Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
«Несвятые святые» по-печерски
Вишенкой на торте третьего дня в Печорах для меня, как журналиста и преподавателя, стало знакомство с замечательным историком, кандидатом богословия, профессором Алексеем Светозарским. Лекциями Алексея Константиновича по истории Русской Церкви я заслушивалась, получая второе высшее образование в Российском православном университете во имя св. Иоанна Богослова. В итоге наша беседа с профессором превратилась в полноценное интервью на самые разные темы, но это уже другая история.
Алексей Светозарский, историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории в Московской духовной академии, преподаватель истории Русской Церкви в Сретенской, Псково-Печерской духовных семинариях:
– Псково-Печерская духовная семинария – это расширение той деятельности, которой мы занимались с владыкой Тихоном, под его началом, последние 20 лет. В Печорах семинаристы живут в особых условиях. У них есть возможность сравнить монастырь и семинарию в большом городе, с его соблазнами, иногда весьма навязчивыми, и обитель и семинарию в глубинке. С другой стороны, здесь монастырская школа. Я вижу, как наши студенты растут духовно, ектеньи вот уже возглашают.
– Почему считается, что учиться в семинарии тяжело?
– Это напряженная, ритмичная жизнь, большая духовная работа. Учась в семинарии, человек должен осознавать, что это его будущая профессия. Такого: сегодня хочу, а завтра не хочу, тут быть не может. «Сынок, вставай! Воскресенье и ты священник, не до сна» (улыбается). Важно внутреннее состояние человека, его намерение. В семинарии каждый из студентов круглосуточно на виду. Кто к этому не готов, тому будет непросто.
– Даже я всего за три дня работы в Печорах успела на себе прочувствовать это самое «круглосуточно на виду»: «А почему плохо кушаете, мало заказываете?» Дело в том, что в замечательном кафе «Несвятые святые», которое расположено в гостинице рядом с монастырем, настолько вкусные и щедрые порции – не далеко и в страсть чревоугодия впасть. Ну, просто великолепная кухня! И само кафе очень атмосферное: иконы на стенах, духовные книги на полках, фортепиано, звуки музыки.
– Вы верно подметили, порции огромные и вкусные (улыбается). Мне кажется, в семинарии поучиться полезно каждому молодому человеку. Семинария дает уникальный опыт общежития, соборного коллектива – то, чего сейчас мало, поскольку общество настроено на индивидуума, а не на коллектив: суетящийся человечек, набирающий баллы непонятно для чего. В коллективе могут быть трения, конфликты, но ребята все равно ощущают себя братией. Также семинария позволяет интегрироваться в монастырь. Семинаристы естественным образом вливаются в жизнь обители, читают на службах, поют, пономарят, рукополагаются, принимают постриг.
– Чем для вас значима работа в Псково-Печерской семинарии?
– Испытываю чувство благодарности к обители, где я бывал еще в советское время. В Печорах были и есть люди, которые правильно скорректировали мои юношеские стремления, в том числе и в плане научного поиска. Я жил ритмом настоящего монастыря и стараюсь эту связь с обителью поддерживать. Пусть другие монастыри на меня не обижаются, у нас много прекрасных обителей, но Печоры – это уникальное место, в котором монашеская жизнь, внутренний строй, преемственность не прерывались никогда.
Перед нашим интервью Алексей Константинович принимал экзамен у семинаристов второго курса. «Интересно, ребята робеют, когда сдают экзамен самому Светозарскому?» – мелькнула мысль. Беседы с семинаристами, которые проучились в Псково-Печерской семинарии уже два года, и стоят тем самым у ее истоков, получились интересными и познавательными, как и с первокурсниками.
Батя и его чада
А накануне состоялись так называемые «шашлыки» – встреча митрополита Тихона и преподавателей с семинаристами в неформальной обстановке. Своими я глазами я увидела, как ребята общаются с владыкой, задают ему самые разные вопросы, которые волнуют их сегодня. И поняла, почему семинаристы и Сретенской и Псково-Печерской семинарий называют владыку Тихона Батей. Атмосфера на таких встречах действительно семейная, теплая, свободная. А еще – радостная, пасхальная. Вот где самые завидные женихи России, наши будущие пастыри – верующие, воспитанные, умные, ответственные, любознательные, веселые.
Владыка много шутил и с любовью подначивал семинаристов. И что особо хочется отметить – с большим вниманием отнесся ко всем, даже самым незначительным и на первый взгляд «детским», просьбам и желаниям ребят.
