Трое святых южной Англии: Дикул, Эдбурга и Сексбурга

Данная статья посвящена трем из многочисленных ранних святых южной Англии, к чьим уникальным святыням до сих пор приезжают паломники.

Святой Дикул из Бошама
Память: 18 апреля / 1 мая

О жизни святого Дикула

Карта ранних королевств в Британии по состоянию на 600 г. Карта ранних королевств в Британии по состоянию на 600 г. Святой Дикул (также Дикуилл, Дейкола; Dicul, Dicuill, Deicola) был ирландцем по происхождению и жил во второй половине VII века. Несмотря на отсутствие его полноценного жития, наследие этого святого в графстве Западный Суссекс, на самом юге Англии, все еще живо. Он был одним из тех ирландцев, которые в VII веке переехали в Англию, чтобы проповедовать Христа в ее королевствах, где тогда существовало язычество. В то время как такие святые ирландцы, как святитель Айдан Линдисфарнский (Aidan of Lindisfarne) и Фурсей Бург-Каслский (Fursey of Burgh Castle), сыграли значительную роль в христианизации англичан, святой Дикул не имел столь значительного влияния и не пытался организовать большую миссию. Но основанная им замечательная саксонская церковь в очаровательной древней деревне Бошам (Bosham) близ города Чичестер на берегу Ла-Манша, в графстве Западный Суссекс, является настоящей жемчужиной, которую посещают паломники.

Икона свт. Вильфрида Икона свт. Вильфрида Святого игумена Дикула в Бошаме с крошечной общиной из пяти или шести монахов обнаружил святитель Вильфрид (Wilfrid), просветитель Суссекса (Sussex), когда он проповедовал Евангелие в этом королевстве – последнем из ранних английских королевств, принявших Православие, – между 681-м и 686-м годами[1]. Святитель Вильфрид тоже построил церковь в Бошаме, но от нее ничего не сохранилось.

Неудивительно, что странствующие ирландские монахи оказались за пределами своей родины, поскольку добровольное изгнание ради Христа было излюбленной ирландской аскетической традицией. Кроме того, юг Англии служил сухопутным маршрутом для ирландцев, путешествовавших в континентальную Европу.

Что касается святого Дикула, некоторые ученые полагают, что он сначала проповедовал в Норфолке, в Восточной Англии, и был связан с миссией святого Фурсея, который основал монастырь в Бург-Касле, на территории древней римской крепости[2]. Интересно, что деревня Диклбург (Dickleburgh) в Норфолке, скорее всего, названа в честь святого Дикула, поскольку он, возможно, некоторое время подвизался на этом месте.

Икона прп. Ботольфа Икона прп. Ботольфа После того как свирепый король-язычник Пенда Мерсийский (Penda of Mercia) напал на Восточную Англию, и святому Фурсею со спутниками пришлось перебраться в континентальную Европу, святой Дикул, вероятнее всего, отправился на юг, в королевство Суссекс, и примерно в 670-м году основал монастырь Бошам. Среди его спутников в Бошаме, возможно, были святые братья Ботольф и Адольф (Botolph, Adolph)[3], которым тоже пришлось на время бежать из Восточной Англии. Год и дата смерти святого Дикула неизвестны. По одной версии, его могила находилась в местечке Делгани (Delgany) в графстве Уиклоу в Ирландии.

Имя святого Дикула встречается в нескольких ранних мартирологах. На сегодняшний день единственным местом его почитания является Бошам.

Троицкая церковь в Бошаме, уникальный гобелен и последний православный король Англии

Троицкая церковь в Бошаме, Западный Суссекс (источник - Wikipedia) Троицкая церковь в Бошаме, Западный Суссекс (источник - Wikipedia)

Саксонская церковь в деревушке Бошам, идиллическом месте рядом с национальным парком Саут-Даунс («Южные низины»), основанная святым Дикулом, освящена в честь Святой Троицы и сегодня используется как англиканский приходской храм. Это внушительное здание является одной из самых впечатляющих раннеанглийских церквей Великобритании. Первоначальные церковь и монастырь, основанные святым Дикулом, были деревянными и меньшего размера, а нынешнее строение из камня – в основном позднесаксонское, со многими норманнскими дополнениями.

