Рейтинг: 9.4|Голосов: 47
О том, что представляет собой пастырская служба, и как готовят воспитанников в монастырских условиях рассказывает профессор, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии, Алексей Светозарский
Рейтинг: 9.8|Голосов: 583
«У нас здесь большая семья, где каждый важен и значим».
Рейтинг: 9.7|Голосов: 895
Каковы были действительные предпосылки встречи 4 сентября 1943 года, почему государству стало выгодно легализовать Русскую Православную Церковь, куда делись обновленцы и каково значение этой «оттепели» для Церкви.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 141
Алексей Светозарский
1920-е годы – начало массовых гонений на Церковь. Однако именно в начале этих времен люди, до этого утратившие связь с традицией, открывают для себя глубину православия. Многие из воцерковленных в это время не отрекутся от Господа и Церкви и в жестокие репрессии 1930-х гг. пополнят лик новомучеников и исповедников российских.
Рейтинг: 9.4|Голосов: 646
Верховная Рада приняла в четверг обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с призывом издать томос относительно автокефалии Украинской православной церкви. Авторы документа призывают патриарха Варфоломея признать недействительным акт 1686 года, согласно которому якобы "в нарушение канонов" Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 372
Возрождение духовных школ. Хрущевские гонения. Русское зарубежье и его выдающиеся деятели. РПЦ и II Ватиканский собор. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 295
Патриархи Иоаким и Адриан. Перелом церковно-государственных отношений в эпоху Петра I. Создание Синода.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 235
Самостоятельность Русской Церкви и ее разделение на две митрополии; двуперстие и сугубая аллилуйя; свв. Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 192
Попытка разделения русской митрополии, монастырские уставы, Богослужение, мощи, новые праздники, споры о посте в среду и пяток и пр. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 9.4|Голосов: 195
Первоначальные пределы Русской Церкви, ее первая иерархия и первые храмы, состояние веры и нравственности. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 8.5|Голосов: 26
22 октября (по старому стилю) 1721 года Сенат издал указ, в котором именовал Петра I императором. Россия стала империей. Что знаменовало собой это событие? Какое значение имело для русской государственности?
Рейтинг: 9.4|Голосов: 29
О том, как оценивал митрополит Вениамин (Федченков) события, свидетелем которых был, почему оказался в Белой армии, о роли пастыря, как он ее понимал и воплощал в своем служении.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 15
Алексей Константинович Светозарский
Со времен крещения Руси история Русской Православной Церкви и российского государства почти неразрывно связана. Добром или злом стала для Православия близость к государству? Размышляет Алексей Светозарский зав. кафедрой Церковной истории МДА.
Рейтинг: 8|Голосов: 137
Можно ли говорить о единстве в осмыслении этого праздника. Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 46
В 1970–1980-е годы, годы моего отрочества и юности, в московских храмах служил сонм замечательных священников: отец Александр Егоров, отец Петр Дьяченко, отец Сергий Брздыка, отец Димитрий Акинфиев… Влияние их на нас, молодых людей, решивших связать свою жизнь с Церковью, было огромно. Это были носители живой церковной традиции.
Рейтинг: 9|Голосов: 9
Алексей Константинович Светозарский, Владимир Кириллин
Мы сошлись на одной мысли, когда разговор зашел о Михаиле Дунаеве – это человек, отсутствие которого ясно ощущается. Без всяких положенных в таких случаях слов – «невосполнимая утрата» и так далее – оно действительно очень ощутимо. Я вспоминаю его очень часто – говорю как на духу; и не хватает его теплого отношения к людям, даже в коллективе, в котором мы трудимся, и я думаю, что и в храме.
Рейтинг: 7.7|Голосов: 7
Церковная история всегда была сопряжена с историей Отечества. И мне хотелось бы, чтобы студенты духовных школ хорошо понимали, насколько это взаимосвязано и насколько события общегражданской истории детерминируют события церковной истории и наоборот, чтобы не было узкоклерикального подхода, чтобы события истории Церкви рассматривались в контексте национальной истории, каковой бы она ни была и какой бы период мы ни взяли.
Рейтинг: 7.4|Голосов: 33
Продолжая дискуссию вокруг книги прот. Георгия Митрофанова «Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике», профессор МДА А.К. Светозарский подвергает критике стремление автора определенным способом тракторвать те или иные события ХХ века, а также вовлекать в область церковной проповеди элементы идеологической борьбы.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 44
Православие, на мой взгляд, фактически сформировало русскую государственность. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие — и политики, и экономики, и тем более культуры.
Рейтинг: 6.7|Голосов: 7
Он очень долго шел к принятию пострига, много думал, колебался. Вначале он мечтал о женатом священстве. Конечно, на принятие пострига во многом повлияло общение с владыкой Феофаном. В «Божиих людях» митрополит Вениамин говорит и о том, что монашество ему предсказали старцы – например, валаамский старец Никита.
Опыт воспитания личности в рамках духовных школ накоплен немалый. Сретенская семинария, безусловно, действует в этом направлении по отработанной схеме. Отец Тихон, остальные руководители сумели заинтересовать людей, создать им все условия для работы – это огромная заслуга. Кроме того, хорошо организована воспитательная работа. Во всем это видно явное стремление священноначалия, помимо духовного образования, привить воспитанникам вкус к высокой культуре – вот это очень важный момент.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 6
1948 год стал переломным годом для жизни всей Русской Церкви и, в частности, для Московской духовной академии: в Москве проходит Совещание глав и представителей Поместных Церквей, Академия возвращается в свои исторические лаврские стены. О новом витке в истории Церкви и Академии рассказывает профессор академии А.К. Светозарский.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 168
Я думаю, что первое время митрополит Сергий тоже не чувствует, что что-то меняется. Однако уже в 1941 году по свидетельствам того времени чувствовалось, что что-то должно поменяться. Был закрыт журнал «Безбожник», свернута антирелигиозная пропаганда. Такое было молчаливое принятие тех патриотических инициатив, которые исходили из церковной среды. А в 1943 году был заключен такой сталинский конкордат.