– Как и Сретенская, Псково-Печерская семинария очень семейная, небольшая – до 100 человек, – рассказывает владыка Тихон. – Иногда мы устраиваем такие встречи с семинаристами на природе, ребятам готовим шашлык, монашествующим – рыбу. Мы общаемся, обсуждаем насущные проблемы, студенты делятся впечатлениями, задают вопросы. У нас здесь большая семья, где каждый важен и значим. Ну, и сама атмосфера Печор особая, намоленная. Вокруг монастыря потрясающий лес, семинаристы могут пойти туда, насладиться природой. Смена времен года в монастыре очень интересная: весна, лето, осень, зима. Рядом с обителью красивые озера. Ребята ходят туда купаться, собирать грибы, ягоды. Под надзором, конечно (улыбается).
Сибирь, путешествия, ночная Литургия
Владимир Павловец, 31 год, Ангарск (Восточная Сибирь)
Владимир Павловец Когда Владимир сказал, что он из Иркутской области, я подумала, что ослышалась, так как на Байкале живу-путешествую вот уже почти два года.
– Какая обширная география у семинарии: собрались люди из самых разных уголков нашей страны. Ангарск недалеко от Иркутска и Байкала. Как интересно встретить, можно сказать, соседа по Сибири в Печорах. Надо было перелететь для этого почти всю страну.
– Да, удивительно, как тесен мир.
– Как вы оказались в Печорах? Это же так далеко от вашего родного края.
– Я тоже путешественник (улыбается). После школы три года учился в Санкт-Петербурге, потом жил в Москве, Ярославле. Два года назад духовник благословил поступать в семинарию. За неделю до окончания приёмной комиссии, я судорожно собирал документы в Сретенскую духовную семинарию, но не прошел и меня пригласили в Печоры. Владыка Тихон сам принимал собеседование. Мне попался 50-й псалом и молитва из утреннего правила, которую владыка начал читать, а я продолжил. Я абсолютный технарь и учеба в семинарии мне дается непросто, особенно имена, даты. Сегодня мы сдавали историю Русской Церкви профессору Алексею Светозарскому, без подготовки. Вот это испытание (смеется).
– А какие предметы вам нравятся?
– Литургика и история древней Церкви, которую прекрасно, очень структурированно читает преподаватель из Санкт-Петербурга.
– Елей на душу преподавателя литургики. У вас воцерковленная семья?
– В храм меня привела старшая сестра, чья классная руководительница стала схимонахиней, открыла ей мир веры. Яркое воспоминание детства: шесть утра, мы идем на электричку до Иркутска, чтобы успеть на службу в Богоявленский собор.
– Прекрасный собор в центре города, рядом в колокольне установлен огромный колокол с малиновым звоном (отлит в городе Малине). А как вам живется при монастыре?
– Монастырская атмосфера особенная. Я полюбил братские ночные Литургии, которые, к сожалению, отменили в связи с пандемией (сейчас братская Литургия рано утром по четвергам). Плюс общение с братией, которые все разные, по-своему интересные. Конечно, первое время монахи с настороженностью к семинаристам относились. Привезли, видите ли, каких-то ребят, они ходят по монастырю (улыбается).
– Опишите атмосферу в семинарии.
– Дружественная, теплая. Во многом это заслуга дежурных помощников (один «дежпом» на курс из насельников монастыря). Задача «дежпома» –всесторонняя помощь семинаристам, разрешение спорных ситуаций, сглаживание острых углов и тому подобное.
– Что вам дает учеба в семинарии? Что самое главное хотите вынести для себя?
– Главное – это спасение души. Учиться этому искусству из искусств возможно как раз с помощью предметов, которые редко где преподаются, кроме семинарий, – пастырское дело, аскетика, догматика, антропология, богословие. Все это невероятно интересно. Поэтому абитуриентам я хочу пожелать не бояться трудностей, неизбежных во время учебы в семинарии, и уповать на Бога. И еще мой личный лайфхак: если учеба мешает сну, то иногда лучше выбрать сон и встать потом со свежей головой, чем весь день ходить разбитым.
– Как вы думаете, почему самое важное дело в жизни человека – спасение души – большинству людей неинтересно?
– Они пока не встретились со Христом. Когда эта встреча происходит, все иное становится не столь занимательным.