Алтарная арка Троицкой церкви в Бошаме, Западный Суссекс Алтарная арка Троицкой церкви в Бошаме, Западный Суссекс Внутри храма до сих пор царит атмосфера святости. Высокая, великолепная алтарная арка – одна из главных его достопримечательностей. Эта арка (вместе с самой церковью) изображена на знаменитом Гобелене из Байё – прекрасно сохранившемся уникальнейшем гобелене 70 метров в длину и 0,5 метров в ширину, созданном в технике вышивки шерстяными нитями по льняной ткани, на котором в 70 сценах показаны события, предшествовавшие Нормандскому завоеванию Англии, а также битва при Гастингсе 1066 года. Этот потрясающий шедевр был изготовлен, скорее всего, между 1066-м и 1077-м годами в Англии для епископа Одо из Байё в Нормандии. Ныне он хранится в музее города Байё (Bayeux) в Нормандии, на северо-западе Франции, а в музее города Рединг (Reading) английского графства Беркшир есть его точная копия.

Битва при Гастингсе. Гобелен из Байё (фото - Wikipedia) Битва при Гастингсе. Гобелен из Байё (фото - Wikipedia)

Алтарь храма в Бошаме был построен в три этапа: саксонский, нормандский и средневековый (раннеанглийский готический стиль). Нетронутая крипта этого храма XIV века с мемориальной часовней в честь Всех Святых является местом для молитвы и размышлений о трудах первых проповедников Православия в этой области – святых Дикула и Вильфрида. Купель относится к концу XII века. Из четырех этажей колокольни три саксонские, а один нормандский. Церковь славится своими музыкальными традициями.

Король Гарольд со свитой едет в Бошам перед отправкой в Нормандию. Сцена из Гобелена из Байё (источник - Wikipedia) Король Гарольд со свитой едет в Бошам перед отправкой в Нормандию. Сцена из Гобелена из Байё (источник - Wikipedia)

В 1121-м году епископ Эксетера (Exeter) основал в Бошаме колледж с деканом и секулярными канониками (священниками), поставив его в зависимость от своей епархии (хотя Бошам всегда находился на территории епархии Чичестера). С тех пор более 700 лет алтарь храма использовался колледжем как часовня, а неф – как приходская церковь, что вызывало споры. Наконец, в 1840-м году Троицкая церковь полностью перешла под юрисдикцию епархии Чичестера.

Крипта Троицкой церкви в Бошаме, Западный Суссекс (источник - Wikimedia Commons) Крипта Троицкой церкви в Бошаме, Западный Суссекс (источник - Wikimedia Commons)

Бывший сторожевой дом аббатства Баттл, Восточный Суссекс Бывший сторожевой дом аббатства Баттл, Восточный Суссекс По одной версии, в Троицкой церкви Бошама похоронен Гарольд II Годвинсон (1022–1066), последний англосаксонский (и православный) король Англии (однако также есть версия, что его останки покоятся в церкви аббатства Уолтем (Waltham) в Эссексе). Гарольд правил страной всего 9 месяцев после смерти короля Эдуарда Исповедника в начале 1066 года, но за свое короткое правление он столкнулся с двумя вторжениями. Сначала он оказал сопротивление своему брату Тостигу и норвежскому королю Харальду Суровому в битве при Стамфорд-Бридже, но затем был убит стрелой в глаз, а его армия потерпела поражение от Вильгельма I Завоевателя в решающей битве при Гастингсе (ныне графство Восточный Суссекс). Так Англия была завоевана норманнами и насильственно стала католической. На месте той роковой битвы в 1094-м году был основан бенедиктинский монастырь – аббатство Баттл («battle» – «битва» в переводе с английского) в честь Святителя Мартина Турского. Монастырь в 1538-м году был распущен в процессе Реформации, от него остались руины, а целиком сохранился лишь бывший сторожевой дом. Считается, что престол бывшей монастырской церкви находился точно на том месте, где был убит король Гарольд. Помимо руин, здесь действует центр для посетителей, в котором показывают фильм об истории этого места, демонстрируют найденные артефакты и проводят экскурсии. Руины аббатства находятся в нескольких километрах от города Гастингс. В последние годы в годовщину битвы при Гастингсе, 14/27 октября, представители православного духовенства приезжают совершать панихиду по православным англичанам, павшим на этом поле битвы в 1066-м году, когда трагически оборвалась православная страница истории этой страны.

Гибель короля Гарольда. Сцена из гобелена из Байё (источник - Wikipedia) Гибель короля Гарольда. Сцена из гобелена из Байё (источник - Wikipedia)

Интересно, что дочь Гарольда II, принцесса Гита, вскоре после завоевания Англии норманнами прибыла в Киевскую Русь и вышла замуж за князя Владимира II Мономаха, став представительницей русской династии Рюриковичей (Гита по мужу была княгиней Смоленской, Черниговской и Переяславской, но так и не стала княгиней Киевской, скончавшись в 1098-м или 1107-м году, тогда как Владимир Мономах стал Великим князем киевским в 1113-м году). Среди их детей были: святой князь Мстислав I Великий, Киевский; князья Изяслав Муромский, Святослав Переяславский, Великий князь Киевский Ярополк II, Великий князь Киевский Вячеслав I и, возможно, Великий князь Киевский Юрий Долгорукий – основатель Москвы. Эта прямая связь донормандской (православной) английской династии Уэссекса с Рюриковичами имеет большое духовное значение.

