Об истинном прогрессе, науке и вере

Христианство и научно-технический прогресс. Часть 1

Иллюстрация: culture.ru Иллюстрация: culture.ru

Часть 2: Бремя или благо?

К выбору данной темы меня подвигла, с одной стороны, близость и актуальность указанной проблематики для каждого современного человека (и в первую очередь христианина), а с другой – возможность глубже изучить данный предмет для себя лично, ознакомиться с мнениями авторитетных лиц по данному вопросу, проследить тенденции и сделать какие-то выводы. Работа ни в коем случае не претендует на научное исследование. Это, скорее, артикуляция общеизвестных вещей, взгляд обычного среднестатистического гражданина своего государства на процессы, происходящие в современном обществе, некоторые из коих не имеют прецедентов в истории.

Уже давно стал самоочевидным тот факт, что стремительное развитие науки и техники не остановить. Процессы, на которые раньше уходили десятилетия, сейчас занимают гораздо меньше времени и затрат, а созданные технологии открывают для науки новые, далеко идущие перспективы. Например, если первые вычислительные машины (прадеды современных компьютеров) весили десятки тонн и занимали десятки метров, то теперешние смартфоны умещаются в кармане, а функционал имеют в сотни раз сложнее, чем их предшественники. Наука и техника – это взаимодополняющие понятия, которые являются неизменными составляющими современного цивилизованного общества.

Однако, призванные облегчить жизнь, наука и техника зачастую затрудняют ее, создавая целый комплекс этических и морально-нравственных коллизий. Ведь земная цель человека состоит не столько в поиске неистощимого источника энергии, сколько в обретении смысла жизни и своего места в этом мире. И на повестке стоит задача не столько обнаружить жизнь за пределами вселенной, сколько в глубине своего сердца обрести Бога. В отрыве от морально-нравственных принципов наука может создать будущее, в котором окажется под вопросом одна из основополагающих целей научно-технического прогресса – благо и интересы общества. По этому поводу один из церковных документов говорит:

«Несмотря на изначальное воздействие христианства на становление научной деятельности, развитие науки и техники под влиянием секулярных идеологий породило последствия, которые вызывают серьезные опасения... Современные достижения в различных областях, включая физику элементарных частиц, химию, микробиологию, свидетельствуют, что они суть меч обоюдоострый, способный не только принести человеку благо, но и отнять у него жизнь»[1].

И возможным это стало в силу освобождения научного прогресса от норм морали и нравственности. Не случайно Н.А. Бердяев называл техническую революцию кризисом рода человеческого, в котором техника не только освобождает человека, но и по-новому порабощает его[2].

Науке необходимо воздействие христианства, чтобы одухотворить научно-технический прогресс, наделить этот процесс высшим смыслом

Таким образом, науке необходимо воздействие христианства, чтобы одухотворить научно-технический прогресс, наделить этот процесс высшим смыслом, создать здоровую творческую среду, в которой человек не будет опасаться, что его творение уничтожит его самого.

«Наука без религии – небо без солнца. А наука, облеченная светом религии, – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира»[3].

Для более детального раскрытия сути научно-технического прогресса и его взаимоотношений с христианством и человечеством в целом мы вкратце рассмотрим этапы развития прогресса, разберемся в вопросе согласия между наукой и религией, озвучим вызовы современности, порожденные секулярной наукой, сделаем выводы и наметим возможные решения в вопросе возвращения на путь богоугодного научно-технического созидания.

Краткий экскурс в историю научно-технического прогресса

Когда же начался этот долгий путь вперед (лат. progressus – движение вперед)? Надо полагать, начало прогрессу было положено еще в раю, когда человек получил заповедь возделывать и хранить рай (Быт. 2, 15). По мысли Максима Исповедника, задача первых людей состояла в преображении тварного мира до райского состояния и соединении его с Богом.

«Назначение человека до его грехопадения заключалось в том, чтобы преодолеть разделения, которые возникли в результате сотворения всего существующего... Преодолев разделения, человек должен был объединить в себе весь мир и через себя соединить его с Богом»[4].

Эту последовательную прогрессивную градацию святой Ириней описывает следующим образом:

«Надлежало, чтобы человек, прежде всего, получил бытие, получивши, возрастал, возрастая, мужал, мужая, укреплялся, укрепляясь, усовершался, усовершаясь, прославлялся, прославляясь, удостаивался видеть Бога»[5].

