Владимир Маковский. В жаркий день. 1881 г.
Чем больше вы отдыхаете от своих детей, тем слабее их привязанность к вам. Ирония в том, что, когда дети меньше привязаны к взрослым, они сложнее поддаются воспитанию, а значит – вам еще больше захочется от них отдохнуть!.. Опоры, которые облегчают взаимоотношения ребенка с родителями – это семейные поездки, семейные праздники, семейные игры, семейные занятия… Даже совместные занятия раз в неделю могут в долгосрочной перспективе способствовать поддержанию привязанности.
Гордон Ньюфелд[1]
В предыдущей статье мы говорили о разных вариантах летней жизни вместе с детьми. А сейчас я предлагаю посмотреть, как проводили лето «раньше».
Конечно, одинакового «раньше» быть не может – так что просто попробуем составить некое необъективное, но все же впечатление: какими могут быть летние каникулы, отдых в семьях, где дети выросли во всех отношениях состоявшимися людьми. Говорить будем о жизни людей со второй половины XIX и до середины XX века. Конечно, не пытаюсь заявить, будто приведенные истории обязательно типичные для заявленного «сословия», и уж тем более – что это истории «правильного лета». Просто – чья-то жизнь, зато – реальная жизнь.
Просто – чья-то жизнь, зато – реальная жизнь
И сразу вопрос: а чем может быть интересен опыт условно столетней давности, когда все возможные условия жизни были другими?
Владимир Маковский."Крестьянские дети"
В крестьянской семье, например, лето – концентрированно рабочая пора. Причем работали здесь все – и папа, и мама, и дети лет с семи, а то и с пяти. Какие могут быть аналогии с современной «обычной» семьей, даже очень небогатой? Сегодня многие мамы могут позволить себе не работать, «сидеть дома с детьми» – в отличие от традиционных сюжетов той же крестьянской жизни. И здесь оказывается, что если возможны хоть какие-то аналогии с «прошлой» жизнью, то жизнь городских жителей, родителей детей-школьников, может быть сопоставлена с укладом жизни… привилегированных сословий. С одной стороны, звучит странно: как мы, без штата прислуги и миллионных активов, можем соотносить себя с подобными людьми? А с другой стороны – оказывается, что сегодня возможности «обычной» семьи, при всех оговорках и принципиальных отличиях, во многом сопоставимы с возможностями, которые «раньше» отличали именно высококультурные или очень состоятельные семьи. Наши дети, как и дети «привилегированные», – обычно не работники, их основное занятие – учеба, и, как бы то ни было, лето для них – время школьных каникул, время отдыха. Для родителей также хотя бы часть летней жизни – время отдыха. Даже такие темы, как возможность поехать на море, отдыхать за границей – сейчас все отдыхают в Турциях и Египтах, а «раньше» это всё же было роскошью, недоступной воображению низших сословий. Жизнь круто изменилась, кинотеатры и библиотеки в кармане у каждого школьника… Продолжать это некорректное сопоставление не буду – пусть параллели проводят историки. Мне же кажется важным вот такой момент: в историях, которые будут рассказаны здесь, некоторые герои-родители правда могли позволить себе организовать свой отдых, детские каникулы так, как считали нужным. И так мы можем увидеть – а что именно считали нужным для детей люди с неограниченными финансовыми возможностями? А что считали нужным для детей ученые, «интеллектуальная элита» прошлого? А что из этого мы можем, если захотим, реализовать в собственных семьях?
Семья помещика
История в каком-то смысле обыкновенная: это лето обычной помещичьей семьи. С другой стороны – история замечательная: это жизнь выдающегося человека, успешного и знаменитого коннозаводчика, журналиста, писателя Якова Ивановича Бутовича (1881–1937). Он рос в большой (у его родителей было 13 детей, четверо умерли во младенчестве) и очень богатой дворянской семье. Бутович подчеркивает, что его родители действительно были очень богатыми. И вот описание лета 14–15-летнего гимназиста. Приведенные ниже слова – из воспоминаний самого Бутовича:
«Это лето оказалось едва ли не самым счастливым в моей жизни. Посещение конного завода, который приобрел для меня еще больший интерес и новое значение, чтение любимой книги – вот мои летние занятия. В книге Коптева[2] я нашел свою стихию, автор отвечал на все вопросы моей молодой души, рисовал лошадей и жизнь заводов так, что я зачитывался им, все больше и больше проникаясь любовью к орловскому рысаку, которой остался верен всю свою жизнь. Коптев, и только он, стал моим идейным вдохновителем, учителем и тем, кому я хотел верить и в будущем думал подражать»[3].
