Митрополит Марк (Арндт): «В Беслане дети проявили поистине христианский дух в страдании»

В первые сентябрьские дни, когда мир звенит от праздничных первых звонков нового учебного года, в Беслане звучат колокола памяти. Здесь поминают детей и взрослых, 20 лет назад ставших жертвами нападения террористов на школу №1. В траурных мероприятиях принял участие Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт), который поделился своими ощущениями.

Митрополит Марк (Арндт) в Беслане 3 сентября 2024 г. Фото: blagos.ru Митрополит Марк (Арндт) в Беслане 3 сентября 2024 г. Фото: blagos.ru

– Владыка, что вы чувствовали, участвуя в траурных богослужениях?

– Я чувствовал, что люди все еще… Нет, наверное, нельзя сказать «все еще»… Люди до сих пор потрясены, сейчас, как и тогда. Несмотря на то, что прошло уже много времени, раны еще не зажили.

К сожалению, очень немногие люди нашли дорогу в Церковь. Я понимаю, что многие из них, возможно, мусульмане и ходят в мечеть, но христиан очень мало. И это не вселяет надежду.

В течение всех этих трех дней весь Беслан погрузился в тишину. Не звучала музыка, не было никаких развлекательных мероприятий. И это очень хорошо, меня поразило это. Однако в то же время я не чувствовал, если так можно сказать, запрос на мудрость, которая нам нужна, чтобы преодолеть трагедию и не только думать о том, как предотвратить подобные события в будущем, но и искать основу этих событий в наших собственных душах. Ведь все в жизни происходит неслучайно. То, что случилось, стало следствием нашего нерадивого отношения к собственным корням, христианским истокам.

То, что случилось, стало следствием нашего нерадивого отношения к собственным корням, христианским истокам

Северная Осетия – прежде всего, христианская земля, христианство стало там главной религией много веков назад и вытеснялось оттуда только в последнее столетие, когда люди стали забывать собственные корни.

Но в то же время многие дети тогда проявили поистине христианский дух в своих страданиях. Когда идешь по кладбищу в Беслане и видишь их могилы, ты понимаешь, что уже не можешь помочь. Но ведь есть дети, родители, учителя, которые выжили. И мы стараемся сделать для них что-то. Когда я говорю «мы», то в первую очередь имею в виду монахинь из православных монастырей. Наша Германская епархия построила в Северной Осетии реабилитационный центр для детей и матерей, которые выжили и теперь нуждаются в психологической и духовной поддержке. Конечно, основная часть этой работы легла на плечи сестер, и мы продолжаем ее не только для того, чтобы сохранить память о погибших, но и показать оставшимся в живых, что есть духовная основа, на которой можно строить жизнь.

– Почему вы решили приехать в Беслан? Чем это важно для вас?

– Я был в Беслане 20 лет назад, вскоре после трагедии, и видел, в чем люди нуждаются. И сейчас, два десятилетия спустя, я чувствую, что всем нам еще предстоит проделать много работы. Поэтому для меня было естественным приехать, несмотря на мой возраст и на то, что сделать это сейчас крайне трудно (нужно добираться через Турцию или другие страны). Я приехал, чтобы поддержать этих уже немолодых женщин, потерявших тогда детей, и молодежь, которой тогда еще даже не было на свете.

Фото: blagos.ru Фото: blagos.ru – Вы родились в Германии во время Второй мировой войны и ребенком видели смерть. Для вас это было чем-то личным – почтить память этих детей?

– Я рос во время войны, видел весь этот ужас. Я видел советскую оккупацию Восточной Германии, попытки лишить нас, немцев, национального самосознания. Но уже тогда я нашел поддержку взрослых, которая помогла мне не принять это как основу жизни.

– Что чувствует священник, когда приходится отпевать детей, так нелепо выдернутых из жизни?

– Прежде всего, мы по-человечески чувствуем боль, адскую боль. Но одновременно мы вспоминаем Вифлеемских младенцев. Мы вспоминаем, что Господь берет к Себе таких детей, когда считает это правильным и нужным. И мы понимаем, что это жертва, которая приносится для будущих поколений, чтобы они не только уважали ближнего, но и любили Бога и ближнего.

Сейчас мы видим, как мало наши современники понимают это. Люди ожесточены, у них нет основы, на которой можно строить что-то положительное. Очень важно изменить такую ситуацию.

– Вы упомянули Вифлеемских младенцев. Бесланские дети теперь тоже ангелы?

– Мы так думаем. Мы уповаем, что Господь взял их к себе для этого.

– А мы можем простить тех, кто убил? Должны ли? И если да, то как это сделать?