Но грехопадение внесло свои коррективы в поступательное движение человека к богоподобию. Грех усилил разделение на всех уровнях – как вовне, так и в самом человеке: образ Божий исказился, стройное соотношение всех сил и свойств в человеке пришло в расстройство, разум помрачился, воля приобрела удобопреклонность ко греху, тело стало болезненным и смертным, растительный и животный миры ополчились на падшего человека, земля была проклята, а рай закрыт. Лишенный святости, человек потерял благодатную невинность и осознал свою наготу. Но главное – человек лишился благодати и прежнего общения с Богом. Изначальный союз был расторгнут, сыновние отношения потеряны, а человек удалился от Бога. По свидетельству святых отцов, в тот же день человек духовно умер, во исполнение непреложности Божественного изречения: «В онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). С этого момента вся деятельность человека продолжается в мире, искаженном последствиями грехопадения.

Далее мы видим, что вся история научно-технического прогресса вполне соответствует свойствам и желаниям своего падшего творца (человека). Строя города, люди обособляются друг от друга, появляются музыкальные инструменты, оружие, войны. Все этапы так называемых научно-технических революций так или иначе способствуют реализации падших инстинктов человечества. Будь то паровые двигатели или электричество, двигатели внутреннего сгорания или ЭВМ – всё в равной мере служило эгоистическим наклонностям худших представителей человечества.

«Дальнейшее развитие истории, и особенно науки и техники, которое в таких потрясающих масштабах мы наблюдаем в настоящее время, показало, что в этом развитии чего-то не хватает, самого существенного. Вместо ожидаемого блага, счастья, обеспечения полноты материальной жизни и внутреннего удовлетворения, мы в XX веке приходим к совершенно другим вещам... ‟Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом” (И.С.Аксаков). Сейчас мы это видим. Цивилизация завершается одичанием»[6].

Несомненно, научно-технические достижения использовались и во благо, так как стремление к богоподобию остается заповедью и для падшего человека, и история знает множество положительных, бескорыстных примеров из жизни добродетельных людей. Но, оглядываясь назад, понимаешь, что этих проблесков было недостаточно, чтобы прогресс вернуть в изначальное русло, а мир, по заповеди, превратить в рай.

Наука и вера

В контексте взаимоотношений научно-технического прогресса и христианства нельзя обойти вниманием проблему согласования веры и разума. Предубеждение, что разум невозможно примирить с верой, а науку с религией, было особенно популярно последние полтора столетия. Наибольшую лепту в это дело внесли коммунисты, возведя этот конфликт в аксиому, не требующую доказательств. «Наука и христианская догматика несовместимы! Наука рождалась, преодолевая яростное сопротивление церковных мракобесов! И только по мере освобождения людей от оков средневековой схоластики родилась научная мысль». Этот словесный поток настолько привычен, что желания проверить его кажущуюся «гармонию» с помощью «алгебры» не возникает – он стал штампом[7].

Наука не может противоречить религии, хотя бы потому, что области их исследования не касаются друг друга

На самом деле наука не может противоречить религии, хотя бы потому, что области их исследования не касаются друг друга. Религия не занимается верификацией научных теорий, равно и наука – богословских.

«Если наука смотрит на мир… без какого бы то ни было интереса к вопросу о цели мира, то религию интересует, как мир был создан и с какой целью. По этой линии происходит размежевание между религией и наукой, можно говорить об их ‟безразличии” к проблематике друг друга»[8].

Ту же мысль высказывает и известный ученый Иван Павлов. На вопрос о связи религии с его учением ученый ответил, что одно другому не мешает, и научная теория не доказывает Божество, но имеет дело лишь с материей:

«Каждому школьнику до 1917 года было известно, что ученые легко уживаются с Библией... Библия дана человечеству не в качестве учебника для ВУЗов, а для устроения святой жизни и для спасения»[9].

Вторит Павлову и известный ученый-естествоиспытатель М.Ломоносов:

«Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтири можно научиться астрономии или химии»[10].

Сам факт, что множество именитых ученых были верующими, служит подтверждением надуманности этого мнимого конфликта. Они не только смогли признать непротиворечивость научного и религиозного мировоззрения, но и практически реализовывались в обоих направлениях. Священноисповедник Лука Симферопольский называет такой подход гармонией, которая и должна считаться нормой, как естественно присущая человеку:

«На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы»[11].

Интересно то, что ученые не отрицают необходимости веры в науке, ведь они, по сути, тоже верят в невидимое. Математик Вивер так и говорит – напрасно люди считают ученых неверующими в Бога, все как раз наоборот:

«Ученым дана исключительная возможность веры, ведь ученые – это как раз те люди, которые всегда верят в невидимое и неопределимое в своей сущности»[12].

