Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
2/15 сентября Православная Церковь празднует память преподобных Антония и Феодосия Печерских – великих монахов-аскетов, подвизавшихся на Руси в XI веке.
Прп. Антоний (около 983–1073) родился в правление равноапостольного князя Владимира и происходил родом из Любеча. Еще в раннем возрасте, почувствовав влечение к монашеской жизни, он отправился на Афон, где принял иноческий постриг. Послушание и усердие в подражании строгой жизни афонских подвижников духовно возвысили прп. Антония, и вскоре игумен монастыря благословил своего ученика отправиться на Родину. Прибыв в Киев, святой Антоний посчитал устав существующих монастырей недостаточно строгим и посему поселился в пещере, выкопанной некогда священником Иларионом, будущим Киевским Митрополитом.
Сильна была молитва святого, поэтому вокруг его пещеры начали селиться ученики, желавшие упражняться в совместной молитве и духовном делании вместе с прп. Антонием. В числе первых его последователей были прп. Никон и прп. Феодосий[1].
Св. Феодосий (около 1008 или около 1036–1074 гг.[2]) родился в городе Васильеве, под Киевом. Выходец из состоятельной семьи, будущий святой отличался кротостью и смирением.
Святой Антоний Печерский основал один из первых монастырей на Руси – Киево-Печерскую лавру
В возрасте 13 лет он лишился отца, и за воспитание Феодосия взялась мать. Мысли юноши о монашеской жизни решительно пресекались его матерью, хотя и благочестивой, но достаточно суровой женщиной. Последняя никак не могла смириться со стремлением сына посвятить себя Богу, всячески отговаривала юношу, морила голодом и даже избивала.
Однако в возрасте примерно 20 лет Феодосий ушел из дома и поселился рядом с прп. Антонием[3].
Святой Антоний Печерский основал один из первых монастырей на Руси – Киево-Печерскую лавру – в 1051-м году, а святой Феодосий стал первым игуменом, при котором монастырь начал функционировать по Студийскому общежительному Уставу.
Прп. Антоний и Феодосий особо почитаются Православной Церковью.
***
Обратимся к тропарю святым.
Тропарь, глас 4:
«Звезды мысленныя, просиявшыя на тверди Церковней, иноков Российских основание песньми, людие, почтим, радостныя похвалы сим воздающе: радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу»[4].
Прокомментируем некоторые фрагменты этого гимнографического текста.
Текст тропаря начинается с именования святых как «звезды мысленныя». Что означает «мысленный»? Словарь церковнославянского языка дает два значения: духовный; осмысляемый в переносном смысле[5]. Они возникли в результате перевода богослужебных книг с греческого языка. Однако рассматриваемый тропарь исконно написан на церковнославянском языке, а значит, отсылка к греческим текстам здесь некорректна. Учитывая, что значения соотносятся между собой, наименование святых мы понимаем так: «звезды духовные».
Почему выбран именно этот образ? Звезда указывает ориентир страннику, пустившемуся в путь темной ночью. После грехопадения человек, не радеющий о своем духовном состоянии, погружен в темноту. Вспомним слова Спасителя: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 23). Однако Христос приносит свет в этот мир. По слову евангелиста Иоанна Богослова, «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5–6). Человеку только нужно увидеть этот свет. Помогают нам в этом святые, несущие свет Христов людям. Их праведная жизнь является примером для подражания, духовным ориентиром и путеводителем каждому верующему.
Текст тропаря также называет прпп. Антония и Феодосия «иноков Российских основанием». Действительно, поскольку Антоний основал один из первых русских монастырей, а Феодосий обустроил в нем общежительное монашество по Студийскому Уставу, восходившему к византийской традиции, их можно считать основанием, то есть твердыней, оплотом[6], от которого пошло русское монашество.
Как понимать выражение «звезды мысленныя, просиявшия на тверди Церковной»? Обратимся к Библии, а именно к моменту сотворения мира: «И создал Бог твердь… И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1, 7–8). То есть твердью называется небо, небосвод. Поэтому и прп. Антоний и Феодосий, подобно звездам, просияли на церковном небосводе, то есть в сонме святых.