– Принять Христа, принять Евангелие как дорогу нашей жизни, и не смотреть, кто виноват или прав. Мы все виноваты и все в какой-то мере невиновны. Мы грешим на каждом шагу. А кто из нас умеет по-настоящему прощать? Недавно в церкви мы слышали на литургии Евангелие об этом, и должны обращать внимание на то, что прощать – недостаточно. Важно любить грешника. Не грех, а именно грешника – это большая разница, которую мы всегда должны видеть. Да, Господь принимает нас всех. И тех, у кого больше долгов, Он принимает точно так же, как и тех, у кого этот долг меньше.

Фото: blagos.ru Фото: blagos.ru

– Вы общались с пострадавшими, с теми, кто потерял детей в той трагедии. Чем мы можем им помочь?

– Прежде всего, молитвой. Иногда говорят «только молитвой», но это неправильно. Молитва значит очень много, это большой дар. Это не «только молитва» – это великое дело. Когда она будет связана с таинствами Церкви, с покаянием, мы окажемся на правильном пути.

Смотри также
Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана
Памяти митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова)
Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана
Памяти митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова)
Шел под пули, на своих руках выносил детей из захваченной террористами школы.
За что страдают невинные дети? За что страдают невинные дети?
Священник Валерий Духанин
За что страдают невинные дети? За что страдают невинные дети?
Священник Валерий Духанин
Зло и несправедливость неразлучны друг с другом, как скорпион и его ядовитый хвост. А зло вторглось в мир через человеческий грех.
Навсегда в самом сердце Беслана Навсегда в самом сердце Беслана
Мать Героя России Дмитрия Разумовского – о сыне и Родине
Навсегда в самом сердце Беслана Навсегда в самом сердце Беслана
Беседа с матерью Героя России Дмитрия Разумовского Валентиной Александровной Разумовской
Дмитрий Разумовский погиб во время операции по освобождению заложников в Беслане 3 сентября 2004 года. О «цветущих садах» в «горячей точке» и принципе маятника, простом героизме военных и необыкновенном мужестве детей рассказывает мать Героя России.
Комментарии
Анастасия 15 сентября 2024, 12:31
"Советская оккупация", "попытки лишения самосознания". А немецкая оккупация тогда что! Фашисты лишали не только самосознания, они лишали жизни. Жгли людей живьем. Планировали убить большую часть населения, остальных сделать рабами. Про это священник не заикается! Немец он немец и есть!
Татьяна14 сентября 2024, 16:53
Зачем приглашали? Даже по его высказываниями видно, что он представляет, к сожалению, недоброжелательные к нам на Западе силы, нет в его речах объективности.Зато очень хорошо показано отношение нынешних бюргеров к ГДР и советской армии, которых их, барьеров, не в Сибирь отправила трудом грехи искупать, а кормила посреди руин Берлина, отрывая хлеб от своих крестьян. Я бы посоветовала редакции с большей рассудительностью относиться к подобным интервью и публикациям. Очень спорная.
Ирина14 сентября 2024, 16:11
"Я видел советскую оккупацию Восточной Германии, попытки лишить нас, немцев, национального самосознания". Вот это да!.. Даже слов подобрать не могу!.. Весьма показательная фраза!
Руфь14 сентября 2024, 05:44
Тоже корябнули эти слова. Оккупация - это когда захват идёт, а мы очищали от фашистской нечисти Германию, и да по условиям международных договоров! установили социалистический порядок. Как ловко прозападные священники искажают суть! По капельке капают на сознание. Как канал это пропустил?
ЖЖ13 сентября 2024, 14:28
"Я видел советскую оккупацию Восточной Германии, попытки лишить нас, немцев, национального самосознания". А сам-то г-н Арндт простил? Обидно читать, что "русские пытались лишить немцев национального самосознания". Ах вот так вот: опять русские - злодеи, оккупанты? Ноги бы нашей у них не было, если бы они сидели тихо в своей Германии. Даже если бы ГДР стала 16-ой республикой СССР, их и тогда не лишили бы национального самолюбия. А то сразу "оккупация"... Это была не оккупация! а воздаяние Германии "по заслугам" и данная им возможность таким унижением их государства искупить грех перед СССР и перед всем миром за злодеяния фашистской Германии. Господи, прости нам всем наше злопамятство.
Иоанна_13 сентября 2024, 12:41
/Я видел советскую оккупацию Восточной Германии, попытки лишить нас, немцев, национального самосознания.// До этого была немецкая оккупация русских территорий и попытки не то что лишить русский народ национального самосознания, а истребить его физически! А ещё раньше - революция на немецкие деньги, в результате которой пришли к власти большевики - вот уж истребители национального самосознания! И в том числе Православия.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×