– Благодарю вас за беседу. Господь показывает, что Свои люди у Него везде. Отрадно знать, что в Иркутской области есть верующие молодые люди, семинаристы, в то время как православные храмы Сибири по сравнению со столицей можно назвать почти пустыми.
Сын священника, архитектор, походник
Георгий Фоминых, 24 года, Абакан (Республика Хакассия)
Георгий Фоминых – Георгий, интересная у вас фамилия. У моего сводного брата такая же.
– Фоминых – уральская фамилия. Мой отец приходской священник, на приход он ездит 254 километра в одну сторону, среди недели дополнительно служит в Абакане. Именно он благословил меня на учебу в Псково-Печерской семинарии, поскольку здесь соединились две духовные школы – московская и санкт-петербургская.
– У вас есть светское образование?
– Я окончил архитектурный факультет Сибирского федерального университета в Красноярске. Защищал дипломный проект на тему: «Православный храм Преображения Господня на 1000 человек». Перед защитой два месяца толком не ел, не пил, не спал, читал Псалтырь, молился, постился (улыбается). И не успев опомниться, сразу поехал сдавать экзамены в Сретенскую духовную семинарию в Москве. В итоге оказалось, что набора нет, зато меня пригласили в Печоры. Мне понравилась идея владыки Тихона насчет будущей семинарии. Через полгода я понял: папино благословение «сработало». Таких интересных совпадений в моей жизни много. В семье священника Промысл Божий чувствуется особо. Взять, к примеру, финансовый вопрос: всегда было денег столько, сколько нужно – ни больше, ни меньше.
– Моя прабабушка родилась в Красноярске. Сама я впервые побывала в этом поразительном по красоте крае нашей страны прошлым летом. Дивные места: Красноярские столбы, Енисей, Бирюсинский залив, Ергаки, Манская петля. Именно река Мана красуется в начальных титрах прошедшего недавно сериала Первого канала, снятого по книге Вячеслава Шишкова «Угрюм-река».
– Мне тоже очень нравится Красноярск. Студенческий, спортивный город.
– Вы проучились в Псково-Печерской семинарии два года. Какие ощущения сейчас, спустя время?
– Признаюсь, рассчитывал, что в семинарии будут в основном люди из священнических семей. Хотя у меня не совсем классическая семья. Мой отец всегда держал меня подальше от клироса, пономарства, я не был иподьяконом, как это обычно бывает в семьях священников. Но потом я понял, что дружить можно со всеми, каждый человек в чем-то друг. Однако чрезмерно сближаться и откровенничать с людьми не стоит, для этого есть духовник.
– Вам нравится в Печорах?
– Конечно. Мы живем при монастыре, общаемся с монахами, духовниками обители, к нам приезжают профессора из двух столиц. К тому же семинария устроена по принципу таких английских корифеев, как Оксфордский, Кембриджский университеты: некая изоляция от внешнего мира, дисциплина. Все это повышает планку и мироощущение. Мне очень нравится воспитательный момент и монастырский уклад, который является спасительным для души. И я просто в восторге от того факта, что у семинаристов мало свободного времени. Сам себя заставить рано ложиться я не могу, поэтому благодарен руководству за режим. Парадокс: чем меньше у тебя свободного времени, тем его в итоге больше. Еще я понял, что в семинарии главное – не учиться, а молиться. Даже если не все успеваешь, но делаешь по максимуму от тебя зависящее, а главное – молишься, все устраивается наилучшим образом.
– Как заметила однажды игумения Феофила, настоятельница девичьей пустыни в селе Барятине (Калужская область), в монастыре хочешь не хочешь, а рано встаешь, да и перед сестрами как-то неловко службу проспать. Так и борешь леность, многоспание. В монастыре у вас какое послушание?
– В монастырском издательстве «Вольный странник». Сейчас подбираю иллюстрации для новой книги про мать, сын которой погиб в чеченской войне. Рекомендую почитать, когда выйдет.
– Интересное послушание, по вашей светской профессии. На «шашлыках» с владыкой Тихоном вы спрашивали про корпус для семейных семинаристов. У вас уже есть невеста?
– Интересовался на будущее (улыбается).
– Помимо архитектуры, что еще вас увлекает?