Между прочим, родители были совсем не в восторге от подобных чтений и увлечений своего сына… Впрочем, это уже другая история. Сейчас мы говорим только про лето. Бутович описал летние каникулы и более позднего времени, в этот период будущий коннозаводчик учился в кадетском корпусе, юноше было 16–17 лет:
«Летние каникулы последних трех лет учебы я проводил не в Касперовке[4], а в нашем имении Бежбайраках, в 50 верстах от Елисаветграда, потому что расхождения между отцом и матерью достигли к тому времени таких пределов, что отец остался в Касперовке, а матушке предоставил в распоряжение Бежбайраки.
Один из старших братьев, Володя, по указанию отца вел в Бежбайраках хозяйство. Мы, младшие, были, конечно, при матери… жизнь в Бежбайраках устроилась несравненно скромнее, чем в Касперовке. Дом был небольшой, лишенный архитектуры, парка также не разбили, а была небольшая роща хилых южных деревьев да поодаль фруктовый сад. Скрашивал имение чудный дубовый лес со скалой, в восьми верстах от усадьбы. Лес был старый, почти дремучий, в нем водилось много зверья. Жизнь текла ровно. Мы почти ни у кого не бывали, отдыхали, набираясь сил к зиме, а я проводил целые дни за чтением или в табуне»[5].
Здесь заодно – иллюстрация совсем не счастливых отношений между родителями героя. Впрочем, этот момент, при всей своей важности, не имеет прямого отношения к разговору о летнем отдыхе. А лето в этой истории – жизнь на природе, «в деревне», хоть и не крестьянской. Жизнь с родителями – даже если имеется в виду, к сожалению, один родитель. Летняя свобода, когда можно посвятить все время своему увлечению – в этом случае речь идет о страстной и, как показала жизнь, перспективной влюбленности подростка в лошадей. Свобода увлечения, лето в деревне, лето в семье, возможность читать любимые книги – нельзя назвать недоступным удовольствием, правда?
Семьи русских Царей
Конечно, здесь будет в первую очередь впечатление о жизни святой семьи последнего Императора. Но все же скажем и о семьях предшествующих русских Царей.
В этих семьях дети отдыхали вместе с родителями. Примерно с конца июня и до конца августа семьи Николая I и последующих русских Царей приезжали из Царского села в Петергоф, будто на дачу[6]. В Петергофе для царских детей была устроена крепость «для увеселения и обучения военному делу детей»[7], впрочем, это вариант не только для летних каникул – подобная крепость служила образовательно-развлекательным целям и в месте постоянного проживания детей русских Царей, в Царском Селе.
Также на «царской даче» находились различные детские игровые площадки, дети и взрослые активно занимались спортом. Исследователь быта русских монархов пишет:
«Для спортивных игр детей отводилась достаточно большая площадка, названная ‟Игры” у Коттеджа. Этот комплекс спортивно-игровых площадок, включавший в себя беговую дорожку, качели, карусель, кегельбан и др.»[8].
Особенно много и серьезно занимались спортом в семье Государя Николая II, в том числе именно летом: и сам Царь, и его дочери любили плавание, теннис, лаун-теннис, гонки на лодках, велогонки и другие виды спорта.
Также царские дети проводили лето за работой на специальных детских фермах, где было множество разных животных и такие интересные сооружения, как действующая детская водяная мельница. У каждого ребенка в Царских семьях, в том числе у детей Государя Николая II, были свои грядки, в летнее время дети русских Императоров трудились на огородах.
У каждого ребенка были свои грядки, в летнее время дети Императоров трудились на огородах
«По традиции, каждому из детей отводились ‟свои” садики и огороды, где они сажали цветы и овощи. На планах Александровского парка, изданный в 1920-х гг., указан Собственный садик Цесаревича Алексея, а на фотографиях, сделанных П. Жильяром, можно увидеть Цесаревича Алексея, который серпом жнет рожь на ‟своем” участке»[9].
Физический труд, в том числе труд на свежем воздухе, был частью жизни и частью каждого лета в семье Царственных новомучеников. Государыня Александра Феодоровна писала М.М. Сыробоярской 4 июня 1917 г.:
«Физическая работа для Государя необходима, с детства к этому привык. С покойным отцом вместе лес пилили и рубили, так он и теперь со своими людьми делает»[10].
В будущем, во время заключения, эти летние «уроки труда» (или, скорее, – привычка быть постоянно занятыми делом, привычка к физической работе) помогли обеспечить Царскую Семью... пропитанием. Пьер Жильяр писал в дневнике 13 мая 1917 года:
«Вот уже второй день, что мы разбиваем огород на одной из полян парка… Все принялись за работу: Царская семья, мы и прислуга дворца…»[11].
