Архитектура православного храма – это символический язык, который можно увлеченно читать, расшифровывая заложенное в нем послание: о вере, об истории... Доступен ли он современности? – Безусловно. Об этом свидетельствуют лучшие из построенных в наши дни храмов. Мы беседуем с архитектором Владимиром Ивановичем Козловым.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
– Сегодня часто говорят о том, что современная церковная архитектура призвана соответствовать новым тенденциям. Что бы вы ответили на это?
Владимир Иванович Козлов – Чем древнее храм, тем более осмысленна каждая его деталь. Раньше не было ни телевидения, ни Интернета, люди жили в единении с природой, умели читать ее знаки, символы – и мышление их было символично, что, безусловно, отражалось и в искусстве. Не только в церковном зодчестве – даже у разных частей крестьянской избы были свои названия и свои символические смыслы. К сожалению, сегодня символике, а зачастую и эстетике архитектурных форм придают мало значения. Некоторые новые районы городов напоминают концлагеря – и что же, храм должен соответствовать им? В церковном каноне, традиции заключено великое богатство – неужели нам терять его, чтобы вписаться в эту недружелюбную среду?
– Как вы отыскиваете образ будущего храма?
– Я стараюсь делать архитектуру храмов созвучной их посвящению и духу места, где они находятся. Например, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Печатниках, на улице Гурьянова (на месте взрыва жилого дома) я сделал с шатром, который усеян луковичными главками, как бы поднимающимися к небу. На мой взгляд, это вызывает в воображении сюжет многофигурной иконы «Всех скорбящих Радость». В то же время множество золоченых главок-свечек являются как бы монументальным кануном, поставленным в память о трагически погибших здесь людях.
– Одна из самых крупных ваших работ – храм Покрова в Ясеневе. Это очень большой храм, хочется сказать – собор, украшенный великолепными мозаиками. Как рождался его художественный замысел?
– Храм Покрова стоит на одном из въездов в столицу, на самой высокой геодезической точке нашего города. И коль скоро это юг Москвы, то мы и решили сделать здесь образ южнорусского собора. Задумывая его, я вдохновился одним из храмов, с которых начиналась Православная Русь, – Софией Киевской. Но не в том виде, какой она приобрела в результате позднейших перестроек, а в изначальном. Конечно, наш храм Покрова не является копией Софийского собора, но размер центрального пятиглавия, его формы и детали во многом повторяют древний памятник зодчества. А голубые крыши плавных форм напоминают о Покрове Пресвятой Богородицы, в честь которого освящен храм.
Множество золоченых главок-свечек являются как бы монументальным кануном, поставленным в память о погибших людях
– София Киевская – это византийская архитектура?
– Не совсем так. Это уже ее русская интерпретация. Вот Десятинную церковь, первую из каменных церквей, возведенных святым равноапостольным князем Владимиром, строили византийские мастера. Она имела облик типичного византийского храма, но, к сожалению, до нашего времени от нее сохранились только фундаменты. А при Ярославе Мудром уже сформировался южнорусский стиль, который отличался от зодчества Византии. Его характерные особенности: более узкие, чем в Византии, окна, многоглавие, еще не шлемовидные, но уже более полновесные купола. Ромеи так не строили. Случалось, что к уже существовавшим храмам пристраивали новые приделы, и у них могли быть свои купола, но сразу делать многоглавие в Византии было не принято. В Древней же Руси самые первые христианские храмы возводили из дерева местные мастера, и они уже тогда были многоглавыми. Позже это деревянное, типично русское нарядное многоглавие перекочевало и в каменное церковное строительство.
– Трудно представить, что в Древней Руси строили такие высокие и просторные соборы!
– В нашем храме Покрова пятиглавие по размерам в точности повторяет центральную часть Софии Киевской, шаг столпов такой же. Но в Софии, как у главного собора города, есть еще два ряда галерей, у нас же их нет. В древности было построено немало храмов такого размера: София Новгородская, Успенская церковь Псково-Печерского монастыря. Существовала определенная мера, по которой возводили соборные храмы. Полагалось, чтобы в главном соборе могло уместиться все население города. Недаром слово «собор» происходит от глагола «собраться». У нас на Руси эта традиция ушла довольно давно, а в Европе она оставалась долгое время. И сегодня там можно увидеть: городишко маленький, а собор в нем огромный.
– В древних храмах каждая деталь имеет символическое значение. Количество окон, планировка храма, членение стен...
Сакральная архитектура всегда была глубоко символична
– Сакральная архитектура всегда была глубоко символична. Даже если конструктивно были необходимы некие формы, они осмыслялись в соответствии с христианским мировоззрением – таким образом они приобретали церковную специфику. Например, колонна изначально символизировала прямо стоящего человека – в отличие от какой-то твари, пресмыкающейся по земле. Капитель несла очень много символики. Дохристианские капители обычно украшали изображениями листьев, так что колонна уподоблялась древу. В христианской архитектуре на капителях колонн стали изображать не только символы, но и образы. К примеру, евангелистов. Очень часто капители украшали крестами. В Европейском Средневековье на капителях вырезали целые сюжеты из Священной истории. У нас в храме Покрова в Ясеневе тоже очень много символики. Стены трехчастные – в честь Пресвятой Троицы. Главный барабан имеет 12 окон – по числу апостолов. Символика пятиглавия понятна: средняя глава символизирует Христа, а четыре по сторонам – евангелистов.
