Быть русским в советском мире

К 100-летию со дня рождения В. А. Солоухина

Владимир Алексеевич Солоухин, писатель Владимир Алексеевич Солоухин, писатель 14 июня 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина. Его творчество поистине уникально; в тяжелом и горьком XX веке, когда мир исторической России исчез, сменившись миром советским, безбожным и часто бесчеловечным, Солоухин сумел не озлобиться и не сломаться под колоссальным давлением времени и власти; его книги просто потрясают своей чистотой, мудростью и невероятной красотой подлинно русского слова. И эта «особенность» не была следствием легкой судьбы, отстраненности от перипетий времени: когда Владимиру Алексеевичу не было и десяти лет, его семью раскулачили, потом была война, и он служил. Затем он стал писателем и почти интуитивно еще поначалу (сказались годы пропаганды) пошел против течения: он не мог писать оды колхозам и комсоргам, ему нужны были стихи о цветах и рассказы о душах человеческих. За это пришлось дорого платить всю жизнь – и он платил, сполна и не жалея, и продолжал свое дело, дело подлинного, не для себя, а для людей творящего писателя, русского человека и – верующего христианина. В период застоя путь к вере довольно известного писателя был непрост, но Владимир Алексеевич всей душой желал истины, и Господь открыл Себя ему. Солоухин стал бывать в Троице-Сергиевой лавре, общаться с лаврскими монахами, все больше и больше узнавать ту Россию, которую у нас отняли. И со свойственными ему искренностью и прямотой он не мог держать свои убеждения в тайне. Конечно, многое из того, что было написано в эти годы, стало возможным опубликовать только в 1990-е, но зависящее исключительно от собственной воли Солоухин делал не откладывая. В частности, открыто надел и не снял, несмотря ни на что, перстень с изображением… императора Николая II. Нетрудно догадаться, что ему говорили и что о нем писали в связи с этим. Но не превозмогли сердце человеческое, обретшее истину. Обретшее Бога.

Он не мог писать оды колхозам и комсоргам, ему нужны были стихи о цветах и рассказы о душах человеческих

… Говорят, что все самое святое воспитывается у груди материнской, в раннем-раннем детстве. Так было и с Владимиром Алексеевичем: неизвестно, как бы сложилась судьба талантливого мальчика из Владимирской глубинки, если бы не детство в глубоко верующей семье, не ранние молитвы с матерью (на которые, надо сказать, маленький Володя часто радостно вставал сам), если бы не весь этот прекрасный мир патриархальной деревенской жизни старой Руси, который Солоухин успел немного застать; пусть это были уже 1920-е годы, но, по его собственному сравнению, в поезде, который сошел с рельс, еще немного времени никто почти не знает о катастрофе. Еще несколько мгновений всё как всегда… Когда летит в пропасть целая страна, это может растянуться на несколько лет. И эти-то несколько лет Солоухин и застал в родном селе Алепино, чтобы увидеть, впитать, на каком-то глубинном уровне запомнить навсегда и неистребимо Святую Русь. Чтобы потом этот живительный чистый источник пробил все усилия безбожного мира и родил на свет удивительно прекрасные книги, которые засвидетельствуют: «Россия еще не погибла, / Пока мы живы, друзья!» И не от неведения произошла такая вера; Солоухин знал много, гораздо больше, чем большинство в то время, и все равно верил. Верил, что Россия жива и будет жить. Как у постели смертельно больной матери, смотрел он на родную страну, молился и ждал чуда. Потому что слишком любил Отчизну, чтобы поверить, что ее может не быть. А чудеса в этом мире творит именно любовь…

Широта таланта Владимира Алексеевича просто поражает. Он писал стихи – порой очень простые и нежные, как полевые гвоздики; порой потрясающе образные и изящные, порой горькие до самой последней точки – и все равно удивительно красивые.

Шла пора полыхающих спелиц,
Августовская спелая сушь;
По ночам начинались капели
Опадающих яблок и груш.

И вот уже перед мысленным взором встает тихий летний деревенский вечер, всё его простое и прекрасное спокойствие. Да и само слово «спелица» чего стоит!..

Солоухин писал рассказы – очень разные, были среди них и «похожие на свое время» литинститутовские (кого не стандартизировал вуз?), но они быстро закончились; талант перерос рамки школы, взяв от них красивую оправу и наполнив собственным, самобытным содержанием. Солоухина волновало все живое – и он писал, не стесняясь «не академических» тем. Скажем, есть у него рассказ «Девочка на урезе моря». Лирический герой снимает комнату на юге в прибрежной полосе, радушные хозяева, непритязательная атмосфера середины века… И вдруг между прочим хозяйка в разговоре упоминает, что, видно, придется избавиться от нежелательного ребенка. Герой уже готов сказать все положенные слова поддержки – и неожиданно для себя говорит: «А… не жалко?» И ребенок будет жить. Подлинным надо быть талантом, чтобы так нежно, красиво, ненавязчиво и сильно взяться за подобную тему и создать маленький, трогательный и глубокий шедевр.

