Мужчины в Церкви, где вы?

Одним из противоречивых явлений русской церковной действительности является малочисленность мужчин-прихожан. Этот парадокс особенно заметен на фоне преимущественно «мужских» иконостасов и фресок в наших храмах, да и священнослужение осуществляют исключительно представители мужского пола. Однако в целом духовное преемство мужчин в Русской Церкви почему-то в некоторой степени прервалось.

Духовное преемство мужчин в Русской Церкви почему-то в некоторой степени прервалось

Этот факт пытаются объяснить по-разному. Одни говорят, что женщины просто более интуитивно и сердечно переживают веру, что трудно дается прагматичному и рациональному мужскому восприятию. Приводят даже евангельское обоснование в истории жен-Мироносиц, которые действовали решительно в известной всем, казалось бы, безнадежной ситуации, в то время как мужчины-апостолы скрывались «страха ради иудейска» и пребывали в упадническом настроении.

Другие видят проблему в трансформации сфер профессиональной деятельности и образа социального бытия, которые требуют значительных энергетических затрат, – у мужчин-добытчиков просто не остается времени и сил посещать богослужения. Иные настаивают на общей секуляризации российского общества, которая вывела мужчин за церковную ограду.

Да, действительно, в евангельской истории после смерти Христа апостолы оказались не на высоте своего призвания: поражен был Пастырь, и разбежались овцы (ср. Мк. 14, 27), однако впоследствии ближайшие ученики Спасителя неоднократно свидетельствовали о своей вере мужественными поступками, венцом которых стала мученическая смерть их всех (за исключением только одного апостола Иоанна Богослова, который при жизни, однако, много пострадал за имя своего Учителя). Потому временная слабость «ловцов человеков» не может быть воспринята как подтверждение более духовного переживания веры женщинами.

Быстрый и интенсивный ритм жизни сегодня действительно забирает много времени и сил, но в тоже время современные технические средства значительно упрощают некоторые вещи – в бытовом плане жить стало гораздо проще даже одиноким мужчинам и молодым людям. Энергию и время значительно экономят мультиварки, пылесосы, стиральные машины, транспортные средства, современные гаджеты и прочие девайсы. Ковид «открыл» много возможностей для дистанционного решения тех или иных задач, в том числе и в профессиональной сфере.

Так, может быть, дело в секулярном тренде? Почему же тогда сей светский дух так избирателен: коснулся мужчин и обошел вниманием женщин – мистическая дискриминация, не иначе.

Конечно, ответ на вопрос, почему в Русской Церкви так мало мужчин (в Грузинской, Болгарской, Сербской, ряде греческих Церквей баланс мужского и женского представительства относительно сохраняется), не может быть дан однозначно, однако попытаться поразмышлять на эту тему можно и нужно.

Автору этих строк одной из основных причин видится в масштабном кризисе мужественности в российском обществе, следствием которой и стало мужское малолюдство в наших храмах. Взаимосвязь очевидна – жизнь в Церкви требует волевых усилий, интеллектуального и физического напряжения, концентрации и направления духовной энергии в созидательное русло – одним словом, мужества. Аскетические опыты, важнейший элемент духовной жизни, могут быть совершаемы только мужественными и решительными людьми. И все эти бремена доблестно несут сейчас в Русской Церкви по большей части представительницы прекрасного пола. Диво дивное, чудо чудное…

Некоторые мужчины могут сказать, что религия – это удел слабых, духовный костыль для немощных людей, а мы, представители сильного пола, не нуждаемся в психологических опорах, мы должны быть ими сами. Таким хочется посоветовать мысленно озвучить этот аргумент нашим «слабым» предкам, особенно славным русским воинам, которые шли на поле брани с молитвой на устах, окрыленные горячей верой, склоняли свои колена перед христианскими святынями и сокрушали свои пламенные сердца перед Богом. Разве слаб был Димитрий Донской, испрашивая благословение на Куликовскую битву у преподобного Сергия, или Александр Невский, молившиеся перед сражениями с врагами Отечества? И нынешним рыцарям, многие из которых, к сожалению, принадлежат к славному ордену «диванных», неплохо было бы вспомнить девиз верующих рыцарей Средневековья – «Жизнь – Отечеству, душу – Богу, сердце – женщине, честь – никому».

Инфантильность – бич современных молодых парней и мужчин

Почему ослабла мужественность в России? Ни для кого не секрет, что нынешние молодые люди (возрастной ценз молодежи в нашей стране – 18–35 лет) значительно отличаются от поколения своих отцов и дедов в плане проявления мужских качеств. Инфантильность – бич современных молодых парней и мужчин. Причины этому могут быть в следующем: воспитание в неполных семьях или семьях, где нет определенного главы, отсутствие закаляющих характер трудностей (особенно если речь идет о поколении Z, представители которого рождались в промежуток примерно между 1997-м и 2013-м гг.), недостаточная пропаганда традиционных ценностей и культуры мужественности.

Коснемся более детально семейного вопроса. К концу XX века процессы системной дезинтеграции, происходящие в социально-экономической сфере, не могли не коснуться института семьи. Социологические исследования конца 1990-х – начала 2000-х годов говорят о формировании так называемого «супружеского типа» семьи.