Граф Годвин Уэссекский, отец Гарольда, в первой половине XI века сколотил свое состояние в основном в Суссексе, включая принадлежавшее ему поместье Бошам, поэтому вполне логично предположить, что саксонская церковь Святой Троицы была сохранена его усилиями.

Еще одно предание связано с естественной гаванью Бошама. Возможно, именно здесь новообращенный в христианство король Англии, Норвегии и Дании – датчанин Кнуд Великий (правил в 1017–1035 гг.) – преподал урок своим не в меру льстивым придворным. Когда те провозгласили, что их правитель настолько велик, что ему должно покоряться даже море, Кнуд воссел на своем троне на берегу моря и продемонстрировал им свою неспособность остановить прилив, сказав, что «власть королей пуста и бесполезна, и лишь по Божией воле небо, земля и все стихии подчиняются вечным законам».

Поскольку некоторые части церкви в Бошаме выглядят очень «римскими», а в этом районе было найдено множество римских построек и артефактов, да и знаменитый римский дворец в Фишборне (Fishbourne) находится совсем рядом, некоторые предполагают, что церковь Святой Троицы является бывшей римской базиликой, но не существует документальных и археологических свидетельств, подтверждающих эту теорию. В любом случае это одна из самых ранних сохранившихся церквей во всей Англии. Еще одна легенда гласит, что римский Император Веспасиан (правил в 69–79-м гг. н.э.) имел резиденцию в Бошаме, но, опять же, этому нет никаких доказательств.

Преподобная Эдбурга Бистерская
Память: 18/31 июля

О жизни преподобной Эдбурги

Святая Эдбурга (Edburgh, Edburga, Eadburgh) была одной из нескольких святых дочерей упомянутого выше короля-язычника Пенды Мерсийского, правившего с 626 по 655 год. Хотя он был воинственным правителем, ставшим причиной мученической смерти нескольких христианских королей других мелких государств, он терпимо относился к новообращенным христианам у себя в стране – при условии, что они на деле исповедовали свою веру.

О святой Эдбурге известно немного. Она родилась примерно в 620-м году и большую часть своей жизни была монахиней

О святой Эдбурге, к сожалению, известно немного. Она родилась примерно в 620-м году и большую часть своей жизни была монахиней. Святая дева подвизалась вместе со своей сестрой Эдитой, вероятно, основав монастырь в Эйлсбери (Aylesbury) на месте нынешнего Бакингемшира или, по другой версии, в Аддербери (Adderbury; «укрепленное место Эдбурги») на месте нынешнего Оксфордшира. Поздние источники называют ее игуменьей. Возможно, святая Осита[4] (Osyth), которую почитали в Эйлсбери и которой до сих пор посвящен святой источник в Биртоне (Bierton) в Бакингемшире, была племянницей и ученицей святой Эдбурги. Эдбурга мирно преставилась ко Господу около 650 года в возрасте тридцати лет. Ее имя встречается в нескольких ранних литаниях и в даремской Liber Vitae («Книге жизни») IX века.

Почитание преподобной Эдбурги в Бистере

Церковь Св. Эдбурги в Бистере, Оксфордшир (взято с Britishlistedbuildings.co.uk) Церковь Св. Эдбурги в Бистере, Оксфордшир (взято с Britishlistedbuildings.co.uk)

В 1182-м году мощи святой Эдбурги были перенесены из Аддербери в новоучрежденный католический Августинский монастырь в Бистере (Bicester; графство Оксфордшир), посвященный Пресвятой Богородице и святой Эдбурге. С тех пор к раке из пурбекского мрамора (с полуострова в графстве Дорсет) с мощами святой Эдбурги приезжали многочисленные паломники. Однако в 1500-м году по указу Папы Римского большая часть ее мощей была перевезена во Фландрию, а оставшаяся часть, как полагают, была спрятана во время Реформации, начавшейся вскоре после этого. Поскольку монастырь в Бистере никогда не был богатым, он был одним из первых закрыт представителями короля Генриха VIII.

