Коронавирус как опыт ада,
или какой процент человечества спасется?

Участь человека в падшем мире такова, что скорби и болезни являются не только обычными спутниками нашего существования, но и необходимыми составляющими пути нашего спасения. По слову преподобного Антония Великого, «никто без искушений не может войти в Царство Небесное; ибо не будь искушений, никто не спасется»[1].

Это является следствием той вселенской катастрофы, которой обернулось грехопадение прародителей для человечества.

«Но когда Адам нарушил Мои постановления, – открывает Господь ветхозаветному священнику Ездре, – определено быть тому, что сделано. И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия. Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано» (3 Езд. 7, 11–14).

Люди верующие знают, что любые беды и несчастья не приходят без Божественного попущения

Впрочем, люди верующие знают, что любые беды и несчастья не приходят без Божественного попущения, и стараются извлечь урок из любой напасти, поскольку любое наказание несет в себе немалую пользу, пресекая грех и открывая нам глаза на наши ошибки и заблуждения, которые во времена благополучные оставались незамеченными.

«Таким образом, – по слову святителя Григория Богослова, – самое наказание делается человеколюбием. Ибо так, в чем я уверен, наказывает Бог».[2]

Рассуждая в предложенном ключе и обратившись к современной ситуации, мы естественно задаемся вопросом: «В чем же смысл этой новой заразы, распространившейся по лицу всей земли, и чему мы можем научиться в нашей ситуации?»

Дерзнем высказать мысль, что, кроме общих тем, к которым мы обыкновенно обращаемся в болезнях (о тленности жизни, ее скоротечности, зыбкости, ненадежности, о близости смерти и т. п.), распространившаяся в наши дни инфекция обострила проблему общения и одиночества.

Распространившаяся в наши дни инфекция обострила проблему общения и одиночества

В более спокойное время мы тоже вспоминаем знаменитую цитату о «роскоши человеческого общения», но в период карантина она звучит особенно остро. Когда дети отделены от родителей, бабушки – от внуков, когда друзья вынуждены ограничить взаимное общение, когда вместо разговора лицом к лицу и «устами к устам» (2 Ин. 1, 13) мы вынуждены довольствоваться оптическо-звуковой копией другого человека, тогда ценность непосредственного человеческого общения значительно вырастает в наших глазах.

Но к трудностям одиночества, с которыми мы в той или иной степени сталкиваемся и в обычной жизни, прибавляется такая на первый взгляд незначительная вещь, как невозможность увидеть лица других людей. Оказывается, такая, казалось бы, мелочь может быть роскошью не менее, чем полноценное человеческое общение. Кто думал об этом раньше? Кто ценил это? Теперь же мы с жадностью вглядываемся друг в друга, но вместо лиц находим разноцветные пятна, над которыми виднеются испуганные глаза. Мы чувствуем себя так, словно нас обокрали.

В связи с этим можно вспомнить небольшой эпизод из жизни преподобного Макария Великого:

«Авва Макарий рассказывал: ‟Однажды, проходя пустыней, нашел я череп какого-то мертвеца, валявшийся на земле. Когда ударил я череп пальмовой палкой, он что-то проговорил мне. Я спросил его: ‟Кто ты?” Череп отвечал мне: ‟Я был главным жрецом идолов и язычников, которые жили на этом месте, а ты – Макарий духоносец. Когда ты, сжалившись о страждущих в мучении, начинаешь молиться за них, они чувствуют некоторую отраду”. Старец спросил его: ‟Какая это отрада? И какое мучение?” Череп говорит ему: ‟Насколько небо отстоит от земли, настолько под нами огня, и мы от ног до головы стоим среди огня. Нельзя никому из нас видеть другого лицом к лицу. У нас лицо одного обращено к спине другого. Но когда ты помолишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада!”»[3].

Слава Богу, мы можем общаться друг с другом, во многих случаях мы все еще имеем возможность видеть лица других людей. Но масочный режим, во-первых, показал нам то, как мало мы ценим, что имеем. Невольно вспоминается история с 90-летним итальянцем, выздоровевшим от ковида, который расплакался, когда ему сказали, что за искусственную вентиляцию легких он должен заплатить 5000 долларов. «Мне не денег жалко, – ответил старик на попытки утешить его, – я жалею о том, что 90 лет дышал воздухом бесплатно, а забывал благодарить за это Бога».