Супружеская модель семейных отношений формируется в условиях рационализации общественного бытия, вытесняющего семью на более низкие ступени ценностной пирамиды. Первые места занимают работа, карьера, личностное развитие, профессиональные достижения. Изменившееся общество становится более индивидуалистическим, оставляя семью на периферии своего внимания.

Основными чертами супружеской семьи являются:

  • Позднее вступление в брак;
  • Малодетность;
  • Приоритет психологической совместимости как необходимого условия перед вступлением в брак (в патриархальной и детоцентристской семьях психологическая совместимость являлась следствием благополучной совместной жизни супругов);
  • Неопределенность норм и установок, регламентирующих жизнь супругов;
  • Эгалитарный (основанный на равенстве) характер взаимоотношений супругов;
  • Отсутствие четкой семейной иерархии, трансформация вопроса о том, кому принадлежит главенствующая роль в семье;
  • Фамильярность в отношениях между родителями и детьми;
  • Высокий риск эмоциональной нестабильности в бытовых отношениях.

С начала XXI века вплоть до настоящего времени в российском обществе, как и в обществах западного мира, наблюдается так называемый процесс второго демографического перехода[1]. Он характеризуется ослаблением роли официально зарегистрированных браков, возрастанием количества разводов, внебрачных детей – все это последствия кризиса мужественности в нашем обществе. Происходит «сдвиг от единственно легитимной модели семьи к плюрализму форм семейных отношений»[2]. При этом иерархия в семейных отношениях определяется супругами самостоятельно.

Все это не могло не отразиться на культуре мужества в российском обществе, что, в свою очередь, стало в определенной степени причиной того, что мужчин в храмах Русской Церкви очень мало.

Что касается отсутствия закаляющих характер трудностей и недостаточной пропаганды культуры мужества, то с этим более-менее есть ясность: современное поколение юношей и мужчин выросло в относительно «тепличных» условиях, исключение, пожалуй, дети 1990-х, хотя далеко не все из них осознанно смогли понять, а тем более вынести уроки мужества из того лихого времени. Ну, а герои нашего времени уж явно, выражаясь языком Грибоедова, не те «Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы».

Конечно, довольно смелым и одновременно неправильным будет утверждение, что только кризис мужественности лишил наши храмы мужчин. Следует также оговориться, что далеко не все мужчины в Церкви являются по-настоящему мужественными, так же как и далеко не все мужчины вне Церкви поголовно страдают инфантилизмом. Есть много подтверждающих примеров того и другого.

На малочисленность мужчин в русских храмах повлияли также недостаток или полное отсутствие религиозного воспитания со стороны их родителей и родственников, а также (что очень важно) тот факт, что многие представители сильного пола просто не встретили реальных вдохновляющих мужественных примеров в современной Церкви. Способны ли мужчины, которые сейчас в Церкви, зажигать религиозным чувством своих собратьев, которые еще не переступили Ее порог? Вопрос риторический. Размышляя над ним, хочется заметить, что многих юношей и мужчин в Церковь сейчас приводят именно девушки и женщины. Красота действительно способна спасать мир.

Бывает, конечно, и обратная ситуация. Печально приходится констатировать, что есть парни, находящиеся в отношениях со своими избранницами, или даже мужчины в браке, которые совершенно спокойно могут остаться во время праздничного или воскресного богослужения дома, находясь в могучем плену Бермудского треугольника – диван, кухня и туалет, в то время как их избранница или жена идет на службу. Неужели в наше время стало подвигом поддержать свою подругу по бытию в ее религиозных «причудах», просто составить ей компанию при посещении храма? Ведь ходят же любящие своих избранниц вместе в театры, музеи и картинные галереи, не испытывая при этом особой любви к искусству...

В первые века христианской эры девы-христианки вдохновляли своей верой юношей-язычников так, что последние принимали Крещение

Возвращаясь к женской миссии сегодня: в истории Церкви было нечто подобное – в первые века христианской эры девы-христианки вдохновляли своей верой и образом жизни юношей-язычников так, что последние принимали Крещение. Принять Крещение в то время значило стать потенциальным мучеником. Так что можно представить, насколько сильными и живыми были примеры их вдохновения.

Но что же делать в этой ситуации? Тем, кто в Церкви, особенно мужчинам, – быть миссионерами, прежде всего, своим личным примером. Это самая действенная миссия – среди нецерковных родственников, друзей, коллег и просто знакомых. По слову Блаженного Августина, мы способны чем-то зажечь других, если это горит в нас самих. Где нам брать вдохновляющий огонь, в теории нам всем известно, дело за практикой. Своим примером мы можем показать, что религия Христа – удел не только немощных старушек (при всем уважении к ним), но и сильных духом и волей людей, исполняющих священный завет: «Мужайтесь, Я победил мир (Ин. 16, 33). И, конечно же, нужно молиться за тех, в чьи сердечные двери Христос пока не достучался…

Владислав Ершов

22 января 2024 г.

