Благодарение как мистическое приобщение

Отец Стивен (Стефан) Фриман является почетным настоятелем православного прихода во имя святой Анны города Окридж (штат Теннесси, США), относящегося к юрисдикции Православной Церкви Америки. Он является автором книги «Вездесущий: христианство в одноэтажной вселенной» и многочисленных статей, пользующихся большой популярностью среди православных жителей США и Европы. Отец Стивен – создатель любимого многими англоязычными христианами православного блога «Glory to God for All Things» («Слава Богу за все»). Благодаря его трудам многие искренне ищущие Бога обрели истину в Православии. Ниже предлагаем одну из недавних статей этого автора.

«Это – хорошо, а то – плохо». В той или иной мере мы разделяем мир на свет и тьму. Скажем, можно встретить такое: «это мне нравится, а то не нравится». Нам легко принимать то, что мы считаем хорошим и что нам нравится. Если наш день наполнен подобными приятными нам вещами, мы, скорее всего, будем счастливы. Если день отмечен тем, что нам не нравится, – мы несчастны. Нам легко благодарить за доброе. Все благодарят за то, что им нравится, и это не ново, ведь так же поступают и язычники.

Разумеется, наши дни не наполнены только хорошим. Они часто представляют собой смесь хорошего и плохого: того, что нам нравится, и того, что нам не нравится. Эта реальность определяет путь современного человека: мы стремимся получить как можно больше хорошего и стараемся максимально оградить себя от плохого. Президент Рональд Рейган, «икона» современной Америки, любил цитировать песню Гарольда Арлена 1940-х годов:

Подчеркните позитив,
Устраните негатив,
Утвердите «мы согласны»,
Нерешительных – за дверь!

Удовольствие в современном мире приравнивается к благу, в то время как страдание считается злом по своей сути

Это и есть современность (англ.: modernity) в самом расцвете сил. Миф современности неразрывно связан с идеей о «лучшем мире» – с представлением о том, что посредством надлежащих методов управления и с применением достижений науки и техники (и всех так называемых «наук») мы сможем улучшить мир. Это означает, что нам удастся устранить негатив и получить максимальное удовольствие. Удовольствие приравнивается к благу, в то время как страдание считается злом по своей сути. Современность стремится превратить мир в лавку со сладостями (и без диабета).

Самые причудливые результаты современной ложной философии можно наблюдать в университетских кампусах, где местные особенности этой философии требуют предоставления студентам так называемых «безопасных мест», определяемых как мир без неудобств и противоречий. «Это говорить нельзя, а об этом думать нельзя, это носить нельзя, а это есть нельзя, это пить нельзя и так далее, потому что все это – зло и причиняет боль (то есть воображаемую боль)». Это дивный новый мир, который «делают лучше», но я подозреваю, что очень немногие захотят в нем жить.

Современность – это набор определенных идей, а не историческая эпоха

Моя постоянная критика современной эпохи отнюдь не направлена против технологий, медицины, науки и так далее. Ничего из этого само по себе не является «современным». Современность – это набор идей, а не историческая эпоха. Один из самых изощренных методов ее пропаганды – выдавать себя за историческую эпоху и более того – за неизбежную кульминацию всего исторического процесса. Получается, что быть «несовременным» – значит быть «старомодным», «отсталым», «неандертальцем», «абсолютно средневековым» или кем-то в этом роде. Современность – это пропаганда, притворяющаяся историей.

Современность, к тому же, неблагодарна. Есть православная утренняя молитва, составленная последними старцами Оптиной пустыни:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.

Когда я познакомился с молитвой Оптинских старцев, то не нашел в себе сил пользоваться этим текстом. Однако она, все еще непроизнесенная, не выходила из головы, что я воспринимал как борьбу с Богом.

Действует ли Бог во всём и всё ли доводит до благого завершения? Происходят ли те ужасы, которые случаются со мной или с моим ближним, без участия Бога, или это Крест неисповедимым образом являет себя в истории? Последний вопрос открыл мне глаза. Бог не пребывает вне истории. Крестная смерть Христа – это не единичное, длившееся три часа событие, не просто плата за грехи. Крест – это откровение действующего таинства, сокрытого от века, но вечно истинного. Христос – это «Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13: 8).