С другой стороны, нам дается возможность прочувствовать то, что может ожидать нас после смерти. Одиночество, невозможность не только общения, но и лицезрения других. В аду те естественные условия существования, которые мы в повседневной жизни не только не ценим, а даже не замечаем, покажутся нам раем, столь же вожделенным, сколь и недостижимым (от чего да избавит нас Господь).

Нам дается возможность прочувствовать то, что может ожидать нас после смерти

Кроме того, тема адского одиночества дает нам возможность по-новому взглянуть на вопрос количества спасающихся. Некоторые люди рассуждают об этом приблизительно следующим образом: на земле живет семь с половиной миллиардов людей. Христиан всех конфессий – порядка одной трети от населения земного шара. Но православные христиане утверждают, что спасение возможно только в истинной, т. е. Православной Церкви, а это – 220 миллионов человек, следовательно, около 3 % от всего человечества. А поскольку не все из православных спасутся, то число спасающихся еще меньше. Считается, что количество практикующих православных – 10 % от статистического числа. Получаем порядка 0,3 %. Но и эта цифра не последняя, поскольку и среди практикующих христиан много тайных грехов, фарисейства, высокомерия, так что и этот результат можно смело уменьшать в несколько раз, предположим, до 0,1 % от всего человечества. Результат более чем плачевный!

Чтобы не увязнуть в бесплодных спорах о количестве спасаемых, попробуем перевести наше рассуждение в другую – нематематическую – плоскость. Если человек спасается, то он спасается в Церкви, Божественной помощью, молитвами Богородицы, небесных сил бесплотных, всех святых, молитвами всех членов Церкви – Церкви воинствующей и Церкви торжествующей. В одиночку человек спастись не может.

В одиночку он может только погибнуть. Желание автономного обожения прародителей человечества обращается в их потомках стремлением к самостоятельному спасению – своими силами, своим умом, своими талантами. Но это невозможно. Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

«Один в поле – не воин». Архимед не нашел (слава Богу!) точку опоры, чтобы перевернуть землю. Любой из нас собственными силами не может не только стать богом, но и спастись от смерти. Закрытая система обречена на гибель. Автономное и атомизированное существование человека обрекает его на одиночество, начинающееся в этой жизни и продолжающееся в вечности.

Человек спасается только соборно, и, спасенный, пребывает в общении с Богом и ближними. Но погибает человек в одиночестве, и пребывает в вечной смерти в одиночестве. И в этом адском одиночестве для него не имеет значения, сколько человек погибло – миллион, триллион или он один. Спасенное человечество – это единство во множестве ипостасей, по образу и подобию Пресвятой Троицы. Погибший человек – это человек, по условиям своего пребывания единственный во вселенной, существующий вне всякого общения. И сколько бы ни было таких людей, их нельзя сложить и сосчитать. Математика здесь не работает, и любой процент солжет. Одиночество – такое свойство, которое остается одиночеством, даже становясь коллективным.

Поэтому главной пользой, которую мы можем извлечь из сложившейся болезненной ситуации, может стать понимание необходимости для нас навыка общения с Богом и ближними, общения, к которому призывает нас Сам Бог в Своих главных заповедях:

«Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12, 29–31).

Андрей Горбачев

11 августа 2021 г.

[1] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Репринт. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 11–12.

[2] Григорий Богослов, свт. Слово 45, на Святую Пасху// Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т. 1. С. 666.

