллионных активов, можем соотносить себя с подобными людьми? А с другой стороны – оказывается, что сегодня возможности «обычной» семьи, при всех оговорках и принципиальных отличиях, во многом сопоставимы с возможностями, которые «раньше» отличали именно высококультурные или очень состоятельные семьи. Наши дети, как и дети «привилегированные», – обычно не работники, их основное занятие – учеба, и, как бы то ни было, лето для них – время школьных каникул, время отдыха. Для родителей также хотя бы часть летней жизни – время отдыха. Даже такие темы, как возможность поехать на море, отдыхать за границей – сейчас все отдыхают в Турциях и Египтах, а «раньше» это всё же было роскошью, недоступной воображению низших сословий. Жизнь круто изменилась, кинотеатры и библиотеки в кармане у каждого школьника… Продолжать это некорректное сопоставление не буду – пусть параллели проводят историки. Мне же кажется важным вот такой момент: в историях, которые будут рассказаны здесь, некоторые герои-родители правда могли позволить себе организовать свой отдых, детские каникулы так, как считали нужным. И так мы можем увидеть – а что именно считали нужным для детей люди с неограниченными финансовыми возможностями? А что считали нужным для детей ученые, «интеллектуальная элита» прошлого? А что из этого мы можем, если захотим, реализовать в собственных семьях?

Семья помещика

История в каком-то смысле обыкновенная: это лето обычной помещичьей семьи. С другой стороны – история замечательная: это жизнь выдающегося человека, успешного и знаменитого коннозаводчика, журналиста, писателя Якова Ивановича Бутовича (1881–1937). Он рос в большой (у его родителей было 13 детей, четверо умерли во младенчестве) и очень богатой дворянской семье. Бутович подчеркивает, что его родители действительно были очень богатыми. И вот описание лета 14–15-летнего гимназиста. Приведенные ниже слова – из воспоминаний самого Бутовича:

«Это лето оказалось едва ли не самым счастливым в моей жизни. Посещение конного завода, который приобрел для меня еще больший интерес и новое значение, чтение любимой книги – вот мои летние занятия. В книге Коптева[2] я нашел свою стихию, автор отвечал на все вопросы моей молодой души, рисовал лошадей и жизнь заводов так, что я зачитывался им, все больше и больше проникаясь любовью к орловскому рысаку, которой остался верен всю свою жизнь. Коптев, и только он, стал моим идейным вдохновителем, учителем и тем, кому я хотел верить и в будущем думал подражать»[3].

Между прочим, родители были совсем не в восторге от подобных чтений и увлечений своего сына… Впрочем, это уже другая история. Сейчас мы говорим только про лето. Бутович описал летние каникулы и более позднего времени, в этот период будущий коннозаводчик учился в кадетском корпусе, юноше было 16–17 лет:

«Летние каникулы последних трех лет учебы я проводил не в Касперовке[4], а в нашем имении Бежбайраках, в 50 верстах от Елисаветграда, потому что расхождения между отцом и матерью достигли к тому времени таких пределов, что отец остался в Касперовке, а матушке предоставил в распоряжение Бежбайраки.

Один из старших братьев, Володя, по указанию отца вел в Бежбайраках хозяйство. Мы, младшие, были, конечно, при матери… жизнь в Бежбайраках устроилась несравненно скромнее, чем в Касперовке. Дом был небольшой, лишенный архитектуры, парка также не разбили, а была небольшая роща хилых южных деревьев да поодаль фруктовый сад. Скрашивал имение чудный дубовый лес со скалой, в восьми верстах от усадьбы. Лес был старый, почти дремучий, в нем водилось много зверья. Жизнь текла ровно. Мы почти ни у кого не бывали, отдыхали, набираясь сил к зиме, а я проводил целые дни за чтением или в табуне»[5].

Здесь заодно – иллюстрация совсем не счастливых отношений между родителями героя. Впрочем, этот момент, при всей своей важности, не имеет прямого отношения к разговору о летнем отдыхе. А лето в этой истории – жизнь на природе, «в деревне», хоть и не крестьянской. Жизнь с родителями – даже если имеется в виду, к сожалению, один родитель. Летняя свобода, когда можно посвятить все время своему увлечению – в этом случае речь идет о страстной и, как показала жизнь, перспективной влюбленности подростка в лошадей. Свобода увлечения, лето в деревне, лето в семье, возможность читать любимые книги – нельзя назвать недоступным удовольствием, правда?

