«Прикладывайтесь к бороде, и у вас такая же вырастет»
Илья Медведев (слева) Илья Медведев, 20 лет, Нижний Новгород
– Поздравляю вас со сдачей экзамена! Трудно было?
– Всю ночь готовился, сидел над учебниками (улыбается). Но наши преподаватели настолько опытные, что студентов уже видят насквозь, все про всех знают, кто готов к экзамену, а кто – нет.
– Наверное, в семинарии прогулять лекции невозможно, все на виду?
– Да. Хорошо, мобильными телефонами пользоваться не запрещают. Я учился в духовном училище (светского образования у меня нет), там с сенсорными устройствами было чересчур строго. У некоторых студентов из-за этого было по три телефона, которые у них постоянно отбирали, они писали объяснительные записки. Я без телефона продержался один день, попался уже 2 сентября, прямо на лекции (смеется).
– Почему вы выбрали Псково-Печерскую семинарию?
– В 2015-м году мой отец прочитал книгу «Несвятые святые», после чего мы поехали в Печоры. В обители пообщались и благословились у архимандрита Адриана (Кирсанова, последнего псково-печерского старца, почившего в 2018-м году), познакомились с интересными людьми, побывали во всех уголках монастыря. После поездки было очень благодатно на душе. И когда я увидел новость об открытии Псково-Печерской семинарии, то выбор был очевиден.
– Что семинаристы могут почерпнуть, учась при таком монастыре, как Печоры?
– Уникальный опыт сослужения и жизни рядом с печерскими священниками, духовниками. Мы как-то ходили в пещеры с одним батюшкой, он нам рассказывал много интересных историй. Также взаимодействие с братией, их истории прихода в монастырь. Я узнал, какие бывают тяжелые судьбы. У меня раньше не было такого тесного общения с монахами. Есть братья с юмором, а есть прямо загадочные. У одного печерского монаха очень длинная борода. Он шутит: «Прикладывайтесь к моей бороде, чтобы у вас такая же выросла». На послушаниях от монахов можно услышать и грустные, и веселые истории. Все это обогащает, вдохновляет, ободряет, укрепляет в вере.
– Семинаристам благословляется отпускать бороду?
– Псково-Печерская семинария единственная, где это разрешено.
– Все семинаристы носят подрясники. Быстро к нему привыкаешь? По городу вы тоже в подрясниках ходите?
– Если сразу после службы надо куда-то поехать, то можно и в подряснике. Я ношу подрясник с 9 лет, поэтому мне не привыкать. Другим ребятам, кто не алтарничал в детстве, конечно, непривычно сначала в платье ходить.
– Как ваши сверстники воспринимают ваш статус сына священника?
– Я всегда был очень общительным, но потом понял, что надо сокращать количество людей в своем окружении. Оставил пару-тройку человек, которые, даже если не православные, но принимают тот факт, что я пошел по церковной стезе. С самого детства я хотел стать священником.
С самого детства я хотел стать священником
– Кого из печерских святых вы выделяете?
– Преподобного Симеона. Он помогает семинаристам сдавать экзамены, перед которыми вера у нас в разы увеличивается (улыбается). Также почитаю преподобного Серафима Саровского.
– Какая атмосфера среди ребят в семинарии?
– Иногда бывает и спорная, не без стычек. Все-таки чувствуется разница в мировоззрении и возрасте. У нас в семинарии люди от 18 до 40 лет. В целом мирно живем, поддерживаем друг друга. Но я считаю, приходить в духовное заведение лучше в молодом возрасте.
– Почему?
– Мне кажется, в 40 лет, к примеру, тяжелее определиться – женитьба или монашество. Хотя многие приходят в монастырь и в зрелости. А вот на создание семьи с возрастом все тяжелее решиться. Эти вопросы лучше решить до 30 лет, чтобы четко идти к цели. Ну, это мне так думается.
– А какие лично у вас планы на жизнь после семинарии?
– Жениться и рукополагаться.
– Среди семинаристов есть тяготеющие к монашеству?
– На втором курсе учится инок. Большинство все-таки хотят завести семью.
– Как семинаристы взаимодействуют с владыкой Тихоном? Он делится с вами опытом, дает советы?
– Регулярно организуются встречи, где мы задаем ему волнующие нас вопросы. Владыка растолковывает, объясняет, рассказывает разные истории, в том числе о старцах, с которыми он общался в бытность свою послушником.
– Служить в дальнейшем вы хотите дома, в Нижегородской митрополии?
– Скорее, нет.
– Какие ощущения по поводу официального открытия семинарии?