[1] Артамонова А.В., Митрофанова Е.С. Сожительства в России: промежуточное звено или легитимный институт // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. №1 (131). С. 132.

[2] См. там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу» «Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу»
Прот. Андрей Ткачев
«Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу» «Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу»
Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым
На данный момент мы имеем несколько поколений мужчин, которые рождаются без Бога, живут без Бога и умирают без Бога. И это даже не упрек, это просто констатация.
Международный мужской день? Международный мужской день?
Андрей Горбачев
Международный мужской день? Международный мужской день?
Рассуждения в Неделю о расслабленном
Андрей Горбачев
Развал семьи напрямую связан с отступлением мужей от Христа. Верность Христу и жертвенная любовь к жене являются фундаментом христианской семьи.
Почему в церкви мало мужчин? Почему в церкви мало мужчин?
Свящ. Димитрий Шишкин
Почему в церкви мало мужчин? Почему в церкви мало мужчин?
Священник Димитрий Шишкин
Если в церковной общине нет или совсем мало мужчин, то для самих прихожан это лишний повод почувствовать свою слабость, беспомощность.
Комментарии
Александр29 января 2024, 18:43
"И". Сначала вы говорите, что евангельские истины книжникам и фарисеям так и не дались. После приведённого вам примера, меняете риторику и делаете из правила исключение. Сея есть опасная комбинация — и нашим, и вашим, за пятак попляшем. В отношении книжников и фарисеев, Господь учил избегать не людей, как таковых, а закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:6), то есть лжи в учении, лицемерного образа жизни, лукавства, гордости, самомнения, развращенности сердца, понимаете? Кстати, до апостольского служения юный Савл, как и его отец, тоже был фарисеем (Деян. 26:5), разве ему евангельские истины остались не по зубам?
Катерина29 января 2024, 16:41
И., если следовать Вашей же логике, именно православное окружение столь нелюбимых Вами книжников и фарисеев как раз и виновато тем, что всё-таки не достигло убедительного для к. и ф. достаточного духовного уровня. Не возвысились. Не сдюжили. Не смогли растопить сердца заблудших. Но при этом существующим параллельно бывшим православным Вы почему-то прощаете именно то, что не прощаете к. и ф. Одним можно ошибаться. Другим - почему-то нельзя у Вас.
Александр29 января 2024, 15:34
И. 29 января 2024, 13:30 Христос право на исправление у каждого человека пока еще не отнимал. Обобщать всех книжников и фарисеев не нужно.
И.29 января 2024, 13:44
Катерина27 января 2024, 00:15 Знаете, от того, что Вы сыпете цитатами Отцов Церкви, Вы еще не стали православной в том понимании, в каком приводимые Вами же цитаты призывают. Слишком часто беретесь "приговоры" выносить комментаторам на этом сайте, святые отцы не этому учат. Предпочитаю полностью их произведения читать, в контексте понятнее, что они хотели сами сказать, а не Вы, приспосабливая их слова к своему видению православия.
И.29 января 2024, 13:30
Александр28 января 2024, 09:19 Это "утверждение" у меня из слов самого Христа, адресованных фарисеям. Как из всякого правила есть исключения, и от этого оно не перестает быть правилом, так и с книжниками и фарисеями. Иудаизм как религия исчез бы с лица земли с приходом Христа, если бы книжники и фарисеи свое учение отложили в сторону и приняли Сына Божия.
Александр28 января 2024, 09:19
И. 26 января 2024, 19:25 Простите откуда у вас утверждение: «А книжникам и фарисеям они так и не дались, остались не по зубам». Учитель святого апостола Павла, знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, в христианской традиции признанный фарисеем, стал склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию под влиянием проповедей учеников Его, и согласно преданию был крещён апостолами Петром и Иоанном, вместе со своим сыном Авивом. Данный фарисей причислен Церковью к лику праведных святых, день памяти 2/15 августа. Не стоит обольщаться, до благочестия Гамалиила (фарисея) нам ещё ой как далеко.
Кира27 января 2024, 12:22
Похоже, автор считает, что идеал семьи - это когда супругов детям выбирают родители, как у староверов до сих пор. Да и в некоторых строгих православных семьях так делается. А бывает, что духовник либо старец благословляет. Знаю такие семьи. Порой выбор таки оказывается удачным,но никак не всегда. Те, у кого "не стерпелось-не слюбилось" конечно не разведутся. Но что хорошего в семье, держащейся на терпеже от безысходности? И дети ведь чувствуют, что любви между родителями нет. А соблазнов в такой ситуации сколько.. Или может автор полагает, что выбирать супругов надо по здоровью, чтоб на много детей хватило? А как же быть тем, кому Бог такого здоровья не дал? Интересное христианство выходит.
Катерина27 января 2024, 01:33
《Вы сами не замечаете, что рассуждаете о человеке в Церкви в разных с протестантами терминах?》 -- и было бы очень печально, если бы я рассуждала в протестанском духе, потому что догматическая пропасть между осколками католицизма и Православием огромна, так что и смысл, который представители вкладывают в слова, совсем другой.