Семьи русских Царей

Конечно, здесь будет в первую очередь впечатление о жизни святой семьи последнего Императора. Но все же скажем и о семьях предшествующих русских Царей.

В этих семьях дети отдыхали вместе с родителями. Примерно с конца июня и до конца августа семьи Николая I и последующих русских Царей приезжали из Царского села в Петергоф, будто на дачу[6]. В Петергофе для царских детей была устроена крепость «для увеселения и обучения военному делу детей»[7], впрочем, это вариант не только для летних каникул – подобная крепость служила образовательно-развлекательным целям и в месте постоянного проживания детей русских Царей, в Царском Селе.

    

Также на «царской даче» находились различные детские игровые площадки, дети и взрослые активно занимались спортом. Исследователь быта русских монархов пишет:

«Для спортивных игр детей отводилась достаточно большая площадка, названная ‟Игры” у Коттеджа. Этот комплекс спортивно-игровых площадок, включавший в себя беговую дорожку, качели, карусель, кегельбан и др.»[8].

Особенно много и серьезно занимались спортом в семье Государя Николая II, в том числе именно летом: и сам Царь, и его дочери любили плавание, теннис, лаун-теннис, гонки на лодках, велогонки и другие виды спорта.

Также царские дети проводили лето за работой на специальных детских фермах, где было множество разных животных и такие интересные сооружения, как действующая детская водяная мельница. У каждого ребенка в Царских семьях, в том числе у детей Государя Николая II, были свои грядки, в летнее время дети русских Императоров трудились на огородах.

У каждого ребенка были свои грядки, в летнее время дети Императоров трудились на огородах

«По традиции, каждому из детей отводились ‟свои” садики и огороды, где они сажали цветы и овощи. На планах Александровского парка, изданный в 1920-х гг., указан Собственный садик Цесаревича Алексея, а на фотографиях, сделанных П. Жильяром, можно увидеть Цесаревича Алексея, который серпом жнет рожь на ‟своем” участке»[9].

Физический труд, в том числе труд на свежем воздухе, был частью жизни и частью каждого лета в семье Царственных новомучеников. Государыня Александра Феодоровна писала М.М. Сыробоярской 4 июня 1917 г.:

«Физическая работа для Государя необходима, с детства к этому привык. С покойным отцом вместе лес пилили и рубили, так он и теперь со своими людьми делает»[10].

В будущем, во время заключения, эти летние «уроки труда» (или, скорее, – привычка быть постоянно занятыми делом, привычка к физической работе) помогли обеспечить Царскую Семью... пропитанием. Пьер Жильяр писал в дневнике 13 мая 1917 года:

«Вот уже второй день, что мы разбиваем огород на одной из полян парка… Все принялись за работу: Царская семья, мы и прислуга дворца…»[11].

Царь и его дети ухаживали не только за своим огородом, но и помогали в подобной работе своей прислуге – пока эта прислуга еще у них была:

«Мы закончили… наш огород… У нас есть все решительно овощи и 500 кочанов капусты. Служащие тоже разбили огород по другую сторону дворца… Мы ходили, в том числе и Государь, помочь им пахать землю»,

– пишет Жильяр[12].

Конечно, этот последний сюжет нельзя назвать «способом провести летние каникулы». Но все же – да, летние каникулы в Царских семьях проводили и так тоже. А еще дети в Царских семьях летом занимались рыбной ловлей – и очень любили это дело[13].

Каждый год семья последнего русского Императора отправлялась в настоящий отпуск, обычно – на море. Поначалу больше на Финском заливе, а со временем всё чаще – в Крыму, в Ливадии. Здесь также – любимый спорт, охота, пешие прогулки, пикники, новомодное увлечение – фотография. По вечерам читали вместе книги, ставили домашние спектакли, играли в разные настольные игры. При этом часть летнего отдыха – плавание на знаменитой яхте «Штандарт».

На первом месте для детей и для родителей оказывалась семья

Летом – а впрочем, конечно, не только летом – святой Царь Николай II и его супруга стремились быть вместе – друг с другом и со своими детьми. На первом месте для детей и для родителей оказывалась семья – и это настолько было очевидным, что исследователи зачастую обвиняли и обвиняют Царскую семью в замкнутости[14]. Но тем не менее царские дети были открыты и общительны. Так, на каникулах девушки-царевны общались с офицерами их любимой яхты «Штандарт», спокойно и свободно – с «простыми» людьми[15]. И вообще общались и с ровесниками, с молодыми людьми и девушками – но это уже другая, не летняя история.

