Понедельник нам не указ

О театре «Русская драма» и его новом спектакле

С репетиции спектакля «Вот так фунт! Вот так штука...». Фото: vk.com/russdrama С репетиции спектакля «Вот так фунт! Вот так штука...». Фото: vk.com/russdrama

У меня так уже не раз было. Повезло: попала на концерт симфонической музыки. В сердце мгновенно открываются особые створки, и музыка вливается в него, неспешно, животворяще. Удивляюсь, как жила без нее, как обходилась? Нет, нет, неправильная это жизнь, нельзя так – без музыки, не хочу, не буду... А потом опять обхожусь. До следующего концерта.

Вспомнила об этом вот почему. Несколько лет назад театр Русской драмы значился у меня в любимчиках. Восхищалась я не только прекрасной режиссурой и талантливой игрой, но самим образом жизни коллектива, который можно назвать одним словом – христианский. Со сцены, конечно, можно и должно говорить о высоком и вечном. Многие и говорят. А ты попробуй так жить – высоко и богоугодно. Не у всех получается, очень уж тяжела она, шапка Мономаха, не каждому в пору. А в театре живут так, как говорят, как призывают со сцены. В коллективе и воспитатели, и воспитанники. Знаю, о чем говорю, поверьте уж. Хотя о многом и не знаю, а только догадываюсь. Ведь христианские добродетели тихи и лишнего шума не приемлют.

Знаю, что в театре сухой закон. Даже при полном аншлаге на премьере здесь не выстреливает в потолок пробка от шампанского. Чай, соки, лимонад – хорошо, тихо, по-божески. Помню, как поразил меня в свое время спектакль «По самому по краю». «Спектакль» в данном случае – слово неправильное, это что-то другое – действо, что ли, вот ведь незадача, писатель, а слово не подберу. На сцену вышли... немощные к винопитию люди. Театральных училищ они не кончали, но вышли. На сцену! На публику! Представляю (а скорее всего, нет), чего стоило Михаилу Григорьевичу Щепенко и Тамаре Сергеевне Басниной и уговорить их, и подготовить, и убедить, что надо, надо, надо! Актеры не просто уступили им место – актеры стали им опорой, крепким братским плечом. Помню – у меня дыхание перехватило от особой правды происходящего на сцене.

У меня дыхание перехватило от особой правды происходящего на сцене

Профессиональный актер должен уметь перевоплощаться, а вот от людей, попавших в беду, требуется совсем другое. Смелость сказать о своей немощи, переступить через стыд и смущение, довериться тем, кто смотрит на тебя из зала. Сейчас этого спектакля нет. Наверное, это правильно, нельзя тиражировать беду. Но я, простой зритель, сидела, вжавшись в кресло, и жалела только об одном: этот бы спектакль да на сцену широкую, не камерную, в зал с завидной вместимостью, для зрителей с тем самым грехом, от которого рушатся судьбы, страдают дети, деградирует сам грешник. Уверена – лекция «Не делай так» менее действенна и полезна, чем тот спектакль, в котором люди кричали (!) о собственной беде, собственной боли, собственной надежде.

Вспомню и «Муромское чудо». История, в которую неискушенный в Православии зритель вряд ли поверит. Надо отдать должное режиссеру: правда святой жизни не вбивалась в сознание агрессивно, настойчиво (частенько сталкиваюсь с подобным и, прости, Господи, ропщу). Просто история. Как в той песенке – «Хоть поверьте, хоть проверьте...». История высокой любви и богоугодной жизни. Мы знаем о ней из житий святых, а те, кто житий не читают, узнают о ней из спектакля. И это главное – узнают. Не поверят? Тоже не беда, если не поверят. Вера и неверие – это ведь не диагноз, это конкретное состояние души, оно может меняться, оно легко переходит одно в другое. И если вдруг окажется не поверивший зритель в Муроме, у раки с мощами святых Петра и Февронии, он обязательно вспомнит эту красивую историю – и вздрогнет, думаю, от реальной близости пережитого давно.

Я никогда не считала себя фанаткой театра вообще. Чтобы сражаться за лишний билетик – это история не моя