Елена О.27 января 2024, 00:26
26 января 2024, 19:25. Да, т.е. и в наше время есть нужда в мужественности. Было бы желание... и дела для мужчин в Церкви сразу находятся. На одних только "новых территориях" их непочатый край. И пение(партесное) тогда не помешает - поют как могут.
Катерина27 января 2024, 00:15
И.26 января 2024, 18:53 -- спасибо, конечно, за такой развернутый ответ, но вопрос мой был другой и вполне конкретный. Но если Вам хочется абстрактно порассуждать - чтож, я не против. Вы пишите "нам православным", но рассуждения Впши совсем, совсем не православные. То, что душа спасается только в Православии, утверждают вообще-то святые отцы, мнение которых принято всей полнотой Церкви. Вы же начали с этим спорить. Вы так лихо расписали про апостолов, что они не откладывали в долгий ящик ...и не ждали... вот именно что терпеливо ждали, в Иерусалиме. Как приказано было. Сошествия Святого Духа, ведь до этого они многого из того, что говорил им Учитель, не понимали, об этом не раз упоминается.
И.26 января 2024, 19:25
Катерина26 января 2024, 00:06 И дополнительно хотелось бы отметить, что до евангельских истин рыбаки как-то сразу "доросли", не откладывали в долгий ящик их исполнение. А книжникам и фарисеям они так и не дались, остались не по зубам. Даже интересно, на какой такой основе надо самосовершенствоваться, чтобы подготовить себя к принятию евангельских истин. Разве не следование им позволяет увидеть себя в истинном свете и служит средством преображения человека?
И.26 января 2024, 18:53
Катерина26 января 2024, 00:06 Вы сами не замечаете, что рассуждаете о человеке в Церкви в разных с протестантами терминах? Они говорят об общине, в вы о себе в храме. У кого более потребительское отношение, у них или у Вас, большой вопрос. Об общине можно в Деяниях святых Апостолов почитать. Вообще почему-то появилась тенденция слишком много говорить о том что приобретают, становясь православными, совсем не упоминая о том, что сами дают этому миру как православные. И откуда такая самонадеянность "пожертвовали спасением души"? Вы разве знаете, как завершится их земной путь? Нам, православным, почаще бы себе напоминать "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть".
Елена О.26 января 2024, 14:42
У мусульман мужчин в мечетях больше, т.к. женщинам достаточно молиться дома.Там нет необходимости присутствовать в храме на литургии чтобы причащаться.
Иоанна_26 января 2024, 08:31
/Приоритет психологической совместимости как необходимого условия перед вступлением в брак// Я не поняла, почему, по мнению автора, это плохо? Вы сами женаты, Владислав Ершов? Как вы представляете себе создание семьи без учёта этого важнейшего принципа? Это правильно, этот по-христиански, это подтверждается просто здравым смыслом и житейским опытом. "В патриархальной и детоцентристской семьях" свободный выбор спутника жизни был роскошью, которую немногие могли себе позволить.
Катерина26 января 2024, 00:06
И.25 января 2024, 05:09 -- ну знаете, это тоже откровенно потребительский подход. В храм мы приходим к Богу, а не с какими-то задними мыслями и ожиданиями, что вот прям все верующие должны броситься мне безоговорочно помогать и купать меня в водопаде любви. До евангельских истин тоже надо дорасти. И мне. И окружающим. Нужно время, у каждого свой срок. Да и прихожане тоже люди, у которых у самих могут оказаться серьезнейшие проблемы, о которых они скромно молчат. А я значит, им еще свои до кучи навешаю и буду на них обижаться, чего это они такие недушевные? Вы могли бы конкретно кратко описать, в чем заключались "сложные жизненные ситуации", за решение которых люди жертвуют спасением души?
Дмитрий У. 225 января 2024, 10:41
Смотрел ролики с передовой на СВО- на сколько там верующие мужчины на Богослужении на своем месте! Еще думаю играет роль, что как и в других областях нашей жизни, в храме универсальным эквивалентом участия в труде являются деньги, особенно в городе, а необходимости в личном труде становится меньше. Так проще и искушений меньше, хоть приходится переплачивать. В общем наверно и с мужчинами надо работать, дать им почувствовать в храме свою необходимость. А так все случаи , описанные в статье, актуальны.
Дмитрий У. 125 января 2024, 10:09
Присоединюсь к комментарию Дмитрия Боброва, и свое мнение скажу- думаю, многие мужчины как раз и не видят связи между храмом и мужеством, (не будем говорить о пьющих и убежденных атеистах и др.). Покойный Петр Мамонов говорил, что вера в Бога и борьба со своими страстями- настоящий экстрим! А многим ли нам это открылось? Думаю, в генах мужчины заложено получать радость от работы, служения, видения плодов своей работы. К сожалению, и жены этого часто не понимают,(женская психика немного другая), да и некоторые батюшки тоже. И приходится выражать свою мужественность в рыбалке, машине, экстремальных видах спорта.
И.25 января 2024, 05:09