«Мать-мачеха» «Мать-мачеха» Он писал романы, и читать их можно только запоем. Взять, скажем, роман «Мать-мачеха». Сюжет вам смутно что-то напомнит: молодой человек (здесь его зовут Митя Золушкин) из совсем простой среды встречает образованную прекрасную девушку и, влюбившись в нее, преодолевает все препятствия на пути туда, в высший интеллектуальный мир, становится писателем, теряет любимую… Только вот самоубийством наш «русский Мартин Иден» не покончит, хотя, доведенный до отчаяния, будет готов это сделать. Митю спасет то, чего, увы, не было у героя Джека Лондона, – любовь к Отечеству. Хотя Мите придется несказанно тяжелее, чем заокеанскому Мартину – и в идеологическом, и в физическом смысле. Ведь живет он во второй половине сороковых, в голодной еще Москве, где слишком близко ходят «каракулевые шапки»… Зато и красок в книге несказанно много – от радости только-только совершившейся победы (а Митька, к слову сказать, человек служивый) до серебристых искр поездки на санях поздним вечером. И снова, снова – мысли о России, о ее судьбе, о ее людях… И свет, и удивительная способность радоваться, как бы тяжело не было; не зря один мудрый человек сказал, что цель большевиков была убить дух русского народа. С Солоухиным не вышло, слава Богу…

«Смех за левым плечом» – это книга о дивной стране, которая еще совсем недавно была действительностью, и о том, почему ее не стало

Есть среди книг Владимира Алексеевича и мемуары – «Смех за левым плечом», как раз о тех детских годах в селе Алепино, и они поистине уникальны: согласитесь, не так-то много осталось свидетельств о жизни старой Руси не дворянских и даже не купеческих, а изнутри крестьянства! А язык, точный, богатый, изобильный, подлинно русский язык! И – по названию видно – это не просто воспоминания, ведь вспомнить можно много чего, и от мудрости автора уже зависит, будет ли эта книга «любопытнее и… полезнее истории целого народа» (Лермонтов) или просто сборничек досужих историй. Солоухин писал, помня о самом важном – смысле событий; это книга о дивной стране, которая еще недавно совсем была действительностью. О том, почему ее не стало.

«Владимирские проселки» «Владимирские проселки» Многие ли любят читать путевые заметки? Лично я, признаюсь, не очень. Но, открыв «Владимирские проселки» – книжку о том, как Солоухин с супругой бродили пешком месяца полтора по городам и весям Владимирской области, – просто не смогла оторваться. Как в обыкновенной колхозной атмосфере можно было найти настоящую, живую русскую деревню – покалеченную, конечно, но все равно живую и прекрасную? Вот Солоухин с женой встретили старичка в одной деревне, разговорились; о жизни, о деревне, конечно, которую Солоухин любил беззаветно и к которой неизбежно возвращались все его истории.

«Вдруг он [старичок] обернулся, снял картуз и широко повел рукой:

– Простору-то сколько, а?

Желто-розовые луга под порывом ветра всколыхнулись, прокатилась по ним голубая волна, словно поклонились травы старику за то, что заметил их. Дыханьем, всем существом чувствовалось, что от самой желто-розовой луговины до самого синего неба нет в воздухе ни одной пылинки, ни одной соринки – ничего вредного человеку.

– Куда уходят с этих-то воздухов! Нельзя землю бросать. – Старик вдруг возбудился, выпрямился, глаза заблестели, голос окреп. – Нельзя золото бросать. Ведь это золото, золото! – И он снова водил рукой по окрестным залогам. – Придет время, спохватятся… Все вернутся к земле. Нельзя бросать… Золото…»

А ведь можно было встретить и описать совсем других людей, другую деревню, других стариков. Воистину только любящее сердце видит по-настоящему…

Львиная доля непередаваемого очарования книг Солоухина – это способность так описывать самые обыкновенные вещи, какую-нибудь полевую былинку, которую мы чаще всего попросту не замечаем, так, что у читателя дух захватывает от восхищения. Так за всю историю литературы писали только великий Сергей Тимофеевич Аксаков – и Солоухин. Вы только послушайте:

«Своя жизнь у Скворенушки, на других непохожая. По земле разгуляются, летают сильные ветры, а у нее в буераке тихо. Держится здесь воздух из запахов смолы, грибов и лесной прели. В золотисто-зеленоватом сумраке обросшие мхами, похожие на лежащих слонов, спят валуны. Дно речушки сплошь усеяно мелкими яркими камушками. Местами вода собирается в омутки, становится черной. Водяная живность только и ждала, чтобы вода перестала струиться. Тотчас забегали по омутку водомерки, по дну его заползали ручейники, а прибрежная осотка нет-нет да и стрельнет узким, остроносым, коварным, как татарская стрела, щуренком» («Мать-мачеха»).