Я никогда не считала себя фанаткой театра вообще. Да, люблю хорошую актерскую игру, талантливую режиссуру. Но чтобы с ума сходить, охать и ахать, сражаться за лишний билетик – это история не моя. Но один «сбой» в сторону фанатизма со мной все-таки случился. И опять, не поверите, в театре Русской драмы. Я о спектакле «Царь Феодор Иоаннович». Люблю историю. Но иногда, погружаясь в глубинные ее воды, теряю осторожность и забываю напрочь, что об истории повествуют нам люди. Люди, которые могут лукавить, люди, которые могут хитрить, сводить счеты, люди, которые ангажированы. Поэтому всегда стараюсь пристальнее всматриваться в детали, сравнивать, вообще – думать. «Царь Феодор Иоаннович» в театре Русской драмы удивительно совпал с моим ощущением этой страницы русской истории. Было ощущение подслушанных моих дум. Это, знаете, как единомышленника встретить. Радость: да он, оказывается, свой! Вот тут-то и пришлось выпустить из бутылки робко сидящего в ней джина. Смотрела спектакль три раза. Первый – официально, сидя в зале с гордо поднятой головой, второй – ну, вот, привела подругу, а уж в третий раз – как провинившаяся школьница, виновато вобрав голову в плечи. Почему так охотно бежала я на встречу с русской историей? Потому что поведали мне о ней те, кому верю и чьим мнением дорожу. Образ Царя Феодора из навязываемого (а я смотрела спектакли и в других театрах) нелепого, где-то даже слегка шаржированного стал поистине страдальческим, глубоким, трогательным. Моим. Сначала интуитивным, потом – окончательно сформировавшимся.

Вот так несколько лет подряд я приходила в театр Русской драмы за радостью. Меня радовал репертуар, радовала многоплановость актеров, режиссерские находки Михаила Григорьевича и Тамары Сергеевны, радовал сам театр – уютный, совсем не вписывающийся в архитектуру мегаполиса, дом, в котором тепло и сердечно, где напоят чайком, заглянут в глаза, не протокола ради, а как заглядывают родные – как ты? Держись. Трудно тебе, понимаем...

Но жизнь не любит холостого хода. Ей подавай действие, интригу, неожиданность. Вот и я оказалась под тяжелым грузом всего и сразу – и действия, и интриги, и неожиданности. Развернуло меня совсем в другую сторону от Земляного вала с уютным домом под театральным козырьком, деликатно примеривающим к себе платье московского особняка.

Вспоминала? Конечно. Скучала? Еще как. Но – это наше вечное, банальное, неистребимое ожидание очередного понедельника. Вот дождусь – и все станет по-другому. Горизонты расширятся, вертикали определятся, заботы в одночасье иссякнут, и я смогу сделать свои будни емкими, а праздники – неповторимыми. Сколько светлых голов набивали себе больные шишки в ожидании понедельников, как лучшей для себя доли. Пока не поняли, что лучшая доля – та, которая зовется модным нынче словом – онлайн. Я тоже, кажется, поняла. Поздновато, но лучше поздно...

Сегодня иду на премьеру. Конечно, в свой любимый театр Русской драмы. Знаю о премьере немного, но разве это главное? Главное, что я прорвала непонятного происхождения завесу и устремляюсь к чему-то обязательно доброму, настоящему. Как давний зритель, уверена в том, что, как говорят подростки, «сто пудов – будет классно».

И вот уже затеплилась на сцене свечечка. В полной темноте ее огонек сродни негромкому вскрику. Моему тихому: «Наконец-то...». «Вот так фунт! Вот так штука...». Соскучилась. Ловлю каждое слово. И очень быстро понимаю, что залетающие со сцены слова – особые, возбуждают здоровый аппетит, что ли: слушаешь – и еще хочется.

Классика. Это ее каллиграфический почерк. Не каракули, не сокращенные наспех фразы, а полноценные, самодостаточные слова. Каждое – на своем месте. Каждое – со своей сверхзадачей. Наслаждаюсь. А из глубины души поднимается чувство вины за то, что порой пренебрегаю словами старыми и добрыми, глубокими и красивыми, острыми и забытыми. Не смогу уже так говорить. Но хоть послушать...

Авторы и постановщики спектакля объединили необъединимое, на первый взгляд. Островского и Чехова

Авторы и постановщики спектакля пошли на удивительный эксперимент: объединили необъединимое, на первый взгляд. Островского и Чехова. Если бы мне кто-то рассказал о таком, я бы руками замахала – помилуйте, нельзя экспериментировать с классикой! А получилось. Необычно, свежо, и мне уже стыдно за свою трафаретность мыслей. Ведь классика – она на то и классика, что всегда современна и актуальна. В этом ее главное достоинство и основной признак. А в спектакле как раз все современно. Но это не та современность, которую отчаянно, с завидной расторопностью педалируют большие и малые публичные площадки, коверкая язык, «украшая» его нецензурщиной, дешевым сленгом. Театр, сколько помню, насмерть стоит на страже достоинства и уважения к сидящим в зале.

Казалось бы – бытовая история. Страсти, парад человеческих пороков, столько всего подобного происходило и с нами, и с нашими приятелями, и приятелями наших приятелей. Островский и Чехов нам не в новинку, но мы внимаем каждой сказанной со сцены фразе, проживая их, и понимаем – нам, как воздух, нужны и этот спектакль, и эти, такие далекие от политики и такие близкие сердцу, жизненные коллизии. Из которых всегда выход один – разглядеть указующий перст и устыдиться.