Иоанна, и почему Ваш опыт должен быть мерилом, а опыт американского священника надо отбрасывать? Вы, кажется, ни по одному вопросу не намерены считаться с отличным от Вашего опытом. Мне вот известны случаи, когда люди из православия уходили в протестантизм, в т.ч. из-за взаимоотношений на приходах, отсутствия элементарной поддержки в сложных жизненных ситуациях. Они, видимо, своими приземленными проблемами "осложняли" духовную жизнь других? Можно и не с протестантами сравнивать, а со странами, где православных большинство, мы же не единственные такие в мире. Тоже не в нашу пользу получится. У нас хотят быть индивидуалистами и православие перекроить под себя - любить всех на расстоянии.
Кира24 января 2024, 19:36
Прошу прощения, но мне проблема кажется надуманной. Я бываю в разных храмах и вижу, особенно на праздничных службах, достаточно мужчин. Единственно бабушек больше чем дедушек. Но многих их дедушек уж в живых нету просто. И конечно нормальные мужчины много работают, им правда трудней часто в храм выбираться. У моего мужа вот тоже не получается каждое воскресение в церкви бывать. Но по большим праздникам приходит. И немало кто (знаю) также. Что у протестантов общины более дружные, не думаю. Например, в Украине, особенно в сельских храмах, прихожане всегда дружны были (да и в России дружные приходы есть, кто хочет общаться, тот будет). И с мужчинами, кстати, проблем тоже не было.
Татьяна 24 января 2024, 13:17
И всё таки комментарий Дмитрия Боброва более всего отвечает на вопрос, поставленный в статье. Потому что Дмитрий назвал именно те проблемы, которые существуют в нашем обществе и в Церкви.
Иоанна_24 января 2024, 12:40
Галина И., мы всё-таки не на защите диссертации здесь находимся, правда? У вас статья американского священника - а у меня личный опыт. Перешедших в Православие местных в Европе - мизер (про Америку не знаю), они в зарубежных приходах погоды не делают. Не стала бы писать, если бы не ваши слова, что в нашей Церкви взаимоотношения "как в армии" - это не так! Это разговоры из серии "почему заграницей все улыбаются, а русские хмурые". Бывший протестант иеромонах Серафим (Роуз) не тосковал о "братолюбивых отношениях", потому что понимал, что приобрёл в Православии гораздо больше, даже и сравнивать нечего. Протестантов не любят? Почему вдруг? Просто у нас с ними догматические разногласия.
Димитрий Собриевский24 января 2024, 12:26
Если говорить о проблеме мужского восприятия церковной жизни, то кроме концертного пения, как уже было отмечено, есть моменты с построением проповедей, на которых священники делают упор на удобоваримости их восприятия женщинами. Как бы снижают глубинную составляющую и делают упор на обрядовой или дисциплинарной стороне, сопровождая это обильным многословием, которое близко женщинам и чуждо мужчинам. Но называть это "масштабным кризисом" конечно нельзя.
Димитрий Собриевский24 января 2024, 12:25
Не понятна цель написания данной статьи. Среди молодых прихожан и прихожан не пенсионного возраста соотношение мужчин и женщин не выглядит дисбалансом. Соотношение "нарушается" количеством пожилых женщин, а их мужья далеко не все могут или хотят ходить в церковь по очевидным для всех причинам. Ощущение, что автор, описывая свои личные наблюдения и делая необоснованный вывод о "масштабном кризисе" не отдает себе отчет в том, что создает материал не на осмысление, а на радость антиклерикалам или откровенным богоборцам.
Галина И.-Ольге24 января 2024, 10:42
Вот созвучное мнение. «Как и при решении любой системной проблемы, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. И основная трудность заключается в том, что свою деградацию мужчины часто не воспринимают как вырождение. Они или не осознают этого, или смотрят на это весьма снисходительно. Подобно тому, как большинство алкоголиков не соглашаются признать свой алкоголизм. Основная же тяжесть постепенного угасания в мужчинах свойственных их полу качеств ложится на женские плечи, почему женщины и ощущают эту проблему гораздо острее, чем мужчины. Чтобы больной мог излечиться, ему нужно для начала хотя бы признать серьезность постигшего его недуга. Но этого-то по большей части и нет» (Андрей Горбачев).
Алексей24 января 2024, 09:13
Texan Orthodox, thank you for your kind words, God bless you
Олег24 января 2024, 08:08
Мое мнение. Много женщин которые ходят в храм, ходят не ради Христа а для того чтоб просить земных благ или разрешения каких то проблем с семьей или детьми. Также изза того что в Церкви у них есть уже свой круг общения и часто по привычке. Мужчины же более склонны решать проблемы самостоятельно не обращаясь к Богу.
Галина И.24 января 2024, 05:09
Иоанна, было бы неплохо, если бы вы читали рецензируемые вами комментарии- обмен мнениями участников виртуального дискуссионного клуба сайта - целиком, до конца, чтобы не выносить столь пулевого осуждения. Это не требует "брейншторма", всего лишь немножко терпения и элементарной выдержки. Итак: 1)Татьяна 22 января 2024, 16:33. 2)Texan Orthodox22 января 2024, 03:07 (на англ. языке). 3)Галина И.23 января 2024, 10:29. 4). И.22 января 2024, 18:06 (особенно последние три предл.-я).5)Галина И.23 января 2024, 11:39 (см. последнее предложение! К сожалению, название упомянутой статьи- интервью с американским священником я не помню). А что протестантов не любят, я в курсе. И спасибо мужественной Алле!