В молитвенном обращении заложен следующий смысл: почтим звезды духовные, просиявшие на церковном небосводе, оплот российских иноков
Итак, в молитвенном обращении заложен примерно следующий смысл: почтим звезды духовные, просиявшие на церковном небосводе, оплот российских иноков.
«Песньми почтим, радостныя похвалы сим воздающе» – буквально – «почтим песнями, воздавая этим радостную славу и честь»[7]. Церковнославянский глагол «воздати» переводится как отдать или отплатить[8]. Например, он используется в евангельском отрывке: «Воздадите кесарева кесарева и Божия Богови» (Мк. 12, 17). В переводе так: отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу. Однако данный глагол можно оставить в исконном виде без перевода, ведь смысл фразы хорошо передается и так.
Завершается тропарь наделением святых теми качествами, которые делают их любимыми в народе и поэтому почитаемыми: прпп. Антоний и Феодосий «присно молятся о возследствующих и чтущих их память». «Возследствующий», или, иными словами, идущий вослед, последующий[9] – тот, кто почитает святых, молится им. И за такого человека совершается молитва у Престола Божия.
Райские небожители пребывают в молитвенном состоянии «присно», то есть всегда, постоянно[10].
Мы же молимся такими словами: «всегда, ныне и присно и во веки веков».
***
Перейдем к следующему песнопению, посвященному святым Антонию и Феодосию Печерским – к кондаку.
Кондак, глас 8:
«Двоицу великих отец и правило иноков светлое, умныя зари, онебесившия Российскую Церковь, кто по достоянию хвалами воспоет? Тии бо Престолу Божию предстоят. Но, яко имущии дерзновение ко Святей Троице, Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, молитеся о молебная вам приносящих и любовию песньми вас ублажающих»[11].
Основная тема кондака имеет много параллелей с содержанием тропаря этим святым. В обоих песнопениях мы видим связь между почитанием верующим святого и ответной молитвой праведника за прибегающих к его помощи христиан. В молитве же мы воздаем святым похвалу, то есть славу и честь[12].
Здесь идет речь и о возвышении Русской Церкви через святых Антония и Феодосия. Неслучайно в тропаре есть образ святых как звезд на церковном небосводе. Это высокое, красивое сравнение. Церковь через святых устремляется ввысь, возвышается, приближает и нас к Богу.
Если в тексте тропаря святых Антония и Феодосия именуют основанием российского иночества, фундаментом и опорой, на которых оно зиждется, то здесь, в кондаке, автор называет их «правилом иноков светлым». В церковнославянском языке под «правилом» понимается мера, мерило, образец, эталон[13]. Прп. Феодосий, будучи игуменом монастыря и имея среди своих духовных чад знатных людей, участвуя в политической жизни Киева, тем не менее оставался необычайно смиренным. Он носил ветхую одежду, работал наравне со всеми, а на период Великого поста уходил в затвор ради молитвы и сугубого покаяния[14].
Прп. Антоний, всячески стремившийся к отшельнической жизни, тоже являл собой образец монашеской аскезы и молитвы. Поэтому гимнограф действительно по праву именует святых «правилом иноков», иными словами, каноном монашеского, равноангельского жития.
Наконец, обратимся к сравнению святых с «умной зарей». В чем его красота? Заря – природное явление, возникающее в момент занимающегося солнца. «Умная заря» понимается в духовном смысле[15]. Известно выражение «на заре христианства», которое употребляется, когда говорят о первых веках христианства, необычайной духовной силе первых исповедников и мучеников, непрестанном ожидании Христа. И основатели Киево-Печерской обители также сделались зарей русского монашества, определили дальнейшее направление русской религиозности, центром которой теперь стали молитва и аскеза.
Монашество принесло на Русь не внешние формы, но внутреннее содержание христианства. В этом отношении особенно потрудились святые Антоний и Феодосий Печерские, основавшие общежительное монашество, аскетичное и требовательное, но в то же время освобождающее от земных уз и духовно возвышающее. Песнопения, посвященные преподобным, вновь и вновь напоминают нам о том, что хотя путь к Богу непростой, наши верные помощники и заступники на выбранном пути – это сами святые.