В обычном спальном тбилисском районе Сабуртало, на улице Панаскертели, среди ничем особо не выделяющихся жилых корпусов расположен возведенный недавно храм в честь Воздвижения Креста Господня. Церковь построена в традиционном грузинском стиле и, конечно, контрастирует с окружающими образцами советской бытовой архитектуры.
Точно так же контрастирует с окружающей городской суетой и повторяющийся лейтмотивом в проповедях и публичных выступлениях призыв настоятеля этого храма к активной духовной жизни, к стремлению ко Христу. Настоятелем храма является протоиерей Феодор Гигнадзе, известный своими вдохновенными проповедями, подвигающими народ практиковать в повседневной жизни молитву Иисусову. Отец Феодор ссылается на опыт и свидетельства отцов Церкви, утверждавших, что в этой практике нет ничего необычного и невозможного для абсолютно каждого христианина, что совсем необязательно быть монахом, чтобы стремиться к единению со Христом, к которому призван каждый крещенный во имя Святой Троицы и одним из основных путей к достижению которого и является это краткое молитвословие.
Интересна богослужебная практика в храме отца Феодора, приобщающая каждого молящегося к молитве Иисусовой: обычное уставное богослужение здесь частично заменяется этой молитвой. Например, раньше вместо отправления вседневной вечерни прихожане, по благословению батюшки, во главе со священнослужителем или церковнослужителем по очереди вслух читали Иисусову молитву по чёткам. Сейчас же после всенощного бдения сам отец Феодор вместо первого часа, стоя в полумраке вечернего храма перед закрытыми царскими вратами, проникновенно произносит вслух это краткое молитвословие, приглашая молящихся приникнуть к древней и душеспасительной практике Иисусовой молитвы.
Перед ночной службой прихожане собираются заранее, готовясь с помощью молитвы Иисусовой к принятию святых Христовых Таин.
Мы поговорили с отцом Феодором о духовной жизни православного христианина в реалиях современного мира.
– С начала христианства прошло больше 2000 лет. Меняются времена, эпохи, но Церковь, по слову Спасителя, пребывает непоколебима от врат адовых. Отец Феодор, что изменилось для верующих с течением времени? Должны ли вносить современные реалии какие-то коррективы в духовную жизнь христианина?
– Для верующих по сути ничего не изменилось: дух мира вновь борется со Христом и, соответственно, с Его святой Церковью – изнутри или снаружи. Люди так же рождаются, растут и умирают, как и в прошлые столетия. Сегодня так же, как и ранее, никто не может доказать ни бытие, ни небытие Бога, так как Он вне времени, вне пространства, вне в целом созданного мира и, соответственно, вне естественной науки и логики. Вера и сегодня по-прежнему дар, и всё это, как и то, что вера является даром, не сможет изменить никакой технологический прогресс.
Христианство по-прежнему непонятно для тех, кто в лоне Церкви удовлетворяет только свои религиозные чувства и занят исполнением лишь внешнего закона, а дарованную воплощенным Сыном Божиим и проповеданную апостолом Павлом свободу он отвергает. Христианство по-прежнему реализуется в личном единении с Иисусом Христом, когда мы, уставшие и обремененные от искания Бога и от не наполненной внутренним содержанием религиозности, в Нем обретаем покой. Личному единению со Христом по-прежнему препятствуют приобретенные по наследству от прародителей страсти сластолюбия, стяжательства и тщеславия. И сегодня непонятен и недоступен кенозис Бога, то есть Его крайнее смирение, пришествие в мир, страдания, распятие и смерть. И, как всегда, и сегодня трудно увидеть в Человеке Иисусе Создателя Вселенной, стать Его верным учеником, подражать и уподобиться Ему. Единственное, что отличает нас от древних христиан, это язык миссии, так как с представителем каждой эпохи следует беседовать на понятном ему языке. То есть изменения нужны не в духовной жизни, а в миссионерском языке.
– Перед какими вызовами стоит сегодня православный христианин? И как правильно отвечать на эти вызовы?
– Одна из основных проблем современных верующих – это неимение исихастской практики.
Одна из основных проблем современных верующих – это неимение исихастской практики
В наше время в мышлении людей, интересующихся духовными и богословскими вопросами, есть определенная неразбериха, основанная на не подкрепленном практикой увлечении богословскими темами. Это приносит большой вред Православной Церкви. Этой темы интересно касается митрополит Иерофей (Влахос):
«Печальная и даже трагическая реальность нашего времени заключается в том, что многие люди говорят об обожении человека (то есть об истинном Православии. – о. Ф.Г.), не упоминая о пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как и во всех науках, если нет метода, не будет и результатов… Когда богословие не показывает путь и метод, то есть аскетически-исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно»[1].