– Я прочитал об этом на сайте Патриархии, и мне стало тепло на душе. Теперь мы – автономная семинария, с преподавателями из самых лучших духовных школ страны. С радостью наблюдаю строительство нового корпуса для нас, студентов. Очень интересно, как все будет в семинарии развиваться.
– Известная записка старца Иоанна (Крестьянкина), предположительно о коронавирусе, с благословения владыки Тихона была опубликована в Интернете во время пандемии. Как вы переживали это сложное для всех нас время?
– В Печорах было спокойно, я чувствовал себя защищенным. Хотя большая часть братии переболела. Единственное, переживал за родителей и близких людей. Отец причащал больных в красной зоне, за него особенно болела душа.
Творческое многоголосье: серьга в ухе, крашеные волосы, Виктор Цой, молитва о невесте
Владислав Бояренцев Владислав Бояренцев, 24 года, Белгород
– Владислав, обычно волнуетесь перед экзаменами?
– Есть тактика, как сдавать: выходить первым, делать вид, что все знаешь (смеется).
– Почему вы выбрали именно Псково-Печерскую духовную семинарию?
– Я собирал документы в Белгородскую семинарию, а потом увидел фильм об открытии семинарии в Печорах, где давно мечтал побывать. Дело в том, что в Церковь я пришел в 18 лет, благодаря книге владыки Тихона «Несвятые святые». Господь все устроил наилучшим образом. Я сдал все вступительные экзамены, прошел собеседование, написал сочинение.
– Вы хотите быть белым священником или монахом?
– Хочу жениться. Но найти хорошую невесту – это по воле Божией.
– Чтобы стать белым священником, сначала надо жениться. Семинаристы, как правило, торопятся найти супругу, чтобы была возможность служить?
– Печальный опыт разводов в таких «быстрых» семьях говорит о том, что спешить в этом вопросе нельзя. Надо ждать своего человека.
В Церковь я пришел в 18 лет, благодаря книге владыки Тихона «Несвятые святые»
– А как быть, если хочешь быть священником, а человека своего еще не встретил? Иногда ожидание и выбор человека могут затянуться на годы.
– Интересный вопрос. И сложный. Надо ждать и уповать на Бога. Согласно канонам, священником можно стать с 30 лет. У большинства семинаристов время есть (улыбается).
– Существуют какие-то специальные молитвы о невестах?
– Да, такие есть. Одна семинарская байка рассказывает о том, как семинарист и духовник молились в храме на солее. «Кто первой из девушек войдет в храм, на и той и женюсь», – думал семинарист. В итоге первая вошедшая в храм ему не понравилась, и он взмолился: «Господи, пожалуйста, только не эта!» Понятно, что так никто спутницу жизни не выбирает. Здесь работают другие законы. К каждому человеку его половинка приходит по-разному. Кому-то надо пойти в горы, чтобы встретить своего человека, а кому-то достаточно выйти на улицу или в кафе.
– Это точно. Многие знакомые девушки и подруги одиноки, не могут встретить своего человека. Особенно тяжело тем, кто не ходит в храм.
– Я вообще не представляю, как люди живут без Исповеди и Причастия. Мне искренне жаль таких людей. Им очень нелегко. Люди не знают, что такое гордыня, почему тебя иногда взрывает изнутри. Я сам переживал подобные состояния до воцерковления, не мог понять, что со мной, в чем корень проблем. Да, есть психология, но это лишь верхушка айсберга. Богословие изучает человека со всех сторон.
Есть психология, но это лишь верхушка айсберга. Богословие изучает человека со всех сторон
– Из местных святых есть такие, кто вам особенно близок?
– В Ближних пещерах, в первой у входа раке, почивает удивительная святая – преподобная Васса, супруга преподобного Ионы Псково-Печерского (XV-й век). Они заложили первую церковь в Печорах. Им молятся о супружестве, семейном счастье. С каждым святым у человека выстраиваются свои отношения. Среди прочих мне близка матушка Васса. Помолишься у ее гробницы, и становится тепло на душе. В детстве я попал в аварию, родителям потом сказали, что меня вымолили. У меня была иконка святой Матроны Московской, родственница молилась обо мне. Повзрослев, я сам ездил к святой Матроне из Белгорода, она помогла мне принять не одно важное решение в жизни.
– Да, святую Матронушку я тоже для себя открыла чудесным образом пару лет назад. До этого не ездила к мощам ни разу, хоть и жила в Москве. Вы учитесь в семинарии с радостью?
