Лента времени, реконструкции исчезнувших городов и шедевры живописи

Немного о личном опыте преподавания истории Церкви в воскресной школе

Автор и учащиеся воскресной школы с лентой времени Автор и учащиеся воскресной школы с лентой времени

Я преподаю в воскресной школе больше пятнадцати лет. Уже в процессе преподавания закончила катехизаторское отделение духовного училища. Сейчас у меня в основном уроки идут в средней группе: это дети от 8 до 11 лет.

Если дошкольников достаточно вывести на правильные умозаключения и эмоции интересным рассказом, то младшим школьникам нужно чуть больше

Долгое время я преподавала предмет с рабочим названием «Церковный календарь». Мы говорили с детьми о праздниках, важных событиях церковной жизни, о святых. И если малышей-дошкольников достаточно вывести на правильные умозаключения и эмоции интересным рассказом, то младшим школьникам нужно чуть больше. Они задают много глубоких вопросов, соотносят мой рассказ с теми историческими событиями, о которых им уже известно, рассуждают о поступках, предпосылках и следствиях.

В этой связи мне перестала нравиться концепция «рассказать что-нибудь о святых». Детей интересует контекст эпохи, и когда ты прыгаешь от одного к другому, появляется много нестыковок. Например, на одном занятии мы говорим об одном из преподобных, живших в русских северных лесах веке этак в XII, на другом – про римскую мученицу времен Нерона, а потом разбираем жизнь и труды одного из апостолов. А дети уводят тебя в сторону бесконечными вопросами о том, кто царствовал, что носили и на чем ездили.

На уроке по истории Церкви На уроке по истории Церкви

Постепенно у меня сформировалась идея начать курс истории Вселенской Церкви. Да, дети маленькие, да, страшно и ответственно, но хотелось показать им целостную картину развития христианства. На других уроках они изучают Ветхий и Новый Заветы, и история дополнила бы эту картину – продолжила ее вперед, ближе к нашему времени. А рассказы о святых логично встроились бы в этот контекст.

Но нужен был стержень такого курса. Младшим школьникам нельзя читать лекции: это убьет интерес и мотивацию. Нужно что-то, предполагающее обращение к их опыту и одновременно живое участие в уроке. Так родилась идея сделать ленту времени.

Конечно, идея эта не моя и не новая: историки активно используют ее на своих уроках. И она гениальная в своей простоте, эта идея: показать движение времени на бумаге, разместить события друг за другом.

Итак, мне понадобились:

  • листы ватмана, которые я разрезала пополам вдоль;
  • клей-карандаш, чтобы склеить разрезанные листы в длинную ленту-свиток;
  • простой карандаш с линейкой, чтобы отделить изображения от подписей;
  • фломастеры, чтобы дети сами писали даты, имена и события;
  • распечатанные на цветном принтере изображения – в основном репродукции икон.

Ленту я подготовила заранее, а вот наклеивали изображения и делали подписи мы прямо на уроках, в конце каждого из них. Ребята распределялись заранее: кто клеит, кто подписывает. На эту работу я отводила примерно 5–7 минут.

Ничего особенного в самих уроках не было: вначале вспоминали то, что прошли на прошлых занятиях, потом в свободном диалоге осваивали новый материал. К каждому уроку я готовила презентацию. Это принципиальный момент: никакие красочные рассказы без картинок у младших школьников не работают. Картинки помогают представить эпоху и запомнить важное.

Лента времени Лента времени

Какие это были картинки? Во-первых, конечно, изображения святых: репродукции икон, произведений живописи и графики. Разговор о каждом святом мы начинали с импровизированного исследования: ребята смотрели на икону и размышляли, что можно сказать об изображенном человеке по его внешности, одежде, предметам у него в руках. Постепенно мы начали отличать святителей от преподобных, а мучеников от равноапостольных правителей. В конце занятия обычно снова возвращались к иконе и еще раз анализировали ее содержание.

Еще я обязательно включала в презентацию фотографии и рисунки с теми местами, где происходили события, о которых мы говорили. Сильное впечатление на ребят произвела египетская пустыня с монастырями: она совсем не похожа на ту, что в мультике про Алладина: никаких тебе барханов, камни, скалы, блеклое от зноя небо. Глядя на эти фотографии, мы составили разговор о древнем монашестве.