Иногда приходится слышать: сколько можно повторять одно и то же. Мы же все знаем, читали, слышали, пережили. Но, вот поди ж ты, можно знать и не разуметь. Тут-то во всей красе и заявляет о себе поговорка: повторение – мать учения. Только повторять можно по-разному. Можно стучать палочками по терпеливому барабану, можно, «не повернув головы кочан», дисциплинированно повторять прописные истины, а можно вот так – затеплить в кромешной темноте смелый огонечек и не давать ему угаснуть с первой минуты спектакля до его финала.

Спектакль «Вот так фунт! Вот так штука...» не просто состоялся, он обрел – и дальше будет обретать – достойную жизнь в репертуаре. А достойная жизнь спектакля – это полный зал, это заискивающее «Нет ли лишнего билетика», это сначала тишина в финале – и уже потом аплодисменты, неторопливые, благодарные. Именно такой биографии желаю новому детищу театра Русской драмы.

Помните, вначале я говорила о том, что, слушая симфоническую музыку, удивляешься, как можно без нее жить? Неслучайно то сравнение. Я вернулась в любимый театр. Да, помотавшись по городам и весям, переоценив многое и поняв: только настоящее имеет подлинную цену. И почему я так долго не открывала эту дверь? Почему не открывала? Хватит «почему»! Главное – открыла. И другим буду советовать не зависать долго над однообразным нашим бытием в растерянности и лени. А идти туда, где тебе протянут дружескую руку. Таких мест много. Но я сейчас не о Церкви и лечебницах, я сейчас о тех, кто трудится на совесть ради нас с вами.

Запомните: спектакль называется «Вот так фунт! Вот так штука...». Премьера. В театре Русской драмы. Земляной вал, дом 64/17. Совсем рядом с метро «Таганская». Найдете, не маленькие... Только не откладывайте до очередного понедельника. Ведь очередной понедельник подобен миражу. Чем ближе, тем он дальше. Нам это надо?

Наталья Сухинина

27 марта 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать» «Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать»
Анна Загребнева
«Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать» «Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать»
Беседа с Анной Загребневой о Театре драмы имени Ольги Берггольц
Мы ничего не боимся – ни холода, ни долгой дороги, ни отсутствия микрофонов на площадке, ни падающих на голову декораций.
Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО) Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО)
Елена Козенкова
Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО) Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО)
О фильме «Остров» Виктор Сухоруков говорит так: «Это разговор о стыде, который очень важен: стыд чистит. А роль игумена Филарета научила меня вглядываться в человека, разговаривать с человеком, его любя. Это трудно».
Режиссер Сергей Зарков: «Театр – это о душе» Режиссер Сергей Зарков: «Театр – это о душе» Режиссер Сергей Зарков: «Театр – это о душе» Режиссер Сергей Зарков: «Театр – это о душе»
Модные театральные режиссеры думают, что они первые такие, но всё было придумано еще в Древней Греции.
Комментарии
Юрий25 января 2024, 15:18
День добрый, братья и сестры! Выражаю благодарность создателям сайта. Информации достаточно, все доступно, быстро загружается. Помоги Бог!!!
Солнышкина23 апреля 2023, 23:55
Посетили сегодня спектакль«Римская легенда». О жизни первых христиан. Глубокий, запом-йся смысловой. Тонко продуманные диалоги.Вспомнилась картина«Явление Христа народу»,как по разному реагируют люди на Истину.Кто то обманывает себя,кто-то ищет Ее.Кто то сомнивается,но честен с собой(такому че-ку Бог может явить чудо).А кто то осознанно борется с Ним. «Второй» красной нитью через весь сюжет идет тема создания христианской семьи.Ставятся важные, принцип-е вопросы.Возможны ли компромиссы с христианской совестью,в какой вере будут воспитываться дети?И в конце очень утешительная для семейных фраза, что создать христианскую семью и воспитать в вере детей это может то же,что просветить целый город
Солнышкина29 марта 2023, 00:10
Узнала об этом театре лет 20 назад. Была на нескольких спектаклях для взрослых.«Куликово поле»,«Ангел скорбное понимание». Очень сильные спектакли, мне рассказали про одну неверующую женщину,которую уговорили сходить на«Куликово поле»,после спектакля она уходила со слезами.И вскоре после посещения театра поехала в Троице Сергиеву Лавру.Нескрлько лет назад я была уже с детьми на постановках «Как Иван змея Горыныча победил» очень веселый и поучительный интерактивный спектакль и«Три брата»сказка с оригинальным сюжетом о добре и зле,о необходимости держаться вместе, об искушениях, которые подстерегают души, становясь ловушками.Надеюсь получится еще посетить эту сцену, напишу тогда о впечатлении
Евдокия28 марта 2023, 22:34
Добрый вечер, а с 13- летним подростком можно идти на этот спектакль? Он читающий, Островского любит. Срасибо за ответ
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×