– Это мое второе образование, поэтому оно более осознанное. По первой профессии я культработник, окончил Белгородский институт культуры. Полгода проработал в Центре культурного развития, преподавал гитару, занимался в том числе и с подростками, которые пробивали уши и носили одежду в стиле рок. Я тоже так выглядел в то время: с сережкой в ухе и высветленными перекисью водорода волосами. То был период метаний, я часто унывал. Каждый день, проходя мимо храма рядом с местом работы, думал: почему я не там? Всю неделю я в Центре развития, а в храме только по воскресеньям, хотя должно быть наоборот. Вроде работа нравится, но как будто не мое. Но это бесценный опыт, и в служении Церкви он тоже пригодился, когда я потом трудился в молодежном отделе Белгородской митрополии и готовился поступать в семинарию.
Каждый день, проходя мимо храма, думал: почему я не там?
– Творческая личность, понятно.
– Стопроцентный гуманитарий (улыбается).
– Слышала мнение, что правильная рок-музыка развивает музыкальный слух, в ней несколько тональностей.
– Среди рок-музыкантов есть настоящие поэты, они чувствуют мир на тонких вибрациях: Виктор Цой, Земфира, Юрий Шевчук из группы ДДТ (у него есть замечательная песня «Я получил эту роль»), группы «Наутилус Помпилиус», «Сплин». В школьные годы мы с братом собрали рок-группу «Поселок Х». Также я посещал театральную студию. Мы ставили спектакли, организовывали праздники, мероприятия. Я был и ведущим, и актером. Думал поступить в театральное училище, но что-то меня остановило.
– Среди православных немало людей, которые отрицают любое мирское искусство. Своим детям вы бы разрешали слушать подобную музыку?
– Нельзя человеку запрещать самовыражаться. Когда подросток выражает себя через творчество, родителям надо набраться терпения и помолчать. В юности я носил берцы, косуху, браслеты. Это сейчас я понимаю, что ужас, а тогда было круто. Моя мама мудрая в этом плане. Хоть тогда была и невоцерковленная, но верующая, давала мне полную свободу творчества и никогда не обесценивала мои метания в поисках Бога. Молилась за меня и верила, что я найду свой путь ко Христу.
Моя мама мудрая. Молилась за меня и верила, что я найду свой путь ко Христу
– Вам интересны такие сложные предметы, как литургика, история Устава? Дело в том, что, помимо работы журналистом и редактором, я преподаю литургику и церковнославянский язык. Замечаю, что мало кому легко даются и искренне интересны эти предметы.
– Лично мне интересно. Можно ведь просто заучить последование служб, но если вникнуть в смысл богослужения, открываются удивительные глубины. Кто-то из святых сказал про церковнославянский язык: «Можно молиться духом, но не умом». Мне кажется, полноценно понять глубину богослужения возможно лишь тогда, когда молишься не только духом, но и умом.
– У вас есть любимый предмет в семинарии?
– Русская литература и аскетический опыт святых отцов.
– Где хотели бы служить после окончания семинарии?
– Очень хочу попробовать свои силы в миссионерском деле. Не вижу себя на приходе. Хочется, чтобы было сложно.
– Приезжайте в Бурятию, на Байкал, – крупнейший центр буддизма в России. Вот где сложнейшее поле для проповеди. Я сейчас там живу, и могу отметить, что буряты воцерковляются крайне тяжело. На всю Бурятию один иеромонах-бурят, я делала про него репортаж в начале пандемии для журнала «Монастырский вестник».
– Буряты почти не воцерковляемые. Они говорят так: «У тебя своя вера, у меня – своя». Чтобы проповедовать, надо вырабатывать стальной внутренний стержень. Людям нужно нести весть именно о Христе, о Нем рассказывать. Без Христа ничто не имеет смысла – ни литургика, ни проповедь, ни богословие.
– Что вы могли бы посоветовать молодым людям, которые думают поступать в семинарию?
– Если зародилась такая мысль, как зернышко в сердце, то надо понимать, что она будет преследовать всю жизнь. Поэтому лучше не откладывать. Однако это должен быть осознанный выбор. В семинарии на первом месте послушание, когда надо делать то, что тебе говорят. Для этого тоже нужно созреть. Я сначала не понимал, что от меня хотят (улыбается). И только потом осознал, что в Церкви все по благословению, ничего не должно делать от своего произволения. И тогда ты ощущаешь настоящую свободу. Ярлык, который я на себя вешал, – «организатор массовых мероприятий», – это не совсем верный путь. Не надо себя кем-то считать, идти к цели напролом, как ледокол. Просто спокойно делать свое дело, и тогда будет мир в душе.
Окончание следует