На Кресте мы видим не только страдания Бога, но и страдания всего мира, везде и во все времена

Христос открывает нам, что Он не только любит тех, кто страждет, но Сам становится теми, кто страждет (Мф. 25: 40)[1]. Христос становится нами, соединяя нас с Собой, чтобы мы смогли уподобиться Ему. На Кресте мы видим не только страдания Бога, но и страдания всего мира, везде и во все времена[2]. Подобно ветхозаветному Патриарху Иосифу, мы можем сказать о страданиях: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50: 20).

Помня об этом, мы можем благодарить всегда и за всё не потому, что думаем, что страдания – это благо, а потому, что Тот, Кто один благ, Сам принял на Себя наши страдания. То же самое происходит и с нами, когда мы делаем добро нуждающимся – мы становимся с ними едиными, а через это также соединяемся с Богом, ибо Бог заботится обо всех, всегда и везде[3].

Благодарение, особенно с учетом понимания того, что было сказано выше, есть постоянный акт приношения и жертвы – самая суть евхаристической жизни. «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», – произносит священник во время Евхаристического канона на Божественной литургии.

Несомненно, христиане и дальше будут творить добро. Однако, вопреки всем современным мифам, мир не станет «лучше». Злые дела будут совершаться и дальше (многие из них – во имя «лучшего мира»). Однако современная эпоха не может терпеть страдания, что поистине трагично, ибо страдания являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Современность не имеет осознанного взгляда на страдания (кроме внимания к способам его искоренения), и от этого в человеческом сердце очень часто не развивается способность испытывать благодарность. Разумеется, если будет сделано все, чтобы оградить кого-то от возможных страданий, воображаемый образ «лучшего» мира может сохраняться какое-то время. Это в значительной степени является источником культа успеха (во многих его проявлениях).

Христианское сердце наиболее ярко проявляется в благодарении, ведь благодарение есть сердцевина богослужения

С другой стороны, христианское сердце наиболее ярко проявляется в благодарении. Ведь благодарение и в самом деле есть сердцевина богослужения («Евхаристия» в переводе с греческого означает «благодарение»). В самом первом абзаце анафоры Иоанна Златоуста мы читаем:

«О сих всех благодарим Тя, и единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас».

В главной части литургии мы благодарим за все дары, ниспосланные нам Богом, а верные отвечают: «Аминь».

Тайна нашего спасения явлена в Кресте Христовом, Его Страданиях, Смерти и Воскресении. Полнота спасения открывается нам, когда мы узнаём, что всё – ведомое нам и неведомое, то, что мы считаем благим или дурным, – Бог собрал и принял в Себя. Именно в этом единстве, и в нем одном, «всё содействует ко благу» (Рим. 8: 28). И тогда мы приносим Ему благодарение.

Иерей Стивен Фриман
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Glory to God for All Things

6 декабря 2021 г.

[1] Это подчеркивает прп. Максим Исповедник в своей «Мистагогии», 24.

[2] Прп. Максим Исповедник. «Мистагогия», 24.

[3] Это также подчеркивает прп. Максим Исповедник в упомянутом произведении.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему нельзя практиковать интеркоммунион? Почему нельзя практиковать интеркоммунион?
Протоиерей Лаврентий Фарли
Почему нельзя практиковать интеркоммунион? Почему нельзя практиковать интеркоммунион?
Протоиерей Лаврентий Фарли
В Евхаристии воссоздается единство Церкви как Тела Христова. И допуск к Причастию равноценен принятию в Церковь. Совместное причащение с неправославными – результат индивидуалистического понимания Причастия.
«Мы в Церкви только ради Христа» «Мы в Церкви только ради Христа»
Протоиерей Феодор Гигнадзе
«Мы в Церкви только ради Христа» «Мы в Церкви только ради Христа»
Беседа с протоиереем Феодором Гигнадзе
Нам не хватает понимания и переживания того, что на земле и в жизни каждого из нас существует единственная ценность – Иисус Христос. Все остальные ценности являются таковыми постольку, поскольку они связаны со Христом.
Лекция 25. Таинство Евхаристии Лекция 25. Таинство Евхаристии
Священник Андрей Рахновский
Лекция 25. Таинство Евхаристии Лекция 25. Таинство Евхаристии
Православные просветительские курсы
Священник Андрей Рахновский
Рассмотрены темы: частота и препятствия к причащению, богослужебный смысл Таинства, значение Причастия для духовной жизни.
Комментарии
Жанна 6 декабря 2021, 23:45
Здорово написано, спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×