Автор и учащиеся воскресной школы с лентой времени
Я преподаю в воскресной школе больше пятнадцати лет. Уже в процессе преподавания закончила катехизаторское отделение духовного училища. Сейчас у меня в основном уроки идут в средней группе: это дети от 8 до 11 лет.
Если дошкольников достаточно вывести на правильные умозаключения и эмоции интересным рассказом, то младшим школьникам нужно чуть больше
Долгое время я преподавала предмет с рабочим названием «Церковный календарь». Мы говорили с детьми о праздниках, важных событиях церковной жизни, о святых. И если малышей-дошкольников достаточно вывести на правильные умозаключения и эмоции интересным рассказом, то младшим школьникам нужно чуть больше. Они задают много глубоких вопросов, соотносят мой рассказ с теми историческими событиями, о которых им уже известно, рассуждают о поступках, предпосылках и следствиях.
В этой связи мне перестала нравиться концепция «рассказать что-нибудь о святых». Детей интересует контекст эпохи, и когда ты прыгаешь от одного к другому, появляется много нестыковок. Например, на одном занятии мы говорим об одном из преподобных, живших в русских северных лесах веке этак в XII, на другом – про римскую мученицу времен Нерона, а потом разбираем жизнь и труды одного из апостолов. А дети уводят тебя в сторону бесконечными вопросами о том, кто царствовал, что носили и на чем ездили.
Постепенно у меня сформировалась идея начать курс истории Вселенской Церкви. Да, дети маленькие, да, страшно и ответственно, но хотелось показать им целостную картину развития христианства. На других уроках они изучают Ветхий и Новый Заветы, и история дополнила бы эту картину – продолжила ее вперед, ближе к нашему времени. А рассказы о святых логично встроились бы в этот контекст.
Но нужен был стержень такого курса. Младшим школьникам нельзя читать лекции: это убьет интерес и мотивацию. Нужно что-то, предполагающее обращение к их опыту и одновременно живое участие в уроке. Так родилась идея сделать ленту времени.
Конечно, идея эта не моя и не новая: историки активно используют ее на своих уроках. И она гениальная в своей простоте, эта идея: показать движение времени на бумаге, разместить события друг за другом.
Итак, мне понадобились:
- листы ватмана, которые я разрезала пополам вдоль;
- клей-карандаш, чтобы склеить разрезанные листы в длинную ленту-свиток;
- простой карандаш с линейкой, чтобы отделить изображения от подписей;
- фломастеры, чтобы дети сами писали даты, имена и события;
- распечатанные на цветном принтере изображения – в основном репродукции икон.
Ленту я подготовила заранее, а вот наклеивали изображения и делали подписи мы прямо на уроках, в конце каждого из них. Ребята распределялись заранее: кто клеит, кто подписывает. На эту работу я отводила примерно 5–7 минут.
Ничего особенного в самих уроках не было: вначале вспоминали то, что прошли на прошлых занятиях, потом в свободном диалоге осваивали новый материал. К каждому уроку я готовила презентацию. Это принципиальный момент: никакие красочные рассказы без картинок у младших школьников не работают. Картинки помогают представить эпоху и запомнить важное.
Какие это были картинки? Во-первых, конечно, изображения святых: репродукции икон, произведений живописи и графики. Разговор о каждом святом мы начинали с импровизированного исследования: ребята смотрели на икону и размышляли, что можно сказать об изображенном человеке по его внешности, одежде, предметам у него в руках. Постепенно мы начали отличать святителей от преподобных, а мучеников от равноапостольных правителей. В конце занятия обычно снова возвращались к иконе и еще раз анализировали ее содержание.
Еще я обязательно включала в презентацию фотографии и рисунки с теми местами, где происходили события, о которых мы говорили. Сильное впечатление на ребят произвела египетская пустыня с монастырями: она совсем не похожа на ту, что в мультике про Алладина: никаких тебе барханов, камни, скалы, блеклое от зноя небо. Глядя на эти фотографии, мы составили разговор о древнем монашестве.
Большой интерес у детей вызывали картинки с реконструкциями видов древних городов – Александрии, Антиохии, Каппадокии, Константинополя, Рима. Они рассматривали дворцы, ипподромы, храмы, бани, фигурки людей, лошадей. И материал урока оживал для них. А подкрепляли впечатление современные фотографии тех мест.
На первый взгляд может показаться, что нужно говорить только о святых, только о важных для Церкви событиях, а остальное – пустая трата времени. Урок раз в неделю, он маленький, так расскажи побольше о деяниях праведников и чудесах! Я пробовала. Это плохо работает.
Если давать детям только агиографический материал, есть опасность, что они начнут воспринимать все это как сказки
Если давать детям только агиографический материал, говорить только о Священном Предании, есть опасность, что они начнут воспринимать все это как сказки. А многие и воспринимают: особенно те ребята, которые мало или совсем не ходят в храм (у нас в воскресной школе есть такие). Что для них святитель Спиридон Тримифунтский и кирпич в его руке, из которого вырывается огонь и течет вода? Как донести до них, что это не сказка, что святой был одним из тех, кто хранил и защищал истинную христианскую веру? Здесь помогает исторический материал.
Детям нравились наши уроки. Они задавали много вопросов, радовались узнаванию: «У нас дома есть эта икона!», «Мне мама про это читала!» «Я в храме видел!». А кто-то бывал в Турции и видел античные развалины, похожие на те, что я показывала на картинках. А кто-то смотрел мультик про Георгия Победоносца. А кто-то увлекается римскими легионерами и радуется, что может дополнить мой рассказ. Древняя история оживает, и этому помогает изобразительный ряд.
Перед каждым уроком дети разворачивают ленту времени. Рассматривают картинки, перечитывают подписи. Сравнивают, кто старше: святитель Николай или святитель Афанасий Александрийский? Что было раньше – Успение Пресвятой Богородицы или Первый апостольский собор?
Всеобщую историю Церкви – от Сошествия Святого Духа на апостолов до борьбы с иконоборчеством – мы освоили за два года. Я намеренно не спешила и не планировала уроки надолго: важно было посмотреть, как реагируют ребята, к чему-то вернуться, где-то задержаться. Интересно было экспериментировать: одни темы шли на ура, другие туго и энтузиазма не вызывали. Например, детям очень понравилось рассуждать о словах Тертуллиана «Кровь мучеников – семя христианства», а вот разговор про ереси и борьбу с ними был сложным и слишком абстрактным для них.
На следующий год я планирую начать изучать с этой же группой историю Русской Церкви и делать новую ленту времени. Да, мы не дошли до разделения церквей, но это и не нужно: слишком сложно для младших школьников. Достаточно того, что мы рассмотрели первые этапы формирования Церкви: от апостолов, что собирались в горнице, до христианского Константинополя. Дети подрастут и снова вернутся к этим темам, рассмотрят их уже глубже, дополнят новой информацией. Главное – сохранить живой интерес.