Царь и его дети ухаживали не только за своим огородом, но и помогали в подобной работе своей прислуге – пока эта прислуга еще у них была:
«Мы закончили… наш огород… У нас есть все решительно овощи и 500 кочанов капусты. Служащие тоже разбили огород по другую сторону дворца… Мы ходили, в том числе и Государь, помочь им пахать землю»,
– пишет Жильяр[12].
Конечно, этот последний сюжет нельзя назвать «способом провести летние каникулы». Но все же – да, летние каникулы в Царских семьях проводили и так тоже. А еще дети в Царских семьях летом занимались рыбной ловлей – и очень любили это дело[13].
Каждый год семья последнего русского Императора отправлялась в настоящий отпуск, обычно – на море. Поначалу больше на Финском заливе, а со временем всё чаще – в Крыму, в Ливадии. Здесь также – любимый спорт, охота, пешие прогулки, пикники, новомодное увлечение – фотография. По вечерам читали вместе книги, ставили домашние спектакли, играли в разные настольные игры. При этом часть летнего отдыха – плавание на знаменитой яхте «Штандарт».
На первом месте для детей и для родителей оказывалась семья
Летом – а впрочем, конечно, не только летом – святой Царь Николай II и его супруга стремились быть вместе – друг с другом и со своими детьми. На первом месте для детей и для родителей оказывалась семья – и это настолько было очевидным, что исследователи зачастую обвиняли и обвиняют Царскую семью в замкнутости[14]. Но тем не менее царские дети были открыты и общительны. Так, на каникулах девушки-царевны общались с офицерами их любимой яхты «Штандарт», спокойно и свободно – с «простыми» людьми[15]. И вообще общались и с ровесниками, с молодыми людьми и девушками – но это уже другая, не летняя история.
Уж конечно, нельзя сказать, будто все мы можем себе позволить дачу, подобную Петергофу, предложить детям настоящую мельницу и собственных пони. И все же в целом летний отдых царских детей оказывается не таким уж недоступным для современной семьи. Спорт, настольные игры – все это «раньше» было доступно только обеспеченным людям, а в современном мире – практически любой семье. Личные грядки устроить труднее, но тоже можно. Поехать в Крым, правда, нынче совсем недешево даже совсем экономным классом, но ведь здесь важнее – отдых всей семьей, без суеты обычной рабочей жизни? Именно всей семьей…
Семья священника
Я уже рассказывала о семье Боголюбовых о священнике, который вырастил трех советских академиков http://www.pravoslavie.ru/110929.html. А сейчас обратим внимание на то, как проводили лето в этой семье – в дореволюционное свободное время. В таком случае речь идет о семье священника, преподавателя Киевского университета. Отец семейства, священник Николай, на лето часто увозил жену и маленьких детей к родственникам в деревню. Там дети общались с родственниками-сверстниками, но собственно дружили будущие ученые только друг с другом:
«Мальчики росли без друзей, играли иногда с другими мальчиками в саду, но эти игры не перерастали в дружбу. Жили, в сущности, в очень тесном мирке семьи»[16].
Подростками дети Боголюбовы также проводили лето у родственников – но уже активно общались со своими ровесниками, и не только с родственниками, и не только с молодыми людьми, но и с девушками-ровесницами[17]. На каникулы 15-тилетний математик Боголюбов приезжал к родным в Нижний Новгород, где катался на лодке с родным братом и кузенами, ловил рыбу с дядей[18].
Кажется, это и есть стандартный, бюджетный вариант детского лета большинства наших соотечественников: поехать на лето к родственникам в деревню. Один нюанс: для многих из нас этот вариант означает «мы бедные, не можем обеспечить детей нормальным отдыхом», а для семьи профессора Боголюбова – это и есть нормальный отдых и нормальное детство. И, между прочим, заметим: дети Боголюбовы выросли не просто образованными людьми, а выдающимися учеными, и лето, не загруженное учебой, никак не помешало их интеллектуальному развитию.
Семья ученого
Напоследок – история советского времени. С XVII века Ляпуновы – целый род выдающихся отечественных ученых. Среди их родственников – Сеченовы, Крыловы, Капицы… А здесь речь идет об Алексее Андреевиче Ляпунове, советском математике, основоположнике кибернетики, и его дочерях, которые, так же, как их отец, как их деды и прадеды, выросли учеными.
