С теплом вспоминаю свою юность. 17 лет, поступление в Орловский коммерческий институт, годы счастливого студенчества на фоне «лихих 1990-х». Первая любовь, огонь которой я пронес через три года студенческих будней. Мою избранницу звали Светланой. Жила она в родном Севастополе, а я – в Орле.
И вот, в череде интенсивной романтической переписки, как-то сам собой выкристаллизовался образ Странника – бессмертного человека, который идет через века, участвует в сражениях, осваивает разные профессии, языки, приобретает и теряет друзей, но несет сквозь столетия любовь к единственной девушке, которую повстречал когда-то. Сколько песен родилось и было исполнено на моей гитаре, сколько стихов написано. Ах! Чудное время!
Но вот первая любовь потухла, загорелась новая, по имени Ирина, на которой я и женился и с которой живу до сих пор. Но образ вечного человека долго не оставлял меня, вдохновляя на творческие подвиги. Обрастал подробностями. Так, был период, когда мой Странник, своими вековыми знаниями и опытом заработав огромное состояние, путешествовал по миру, искал талантливых молодых людей и вкладывал в них деньги, образуя вокруг себя целую армию творцов. И снова – песни об этом, рассказы, думы.
И вот мне теперь – 51 год, родная жена, дочка, внучка, любимая работа, творчество. Странник остался в прошлом – теплыми воспоминаниями молодости. Однако теперь, когда жизнь моя согрета православной верой, былой Странник трансформировался в меня самого, который верит в вечную жизнь, верит в прекрасный рай и всеми силами стремится попасть в него. Тот романтичный, вечный человек, идущий сквозь века, и представить себе не мог, что избранный образ вовсе не фантастичен, что можно, можно жить вечно! Да, смерть тела неизбежна, но душа, это средоточие нашего сознания, центр нашей личности, – она бессмертна! И Господь приготовил любящим Его намного более захватывающую реальность, чем хаотичное путешествие по векам выдуманного человека.
Страшно представить, что было бы, если бы люди не умирали, а жили на земле вечно. Что бы мы начали делать? Строить рай на земле. Но без Бога
Страшно представить, что было бы, если бы люди и правда не умирали, а жили на земле вечно. Что бы мы начали делать? Строить рай на земле. Рай, но без Бога. Зачем мне Бог, если я никогда не умру? Буду делать, что захочу, без какой-либо оглядки на высшие силы. Вечный человек, освободившийся от власти Бога, пустился бы во все тяжкие, страсть умножая на страсть, вел бы разнузданную, развращенную жизнь, в центр которой поставлен был бы «Я», «Мое Удовольствие». Богу тут просто не будет места. Если бы еще при таком раскладе сохранилось и социальное неравенство, тогда одни, «сливки общества», вечно наслаждались бы своей безнаказанностью, а низы бы вечно страдали. У людей не было бы страха смерти и последующего за ней суда и воздаяния. О! Это был бы не рай, а настоящий ад на земле, учитывая, что природа наша испорчена, искорежена грехом.
Но, слава Богу, этого нет. Мы смертны, и это – великое благо для нас. Предстоящая смерть побуждает ищущего смысл жизни человека всегда быть в тонусе и жить с напряжением душевных сил, при условии, конечно, веры во Всевышнего, надежды на Него и Его помощь. А ведь без веры, без понятного жизненного ориентира, имя которому – Иисус Христос, многие люди живут так, словно и правда – бессмертны. То есть умножают грех на грех, не думая каяться и исправляться. Как сказал Федор Михайлович Достоевский, если Бога нет, то все позволено. Можно гнобить близких, издеваться над детьми, хамить окружающим, спать с кем попало, объедаться без меры и прочее и прочее. Возьмем от жизни все, потому что после нее – небытие. Ляжем во гроб, и на этом все закончится, то есть ни за что отвечать не придется. Ура? Ура!
Богобоязненного человека смерть отрезвляет. Как сказано в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (7: 39): «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь». Конечно, грешить мы будем всегда, но и каяться, и просить у Бога прощения. Будем после падений вставать и, стиснув зубы, идти вперед. Смерть же может застать нас в любую минуту, потому и готовы мы должны быть к ней всегда. «Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине», – советует святитель Игнатий (Брянчанинов). То есть – в молитве, в покаянии, в делах милосердия, в трезвении, в борении со своим ветхим человеком.
Здесь, на земле, все мы, люди, – Странники и Пришельцы. Мы – гости, на короткое время впущенные побродить здесь, чтобы собрать сокровища, которые нам пригодятся на Небесах, ибо, по словам Христа, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21). Мы и правда бессмертны, но жить вечно будем не на земле, а, даст Бог, в ином мире, именуемом Царством Небесным. Наши души неуничтожимы! После всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда спасенные, по милости Божией, войдут в вечное Царство любви и красоты, где Бог будет «все во всем». Господь станет главным Наполнением, Источником, Подателем этого Царства, в котором не будет смерти, греха, покаяния, а будет нескончаемая радость и блаженство. Спасенные будут любить Бога и друг друга, и счастью этому не будет конца.
Поэтому, пока мы странствуем по земле, будем искать Бога, стремиться к Нему, жить по Его заповедям и помнить «о конце своем», дабы однажды услышать полный любви голос Божий, призывающий нас разделить с Ним жизнь вечную…