Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день посвящен встрече Спасителя с самарянкой — евангельскому событию, которое в себе несет много духовных смыслов (Ин. 4:5-42). Многим хорошо известно, что самаряне с иудеями не общались, как и в Евангелии сказано, да и в истории это запечатлено. Два племени были разделены не только культурными отличиями, но у них были, говоря современным языком, очень глубокие богословские расхождения. Самаряне не признавали Иерусалимский храм, они не считали возможным молиться в нем и, отказавшись посещать Иерусалим, молились рядом со своим местом проживания, на высокой горе Гаризим. Там они соорудили жертвенник и возносили молитвы Единому Богу, и расхождение между двумя племенами было настолько глубоким, что положило непреодолимое препятствие для всякого общения.

И можно себе представить удивление самарянской женщины, когда Спаситель, а Он был иудей, заговорил с ней. Она тут же напоминает Ему, что иудеи с самарянами не общаются: зачем же Ты заговорил со мной? Но Господь рассказывает о ее жизни, о том, сколько раз она была замужем, и о том, так ли уж благочестиво она жила. И женщина, пораженная совершенно необъяснимым для нее откровением, поняла, что перед ней Божий человек, и сразу же спросила о том, что более всего волновало самарян: где нам следует молиться — в Иерусалиме, как иудеи, или на нашей горе Гаризим? Господь отвечает, что иудеи правы и молиться надо в Иерусалимском храме, но настанет время, когда ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим не будут молиться, но подлинные поклонники будут возносить молитву Господу в духе и истине.

Трудно сказать, насколько уразумела эти слова самарянка, но они запечатлены в Евангелии и дошли до нас. Для нас эти слова открывают очень многое. Что такое поклоняться в духе? Очень часто про того или другого человека говорят: он действует в духе, и далее называется какое-то авторитетное имя — учителя, вождя, руководителя. Человек, действующий в духе кого-то, продолжает его дело, осуществляет его заветы, его учение. Ну, а что такое истина? Сложнейший вопрос, над которым бились в то время языческие умы и не могли ответить, потому что было много мудрых философов, и у каждого из них — своя школа, каждый настаивал на том, что только он носитель мудрости и истины.

Слова Спасителя, конечно, поразили самарянку, но ведь в этих словах заключалась абсолютная божественная правда: наступит время, когда ни на горе Гаризим, ни в Иерусалиме не будут молиться, считая, что молитва только в этих местах достигает Бога. Отныне подлинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. В духе, то есть будут продолжать дело своего Учителя, ведь когда говорят «он действует в духе», предполагают, что он продолжает чье-то дело. Значит, Господь сказал, что подлинные поклонники будут продолжать Его дело, но, кроме того, сказал и о том, что именно у этих поклонников будет возможность обладать истиной.

Этими последователями Господа были святые апостолы, затем служение апостольское восприняла Церковь, и мы с вами, люди, отделенные от тех событий двумя тысячелетиями, и есть те, в отношении которых Господь дал такое обетование: будут поклоняться в духе и истине.

Но знаем, как на протяжении веков люди отказывались поклоняться в духе и истине. Во-первых, увлекаясь разного рода учениями, философскими взглядами, которые напрочь перечеркивали всякую веру, которые создавали иллюзию непререкаемой истины. В это верили, этому служили, за это боролись, и сколько крови было пролито, в том числе и в нашей многострадальной стране! Но проходит время, и самые, казалось бы, непоколебимые человеческие учения исчезают. Кто-то продолжает в них верить, кто-то продолжает делать то, что заповедали учителя прошлого, но истины в том, что является частным мнением, быть не может. Кто-то верит, а кто-то не верит, кто-то признает, а кто-то не признает. Но истина, о которой сказал Господь, действительно живет. Истина правильного богопочитания, того самого богопочитания, которое открывает людям Царство Небесное. И наследницей этого Божественного промышления является Святая Церковь, Церковь-мученица и исповедница.

Когда мы говорим «Церковь», мы имеем в виду не только духовенство, но и всех верующих, и святых, и грешников, которые через покаяние, через святые таинства желают обрести спасение и идут по трудному пути его обретения. Кто-то спасается, кто-то погибает, но это Церковь, которая еще в глубокой древности была названа Церковью воинствующей. Воинствующей с грехом, воинствующей с ложными идеями, с лживыми идеалами, могущими погубить человеческую душу. Церковь со смирением проносит через тысячелетия свое служение, и если кто-то из иерархов, богословов отступает от православной веры, то Церковь никогда не отступала и не отступает. И не может отступить, потому что в ней живет и действует Святой Дух.

Сегодня у дела Божиего, у того дела, которое Господь вручил Своим последователям, действительно много препятствий, и мы знаем, как время от времени появляются лжеучителя, как пытаются увести мысль человека, с тем чтобы она не связывала идеал жизни с Господом и Спасителем. Но, тем не менее, мы можем и должны исповедовать, что Божественная истина реально присутствует в роде человеческом — через то послание, которое Господь вручил Церкви Своей, то послание, которое Церковь, получив от Христа, передает всему роду человеческому.

И дай Бог, чтобы эта миссия Церкви никогда не пресекалась, чтобы никакие лжеучения, никакие ложные идеалы не сбивали людей с единственного правильного и спасительного пути — того, о котором так кратко и очень символически сказал Господь в беседе с самарянкой: настанет время, когда люди будут поклоняться не в Иерусалиме и не на горе сей, а в духе и истине. Дай Бог, чтобы и мы с вами стали такими поклоняющимися Господу людьми — в духе, то есть продолжателями Его заповедей. Но нельзя принимать веру Христову и не делать добрых дел. Нельзя называть себя православным христианином и не отвечать на призыв Господа, не совершать то, что обязан совершать православный христианин. А ведь истина, которая действительно живет и действует в Церкви Божией, которая, являясь огромной силой, преодолела всевозможные искушения и интеллектуальные соблазны двухтысячелетней истории, тоже с нами.

А что требуется от нас? От нас требуется пребывать в этой истине, сохранять веру в Господа и Спасителя и делать все то, к чему Господь нас призвал. Тогда мы будем подлинными поклонниками и учениками Спасителя, которым не нужно молиться ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим, но, пребывая в Церкви Божией, мы будем обретать реальную связь с Учителем и Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. И да хранит Господь веру православную в народе нашем, да укрепляет Он единство нашей Святой Церкви, да вдохновляет народ наш на добрые дела. Аминь.

Рейтинг: 10 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Новые материалы

Выбор читателей

×