Иулиания23 января 2024, 22:41
Как на приходе организуется паломническая поездка - так опять одни женщины. Ну и где нынче повстречать верующего человека, желающего семью и детей 40+? Везде - женские сообщества, что удручает. Безконечно задаюсь вопросом: почему же в наших храмах так мало мужчин (мужские монастыри не в счет)?..
Алла23 января 2024, 20:56
Иоанна, вы не поняли. Галина говорит о том, что в православных общинах на Западе братство являются наследием от перешедших в Православие протестантов. Потому что именно у протестантав очень силен общинный дух. Католики в этом плане на нас больше похожи, у них тоже более обособленны прихожане.
Катерина23 января 2024, 18:28
Лично известные мне бывшие католики, перешедшие в Православие, это мужчины, женившиеся на православных женщинах.А храм наш стоял после войны лет 50 почти пустой. Но при этом в нем рукоположили двух перешедших в Православие католиков и одного протестанта-иконописца, пылко преданных Православию. А ведь на воскресной Литургии стояло по воспоминаниям в 70е не больше 6 молящихся. Какая уж тут атмосфера коллектевизма. А люди вот - поменяли конфессию. Как? Почему? Тайна человеческого сердца. И не надо в нем ковыряться. В конце концов Божий дом это не 1майская демонстрация, куда как раз ходят строем, четко печатая шаг.
Вячеслав23 января 2024, 18:03
Кроме перечисленных причин, мне кажется, влияет ещё часто сентиментальное, концертное пение в церкви. Мужчинам подходит что-то более строгое, особенно если и исполняют мужчины.
Иоанна_23 января 2024, 14:26
"В Православной зарубежной Церкви приняты иные уставные взаимоотношения между всеми членами Церкви, "не как в армии", а близкие к евангельским, братолюбивые."// Галина И., здесь всё просто объясняется: вот пришли в воскресный день на службу ну, допустим, даже 50 человек. Все друг друга хорошо знают по той же причине: малочисленность. А у нас 2, а где-то и 3 литургии служат по воскресеньям и праздниками, такое количество народа невозможно охватить никакой заботой и братолюбием! За границей православный - редкость, поэтому держаться вместе - дело естественное. Так что не надо наводить тень на плетень, в России в этом смысле лучше, духовную жизнь вести легче.
Алла23 января 2024, 13:02
Галина И., вот это вы верно заметили. И это не только на Западе так. И в России от перешедших из протестантизма в Православие я много раз слышала, что они с теплом вспоминают свою прежнюю общину. Дескать, да, истина-то именно в Православии, но зато там были поддержка и настоящее братство. Ну тут уж кому как, я, например, наоборот не люблю ко мне излишнего внимания, и сама не хочу ему кому-то в больших объемах давать, поэтому меня индивидуалистическая атмосфера в наших храмах полностью устраивает. Но кому-то хочется коллективизма. Многим, на самом деле.
НН23 января 2024, 12:01
Вячеславу: На вопрос,спасутся ли католики,святитель Феофан ответил: «Не знаю,спасутся ли католики,знаю только,что я без Православия не спасусь». Вопросы веры недоказуемы. Привести в храм может кто угодно: люди,горе,традиция итд,но ВЕРУ даёт Господь. Если раньше в храмы ходили во многом по традиции,обязанности, по привычкеи и др.-то сейчас у мужчин есть много занятий и мест для развлечения. Один пастырь говорил,что у многих женщин вера неглубокая; а мужчины,если уж верят-то глубоко и сами приходят в храм.В РИ в гимназии обязательно предоставлялись Справки о говении(Паустовский); в армии было обязательное Причащение,но когда обязанность отменили-добровольно храм посещали ок.10% личн состава.
Галина И.23 января 2024, 11:39
Я поддерживаю мнение И. К сожалению, это действительно так. Видимо, надо добавить к предыдущему моему комментарию Татьяне, что в Православной зарубежной Церкви приняты иные уставные взаимоотношения между всеми членами Церкви, "не как в армии", а близкие к евангельским, братолюбивые. Поэтому столь велик процент переходящих там из протестантизма в Православие мужчин. К тому же, судя по словам свщ. Игоря Зырянова, такие взаимоотношения привнесены именно оттуда. Об этом я прочитала в одном из интервью с американским православным священником,опубликованном на этом сайте.
Елена О.23 января 2024, 11:26
/"Может обратить внимание на храмы в других странах? Почему там больше мужчин? Проанализировать?"/ Можно и проанализировать. Но надо быть готовым, что результат анализа может оказаться совсем не тот, на который рассчитывали (опыт окажется не положительный, а отрицательный). Иногда и подозрительность (внимательность) бывает полезна).
Алла23 января 2024, 10:54
Есть ещё один момент: Церковь имеет у нас в России репутацию (в том числе) эдакого клуба для старушек. Репутация эта основана на том, что старушек и в самом деле в ней много. Ну а мужчинам молодых и средних лет не очень-то интересно проводить время в обществе старых женщин, да и в целом такое сообщество воспринимается каким-то что ли... упадническим. И круг замыкается: не идут в Церковь, потому что там в большинстве своём женщины, да ещё и старые, а женщин в Церкви большинство, потому что мужчины туда не идут.