– В алтаре, над Горним местом, в храме Покрова находится окно. Для современных священников и храмоздателей это непривычно.
– Да, когда я предлагаю сделать окно на Горнем месте, батюшки говорят: «Здесь нужна икона, образ Христа, чтобы молиться на него». Но изначально центральное алтарное окно было предусмотрено для того, чтобы видеть восходящее солнце – как нерукотворный образ Солнца Правды, Спасителя. Мы нашли выход из этой коллизии, сделав окно повыше, над запрестольной иконой. Вы знаете, что первые христианские храмы строились по подобию языческих или были переделаны из них. Они представляли собой базилики – здания удлиненной прямоугольной формы. Однако между античными языческими храмами и более поздними, возведенными уже как христианские, есть принципиальная разница. Язычники часто обращали свои храмы входом на восток, а алтарем на запад. Это делалось для того, чтобы солнечные лучи, льющиеся в открытые двери, в определенное время года пронизывали пространство храма до самого алтаря. Христиане развернули свои храмы на восток алтарем – потому что молиться принято лицом к утренней заре – символу Христа, Солнца Правды. В древние времена утреню служили утром. На рассвете священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – и в этот момент солнечный луч падал сквозь центральное алтарное окно на Престол. Это окно было главным в храме. Именно поэтому древние храмы часто ориентировали не строго на восток, а в направлении, где восходило солнце именно в день их престольного праздника. Поэтому, к примеру, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы Московского Кремля ориентированы немного по-разному: в апреле, на Благовещение, солнце восходит не там, где в августе – на Успение.
На рассвете священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – и в этот момент солнечный луч падал сквозь алтарное окно на Престол
– Храм Покрова украшают великолепные мозаики. Их называют Византийскими.
– София Киевская тоже была украшена мозаиками, но из них, к сожалению, сохранились не все. Поэтому, работая над замыслом мозаик, авторам пришлось посетить Сицилию. Там есть несколько храмов XI–XII веков со знаменитыми византийскими мозаиками. Они были созданы приблизительно в то время, когда у нас строили Софию Киевскую. Покровский храм мы украсили мозаичным убранством, площадь которого составляет 2500 квадратных метров! Снаружи храм тоже украшен мозаиками, орнаментами. Над изготовлением мозаичного убранства работали несколько художественных мастерских, а помогали им подмастерья-волонтеры из прихожан: набирали фоны, простые детали. В ходе работы они усердно приобретали профессиональные навыки и оттачивали мастерство – так родились «Покровские мастерские» при храме Покрова в Ясенево.
– Это удивительно! Храм действительно строили всем миром!
– Да, отцу Мелхиседеку (Артюхину) и его помощникам удалось организовать такое всенародное дело. Многие удивляются, но столь величественный храм был построен на народные средства, без участия государства и крупных спонсоров. В результате родились и мозаичные мастерские, и фонд Архангела Михаила, который теперь помогает собирать средства другим храмам.
– Храм Покрова посвящен военным победам России. Об этом напоминают белокаменные кресты, врезанные снаружи в его стены.
– Победам, которые были одержаны русским православным воинством благодаря помощи Божией, заступничеству Пресвятой Богородицы. Удивительно, но главные вехи в воинской истории нашей страны совпадают со значимыми православными праздниками! Ни один из крестов не повторяет другие. Первый из них посвящен победе святого благоверного князя Александра Невского над Тевтонским орденом. Она была одержана как раз в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Мы использовали при его создании древний псковско-новгородский тип креста. Второй крест посвящен жертвенному подвигу воинства под водительством святого Великого князя Димитрия Донского. Победа на Куликовом поле совершилась на Рождество Богородицы. В память об этом событии мы сделали крест по подобию знаменитого древнего Алексеевского креста, который был создан по заказу святителя Алексия, архиепископа Новгородского, как раз в ознаменование победы на Куликовом поле и хранится в храме Софии Новгородской. Третий крест посвящен освобождению Казани, которое произошло на Покров. На нем использовано изображение православного воинства Царя Иоанна Грозного с Царского места Успенского собора Московского Кремля. Четвертый крест – в память преодоления Смуты 1612 года. Он посвящен подвигу Народного ополчения под водительством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина, совершенному благодаря помощи и заступничеству Казанской иконы Божией Матери. Пятый, шестой и седьмой кресты расположены в стенах алтарных апсид. Два из них посвящены подвигам А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, нашим непобедимым праведным воеводам. На центральной апсиде расположен крест, посвященный Великой победе над Наполеоновским нашествием – она была одержана на Рождество Христово. Восьмой крест – в честь славной Победы в Великой Отечественной войне, которая пришлась на Пасху 1945 года. А последний, девятый крест, для которого оставлена ниша, еще не имеет посвящения, он – в ожидании грядущей победы Христолюбивого воинства над злом.