Как только наука пытается вторгнуться в религиозную сферу, она перестает быть наукой, так как выходит за положенные ей пределы

На самом деле, как только наука пытается вторгнуться в религиозную сферу, она перестает быть наукой, так как выходит за положенные ей пределы. Как раз об этом говорит Н.А. Бердяев в своей статье «Католический модернизм и кризис современного сознания»:

«Наука – есть частная форма знания, не высшая и не окончательная, она всегда направлена на ограниченную область и, перейдя свои пределы, перестает быть наукой»[13].

Углубись ученый мир чуть больше в христианское учение, то понял бы, что христианство не отрицает необходимость разума – хотя бы потому, что призывается к его использованию своими Священными книгами. Так, апостол Павел заповедует верующим не быть младенцами умом (ср. 1Кор.14, 20). В другом месте он словами «все испытывайте, хорошего держитесь» призывает верующих к эмпирическому познанию (1Фес.5, 21). Сам Христос призывает христиан к исследованию (ср. Ин. 5, 39). В этом смысле христианство можно назвать двигателем науки, как поощряющее дух исследования. Это подтверждает и наличие первых на Руси приходских школ, а также роль монастырей как культурно-просветительских центров. В своих записках епископ Варнава (Беляев), указывая на то, что Коперник много лет был каноником во Фрауэнбургском соборе, иронично замечает: «Итак, это все ‟попы”. Попы всегда двигали науку»[14].

Наконец, часто под «наукой» подразумевают личные мнения ученых, которые высказываются, исходя из личных же соображений. Но почему-то лишь мнения неверующих ученых о религии именуются «наукой», а прорелигиозные оставлены в стороне. Святитель Феофан Затворник много говорил о науке. Высказывал, он в частности, и эту мысль:

«Ни одной у нас науки нет, которая установилась бы прочно в своих началах. Кое-что добыто по всем наукам. Но все это не таково, чтобы давать право ссылаться на науку, как на авторитет решающий. Науки нет, а есть научники, которые вертят наукой как хотят»[15].

Таким образом, в причинах научно-религиозного конфликта видна больше идеологическая подоплека, нежели непосредственно научная или религиозная. Противоречие между ними разрешается само собой, когда обе мировоззренческие системы не претендуют на не принадлежащее им, но следуют в отведенных для них границах. Как говорил митрополит Антоний: «С какой стати мы должны применять методы физических наук к области человеческой души?»[16] Ничто не мешает ученому быть христианином, а богослову – ученым, потому что «вера может дополнять знание, заполнять не охваченные им области, но прямо противоречить знанию она не может»[17].

(Продолжение следует.)

Иеромонах Роман (Кропотов)

13 сентября 2024 г.

[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XIV.1. – М, 2001. С.108–109.

[2] Бердяев Н. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Вхождение машины// Бердяев Н. Смысл истории. Гл. 8.

[3] Глущенков В. А. Святитель Лука – взгляд в будущее. – Изд. Московской Патриархии «Троицкое слово», 2001 г. С.201.

[4] Мичурина Ю.Ф. Человек в философско-богословской системе Максима Исповедника. // Вестник. – Оренбургский Государственный Университет. № 7. 2008. С.27.

[5] Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. – М., 2007. С. 465.

[6] Христос и прогресс – лекция профессора А.И.Осипова. Правмир.

[7] Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Наука и религия. Диакон Андрей Кураев. Конфликт или союз случаен в отношениях веры и науки? //«Троицкое слово». – Сибирская Благозвонница. С.292.

[8] Маркова Л.А. Наука и религия глазами христианского теолога С.Яки.// Философско-религиозные истоки науки. – Изд. «Мартис». М., 1997. С.220.

[9] «Дядя Коля» против. Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950–1960. – Изд. «Христианская библиотека», Нижний Новгород. 2010. С.201.

[10] Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Т.1. – Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского. 1999. С.13.

[11] Глущенков В. А. Святитель Лука – взгляд в будущее. – Изд. Московской Патриархии «Троицкое слово», 2001. С. 159.

[12] Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Т.1. – Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского. 1999. С.17.

[13] Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., Наука. 1996. С.579.

[14] «Дядя Коля» против. Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950–1960. – Изд. «Христианская библиотека», Нижний Новгород. 2010. С.298.