Галина И.23 января 2024, 10:29
Татьяне, 22 января 2024. «Переход в Православие членов иных христианских конфессий вполне можно считать современной общемировой тенденцией, что подтверждают цифры и факты. По некоторым данным, из 250 000 прихожан Антиохийской Церкви США- 160 000 бывших протестантов. 70% всего антиохийского священства Америки также имеет протестантское прошлое. Более трети от общего числа всех американских православных священников — бывшие протестанты и католики. ..Не отстает и Европа: в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии и Венгрии число протестантов и католиков, перешедших в Православие — примерно 7 000 человек.[Далее -о др. странах]. (Свщ. Игорь Зырянов, перешедший из протестантизма в Православие).
Елена23 января 2024, 00:50
Старушки и есть сильные духом и волей люди. Плоть немощна, а дух бодр. На них мир держится.
Катерина22 января 2024, 21:11
Личные взаимоотношения каждого человека с его Создателем это глубокая тайна. Вспоминается история обретения Веры одного мужчины, который женат на замечательной верующей женщины. Он просто повез по просьбе жены ее и их общих друзей в Савво-Сторожевский монастырь и у мощей святого Саввы, по предложению жены попросить чего ему хочется, попросил веру. И сей же час исполнилась просьба его. Трое свидетелей, между прочим. Как? Почему? Тайна. Поэтому лучше особо и в эту тему Богостроения не углубляться. 《Себе знай, Антоний..》
Дмитрий22 января 2024, 18:07
Благодарю автора за статью. Действительно, кризис мужественности в российском обществе виден невооружённым глазом. Это настоящая национальная беда. Казалось бы, что обилие многих угроз должно сейчас позвать людей в храмы, однако этого, к сожалению, нет.
И.22 января 2024, 18:06
У нас женщин больше чем мужчин, особенно в категории "старички". Окружающая среда и род деятельности предков формировал качества мужского пола, которые по совокупности и стали называть мужественностью. Ратник, пахарь, ремесленник могли позволить себе инфантильность? Предки не занимались ради прихоти искусственным взращиванием того, что будет пылиться на полке. Сейчас среда поменялась, а последние 30 лет мужчинам только и бьют по рукам за проявление мужественности. Для чего она, если ее приложить не к чему? Отучают формировать собственное мнение, принимать решения, нести ответственность. Востребованы покорность и соглашательство, отбор по этим качествам. Мужественность ныне ненужная роскошь.
Катерина22 января 2024, 17:55
Игорь, почему же этот стиль не отпугивает верующих мужчин в храмах МП зарубежом? Их ведь у нас пожалуй что и половина. А сколько молодежи. Кстати, кафедральный храм на моей малой родине (была в прошлом году была много раза ранним рабочим утром) тоже был наполовину заполнен мужчинами. На Литургиях на немецком сейчас тоже много народу, большая часть которых языка не очень понимает. Но Литургию понимает. И Таинства понимает. Нет-нет, не ищите внешних якобы отпугивающих элементов. Причины всегда нутрянные, глубоко коренящиеся в сердце человека.
Андрей22 января 2024, 16:40
Очень интересная тема, статья затронула фундамент парадигму мировозрения в современном обществе в России, мы переживаем постмодерн, гендерное смешение ролей( сейчас никого не удивишь женщинами зарабатывающими больше мужчин и успешнее в карьере и занятие руководящих должностей), комфорт, диванная медийная симулятивность заменила борьбу и отбор в прямом смысле слова, для мужчин всегда главенствовали справедливость и истина , сейчас это размыто мультикультурализмом и откровенным эскапизмом. Спасибо автору статьи за актуальность
Татьяна 22 января 2024, 16:33
Согласна с Дмитрием, вопрос поднят, но ответа нет, а главное со многими предположениями из статьи не согласна. Понравился комментарий на английском языке. Оказывается в Америке наоборот православных мужчин в церкви больше чем женщин. Может обратить внимание на храмы в других странах? Почему там больше мужчин? Проанализировать?
Варвара22 января 2024, 15:01
Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Дайте мне одно поколение хороших матерей-христианок и я изменю мир! " Разумная девушка-христианка обязательно приведёт в храм и своих детей и супруга, которого с Божьей помощью правильно выберет, даже если он до венчания никогда туда не ходил.
Елена О.22 января 2024, 13:30
Если все время человеку говорить, что он «свинья», то он действительно в конце концов захрюкает.“ — Максим Горький
Игорь22 января 2024, 13:22
А Вы посмотрите на саму службу - пришедшее с запада партесное, концертное пение, которое очень способствует восторженности, разве такой тип духовности может мужчин привлекать?
Ольга22 января 2024, 10:29