Как в подобных семьях был организован детский отдых? Вспоминает Наталья Алексеевна Ляпунова:
«В семье всегда стоял хохот, устраивали массу интересных занятий: розыгрыши, шарады, живые картинки… В этом участвовали все поколения, детей никогда не отделяли от взрослых…
Окружение родителей – математики школы Лузина, семьи Новиковых, Парийских, Арнольдов, Рашевских. Во всех этих семьях были дети нашего возраста. Дачу снимали все вместе, забирались в какую-нибудь глухомань… Никаких особых требований к быту ни у кого не было. После войны снимали дачу в Ямщинах, около Голицына. И там – бесконечные походы в лес, игры. Мы очень любили крокет. Философская игра, между прочим: по площадке ходишь не спеша, бьешь шар молотком, а тут и общение, и ухаживания… Папа нас собирал около себя, рассказывал обо всем, что нас окружало: наблюдали за муравьями, что-то рассматривали в лупы…
Родители часто ездили с нами за город. Взрослые лежали где-нибудь на полянке и философствовали, а мы детской компанией носились и играли, инсценировали приключения из Жюль Верна…
А в непогоду – собирались у нас, на Хавской, компанией в 10–12 человек. Тут-то и возникло ‟ДНО” – детское научное общество, так называл его папа, а мы гордо называли его ‟добровольное научное общество”»[19].
Это лето – образовательное. И впечатление – образования, которое встроено в жизнь, в общение, отдых детей и родителей. Здесь снова дети и взрослые живут одной жизнью, отдыхают вместе или хотя бы рядом. Но всё же здесь, кроме игр, отдыха – учеба как раз есть. Но вот что интересно: это советское лето советских ученых – не крутые и педагогически-правильные пионерлагеря, где «счастливое детство» включено, а какие-то дачи, где просто – родители, друзья родителей со своими детьми.
* * *
В основном все эти истории показывают совсем не экзотические и не затратные варианты детского летнего отдыха. Здесь вообще отдых – это не дети, это семья, это родители вместе с детьми. Может быть, все дело в том, что в этих историях нет «индустрии детского отдыха», нет индустрии «плотного летнего образования». Но, может быть, это просто устаревший опыт, а жизнь теперь другая, и дети растут совсем иначе? Так или иначе – надеюсь, эти истории из «старой» жизни помогут нам задать самим себе нужные вопросы. А может быть, и найти ответы. Вряд ли эти ответы могут быть универсальными.
В этих историях нет «индустрии детского отдыха», нет индустрии «плотного летнего образования»
Ведь снова – все мы разные, и дети у нас разные.
Но всё же напоследок – еще раз возможный список вопросов, который, может быть, поможет нам понять, не каким должно быть «идеальное» лето, а самих себя:
- Чего я жду от летнего отдыха?
- А чего ждут от летних каникул мои дети?
- Действительно ли счастливое детское лето требует больших материальных вложений?
- Если куда-то отправлять детей на лето – то куда?
- Если куда-то отправлять детей на лето – то зачем?
- Если куда-то отправлять детей на лето – то с кем дети в это время будут жить, общаться? И зачем?
- Как мой план на организацию летних каникул для моих детей поможет моим детям укрепить физическое здоровье? а душевное? укрепить отношения между братьями и сестрами, между родителями и детьми? как этот план поможет моим детям вырасти христианами? а если это перечисленное не является ценностью – то как планы на лето соотносятся с моими личными ценностями?.. и какие же у меня ценности в жизни?..
- А если мы хотим провести лето вместе, муж с женой, родители с детьми – это правда нас объединит? Или окончательно разъединит, потому что находиться под одной крышей для всех нас – пытка?
- Чтобы дети выросли умными/образованными/успешными, они каждый день и час жизни, не исключая ни одного летнего дня, должны посвятить образованию/тренировкам/упражнениям? Если возможны исключения, то на какой период мы готовы поставить на паузу «образование» детей? Если на лето запланировано «образование», то в какой форме оно будет проходить? Насколько эффективным может быть та летняя «образовательная программа», которую мы запланировали – если запланировали? А образование – это, собственно, что?..
Наверное, я погорячилась, когда предположила, что приведенные истории способны найти ответы на подобные вопросы. Наверное, всё же не могут. Однако обращение к реальному опыту всегда бывает полезным. Или хотя бы интересным. А вопросы – их всегда полезно задавать самим себе. Или хотя бы интересно.
Продолжить разговор о детском летнем отдыхе
можно на Книжном фестивале «Красная площадь»
18 июня, в 10:00 (площадка «Детская и учебная литература», шатер № 8)