В центре средневекового рыночного города Бистер на северо-востоке Оксфордшира сохранились лишь остатки монастыря Богородицы и святой Эдбурги, но действует средневековая англиканская приходская церковь, освященная в честь Святой Эдбурги. Эта церковь впервые упоминается в 1104-м году. Монастырь на протяжении веков снабжал эту городскую церковь духовенством и значительно расширил ее. Почти все средневековые витражи этого храма были утрачены в результате удара молнии в 1765-м году, но сегодня в церкви можно полюбоваться прекрасными викторианскими витражами. В викторианскую эпоху церковь была восстановлена, и в ней установлена великолепно украшенная деревянная перегородка. Приход этого храма ежегодно празднует память своей небесной покровительницы.

Церковь Архангела Михаила в Стантон-Харкорте, Оксфордшир (фото Ирины Лапа) Церковь Архангела Михаила в Стантон-Харкорте, Оксфордшир (фото Ирины Лапа) Первая деревянная приходская церковь на месте нынешнего Бистера была основана еще в середине VII века, вероятно, духовными преемниками святителя Бирина (Birinus), просветителя королевства Уэссекс. Археологические раскопки выявили существование большого саксонского кладбища. В Средние века в Бистере находился целебный источник Святой Эдбурги. Одна из начальных школ этого быстро развивающегося города носит имя Святой Эдбурги.

В 2011-м году археологи заявили, что они, вероятно, обнаружили часть мощей преподобной Эдбурги под жилым домом в Бистере. По сообщениям СМИ, рабочие обнаружили свинцовый гроб с человеческими костями и остатками одежды. Рядом с ним также было найдено 13 скелетов, предположительно XIV века. Была выдвинута версия, что это останки местных средневековых монахов. Планировалось провести радиоуглеродный анализ останков, чтобы установить, в какое время жили эти люди. Археологи были почти уверены, что останки лежали на месте трансепта бывшей монастырской церкви.

Чудом спасенная рака святой Эдбурги в Стантон-Харкорте

Бывшая рака Прп. Эдбурги в церкви Архангела Михаила в Стантон-Харкорте, Оксфордшир (фото Ирины Лапа) Бывшая рака Прп. Эдбурги в церкви Архангела Михаила в Стантон-Харкорте, Оксфордшир (фото Ирины Лапа) Однако особенно помнят и почитают эту святую в оксфордширской деревне Стантон-Харкорт (Stanton Harcourt), расположенной в 25 километрах от Бистера и в нескольких километрах к западу от Оксфорда, где в нормандской церкви в честь Архистратига Михаила до сих пор хранится ее великолепная рака из пурбекского мрамора (где некогда покоились ее мощи), которую посещают паломники. Как и все средневековые раки страны, она состоит из нижней части (основания) и верхней – непосредственно реликвария, в котором хранились святые мощи. Нижняя часть датируется 1320-м годом или более ранним временем.

В 1537-м году Саймон Харкорт, шериф Оксфорда, ответственный за снос монастырской церкви в Бистере, героически спас раку святой Эдбурги, перенеся ее из Бистера в Стантон-Харкорт. Эта святыня находится в нише у северной стены алтаря, рядом с Главным престолом, а над ней – хоругвь святой Эдбурги. Поскольку любые реликвии в стране находились под строжайшим запретом, подвиг Саймона Харкорта вскоре забыли – долгое время в церкви раку святой принимали за Пасхальный гроб[5]. Рака была идентифицирована лишь в 1935-м году одним экспертом по геральдике. Могила спасшего эту святыню Саймона Харкорта расположена в южном трансепте храма.

Королева Аделиза или прп. Этельдреда на перегородке церкви Архангела Михаила в Стантон-Харкорте, Оксфордшир (предоставила Gillian Salway) Королева Аделиза или прп. Этельдреда на перегородке церкви Архангела Михаила в Стантон-Харкорте, Оксфордшир (предоставила Gillian Salway) В церкви Святого Михаила паломники также могут полюбоваться старейшей сохранившейся в стране деревянной крестной перегородкой (некоторое подобие православного иконостаса), которая отделяет алтарь от нефа. После Реформации большинство церквей отказались от таких перегородок, но некоторые все же сохранились. Перегородка в Стантон-Харкорте настолько древняя, что даже рака святой Эдбурги моложе ее! В правой части перегородки находятся две интересные панели, которые ускользнули от внимания пуритан, фанатично уничтожавших любые святыни в ходе Реформации. Из них выделяется потемневшее изображение женщины в монашеском одеянии и с короной: скорее всего, это королева Аделиза (ок. 1103–1151), вторая жена короля Генриха I, владелица поместья Стантон-Харкорт, которая позднее удалилась в аббатство Аффлиген (Брабант, ныне Бельгия). По другой версии, это может быть изображение преподобной Этельдреды Илийской (Etheldreda of Ely) или преподобной Фридесвиды Оксфордской (Frideswide of Oxford). Однако по приказу именно королевы Аделизы была построена эта церковь в 1130-м году. Храм имеет черты нормандского, перпендикулярного и раннеанглийского стилей. В лондонской галерее Тейт (крупнейшее в мире собрание британского искусства) представлен рисунок великого английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775–1851) «Интерьер церкви Св. Михаила в Стантон-Харкорте, Оксфордшир, вид на восток».