А в некоторых случаях мы встречаем ослабление евхаристической жизни. Нельзя забывать, что, как учит нас святой Николай Кавасила, Церковь – это Евхаристия, а Евхаристия – это Церковь.
Если человек не живет евхаристично, то он и не христианин
То есть, если человек не живет евхаристично, что значит: часто причащаясь, он и христианином не называется. Мы в Церкви только ради Христа, и непонимание этого является экклезиологической проблемой, что и представляет один из основных вызовов для православного христианина. Отрицательные последствия такого положения вещей мы видим в сегодняшней Вселенской Церкви.
– Чего не хватает современному среднестатистическому православному, и что поможет восполнить эти недостатки?
– Нам не хватает понимания и переживания того, что на земле и в жизни каждого из нас существует единственная ценность – Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, без Которого никто не сможет прийти к Небесному Отцу в статусе сына. Все остальные ценности являются таковыми постольку, поскольку они связаны со Христом.
– Какая самая необходимая черта для христианина? Что должно помочь христианину соблюдать правильный настрой, правильное состояние души?
– Главная, а вернее – единственная черта христианина – это уподобление Христу: учиться у Него (см.: Мф. 11: 29), чтобы Ему уподобиться. Нахождение в правильном духовном состоянии – это не психологический настрой, который достигается посредством воли. С христианской точки зрения, правильное состояние может быть только благодатным. А благодать стяжевается евхаристической жизнью и правильной молитвой.
– Церковь предлагает нам для спасения один из двух основных путей: семейная жизнь или монашество. Как сделать правильный выбор? Как понять, какой путь подходит именно тебе?
– Церковь нам предлагает только один путь: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 28–29). То есть путь – это Сам Христос (см.: Ин. 14: 6), а всё остальное – жизненный путь, правильный выбор, мудрость и разумение для осуществления правильного выбора, осознание своих талантов и их реализация – дается нам от Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).
– А как не ошибиться в выборе спутника жизни? Какие критерии важны, а какие второстепенны?
– Мы никогда не застрахованы от ошибки. Главное – быть искренними перед Богом и перед людьми. Мы должны понимать сущность христианской семьи, где двое – муж и жена – стремятся к Третьему – Христу. Между супругами должна быть и дружба; до свадьбы важно и осознание того, какими родителями они будут для своих детей. Но нельзя забывать и о романтических чувствах между юношей и девушкой. Да поможет всем Господь в этом трудном выборе.
– Говоря о вопросах духовных, мы не можем оставаться в стороне и от социальных проблем, ведь духовная жизнь не предполагает безразличия к проблемам современности. В современном мире довольно серьезно стоит проблема абортов. Согласно статистике, далеко не последние места по числу абортов занимают Россия и Грузия – страны, где традиционной религией является Православие. Казалось бы, это парадокс. Что важно и можно сделать для решения этой серьезной проблемы, с вашей точки зрения?
– Традиционная религиозность не сможет справиться с существованием абортов и с другими подобными вызовами. Нужна истинно христианская жизнь, во время которой, как выше было сказано, Христос есть единственная ценность, обожение – единственная цель. А ответственность за то, чтобы такой взгляд на жизнь стал доминирующим в наших странах, лежит в основном на нас, на духовенстве. Мы должны способствовать возрождению евхаристической жизни в наших странах.
– О приближении конца света речь идет еще с апостольских времен. И сравнительно недавно на воскресной проповеди (10.02.2019) Святейший Патриарх-Католикос Илия II упомянул, что, согласно свидетельствам отцов, сейчас не то что «последние времена», а даже последние дни. Как вы можете это прокомментировать?
– После вочеловечения Господа человечество находится в периоде последних времен. Субъективно переживание конца света периодически усиливается – так было, например, в житии святителя Иоанна Златоустого. Вообще же истинная христианская жизнь эсхатологична, что хорошо видно в словах святого апостола Павла о том, что, несмотря на загруженность духовной и церковной жизнью тут, на земле, главный акцент делается всё же на будущей встрече со Христом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 11–13). И это состояние, то есть ожидание встречи с Господом, у нас должно быть всегда.
Ожидание встречи с Господом у нас должно быть всегда
То есть мы всегда должны смотреть вперед и с радостью готовиться к будущей славной встрече со Христом: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).
– Какой совет, какое напутствие вы могли бы дать православному человеку, живущему в наши дни?
– Пусть всегда дышат наши легкие, сердце бьется, кровь движется, мысль формируется, чувства живут, язык говорит, воля закаляется, личность реализуется вместе с Иисусом Христом, аминь!