[15] Святитель Феофан Затворник. Православие и наука.//Даниловский благовестник. – М. 2005. С.644.

[16] Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. //Христианская жизнь. – Клин.,2003. С. 124.

[17] Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., Наука. 1996. С.580.

Смотри также
Десять заповедей и основополагающие законы природы: параллели профессора Адриана Кырстя Десять заповедей и основополагающие законы природы: параллели профессора Адриана Кырстя
Корина Моисей
Десять заповедей и основополагающие законы природы: параллели профессора Адриана Кырстя Десять заповедей и основополагающие законы природы: параллели профессора Адриана Кырстя
Корина Моисей
Своими научно-богословскими выводами исследователь добавил еще один камень в фундамент моста между наукой и верой, противостояние которых продолжалось столетиями.
Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт
Митр. Тихон (Шевкунов)
Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Уровень грамотности стремился к ста процентам, причем как среди мальчиков, так и среди девочек.
Телескоп «Джеймс Уэбб» и православное богословие Телескоп «Джеймс Уэбб» и православное богословие
Валентин Велчев
Телескоп «Джеймс Уэбб» и православное богословие Телескоп «Джеймс Уэбб» и православное богословие
I часть
Валентин Велчев
Абиогенез невозможно ни доказать, ни опровергнуть, поэтому его нельзя считать научной теорией, но об этом никогда не говорится в учебниках!
Комментарии
Павел Ф 18 сентября 2024, 09:46
М.В.Ломоносов в приведенной цитате действительно говорит о том, что "научная теория не доказывает Божество". Но с другой стороны и утверждает, что Священное Писание не может подтверждать или опровергать научные теории. Между верой и наукой не будет конфликта, если они не будут вмешиваться в дела друг друга.
Павел К.17 сентября 2024, 12:04
В 1953 году были разоблачены подделки окаменелостей "древнего человека",которые были умело сфабрикованы Чарльзом Доусоном и его другом, священником иезуитом Пьером Тейяром де Шарденом, который учился палеонтологии и геологии. 18 декабря 1912 года, на заседании Лондонского геологического общества об открытии «пилтдаунского человека» было объявлено мировому сообществу.За 40 лет сотни миллионов учебников в картинках показали , как из горбатой обезьяны неимоверной работой над собой получился современный человек . После разоблачений десятков (!) останков был срочно "потерян" ценный экспонат -"Пекинский" человек, но осталась ложь и заказчики лжи .
Иоанна_17 сентября 2024, 08:32
Иван, Бог есть Творец всего, абсолютно всего, в том числе природы и её законов. Наука - явление временное, ценное только для этой земной жизни, тогда как религия, а точнее православная (то есть правильная, истинная) вера даёт человеку решение вопросов бытия, указывает путь к спасению бессмертной души. При условии, что человек полюбит Бога и захочет быть с Ним в вечности. Ошибаться в науке можно, а вот ошибиться в выборе истинной веры, в том числе для учёного, значит неправильно решить вопрос жизни и смерти. Конкретно своей жизни и своей смерти, причём, жизни или смерти вечной. И в этом смысле его научные достижения имеют ценность 0 целых, 0 десятых.
Галина И.16 сентября 2024, 17:57
Иван14 сентября 2024.Природа- Божье творение. Первозданный мир был прекрасен и гармоничен (Быт.1)."Ибо невидимое Его, вечная сила и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они [язычники] безответны" (Рим.1,20). Конечно, ни одна книга Библии не была написана ее авторами подобным образом. Но красота природы приводит к познанию Божией реальности, бытия Божьего. "Природа, религия, нравственность, культура- вот ключевые понятия для сохранения популяции на Земле". Человек не может существовать без устойчивости природы, биосферы. Искусственная стратификация- деление и расчленение премудро и совокупно созданного Богом мира -это признаки кризиса и конца цивилизации.
Антоний 16 сентября 2024, 01:08
"В истинности естественных наук, особенно физики, химии и биологии, которые доказали свою истинность многочисленными экспериментами и изобретениями, не сомневается сейчас ни один разумный человек". "Подтвердила наука и утверждение Библии, что Вселенная имеет начало во времени. Именно об этом говорит теория Большого взрыва. И даже появление света до возникновения светил согласуется с этой теорией. Так что рассказ о первом дне творения очень хорошо вписывается в современное представление о возникновении мира" (Учебный Комитет Русской Православной Церкви, https://www.uchkom.info/publikatsii/apologetika-kak-uchebnaya-distsiplina-i-forma-missii-tserkvi-18655/).