Есть у Владимира Алексеевича и очень сложные, тяжелые книги-откровения: «Последняя ступень», «Соленое озеро»… В них писатель рассуждает – на основе свидетельств очевидцев, собственных наблюдений, знакомства с архивными источниками – о России после революции. Книги горькие, но и в них, как ни удивительно, нет ни капли злобы. Боль – да, и очень сильная. Но ни ненависти, ни ярости. Этим зло не победить, лишь сильнее зазвучит смех за левым плечом… Помочь же и спасти может только Бог.

Солоухин – гениальный и почти единственный преемник золотой русской литературы XIX века

Солоухин – гениальный и почти единственный преемник золотой русской литературы XIX века. Его яркий и ясный язык, его светлый, меткий и добрый юмор, его потрясающая глубина неведомы скупому на чувства, жесткому прошедшему столетию. И именно они, солоухинские страницы, как живительный воздух, нужны нашему сиротливому времени; что же еще может даровать нам преемство со старой Россией, как не живое свидетельство настоящего русского человека, во всем и всегда остававшегося русским? Что, как не его светлый и мужественный патриотизм, глубинное спокойствие русского крестьянина, сильный и тонкий ум и сильная вера, которые – то в строках, то между строк – наполняют его произведения.

Елена Бутарова

14 июня 2024 г.

Комментарии
Кира21 июня 2024, 23:47
К сожалению, очень односторонняя оценка дореволюционного и советского времен. Поэт Михаил Исаковский, не менее талантливый, чем Владимир Солоухин (лично мне его стихи нравятся куда больше) и уж точно не менее любивший родину ("не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна"), родившийся также в крестьянской семье, писал о том, что до революции таким, как он, светило лишь "лапти плести да скотину пасти". При советской власти миллионы людей получили возможность учиться и изменить свою жизнь к лучшему. Объективно надо историю рассматривать.
Тамара 19 июня 2024, 19:38
Как же хорошо написано о писателе Владимире Солоухине!! После этого точно будешь его книги искать и читать!! Спасибо, Марина!! С любовью из Белоруссии!!!
Вячеслав18 июня 2024, 07:03
Насколько мне известно, советский человек совершенно спокойно мог быть и русским и татарским и чувашским. Как то у нашего водителя Назима спросили - Ты мусульманин? На что он ответил: я советский человек. И давайте вспомним, откуда идёт "человек человеку друг товарищ и брат".
Галина И.16 июня 2024, 17:01
Владимир Солоухин довольно известный писатель, и нельзя сказать, что мы здесь "открываем для себя закрома наследия". Но для кого как. Ольге: произведения писателя можно приобрести на Озоне.
Любовь Зуева16 июня 2024, 12:05
Спасибо за знакомство с великим Человеком, писателем, поэтом!
Людмила 15 июня 2024, 23:06
Спасибо за прекрасный материал! Стала читать Солоухина и слушать аудиокниги - глоток чистой воды. Прошу редакцию опубликовать " Девочку на урезе моря" - это очень сильно. Рассказ идеально подойдёт для любого ресурса, выступающего в защиту жизни: ёмко, кратко, очень доходчиво. Здесь спрашивают, где найти книги: напишите в поисковике " Владимир солоухин читать онлайн" или " аудиокниги", и найдёте много произведений этого замечательного писателя.
Наталья15 июня 2024, 22:50
Читала Черные доски, очень понравилось.
Ольга 15 июня 2024, 19:18
Добрый вечер. С удовольствием прочитала статью о В.Солоухине.Где можно приобрести его произведения?
Андрей14 июня 2024, 18:29
Никогда не читал Солоухина, и скорее всего уже не прочитаю (смоет из памяти суетой). Но прочитав этот очерк почему-то почувствовал что напился свежей, вкусной воды, без всяких добавок и примесей. Спасибо!
Геннадий14 июня 2024, 15:21
БЛАГОДАРЮ! Мать-мачеха читал в журнале. Ещё часто вспоминаю его стихи, например "Не прячьтесь люди от дождя, Вам что рубашка дороже свежести земной? В рубашке вас схоронят, належитесь..
Надежда14 июня 2024, 12:09
Какая хорошая статья - благодарю! В.А.Солоухин мой любимый писатель, его книги вызывают у меня любовь к моей России, к нашим добрым и глубоко чувствующим людям и радость от того, что так же воспринимаешь жизнь...
Елена Жданова14 июня 2024, 11:03
Спасибо большое, - "ведь это золото, золото!" - открываем для себя закрома наследия.
Марина Бирюкова14 июня 2024, 04:26
Большое спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×