В церкви Свв. Марии и Эдбурги в Страттон-Одли, Оксфордшир (предоставлено приходским администратором) В церкви Свв. Марии и Эдбурги в Страттон-Одли, Оксфордшир (предоставлено приходским администратором)

Эта деревня на протяжении примерно 900 лет тесно связана с семьей Харкорт. У семьи рядом есть особняк с собственной часовней.

Наконец, приходская церковь в деревне Страттон-Одли (Stratton Audley) на северо-востоке Оксфордшира освящена в честь Святых Марии и Эдбурги (XII век с более поздними добавлениями). Преподобную Эдбургу Бистерскую не следует путать с несколькими другими ранними английскими святыми с тем же именем.

Преподобная Сексбурга Минстерская, игуменья Илийская
Память: 6/19 июля

Сексбурга – королева, монахиня и игуменья

Витраж прп. Сексбурги (предоставлено приходом Минстер) Витраж прп. Сексбурги (предоставлено приходом Минстер) Святая Сексбурга (также Саксбурга; Sexburga, Seaxburgh, Saxburga) родилась около 625 года, а преставилась ко Господу около 700 года. Она была старшей дочерью праведного короля Анны Восточноанглийского (правил в 635–654 гг.) и имела несколько святых сестер: это преподобные Этельдреда Илийская, Этельбурга из Фармутье (Галлия; Ethelburgh of Faremoutiers), Витбурга Холкхэмская (Withburgh of Holkham) и Сетрида из Фармутье (Sethrid). Существует несколько поздних версий ее жития, одна из которых была написана в начале XII века.

Святая Сексбурга в юном возрасте вышла замуж за Эрконберта, короля Кентского (Erconbert; правил в 640–664 гг.), и родила от него двух сыновей, которые позже тоже правили Кентом (Эгберт I и Хлотхер), а также двух дочерей – святых Эрменгильду (Ermenhild) и Эрконготу (Ercongotha). Будучи королевой Кента, она была известна своим благочестием и смирением и построила монастырь Минстер (Minster) на острове Шеппи (Isle of Sheppey), а также, вероятно, церковь в Милтон-Реджисе (Milton Regis). Обитель стала очень знаменитой – монахини и девы молились в ней и посещали службы днем и ночью.

Согласно преподобному Беде Досточтимому (Venerable Bede), который писал об этой королевской чете в своей «Церковной истории народа англов», Эрконберт был первым англосаксонским королем, который приказал уничтожить всех языческих идолов и повелел своим поданным соблюдать Великий пост. В «Англосаксонской хронике» (древнейшая летопись Англии, охватывающая период с 495 по 1154 год) говорится, что он был первым английским правителем, установившим празднование Пасхи по всему королевству. Эрконберт назначил святого Деусдедита (Deusdedit) из народа саксов Архиепископом Кентерберийским (первый Предстоятель Английской Церкви, который не был иностранцем).

Овдовев в 664-м году ( Эрконберт умер во время эпидемии чумы – в то время пандемии свирепствовали очень часто), святая Сексбурга некоторое время была регентом при своем малолетнем сыне Эгберте, а затем стала монахиней или, возможно, настоятельницей основанного ею монастыря Минстер, пожертвовав на него средства и собрав общину из 75 сестер. Вероятнее всего, постриг над ней совершил святой Архиепископ Феодор Кентерберийский, грек по национальности. Святая Сексбурга желала вести тихую жизнь, но в 679-м году, после смерти своей сестры преподобной Этельдреды (снова от чумы), настоятельницы двойного монастыря[6] в Или в Восточной Англии, святой пришлось переехать в Или и стать его следующей настоятельницей.

Аббатство Минстер, Кент (предоставлено приходом) Аббатство Минстер, Кент (предоставлено приходом)

Дочь Сексбурги, святая Эрменгильда, вступила в обитель Минстер и, по одной версии, позднее сменила свою мать на посту игуменьи.