Олег15 сентября 2024, 07:04
"Предубеждение, что разум невозможно примирить с верой, а науку с религией, было особенно популярно последние полтора столетия. Наибольшую лепту в это дело внесли коммунисты..." - пишет автор. Не коммунисты, а Дарвин, Фрейд и им подобные. Коммунисты же насадили и "развили" ложь своих "отцов" (Маркса в т.ч.). Все это очевидно, и явление это многообразно. Т.н. русский космизм, например,( Федоров и др.) - это откуда?)
Павел К.14 сентября 2024, 23:00
В книге Бытия устами Моисея Бог по два,три раза повторяет этапы творения.-Это важнейшее основание,фундамент веры на котором строится все дальнейшее откровение.Мы видим,что после грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы ,Творцом были изменены ,но оставлены для служения человеку часть животных и часть растений остались годными в пищу. Уже первые люди Каин и Авель занимались разведением "домашних" животных, "культурных" растений и приносили их в жертву Богу .О невозможности эволюции хорошо рассказывают в фильме "Ахиллесовы пяты эволюции" пятнадцать "невежественных" докторов наук из разных стран .Отсутствие переходных видов (профессиональный секрет палеонтологов)-научный факт.Противоречий нет!
Галина И.14 сентября 2024, 22:54
Наука- это знание, а источник знания- Бог. "Земную науку надо понять, чтобы полюбить, а божественную надо полюбить, чтобы понять ее" (Паскаль). Бог благословляет научные познания, и умные люди ценились во все времена. "И сказал царь...начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых...привел отроков, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских" (Дан.1,3-4). Интересно, а есть ли у нас монастыри без электронного и электрического оборудования, плодов научно-техн. прогресса? Ведь, по словам автора, "всё в равной мере служило [и служит] эгоистическим наклонностям худших представителей человечества", "их падшим творцам".
Иван14 сентября 2024, 21:25
Многих ученых можно назвать очень и очень религиозными людьми. Только религия у них своя. Это вера в истину, а цель жизни - познание мира. Вместо Библии - книга Природы, которую они сами и пытаются понять, насколько это для людей возможно. При этом наука у человека из Китая, Индии и России будет одна, а религии или учения - у каждого свои. Один будет читать Конфуция, другой быть индуистом, а третий - православным, но все будут согласны, что формула воды H2O, что верна теорема Пифагора, и что Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите. В этом смысле наука - это что-то очень близкое к религии, но более универсальное, потому что опирается не на священные писания, а на саму Природу.
Антоний 14 сентября 2024, 16:07
"Бывает крайне стыдно, опасно и даже гибельно, когда какой-нибудь неверный едва удерживается от смеха, слыша, как христианин, говоря о научных предметах якобы на основании христианских писаний, несет такой вздор, что, как говорится, попадает пальцем в небо. И не то плохо, что осмеивается заблуждающийся, а то, что в глазах людей, о спасении души которых мы неустанно заботимся, наши писатели выглядят столь же невежественными и потому ими презираются" (блж. Августин). Эволюция, созданный Богом механизм приспособления к миру, происходит прямо на глазах (культурные растения и домашние животные, изменчивость миароорганизмов и лаб. клеточных культур).
Павел К.13 сентября 2024, 12:32
"Таким образом,в причинах научно-религиозного конфликта видна больше идеологическая подоплека, нежели непосредственно научная или религиозная".А как же иначе?! Наука у нас от государства не отделена .Коммунисты определили главные мировоззренческие парадигмы в нашей науке 100 лет назад ,а их не менее безбожные коллеги в Европе и США узаконили теорию Большого взрыва (Фридмана-Эйнштейна-Гамова и прочих),"органично" соединенную с эволюцией растительного и животного мира.Мнения даже великих ученых,не совпадающих с генеральной линией " ,отбрасывались.Версию"Большого взрыва"критиковали Белопольский ,Циолковский ,Вавилов. А какими силовыми методами узаконилась в СССР"теория относительности"в 1966г!
Антоний 13 сентября 2024, 07:04
Со стороны человека, всю жизнь посвятившего Науке, однозначно могу сказать, что конфликт между Религией и Наукой - миф. Разум - величайший дар Бога, Наука - методология использования Разума, Заповеди - правила, по которым составляется методология. В остальном, любой инструмент можно использовать в разных целях, угодных и противных Богу, на пользу и на вред Человечеству. Топором тоже можно нарубить дров, можно зарубить соседа.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×