Уж конечно, нельзя сказать, будто все мы можем себе позволить дачу, подобную Петергофу, предложить детям настоящую мельницу и собственных пони. И все же в целом летний отдых царских детей оказывается не таким уж недоступным для современной семьи. Спорт, настольные игры – все это «раньше» было доступно только обеспеченным людям, а в современном мире – практически любой семье. Личные грядки устроить труднее, но тоже можно. Поехать в Крым, правда, нынче совсем недешево даже совсем экономным классом, но ведь здесь важнее – отдых всей семьей, без суеты обычной рабочей жизни? Именно всей семьей…

Семья священника

Я уже рассказывала о семье Боголюбовых о священнике, который вырастил трех советских академиков http://www.pravoslavie.ru/110929.html. А сейчас обратим внимание на то, как проводили лето в этой семье – в дореволюционное свободное время. В таком случае речь идет о семье священника, преподавателя Киевского университета. Отец семейства, священник Николай, на лето часто увозил жену и маленьких детей к родственникам в деревню. Там дети общались с родственниками-сверстниками, но собственно дружили будущие ученые только друг с другом:

«Мальчики росли без друзей, играли иногда с другими мальчиками в саду, но эти игры не перерастали в дружбу. Жили, в сущности, в очень тесном мирке семьи»[16].

Подростками дети Боголюбовы также проводили лето у родственников – но уже активно общались со своими ровесниками, и не только с родственниками, и не только с молодыми людьми, но и с девушками-ровесницами[17]. На каникулы 15-тилетний математик Боголюбов приезжал к родным в Нижний Новгород, где катался на лодке с родным братом и кузенами, ловил рыбу с дядей[18].

Кажется, это и есть стандартный, бюджетный вариант детского лета большинства наших соотечественников: поехать на лето к родственникам в деревню. Один нюанс: для многих из нас этот вариант означает «мы бедные, не можем обеспечить детей нормальным отдыхом», а для семьи профессора Боголюбова – это и есть нормальный отдых и нормальное детство. И, между прочим, заметим: дети Боголюбовы выросли не просто образованными людьми, а выдающимися учеными, и лето, не загруженное учебой, никак не помешало их интеллектуальному развитию.

Семья ученого

Напоследок – история советского времени. С XVII века Ляпуновы – целый род выдающихся отечественных ученых. Среди их родственников – Сеченовы, Крыловы, Капицы… А здесь речь идет об Алексее Андреевиче Ляпунове, советском математике, основоположнике кибернетики, и его дочерях, которые, так же, как их отец, как их деды и прадеды, выросли учеными.

Как в подобных семьях был организован детский отдых? Вспоминает Наталья Алексеевна Ляпунова:

«В семье всегда стоял хохот, устраивали массу интересных занятий: розыгрыши, шарады, живые картинки… В этом участвовали все поколения, детей никогда не отделяли от взрослых…

Окружение родителей – математики школы Лузина, семьи Новиковых, Парийских, Арнольдов, Рашевских. Во всех этих семьях были дети нашего возраста. Дачу снимали все вместе, забирались в какую-нибудь глухомань… Никаких особых требований к быту ни у кого не было. После войны снимали дачу в Ямщинах, около Голицына. И там – бесконечные походы в лес, игры. Мы очень любили крокет. Философская игра, между прочим: по площадке ходишь не спеша, бьешь шар молотком, а тут и общение, и ухаживания… Папа нас собирал около себя, рассказывал обо всем, что нас окружало: наблюдали за муравьями, что-то рассматривали в лупы…

Родители часто ездили с нами за город. Взрослые лежали где-нибудь на полянке и философствовали, а мы детской компанией носились и играли, инсценировали приключения из Жюль Верна…

А в непогоду – собирались у нас, на Хавской, компанией в 10–12 человек. Тут-то и возникло ‟ДНО” – детское научное общество, так называл его папа, а мы гордо называли его ‟добровольное научное общество”»[19].