В 695-м году опытная настоятельница святая Сексбурга организовала открытие и перенесение нетленных мощей преподобной Этельдреды. Она управляла Илийской обителью более 20-ти лет и мирно преставилась ко Господу 6 июля в весьма преклонном возрасте.

Внутри церкви аббатства Минстер, Кент (предоставлено приходом) Внутри церкви аббатства Минстер, Кент (предоставлено приходом)

Посмертное почитание

Первое перенесение мощей преподобной Сексбурги было организовано святителем Этельвольдом Уинчестерским (Ethelwold) в X веке, а в 1106-м году состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Этельдреды, Сексбурги, Витбурги и Эрменгильды в Илийский кафедральный собор-монастырь[7]. Мощи Сексбурги находились к востоку от мощей Этельдреды. Мощи всех этих святых и их раки были уничтожены в XVI веке во время Реформации, хотя небольшая часть мощей святой Этельдреды и фрагменты реликвариев чудом сохранились до наших дней.

Мощи всех этих святых и их раки были уничтожены в XVI веке во время Реформации

Святая Сексбурга представлена на скульптурных сценах, изображающих житие святой Этельдреды в Илийском кафедральном соборе. Святая королева, монахиня и игуменья Сексбурга была почитаема многими за ее труды и вклад в распространение христианства и монашества в Кенте и Восточной Англии. Многие другие женщины королевских кровей и жены правителей той эпохи вдохновлялись ее примером и, овдовев, принимали монашеский постриг, основывали обители и становились их игуменьями. Роль этой святой в распространении благочестия в ранней Англии трудно переоценить. Ее имя встречается во многих позднесаксонских литаниях. Преподобную Сексбургу обычно изображают игуменьей с короной и пальмовой ветвью. Она изображена на витражах некоторых приходских церквей и в Честерском кафедральном соборе.

Теперь скажем несколько слов о двух святых дочерях преподобной Сексбурги.

О жизни святых Эрменгильды и Эрконготы

Святая Эрменгильда (память: 13 февраля) родилась в 640-х годах и преставилась ко Господу в начале VIII века. О жизни этой святой можно узнать из сборника, составленного в XI веке, под названием «Легенда королевства Кент» (несмотря на такое название, рукопись считается достоверной). В юном возрасте Эрменгильда вышла замуж за короля Мерсии (центральная Англия) Вульфхера (Wulfhere; сына печально известного короля Пенды; правил в 657–675 гг.) и обратила его в христианскую веру. В браке с Вульфхером у Эрменгильды родилась дочь – преподобная Вербурга Честерская (Werburgh of Chester; она управляла несколькими обителями в Мерсии, Восточной Англии и Кенте), а также сыновья – будущий король Мерсии Кенред (Coenred; правил в 704–709 гг. и окончил свои дни монахом) и святые королевичи Вульфхад и Руффин (Wulfhad and Ruffin), которые в раннем возрасте приняли мученическую кончину.

Эрменгильда приложила огромные усилия, чтобы изменить мировоззрение и образ жизни мерсийцев и искоренить остатки идолопоклонства

Эрменгильда приложила огромные усилия, чтобы изменить мировоззрение и образ жизни мерсийцев, которые незадолго до этого обратились из язычества в христианство, и искоренить даже остатки идолопоклонства. Как и ее мать, своим примером, состраданием и добротой святая Эрменгильда завоевала любовь многих подданных.

После смерти Вульфхера в 675-м году Эрменгильда приняла монашеские обеты в обители Минстер на острове Шеппи (Минстер-ин-Шеппи), где прожила несколько лет со своей матерью и, скорее всего, сменила ее на посту настоятельницы, когда та перебралась в Или. Хотя, как и Сексбурга, преподобная Эрменгильда мечтала о тихой монашеской жизни, позже ей тоже пришлось переехать в Или, где после смерти Сексбурги она стала третьей игуменьей этого великого монастыря. К сожалению, о деятельности Эрменгильды в должности игуменьи сохранилось мало сведений, но доподлинно известно, что в Средние века ее почитание было велико. Ее дочь святая Вербурга на короткое время сменила ее в качестве настоятельницы. Имя Эрменгильды встречается в нескольких позднесаксонских литаниях.

Святая Эрконгота († ок. 660; память: 21 февраля) еще девочкой была отправлена в монастырь Фармутье в Галлии из-за нехватки монастырей в Англии в то время. Там она стала монахиней под руководством своей тетки, святой Этельбурги, но скончалась совсем юной. Преподобный Беда особенно отмечал добродетели Эрконготы и рассказывал, что с этой святой девой было связано много чудес и знамений. В ту ночь, когда она перешла в вечность, все в монастыре слышали пение ангелов и видели неземной свет, нисходящий с небес. Она была похоронена в монастырской церкви во имя Святого Первомученика Архидиакона Стефана.