– Люблю ходить в походы, могу говорить на эту тему бесконечно. Путешествия помогают многое понять о себе. Мне удалось «заманить» одного иеромонаха в горный поход на Борус в Красноярском крае. Он привез частицу мощей преподобного Симеона Печерского моему отцу, когда тот заболел коронавирусом и лежал с тяжелой формой пневмонии. Папа буквально чудом встал на ноги. Эту историю можно добавить к списку чудес, явленных по молитвам к преподобному Симеону. Поэтому у меня к этому святому особое отношение. Хотя я его и «расстраиваю» порой по нескольким пунктам своих прегрешений (улыбается). К слову, приезжайте в Красноярский край, свожу вас на Борус.
– Благодарю! Бог даст, приеду. На Борусе не была, ходила в поход на Ергаки. Другой мир, космос. Наша Россия потрясающая.
– Я очень люблю Сибирь и сибиряков. Вы правильно сказали, это другой мир, иное восприятие жизни: открытость, искренность, подлинные, не суррогатные ценности.
– Георгий, ваше напутствие абитуриентам – вашим будущим коллегам.
– Быть собой, трезво относиться к своим способностям, не брать на себя больше, чем можешь, мыслить критически, вырабатывать индивидуальный подход в согласии с учением Церкви, признавать свою греховность и уметь примириться с ней, осознавать свою неправоту в спорных моментах.
Дьякон-миротворец
Дьякон Андрей Кичайкин, 26 лет, г. Пыталово (Псковская область)
Диакон Андрей Кичайкин – Андрей, когда вас рукоположили?
– 1 ноября 2020 года. Рукополагал владыка Тихон.
– Почему Печоры?
– Я местный, родился в городе Пыталово. До семинарии много где успел поучиться в миру (врач, автомеханик, строитель), искал себя. В 2016 году поступил в духовное училище Пскова, год был иподьяконом тогдашнего правящего архиерея Псковской епархии. В Псково-Печерскую семинарию сначала приезжал в качестве вольного слушателя, а затем перевелся на очное обучение. Воцерковлен с детства. В юности, правда, был момент, когда храм мне наскучил, но через некоторое время я вернулся, осознал, что для меня жизнь возможна только с Богом.
– В семинарии учиться тяжело?
– Уровень и обучения и спроса со студентов высокий. Кто пришел в семинарию в зрелом возрасте, думаю, им тяжеловато. У меня, слава Богу, гуманитарный склад ума, особых трудностей не возникает.
– Какие из преподаваемых дисциплин вам наиболее интересны?
– Догматическое богословие и святоотеческое учение о спасении. Последний предмет для меня и самый сложный одновременно.
– У вас, как у будущего пастыря, есть страх спасовать перед сложным внутренним миром человека и его душой?
– Не без этого, конечно. Даже дьяконом становиться было страшновато, но было понимание: в отличие от священника, дьякон с людьми не часто взаимодействует (улыбается). Попечение о душах человеческих – это огромная ответственность. Но еще в детстве у меня проявилась одна способность, которая во многом облегчает мне жизнь и в семинарии в том числе: я могу понять и принять точку зрения любого человека, умею сглаживать конфликты между людьми.
– «Блаженны миротворцы…» А настоящая дружба среди семинаристов бывает?
– А как же. Наш курс, например, очень дружный. Мы помогаем друг другу на послушаниях, поддерживаем в трудностях. И хотя мы с супругой живем не в самой семинарии, а рядом, и скоро у нас родится сын, много забот, я не чувствую себя отстраненным от ребят и семинарской жизни.
– Как назовете сына?
– Лукой – в честь святителя Луки Крымского. Мы с супругой его очень почитаем.
– Были в Крыму, прикладывались к мощам?
– К сожалению, в первый приезд к мощам не попали, но надеюсь, обязательно там побываем.
– Псково-Печерский монастырь для вас уже родной?
– Безусловно. Я родился в этих краях, приезжал в Печоры с владыкой Евсевием. Поэтому мне было легче интегрироваться в монастырские будни, чем другим ребятам. Мы с братией уже знали друг друга. На первом курсе я был старостой, хотя привилегий особых это не дает – трудное и ответственное послушание.
– С какими чувствами вы встретили новость об официальном открытии семинарии в Печорах?
– Мы с ребятами стали теми, с кого все началось, – этакие первопроходцы. Поклон и благодарность за это владыке Тихону. Сначала мы были единственным курсом, потом появились другие ребята. Интересно было наблюдать, как они вливались в семинарскую жизнь. Сейчас я пребываю в предвкушении, каким образом все здесь сложится дальше. Строится грандиозный новый корпус для семинаристов с прекрасным спортзалом, великолепной уличной спортплощадкой. Учиться в таком месте – Божие благословение.