[3] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Репринт. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 111–112.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как повлияла на верующих пандемия? Как повлияла на верующих пандемия?
Ответы пастырей
Как повлияла на верующих пандемия? Как повлияла на верующих пандемия?
Ответы пастырей
Если позволять тревожности себя съедать, заполняя душу, пропитывая сознание, – от этого что, вирус испугается и убежит? Наоборот, страх, тревожность, стресс разрушают иммунитет.
Знамение. Хроники времен ковида-19, год 2020-й Знамение. Хроники времен ковида-19, год 2020-й
Свящ. Александр Дьяченко
Знамение. Хроники времен ковида-19, год 2020-й Знамение
Хроники времен ковида-19, год 2020-й
Священник Александр Дьяченко
«Кто причащается, тот не умрет». Значит, как бы ни складывались обстоятельства, но любой, кто захочет причаститься, должен иметь такую возможность. Даже в ковидной зоне.
Церковь и коронавирус: взгляд из Беларуси Церковь и коронавирус: взгляд из Беларуси
Сергей Мудров
Церковь и коронавирус: взгляд из Беларуси Церковь и коронавирус: взгляд из Беларуси
Сергей Мудров
COVID-19 не обошел стороной Беларусь. Но храмы открыты, службы идут, верующие причащаются – так же, как и прежде, словно и нет никакого вируса. Что же дальше?
Комментарии
Игорь Александрович17 августа 2021, 01:22
Андрей Горбачев16 августа 2021, 17:11: "...если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;" Аминь!
Андрей Горбачев16 августа 2021, 17:11
Игорь Александрович, согласен с Вами. Благодарю за вразумление.
Галина И.16 августа 2021, 13:37
Ув. Андрей Горбачев, простите, но нам надо иметь мужество уважать чужое мнение и не считать свое единственно верным и неоспоримым- это касается только слова Божьего. Именно в обсуждении статьи восстанавливается более-менее ее полнота. Чувство глубокого одиночества- признак духовного падения, а соборность складывается из отдельных личностей, дорогих Богу. И что говорить, если человек чувствует и в "соборной апостольской церкви" свою одинокость и никому не нужность? Илья: спасение через ближнего, да. Но если в силу обстоятельств сем.-й человек остался один,то в I посл. Кор. гл.7 ап. Павел подробно освещает вопрос, хорошо или не хорошо человеку, члену Новозаветной Христовой Церкви,быть одному.
Игорь Александрович16 августа 2021, 02:28
Андрей Горбачев15 августа 2021, 19:04, а на мой взгляд автору не стоит говорить о читателях так впечатлительно, дабы не подпасть евангельскому "и глаголющым: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте"..
Андрей Горбачев16 августа 2021, 00:04
Уважаемый тезка, вполне согласен с Вами. Интересная тема для исследования. Здесь можно рассмотреть и протестантскую идею о толковании Священного Писания, и результаты научных исследований, и многие вопросы общения.
Андрей15 августа 2021, 21:30
Андрей Горбачев 15 августа 2021, 19:04, мало кто из людей умеет видеть то что написано, а не то что хочется увидеть. Ведь смотрит то человек через, так скажем, фильтры своих интересов да страстей. Проблема сия имеет место даже в глубоко формализованных потоках информации, например чертежах или математических выкладках. Мф. 13,11-18
Андрей Горбачев15 августа 2021, 19:04
Не устаю удивляться комментариям. Такое впечатление, что комментаторы читали различные статьи. Думаю, что это также является результатом нашей увеличивающейся разобщенности. Создается впечатление, что некоторые даже не пытаются понять прочитанный текст, хотя мысли, кажется, вполне прозрачные. То есть, для многих современных читателей, на мой взгляд, становится главным не то, что хотел сказать автор, а то, какие ассоциации возникают у них во время чтения текста. Может это тоже следствие того, что "соборность вторична"?
Андрей13 августа 2021, 20:00
Почему некоторым обязательно надо комментировать из-под того же имени как и у прежде говорившего человека? Что ещё можно назвать толстым троллингом как не такую манеру общения? Впрочем, добавлю к сказанному 11 августа. Ношение маски в разных сообществах воспринимается по-разному. В Сирии маски надевают на заключённых, наверно чтобы те не видели человеческих лиц. В древности маски часто использовались воинами, для большего психологического воздействия на противника в рукопашной схватке. Лица имеющие того или иного рода отношение к преступному миру стремятся так сохранить тайну. Против COVID-19 маска это смешное средство да позволяет от части скрывать выражение лица, что иногда бывает полезно.
