«Результаты превзошли ожидания», – простите за использование клише, но точнее не опишешь впечатления от посещения выставки «Монументальное искусство в Церкви», которая проходит до 17 июня в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком мосту.
Пространство знакомого выставочного зала вдруг показалось небольшим из-за объема выставленного материала, массивного и по количеству, и по значительности, ведь здесь выставлены работы художников для Церкви, выполненные за последние 30 лет. Это храмовые росписи, иконостасы, отдельные иконы, мозаики, рельефы, витражи… Различные стили, поиски образов, композиций – и нескольких часов оказалось мало, чтобы глубоко всмотреться и проанализировать увиденное.
Евгений Максимов. «Господь Саваоф», эскиз к росписи купола ХХС
Важно, что на выставке действительно предоставлено сделанное за 30 лет. Как пример – здесь и эскиз к росписи главного купола храма Христа Спасителя, созданной Евгением Максимовым в 1990-е годы, и образ Богородицы на троне Светланы Васютиной, датированный 2022 годом, около иконы надпись: «Внимание! Икона в работе! Автор просит вас быть осторожнее и не прикасаться к поверхности». Этот красивый, мастерски (и совсем недавно) написанный образ – яркий пример того, что церковное искусство – продолжающийся, развивающийся процесс.
Богородица на троне. Автор иконы - Светлана Васютина
Имена Евгения Максимова и Светланы Васютиной я неслучайно ставлю рядом, ведь значительная часть участников выставки, как и Васютина, – ученики Евгения Николаевича. Причем каждый из них – индивидуальный сильный автор, почерк которого узнаешь издалека.
Дворникова Ирина Владимировна «Троица» четверик храма Покрова Пресвятой Богородицы. С.Горошково
Например, очень гармоничная, мягкая и по композиционному, и по цветовому решениям работа Ирины Дворниковой, выполненная в четверике храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Горошково. Или одухотворенный мозаичный образ святителя Спиридона Тримифунтского, авторы – Андрей Мясоедов и Вера Афонская. Совсем в другом, академическом, стиле выполнены иконы Дмитрия Репина – святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и святого великомученика Георгия Победоносца. Эти образы, несмотря на другой, нетрадиционный язык иконописи, сильно воздействуют на зрителя. Кстати, на примере Дмитрия Репина показана «мастерская художника», процесс работы от подготовительного картона до готовой работы.
Дмитрий Репин Икона Святой Великомученник Георгий.Церковь Петра и Павла, Тула и подготовительный картон
Андрей Мясоедов и Вера Афонская. Св. Спиридон Тримифунтский. Икона для храма Св. Спиридона Тримифунтского в Коптево
Хочется отметить работы всех выпускников Евгения Николаевича, среди которых – работы Натальи Самолыго, Василины Королевой, но просто физически это невозможно сделать.
Лариса Гачева. Икона «Плотию Уснув», 2022 г
Здесь считывается то самое понятие, которое называется школой, когда люди, получив огромный опыт ученичества, прожив его, идут дальше, уже в творчество, а в тоге мы видим примеры бережного отношения современного думающего художника, который создает новое произведение, опираясь на опыт предшественников, на церковную традицию.
Пример подобного творчества – в очень сильной выразительной иконе Ларисы Гачевой «Плотию уснув». Глядя на нее, мы понимаем, почему иконопись и в наши продолжает оставаться богословием в красках. Взирая на образы иконы, мы вновь и вновь переживаем события Страстной Пятницы, Великой Субботы, радуемся Победе Христа над смертью, снова и снова переосмысливаем историю спасения человечества, а точнее, каждого человека. Одновременно мы понимаем и то, что церковное искусство должно быть, прежде всего, литургично. И эта икона действительно настраивает нас на богослужение и молитву. Явно главная задача Ларисы была не создать «образ, какого не было у других», а наиболее точно показать языком иконописи образ Христа. В итоге, поиск не своего, а Божьего приводит к настоящему творчеству.
Не рыдай Мене, Мати. Роман Лоборук
Неподалеку от иконы работы Гачевой можно увидеть икону «Не рыдай Мене, Мати», так же изображающую Христа во гробе. Ее автор – Роман Лоборук. Вот здесь, наоборот, считывается задача автора сделать особенное, свое, необычное, а в итоге от работы нет ощущения творческой мощи. Причем у Романа, судя по другим иконам, например, в храме Священномученика Антипы на Колымажном дворе, большой потенциал, но он повернул «в творчество», не пройдя путь ученичества целиком, и потому образ на выставке лично для меня получился как раз совсем не про настоящее творчество...
Вообще, кажется не очень здоровой тенденция, когда, опасаясь бездушного копирования (которого не должно быть в иконе), многие верующие принимают любой отход от него в любую сторону, тем самым подстегивая поиски «своего, особенного» у художника, не давая ему развиваться. Зачем идти в глубь, если публика и так все радостно примет?
Александр Корноухов. Вход Господень в Иерусалим
Среди по-настоящему творческих работ можно назвать выразительный образ святой Иулии Анкирской священника Андрея Давыдова, мозаику «Вход Господень в Иерусалим» Александра Корноухова, когда работа с камнем, сочетание разных модулей, работа с пространством стены создают очень живое произведение искусства.
Светлана Ржаницына, Богоматерь Одигитрия, 1000х700, доска, нат. пигменты, золото, басма, 2007 г.