Большой интерес у детей вызывали картинки с реконструкциями видов древних городов – Александрии, Антиохии, Каппадокии, Константинополя, Рима. Они рассматривали дворцы, ипподромы, храмы, бани, фигурки людей, лошадей. И материал урока оживал для них. А подкрепляли впечатление современные фотографии тех мест.

На первый взгляд может показаться, что нужно говорить только о святых, только о важных для Церкви событиях, а остальное – пустая трата времени. Урок раз в неделю, он маленький, так расскажи побольше о деяниях праведников и чудесах! Я пробовала. Это плохо работает.

Если давать детям только агиографический материал, есть опасность, что они начнут воспринимать все это как сказки

Если давать детям только агиографический материал, говорить только о Священном Предании, есть опасность, что они начнут воспринимать все это как сказки. А многие и воспринимают: особенно те ребята, которые мало или совсем не ходят в храм (у нас в воскресной школе есть такие). Что для них святитель Спиридон Тримифунтский и кирпич в его руке, из которого вырывается огонь и течет вода? Как донести до них, что это не сказка, что святой был одним из тех, кто хранил и защищал истинную христианскую веру? Здесь помогает исторический материал.

Детям нравились наши уроки. Они задавали много вопросов, радовались узнаванию: «У нас дома есть эта икона!», «Мне мама про это читала!» «Я в храме видел!». А кто-то бывал в Турции и видел античные развалины, похожие на те, что я показывала на картинках. А кто-то смотрел мультик про Георгия Победоносца. А кто-то увлекается римскими легионерами и радуется, что может дополнить мой рассказ. Древняя история оживает, и этому помогает изобразительный ряд.

Перед каждым уроком дети разворачивают ленту времени. Рассматривают картинки, перечитывают подписи. Сравнивают, кто старше: святитель Николай или святитель Афанасий Александрийский? Что было раньше – Успение Пресвятой Богородицы или Первый апостольский собор?

Всеобщую историю Церкви – от Сошествия Святого Духа на апостолов до борьбы с иконоборчеством – мы освоили за два года. Я намеренно не спешила и не планировала уроки надолго: важно было посмотреть, как реагируют ребята, к чему-то вернуться, где-то задержаться. Интересно было экспериментировать: одни темы шли на ура, другие туго и энтузиазма не вызывали. Например, детям очень понравилось рассуждать о словах Тертуллиана «Кровь мучеников – семя христианства», а вот разговор про ереси и борьбу с ними был сложным и слишком абстрактным для них.

На следующий год я планирую начать изучать с этой же группой историю Русской Церкви и делать новую ленту времени. Да, мы не дошли до разделения церквей, но это и не нужно: слишком сложно для младших школьников. Достаточно того, что мы рассмотрели первые этапы формирования Церкви: от апостолов, что собирались в горнице, до христианского Константинополя. Дети подрастут и снова вернутся к этим темам, рассмотрят их уже глубже, дополнят новой информацией. Главное – сохранить живой интерес.

Мария Минаева

29 мая 2024 г.

Смотри также
Тихий вечер Тихий вечер
Две пьесы о Рождестве Христовом для воскресных школ
Тихий вечер Тихий вечер
Две пьесы о Рождестве Христовом для воскресных школ
Священник Алексий Новиков
О том, чем можно потешить – и в развлечение, и в назидание – детвору на Рождество: два сценария небольших кукольных представлений. А еще – о восстановлении храма.
Воскресная школа – не только для детей Воскресная школа – не только для детей
Свящ. Павел Гумеров
Воскресная школа – не только для детей Воскресная школа – не только для детей
Священник Павел Гумеров
Священник Павел Гумеров о задачах воскресной школы, своем опыте работы с детьми разных возрастных категорий, о недавно вышедшей книге «Закон Божий».
Как достучаться до детской души? Как достучаться до детской души?
Юлия Аксенова
Как достучаться до детской души? Как достучаться до детской души?
Юлия Аксенова
Подготовить душу ребенка, живущего в нецерковном окружении, к восприятию христианских истин, подвижничества помогают рассказы о героях, близких ему по времени, – например о героях Великой Отечественной войны. Их подвиги, да и просто страдания наших соотечественников в годы войны дают богатую пищу для размышлений юному человеку.
Комментарии
Светлана 1 июня 2024, 11:53
Спасибо большое! Сама преподавала в воскресной школе, не представляла до этого, как это трудно! Спасибо за идею "ленты времени"!
Дина29 мая 2024, 06:15
Какую важную работу Вы делаете! Господь в помощь Вам!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×