Андрей13 августа 2021, 12:02
Катерина 13 августа 2021, 10:12 Я специально подчеркнул, что речь шла о советских временах, когда закрытое лицо было не религиозной, а нравственной нормой, правилом этикета. Помню своих бабушек-курянок, у которых из под платков выглядывали только глаза. Зато какие... Не рассматривание чужих лиц, тем более у лиц противоположного пола – норма духовной жизни. Одна из послушниц прп. Серафима Саровского, не знала, как выглядят мужчины, т.к. кроме святого никого не видела и даже когда выходила из монастыря по каким-то делам, то смотрела исключительно в землю, не поднимая глаз и не показывая своего лица другим. Если это и страх, то страх Божий.
Катерина13 августа 2021, 10:12
Андрей12 августа 2021, 16:14 - готовясь к паломнической поездке на Святую Землю, я читала об обычаях других братских Церквей, в материале владыки Марка, митрополита Рязанского и Михайловского, занимавшегося в свое время паломничеством. в другие страны, он упоминает среди прочих об обычае среди христианок, входя в православный храм, находящийся на территории мусульманских стран, в отличие от нас, СНИМАТЬ головной платок, подчеркивая тем самым религиозное отличие от мусульман и не желая сливаться с ними. Думаю, что совершенно неправославный обычай закрывать лицо женщинам другой религиозной конфессии распространился там из чувства самосохранения (см. Иран).
Илья12 августа 2021, 18:03
Ольга, молчание и пустынничество это все ни о чем, само по себе (Кор.13). Спасается любой отшельник Христом как член Церкви, а не как единоличник сам по себе молчанием или ещё чем-то. Вообще-это опасный и экстремальный путь, для единиц. "Пустыня усыпляет страсти". Не отпускали в затвор не поживших достаточное время в общежительном монастыре, где есть возможность и познать себя и посмиряться перед братией и проявить любовь к ближнему через служение.
Андрей12 августа 2021, 16:14
Один иеромонах, детство и юность которого прошли в Киргизии, рассказывал, что даже в советские времена, когда ни о каких хиджабах и паранджах речь не шла, местные женщины, в том числе русские, прикрывали свои лица, когда выходили из дома. Это было признаком целомудрия и вызывало уважение. Один из заключенных считал самым страшным в Соловецком лагере особого назначения, где масок, естественно, никто не носил: «чувство беспомощного одиночества». Между тем, на Соловках только в лике святых прославилось несколько десятков новомученников и исповедников. О чем статья? О том, что человеку необходим навык общения с Богом и ближним? Кто-то спорит с этим на православном сайте?
Галина И.12 августа 2021, 10:19
Ад- это отпадение от Бога, полная богооставленность, экзистенциальная смерть.Такой ад испытывал И.Хр. на Кресте, т.к. Он взял на Себя грехи всех. Спасение- это прерогатива только Бога, и больше ничья. "Каждый за себя даст отчет Богу". Разбойник на кресте спасся не соборно. Одиночество сопряжено с самосожалением и неверием в Бога- Любовь, и оно для ХРИСТИАНИНА в Христовой Церкви невозможно. Можно быть одиноким в многолюдной толпе, а можно в пустыне иметь близкое общение с Богом, и здесь сила. Общение от слова "общность"- иметь единство, общую цель и "одни мысли"."Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего" (1 Кор.1,9). Избави нас Бог от религиозного сноба.
Катерина12 августа 2021, 08:35
На мой взгляд автор путает душевность и духовность, коллективизм Северной Кореи/физиологическую потребность социальных контактов человека с духовной соборностью Церкви. Ольга написала об этом и других сомнительных выводах в статье более развернуто.
Ольга11 августа 2021, 22:51
Из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «А мне вот один святой жизни человек в свое время сказал, что все мы являемся "существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны". Дорогая моя, это я и Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления и утешения». Но, возможно, статья совсем о другом, о насущном. С подтекстом. Поскольку говорится о коронавирусном аде, не исключаю, что «человек спасается только соборно» - завуалированный призыв к всеобщей вакцинации, а «возлюби ближнего твоего» - напоминание об истории, поведанной священником Димитрием Агеевым.)