Светлана Ржаницына, Богоматерь Пименовская, 1200х600, доска, нат. пигменты, басма, золото, 2007 г.
Заставляют остановиться творчески осмысленные, утонченные образы Божьей Матери, написанные Светланой Ржаницыной, выразительные образы, созданные Самсоном Марзоевым.
Если говорить о преемственности, обязательно нужно сказать и про иконы, написанные Екатериной Шеко, Марией Глебовой, а также образы, созданные под их руководством.
Александр Соколов. Фрески в храме иконы Живоносного Источника
Спас Вседержитель. Самсон Марзоев
История церковного искусства просто немыслима без работ таких признанных мастеров, как Александр Лавданский, Александр Чашкин, Александр Соколов. На выставке можно увидеть один из прекрасных образов Богородицы, выполненных Соколовым, – в конхе апсиды храма Рождества Христова в Мытищах.
На выставке представлены и другие произведения Александра Соколова – те, которых уже нет, – фотографии фресок в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Так важно, что организаторы сочли необходимым эти росписи продемонстрировать. И так больно, что мы лишились богословски глубоких, профессионально грамотных фресок большого мастера, которого уже нет в живых.
Дмитрий Трофимов. Распятие. Часовня св. Пантелеимона в Видном
Причащение Апостолов. Эскиз. Александр Солдатов
Возвращаясь к тому моменту, что в экспозиции выставки можно увидеть работу художника в процессе, его мастерскую, – здесь интересно посмотреть на эскизы Александра Солдатова, его поиски красоты, без которой просто немыслимо церковное искусство.
Богоматерь на троне. Эскиз. Александр Солдатов
Андрей Анисимов. Скит во имя Казанской иконы Божьей Матери Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Интерьер
Удачные примеры решений храмового пространства, когда оно мыслится как единое гармоничное целое, важны для всех тех, кто как-то связан с благоукрашением храмов. Им просто необходимо посмотреть на проекты, осуществленные под руководством Никиты Нужного, Константина Охотина, Дмитрия Трофимова, архитектора Андрея Анисимова.
Константин Охотин. Роспись храма Вмч. Димитрия Солунского в Хорошеве
Насколько разным, разнообразным может быть церковное искусство, на выставке можно увидеть даже на примере творчества некоторых конкретных художников. Например, Максим Шешуков может создавать тонкие выразительные образы в одних работах, а в других – появляется некая манерность, изломанность, некое «чересчур», которое вполне подходит для книжных иллюстраций и вообще светского искусства на христианскую тематику, но не очень годится для иконы.
Никита Нужный. Роспись Кронштадтского морского собора
Присутствуют на выставке и работы не очень высокого профессионального уровня, что тоже показывает определенный срез происходящего сегодня в области благоукрашения храмов. Создание работ, мягко говоря, не очень высокого качества, с явным непониманием того, что человек делает (я имею в виду иконографические и так далее тонкости) – это, к сожалению, тоже присутствует у нас сегодня, наряду с прекрасными высокими образцами. Среди экспонатов выставки есть и еще одна сторона современного церковного искусства, и лично мне она очень не нравится. Я долго пыталась себя убедить, внутренне приводила себе аргументы, пока наконец честно не призналась: нет, не могу воспринимать такие образцы в Церкви. О чем речь? О сознательном художественном упрощении.
Свв. Петр и Феврония. Максим Шешуков
Мой младший, семилетний сын трогательно рисует, копируя различные иконные образы из художественных альбомов, и у него получается интересно, по-детски выразительно. Но если так же вдруг начнет делать средний, 14 летний сын, который учится в школе с углубленным изучением изобразительного искусства, я его не пойму. Да он и не рискнёт, поскольку считает, что творчеству нужно отдавать всё имеющееся у тебя на данный момент мастерство, а творчеству для Церкви – вдвойне.
И так делали художники всегда, отдавая иконе, церковным росписям все свои умения, опыт. Тут обычно можно услышать аргумент: а вот, на окраине Византии или, допустим, в деревне под Новгородом писали вот так, упрощённо. Возвращаемся к сказанному выше – писали, как умели. Трудно представить столичного константинопольского умудренного мастера, который решил вдруг стать как дитё и начал специально упрощать... Такое ему просто бы в голову не могло прийти.
Подчеркиваю высказанную ранее мысль: речь именно об иконе, о церковных образах, в светском искусстве на христианские темы подобное очень даже может быть, причем мы знаем прекрасные, глубокие примеры.
Церковное искусство – живое, а не нечто из области археологии и истории
Но даже вот это, лично для меня неприемлемое, как и высокие образцы, которые присутствуют на выставке, показывает, что церковное искусство – живое, а не нечто из области археологии и истории. Это про нашу современность, про современных верующих, иконописцев. Ведь христианство – всегда современно. Не в смысле суеты века сего, а в том смысле, что ко Христу приходит каждый конкретный человек, живущий в конкретном историческом времени и пространстве.
Так важно, что выставка состоялась, и что она такая масштабная, действительно показывающая путь церковного искусства за последние 30 лет с совершенно разных ракурсов. Хорошо, если бы она стала периодической: смотреть на общую картину происходящего в церковном искусстве здесь и сейчас – очень полезно. Тем более, как очевидно продемонстрировала выставка, оно – часть общего художественного профессионального процесса.