Это лето – образовательное. И впечатление – образования, которое встроено в жизнь, в общение, отдых детей и родителей. Здесь снова дети и взрослые живут одной жизнью, отдыхают вместе или хотя бы рядом. Но всё же здесь, кроме игр, отдыха – учеба как раз есть. Но вот что интересно: это советское лето советских ученых – не крутые и педагогически-правильные пионерлагеря, где «счастливое детство» включено, а какие-то дачи, где просто – родители, друзья родителей со своими детьми.

* * *

В основном все эти истории показывают совсем не экзотические и не затратные варианты детского летнего отдыха. Здесь вообще отдых – это не дети, это семья, это родители вместе с детьми. Может быть, все дело в том, что в этих историях нет «индустрии детского отдыха», нет индустрии «плотного летнего образования». Но, может быть, это просто устаревший опыт, а жизнь теперь другая, и дети растут совсем иначе? Так или иначе – надеюсь, эти истории из «старой» жизни помогут нам задать самим себе нужные вопросы. А может быть, и найти ответы. Вряд ли эти ответы могут быть универсальными.

В этих историях нет «индустрии детского отдыха», нет индустрии «плотного летнего образования»

Ведь снова – все мы разные, и дети у нас разные.

Но всё же напоследок – еще раз возможный список вопросов, который, может быть, поможет нам понять, не каким должно быть «идеальное» лето, а самих себя:

  • Чего я жду от летнего отдыха?
  • А чего ждут от летних каникул мои дети?
  • Действительно ли счастливое детское лето требует больших материальных вложений?
  • Если куда-то отправлять детей на лето – то куда?
  • Если куда-то отправлять детей на лето – то зачем?
  • Если куда-то отправлять детей на лето – то с кем дети в это время будут жить, общаться? И зачем?
  • Как мой план на организацию летних каникул для моих детей поможет моим детям укрепить физическое здоровье? а душевное? укрепить отношения между братьями и сестрами, между родителями и детьми? как этот план поможет моим детям вырасти христианами? а если это перечисленное не является ценностью – то как планы на лето соотносятся с моими личными ценностями?.. и какие же у меня ценности в жизни?..
  • А если мы хотим провести лето вместе, муж с женой, родители с детьми – это правда нас объединит? Или окончательно разъединит, потому что находиться под одной крышей для всех нас – пытка?
  • Чтобы дети выросли умными/образованными/успешными, они каждый день и час жизни, не исключая ни одного летнего дня, должны посвятить образованию/тренировкам/упражнениям? Если возможны исключения, то на какой период мы готовы поставить на паузу «образование» детей? Если на лето запланировано «образование», то в какой форме оно будет проходить? Насколько эффективным может быть та летняя «образовательная программа», которую мы запланировали – если запланировали? А образование – это, собственно, что?..

Наверное, я погорячилась, когда предположила, что приведенные истории способны найти ответы на подобные вопросы. Наверное, всё же не могут. Однако обращение к реальному опыту всегда бывает полезным. Или хотя бы интересным. А вопросы – их всегда полезно задавать самим себе. Или хотя бы интересно.

Продолжить разговор о детском летнем отдыхе
можно на Книжном фестивале «Красная площадь»
18 июня, в 10:00 (площадка «Детская и учебная литература», шатер № 8)

Анна Сапрыкина

17 июня 2021 г.

[1] Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М., 2012.С. 284–286.

[2] Коптев В. И.. Материалы для истории русского коннозаводства. М., 1887.

[3] Бутович Яков. Лошади моего сердца. Из воспоминаний коннозаводчика. М., Издательство им. Сабашниковых, 2013.

[4] Родное имение, где автор родился.

[5] Бутович Яков. Цит. изд.

[6] См Зимин И.В. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. Повседневная жизнь Российского Императорского двора. М., 2013. С. 178.

[7] Там же. С. 181.

[8] Там же. С. 182–183.

[9] Там же. С. 176.

[10] Письма святых Царственных мучеников из заточения. Спасо-Преображенский валаамский монастырь; С.-Пб, 1996. С. 57.

[11] Жильяр П. Из воспоминаний об Императоре Николае II и его семье // Царские дети. М., 2007. Указ. соч. С. 236.

[12] Там же. С. 239.

[13] Ср. Зимин И.В. Детский мир Императорских резиденций. С. 179.

[14] Ср. Там же. С. 77.

[15] От 3 августа 1912 г. (Избранные записки и письма Императрицы Александры Феодоровны ее дочери, Великой княжне Ольге Николаевне// Дивный Свет. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М., 2003. С. 346).