Церковь Святой Сексбурги в Минстере на «острове овец»

Остров Шеппи (его название означает «остров овец») – это остров у северного побережья графства Кент рядом с устьем Темзы, отделенный от «большой земли» узким проливом Свейл. Одним из его главных городов является Минстер (также Минстер-он-Си) на северном побережье с населением 21 тыс. человек, где молитва непрерывно творится уже более 1300 лет. В VII веке монастырь Минстер был одним из отдаленных, но значимых форпостов христианства в Англии, хотя сейчас это уже не монашеская обитель, а большая приходская церковь в центре города, с особой атмосферой внутри.

В VII веке монастырь Минстер был одним из отдаленных форпостов христианства в Англии

Монастырь Минстер был разграблен викингами в 855-м году, а позже восстановлен с сохранением большей части первоначальных построек, но в 1052-м году снова пострадал – на этот раз от рук графа Годвина. После завоевания Англии норманнами король Вильгельм I частично перестроил церковь и разрешил монахиням из Ньюингтона (Newington) здесь подвизаться, но община влачила жалкое существование. Впоследствии, в 1120-е годы, община была преобразована в женский католический монастырь. Монастырская церковь имела необычную планировку: она состояла из двух примыкающих друг к другу церквей: северной, саксонской, – для монахинь, и более поздней южной – для прихожан. Сейчас эти две части по-прежнему разделены стеной из ряда арок, образуя единое большое здание. В Средние века арки закрывали занавесками.

Обитель Минстер была распущена при короле Генрихе VIII; вскоре большинство монастырских построек было снесено, но двойная церковь сохранилась. С тех пор она используется как англиканский приходской храм. Ее официальное название – Церковь аббатства Пресвятой Девы Марии и святой Сексбурги (единственная церковь в мире, носящая ее имя), или просто «аббатство Минстер». Здание храма построено из кремня и щебня. Поскольку на острове Шеппи не было камня, материалы доставлялись по реке Медуэй (Medway) и Свейлу из Кана в Нормандии. Северо-восточная, старейшая, часть церкви (алтарная часть в северной половине церкви) также известна как «придел Святой Сексбурги». Она содержит много материалов и фрагменты окон саксонского периода, а также немного римской плитки, что делает ее одной из самых ранних сохранившихся каменных церквей в Англии. Южная часть – бывшая городская приходская церковь (южный алтарь и неф с притвором) – датируется XII веком и более поздним временем. Основной архитектурный стиль – раннеанглийский готический.

В церкви когда-то находилась необычная скульптура Мадонны с Богомладенцем XII века – сейчас она хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Среди достопримечательностей храма – прекрасная дубовая перегородка XII века (которая идет с севера на юг, отделяя придел Святой Сексбурги от северного нефа), остатки средневековой фрески с изображением святителя Николая, витраж с изображением святой Сексбурги, установленный к бриллиантовому юбилею королевы Виктории (в 1897-м году), витражи XIX века и другие памятники разных эпох. Колокольня строилась в XV веке и не была достроена из-за Реформации.

Бывший монастырский сторожевой домик теперь используется как музей. В окрестностях церкви существуют три источника, расположенные у сторожевого домика обители, под магазином на главной улице города Minster High Street и в саду одного частного дома на улице Falcon Gardens. Последний из них называется «Источник игуменьи» и тесно связан с преподобной Сексбургой. Согласно местным преданиям, святая Сексбурга и ее монахини хорошо разбирались в лечебных свойствах окрестных источников, а также лечебных травах, и благодаря этим знаниям лечили местных жителей от различных недугов. Аббатство Минстер является прототипом церкви из нескольких глав романа Чарльза Диккенса «Лавка древностей», основанного на впечатлениях автора от его пребывания в Минстере.

Святые Дикул, Эдбурга и Сексбурга, молите Бога о нас!

Дмитрий Лапа

31 июля 2024 г.