Мне 52, есть семья и дети. Впервые причастилась в 22 года. В храм я хожу одна. Читаю, наблюдаю. И думаю, что виной заявленной проблемы сытая жизнь (сейчас),прерванная религиозная традиция и выкашивание сильных духом в течение всего 20-го века. Плюс алкоголь. Который на уровне государства должен регулироваться. О масштабе алкоголизации знают только специалисты, к сожалению. Настоятельно рекомендую ознакомиться с этой проблемой поближе. Тогда станут понятнее многие вещи. Женщины в храм идут как раз от душевной боли за близких( конечно, есть исключения). Сто лет назад человек с детства сталкивался с горем в разы чаще- столько родственников хоронил! У него быстрее развивалось религиозное чувство
Вячеслав22 января 2024, 10:14
1. Докажите. 2. Покажите соответствие идеалу. 3. Покажите отличие от множества учений и сект, все о Боге говорят, и получается все верют, но по своему. А почему мы единственные, а не одни из многих?
Читатель22 января 2024, 10:13
Что автор может сказать о де-героизации в современной литературе и искусстве, а также в повседневной жизни? Кто он - герой нашего времени? Есть ли таковой? Немногим ранее это был человек труда, физического, умственного - не важно, космонавты, спортсмены. Кто сейчас? Это вопрос не праздный и очень важный.
Елена22 января 2024, 09:39
Спасибо автору за очень актуальную статью, может я не права, но очень запоздавшую , вот такое сочетание! Побольше бы и пораньше бы таких статей. Согласна с каждым высказыванием, добавить нечего.
Катерина22 января 2024, 09:04
Сложный вопрос. Где виновата почва (мужчина), и насколько виноват пахарь и сеятель зерен (верующее окружение, священство)? Вспоминаются апостольские правила, по которым к рукоположению не допускались те, у кого в семье наличествовали неверующие и некрещенные, наличие которых в семье было примером недостаточно горячей веры самого кандидата. Вероятно, и современные верующие женщины не способны зажечь своих ближних своим примером, за исключением горячо верующих единиц, которые ищут по-настоящему в храме Христа, а не только женский клуб для приятных встреч, чаепитий, занятий кулинарией и общений с харизматичным мужественным священником.
Дмитрий Бобров22 января 2024, 08:00
(продолжение) и проблема отнюдь не в отсутствии смелости у мужчин. Мужчины не любят среду где с ними спорят и не берут их во внимание и во всём нужно только слушаться.
Дмитрий Бобров22 января 2024, 07:54
Вторая проблема это сами женщины. Они стали настолько активны в церкви, но при этом готовы слушаться в основном своих священников- с послушанием в семье мужу дело слабовато. В храмы ходят те мужчины которых жёны слушаются или которые покорились своим жёнам, ну или которые имеют просто веру и при всех самейных проблемах посещают храм. У кого не лады в семье, а таких очень много, в храмы поэтому не ходят потомучто жёны садятся на голову. И конечно отсутствие религиозного воспитания в обществе и семье тоже тому причины. И менять нужно эти не правильные отношения в семье и церкви, да и в школе где учителя в основном женщины и процес обучения имеет более женский уклон.
Дмитрий Бобров22 января 2024, 07:40
Автор статьи поднял важный вопрос но к сожалению не смог на него ответить, ушёл, как говориться, не туда. Проблема во многом лежит в самой Цнркви в человечнской её состааляющей. Во-первых священнству, не всегда достаточно образованному и мало что умеющему в практической жизни (например мастерить) всегда проще что-бы их всегда слушались и всевозможные церковные правила к этому обязывают. Мужчины не священники глядя на эту однобокость в соборных отношениях и подчас дуремарство со стороны священнства переключаются на другой вид деятельности и в церкви не остаются и других мужиков не привлекают. Вторая проблема в женщинах.
Александр22 января 2024, 07:22
Автор пишет "Тем, кто в Церкви, особенно мужчинам, – быть миссионерами, прежде всего, своим личным примером." Согласен абсолютно. Смотрите, в церквях наших инославных братьев, которые как раз очень много уделяют именно миссионерству, процент мужчин гораздо больше. Может, уже обратить на их опыт внимание, провести анализ приктики их работы и адаптировать к нам? Я не говорю о догматических вещах. Делать что-то такое всё равно придётся, иначе призыв автора так и останется призывом.
Антоний 22 января 2024, 06:35
"Почему ослабла мужественность в России?" - потому что не предусмотрена Соросом и его иноагентами, привившими детям в 90-е "европейские ценности" эгоизма, блуда и потребительства. А вытравить этот духовный яд непросто.
Texan Orthodox22 января 2024, 03:07
This is a very interesting article to read as an American (Texan) Orthodox Christian! In the last few years (even before covid began, but intensifying during and afterward) within my country, we have seen a dramatic increase in young male converts. I'm talking about a dozen, even a hundred in the largest parishes suddenly joining. Indeed, it is so great in some parishes that the men greatly outnumber the women. Some of these young men bemoan the fact that there are so few young church women to marry, hahahaha! So it is interesting, if not strange to see the exact opposite occurring in Russia. I pray for you Russian men, whether mobilized, at home, or in diaspora. God bless y'all!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×