Анна С.В11 августа 2021, 20:27
Даже если один человек останется во вселенной он не погиб) если он верит в Бога и молится ему) Как может быть одиноким человек общающийся с Богом , Богородицей и святыми посредством молитвы. Это только для атеиста одиночество без людей рядом.
Алексей11 августа 2021, 20:24
Спасибо, Андрей Александрович! Далее, как обычно.
Андрей11 августа 2021, 20:05
Пандемия надела на людей медицинские маски, но с многих сбросила маски лицемерные и обнажила клыки звериные. Впрочем, тоже самое происходит при любом ужесточении условий обитания, например, в среде армейской или долгом пребывании в море. Масштабы конечно у COVID-19 побольше чем рота или экипаж.
Илья11 августа 2021, 20:03
Павел К, но ведь "сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному" (Быт.2.18). Эти слова по Библии были сказаны ещё до падения, когда и богообщение прямое было, хотя возможно и "на перспективу". Христос также освятил брак своим присутствием, а после и словами о его нерушимости. Человеку нужен человек помимо Бога. Ощущение одиночества может быть и объективное (потому что оно правда "не хорошо"), а может быть и от уныния. И спасение в христианстве через ближнего (что сделали ближнему-то сделали Богу). Именно ближнего, т.к. "дальних" "любить" легко, но чаще это иллюзия и мечтательность. Также вспомнилось что Господь Иисус Христос перед преданием на казнь просил учеников побыть с ним...
Лариса11 августа 2021, 17:03
Спасибо Игорю Александровичу, Павлу, Ольге. Они больше утешили, чем автор. Все-таки спасает Господь, приходит в твоё одиночество, когда уже ни на кого нет надежды. Господь говорит в тишине. А соборность вторична.
Ксения11 августа 2021, 11:34
Личная благодарность автору за статью, потому что она явилась ответом на мои нынешние внутренние вопросы, дала понимание. Православных авторов направляет Господь.
Мария 11 августа 2021, 10:54
Ад - это не коронавирус, ад - это то, что пытаются устроить нам власти: отсутствие лекарств, изоляция, вакцинация, сегрегация, спад экономики, озлобленность.
Ольга11 августа 2021, 10:26
Думаю,что не все так однозначно.А как же пустынники?И в наше время есть люди,живущие в лесах,изолир-но от об-ва.И у слова «монах» основа-«моно».Конечно,в соврем-х общежительных монастырях общения больше,чем у иного мирянина.Но есть и живущие в скитах.И многоглаголание в православии всегда считалось грехом.Чем больше общения,тем больше искушений.У общительных шансов не согрешить,как прав.,меньше,чем у малоконтактных.И считать,какой % человеч-ва спасется,-занятие пустое,ибо один Господь знает ответ на этот вопрос.О спасительном общении имеет смысл говорить лишь в плане совершения добрых дел,но не о как таковом,о кот-м сказал Экзюпери,или кто-то из мудрецов.Но исихасты спасались и без ближних.
Павел К.11 августа 2021, 09:44
Что же в этом случае означает слово "монах"?! Любовь к человеку может быть дистанционной .Сильнейшее духовное родство бывает с человеком , которого не видим много лет . Ощущение одиночества- это душевная болезнь -оскудение благодати , уныние . Молитва соединяет нас с сотнями живых( на этом и том свете) душ .Святитель Варлаам Ряшенцев предупреждал : "Кроме худых помыслов и пожеланий, вредит чистоте искание ласки и утешения от любимого человека. Здесь бывает начало измены человеческой души Богу. Ведь Бог – полнота всякого совершенства и источник бесконечного блаженства. Он ли не ласкает и любит всех? Так можно ли оставлять Его и обращаться сердцем к грешному и слабому человеку?"
Игорь Александрович11 августа 2021, 03:30
Спасаемся мы может и соборно, но только до той поры, пока покровы нашей души в кровь не ободрали тесные и узкие врата родовых путей в Царствие. Этот момент тоже можно назвать одиночеством, ибо во внутреннем человеке нет никакого коллектива единомышленников, но только личное внимание, терпение и молебный вопль.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×