16] Боголюбов А.Н. Н.Н. Боголюбов. Жизнь. Творчество. Дубна, 1996С. С. 13. Также о Боголюбовых-подростках: «Друзей у мальчиков не было, жили они как-то на отшибе» (Там же. С. 33, ср. С. 24).

[17] Там же. С. 36–37.

[18] Там же.

[19] Павлова Екатерина. Дело сестер Ляпуновых // http://oso.rcsz.ru/inf/pp/177.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Надо чувствовать ребенка Надо чувствовать ребенка
Священник Павел Сержантов
Надо чувствовать ребенка Надо чувствовать ребенка
Аскетика семейной жизни
Священник Павел Сержантов
Православная семья учит нас любви к Богу и к ближнему. Вот эту атмосферу христианской любви в семье создавать и хранить – и завещать детям.
Детский мир семьи Николая II: царские ценности Детский мир семьи Николая II: царские ценности
Динара Грачева
Детский мир семьи Николая II: царские ценности Детский мир семьи Николая II: царские ценности
Динара Грачева
Выставка в Коломенском знакомит нас с повседневной жизнью семьи последнего русского императора, в которой главными были любовь, уважение и сострадание к другим, постоянный труд.
Беспокоишься ли ты о своих детях? Беспокоишься ли ты о своих детях?
Митр. Лимасольский Афанасий
Беспокоишься ли ты о своих детях? Беспокоишься ли ты о своих детях?
Митрополит Лимасольский Афанасий
Если мы хотим быть хорошими родителями, тогда не можем сделать ничего лучшего, как посмотреть, как относится Бог к нам, исследовать эту отеческую связь Бога с человеком, исследовать отеческое отношение Бога к Его чаду — человеку.
Комментарии
Елена О.23 июня 2021, 19:26
Из статьи я поняла только, что существует достаточно большое количество православных матерей, которые всё время, даже летом, озабочены образованием своих детей. Это действительно что-то новенькое.
Елена О.23 июня 2021, 17:04
Татьяна18 июня 2021, 11:32 Ну... например, у педагогов традиционно отпуск летом. А в среде педагогов появилось много женщин.)
Любовь22 июня 2021, 00:24
Спаси, Господи! Есть над чем поразмыслить. Хорошо, что написали об этом. Может и да, в чём-то неправы, о чём писали комментаторы выше: что, к сожалению не многие мамы могут сидеть с детками дома, а вынуждены работать. Но в целом- большое спасибо!
Ира19 июня 2021, 18:40
Хорошие разумные статьи про летний отдых. Видно, что автор изучал материал , писал основательно , а ещё и "с душой". Спасибо!
Светлана Н.18 июня 2021, 13:53
Рядом с детьми помещика и, тем более, царя всегда были гувернантки и гувернеры или же специально назначенный человек (например, Горкин рядом с маленьким Ваней Шмелевым). Родители, по сути, сами ежедневным воспитанием не занимались - они контролировали процесс и участвовали в каких-то особых событиях, например, общие семейные праздники. А для нашей современной ситуации, когда родители и дети вынужденно провели рядом весь учебный год из-за пандемии, возможность отдохнуть раздельно хотя бы месяц было бы спасением для обеих сторон. Детям и родителям необходимо иногда СОСКУЧИТЬСЯ, чтобы вспомнить, как они друг друга любят. И летние детские лагеря могли бы стать спасением в данной ситуации.
Татьяна18 июня 2021, 11:32
Очень внимательно прочитала статью. И очень хочется спросить у автора где она видела "многих матерей которые могут позволить себе не работать". К большому сожалению в настоящее время в нашей стране женщинам приходится работать очень много. И не для того чтобы обеспечить детям "достойный отдых", а просто для того чтобы жить или даже выживать особенно в глубинке. Я согласна с автором что совместное общение и творчество, и какие-то домашние занятия очень сближают и запоминаются детям. Но смотрите реальнее на жизнь сегодня. И еще не нашла ни одного примера из жизни рабочих или мещан, не говорю уже про крестьянские семьи.
Антоний18 июня 2021, 11:29
Как это бывало раньше? Юг, море, пионерские лагеря, братство и дружба подрастающего поколения граждан одной Великой, лучшей на свете Страны - вот как было! Благодарю Тебя, Господи, за то, что в моей жизни это счастье беззаботного детства - было!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×