[1] «…Он (Вильфрид) отправился в провинцию южных саксов, которая простиралась к юго-западу от Кента на 7000 фамилий до самых западных саксов. В то время ее жители все еще пребывали в путах язычества, и Вильфрид стал учить их вере и творить Крещение во спасение. Королем этого народа был Эдильвалк, который незадолго до того был крещен в Мерсии в присутствии Вульфхера, ставшего у купели его крестным отцом. В награду за Крещение Вульфхер даровал ему две области, а именно остров Векту (Уайт) и провинцию Меонвар в земле западных саксов. С одобрения и к великой радости короля, епископ очистил его дуксов и воинов в святой купели Крещения, а священники Эппа, Падда, Бургхельм и Эдди тогда же или после крестили весь остальной народ. Королева же, которую звали Эфа, крестилась еще у себя на родине, в провинции Хвисса. Она была дочерью Энфрида, брата Энхера; оба они были христианами, как и их народ. Кроме нее, никто из южных саксов не знал Божьего имени и веры. Жил, однако, среди них некий монах из народа скоттов (ирландцев) по имени Дикул; он основал в местности Босанхем, окруженной лесами и морем, маленькую обитель, где пять или шесть братьев в смирении и бедности служили Господу. Но никто в тех краях не захотел следовать им или слушать их проповеди. Обращением этого народа епископ Вильфрид спас его не только от бедствий вечного проклятия, но и от земной смерти и жестокого разорения. Ибо три года до его прибытия в провинцию там не выпадало ни капли дождя, и жесточайший голод терзал людей, истребляя их без жалости… Но с того самого дня, когда народ принял Крещение, пошли тихие, но обильные дожди, земля ожила, поля вновь зазеленели и настало счастливое и плодоносное время» – так прп. Беда Досточтимый в «Церковной истории народа англов» описывает жизнь в королевстве Суссекс, когда в нем подвизался св. Дикул (https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/tserkovnaja-istorija-naroda-anglov/4).

[2] О жизни и миссии святого Фурсея можно прочитать здесь: https://pravoslavie.ru/97437.html

[3] Прп. Ботольф является одним из величайших английских святых миссионеров VII века. В Западном Суссексе ему посвящены сельские приходы в Ботолфс (Botolphs; построенная им саксонская церковь, в которой сохранились уникальные фрески середины X века, включая и потускневшее изображение самого Ботольфа в епископском облачении и с архиерейским жезлом) и Хардхаме (Hardham; в этом храме прекрасно сохранились многочисленные яркие фрески XII века, изображающие Благовещение, Рождество Христово, волхвов, избиение младенцев, бегство в Египет, Христа в виде агнца в окружении ангелов, Рай и ад). Но главные труды Ботольфа проходили в Восточной Англии, где самыми знаменитыми связанными с ним святыми местами являются церковь Св. Ботольфа в городе Бостон (Boston) графства Линкольншир с одной из самых высоких церковных колоколен страны; церковь аббатства Свв. Марии и Ботольфа в Торни (Thorney) графства Кембриджшир на месте древнего монастыря; церковь Св. Ботольфа в деревне Икен (Iken) графства Суффолк на месте монастыря, где Ботольф был игуменом и где также сохранился саксонский крест; и церковь Св. Ботольфа в Хадстоке (Hadstock) в графстве Эссекс с освященным в честь него источником на месте построенного им храма. Сведений о жизни его брата св. Адольфа почти не сохранилось.

[4] Современные историки отождествляют эту святую с мученицей Оситой Чичской, которая была королевой Эссекса, а затем монахиней. Ее до сих пор глубоко почитают в деревне Сент-Озит (St Osyth) близ города Колчестер графства Эссекс. Здесь сохранились руины средневекового монастыря, носившего ее имя (особенно выделяется бывший сторожевой дом), а также действует построенная в 1118-м году на месте смерти мученицы приходская церковь Петра и Павла, в которой ежегодно празднуется ее память.

[5] В средневековых английских церквях Пасхальным гробом (Easter sepulchre) называли особый ящик – принадлежность средневекового католического ритуала, символически повторявшего погребение Христа: в Великую Пятницу освященную гостию, обернутую льняной плащаницей, опускали в Пасхальный гроб, где она пребывала до дня Воскресения Христова.

[6] Двойные, или смешанные монастыри, в которых монахи и монахини жили в разных общинах, но молились в одной церкви, были распространенным явлением в древней Англии и других странах в те времена. В Британии обычно такими монастырями управляли игуменьи.

[7] Многие из нынешних величественных, огромных древних кафедральных соборов Англии в Средние века имели одновременно статус собора и монастыря. Эта уникальная практика в стране появилась во многом благодаря упомянутому в статье святителю Этельвольду.

Комментарии
Ирина16 ноября 2024, 11:40
Большое спасибо автору за его труд. Очень интересно и познавательно, узнаешь много нового о святых и их житии. Спасибо, жду новых статей
Родион31 июля 2024, 23:03
Сонм святьiх... как звездное небо. И во всех славится Господь!
р.Б.Сергий31 июля 2024, 07:17
Огромная благодарность за написание и публикацию этих малоизвестных фрагментов распространения православия .
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×