Миссионерская литургия: что приобретаем и что теряем?

Фото: dzen.ru Фото: dzen.ru

Кто бывает за Божественной литургией, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что литургия есть Тайная Вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение.
Свт. Иоанн Златоуст

В этом году исполняется 25 лет Миссионерскому отделу при Московских духовных академии и семинарии. Четверть века – много это или мало, конечно, судить не нам.

Оглядываясь на пройденный путь, хотелось предложить вашему вниманию некоторые размышления на тему, очень актуальную, по крайней мере для людей, серьезно интересующихся православной миссией в современном мире. Речь пойдет о практике так называемых «миссионерских литургий».

Поясним немного для тех, кто, может быть, специально не интересовался этой темой. В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, принятой на заседании Священного Синода от 27 марта 2007 г., в одном из пунктов говорится о желательности проведения миссионерских богослужений. В разделе «Миссионерское богослужение» (п. 1) сказано:

«Богослужение, без нарушения его целостности и молитвенного настроя верующих (выделено нами), в необходимых случаях сопровождать богословскими комментариями или посредством распространения брошюр с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв. Подобная катехизация также необходима при совершении всякого таинства и обряда».

Следует подчеркнуть, что при внимательном чтении этого лаконичного текста в нем не видно прямых рекомендаций прерывать само богослужение богословскими комментариями, но на практике – именно такая трактовка получила распространение в последующие годы. И, как правило, молодые и энергичные священники-миссионеры, находящиеся в состоянии эйфории от того, что причастны к чему-то великому, важному, полезному для людей, начали вводить такую практику у себя на приходах.

Таким образом, «миссионерская литургия» – это обычная литургия, но сопровождаемая комментариями: когда служба прерывается, из алтаря на амвон выходит служащий священник или диакон и объясняет молящимся, что происходит сейчас в алтаре, смысл происходящих священнодействий, значение тех или иных молитвословий и т.д. Такой формат богослужения сейчас принято называть и считать миссионерским.

Как относиться к этой богослужебной инновации? Каковы возможные последствия ее широкого применения? Об этом хотелось бы задуматься и порассуждать совместно, в первую очередь с собратьями-священниками.

Могу поделиться своим небольшим опытом, так как этим вопросом я достаточно долго интересовался, будучи ответственным за миссионерское служение в нашем благочинии. Я слышал и читал разные точки зрения, как священников, проводивших такого рода богослужения, так и мирян, которые не один раз на них присутствовали. В связи с этим мне, прежде всего, вспоминаются слова нашего Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, когда на одном собрании на похожий вопрос он ответил:

«А разве может литургия быть не миссионерской? Любая литургия и может, и должна быть миссионерской – совершаемая в любом храме, как городском, так и сельском, – при соблюдения нескольких условий. Если она совершается благоговейно, если она совершается с живой верой, со страхом Божиим, и если совершается по Уставу. Тогда литургия обязательно будет иметь миссионерский успех».

Относительно того, что предлагается в миссионерской концепции Русской Православной Церкви и что называется сейчас «миссионерская литургия», – то эта практика достаточно новая. В этом случае богослужение превращается в некий открытый наглядный урок, когда пришедшие помолиться в храме люди периодически видят выходящего священника, который разъясняет им, что означает литургия, какова ее цель, каков смысл слов или совершаемых действий. Сами по себе комментарии могут быть самые разные, бывают очень интересные и назидательные, послушав которые, люди говорят, что у них буквально «открылись глаза», и они начали понимать то, что раньше проходило мимо их внимания. Но мне бы сейчас хотелось обсудить не качество и содержание комментариев, а сам принцип подхода к Божественной литургии в данном формате.

Богослужение, особенно Божественная литургия, относится к внутренней, сокровенной жизни Церкви

Дело в том, что богослужение, особенно Божественная литургия, относится к внутренней, сокровенной жизни Церкви. Неслучайно в древности на литургии верных оставались только верующие, воцерковленные люди, которые имели благословение приобщаться Св. Таин. После слов диакона: «Оглашенные, изыдите» из храма выходили готовящиеся к Крещению, т.е. те самые оглашенные. Даже крещеные люди, согрешившие тяжелым грехом и находящиеся под епитимией, выходили из храма в этот момент, потому что Божественная литургия относится к сокровенной, внутренней жизни Церкви.

Мне кажется, неблагоразумно и тем более неблагоговейно так относиться к Божественной литургии, прерывать молитвенную ткань богослужения комментариями, пусть даже самыми лучшими и грамотными. Почему я так думаю? Можно привести такую аналогию из нашей земной жизни, хотя, разумеется, любые аналогии из нашей жизни несовершенны. Представьте себе, что вы записались на аудиенцию к главе государства для решения какого-то очень важного вопроса, от которого зависит ваша дальнейшая судьба. Вас приглашают, и в определенное время вы с волнением входите в его кабинет, приветствуете его, представляетесь и начинаете излагать свою просьбу. Глава государства внимательно слушает и смотрит на вас, начинается диалог. И вдруг во время вашей беседы входит секретарь, прерывает ваше общение, становится спиной к главе государства и, обращаясь к вам, начинает объяснять вам правильный формат общения на столь высоком уровне. Он подробно рассказывает вам, кто есть глава государства, какие у него полномочия и возможности и т.д. Затем доходчиво объясняет вам, кто вы есть, как правильно вам излагать свою просьбу, чтобы быть услышанным, и т.п. Конечно, вы выслушаете его, после этого секретарь удаляется из кабинета, и вам хочется продолжить прерванный диалог. Теперь представьте, что такое будет повторяться 4, 5 или 6 раз во время аудиенции? И вроде бы вам доходчиво объясняли очень важные и полезные вещи, и мотивы таких действий у секретаря были самые благородные. Но не кажется ли вам, что такой формат общения с главой государства будет скорее неуместным и даже оскорбительным для него и непродуктивным для вас? Давайте задумаемся теперь, насколько уместен и правилен подобный формат общения с Небесным Царем?

Можно рассмотреть этот вопрос и с другого ракурса. Составители Божественной литургии – святой апостол Иаков, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст – разве не желали того, чтобы предстоящие в храме глубже участвовали в богослужении? Разве они не призывали к тому, чтобы верующие учились молиться и правильно, внимательно и благоговейно общались с Богом? Об этом прекрасно говорят многочисленные проповеди свт. Иоанна, в которых он говорил о том, что Божественная литургия есть великий и чудный дар, что ангелы Божии мириадами присутствуют там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица свои, и прославляют великое Таинство, совершаемое здесь. Однако святитель Иоанн не прерывал само богослужение по нескольку раз своими комментариями. Можно сделать вывод, что если бы это было действительно важно и необходимо, то упомянутый Учитель Церкви обязательно бы это сделал и оставил бы нам свой пример.

Давайте вспомним важные, судьбоносные эпизоды из истории нашего Отечества и нашей Церкви. Послы святого равноапостольного князя Владимира, которые были направлены узнать, какая из вер лучшая, какую веру избрать князю и его народу, прибыли в Константинополь. Их не стали долго просвещать в богословских истинах, с ними не стали спорить, хотя важность момента была очевидна, а пригласили в храм Святой Софии на богослужение. Когда они попали в атмосферу молитвы, во время уставного богослужения благодать Божия коснулась их сердец, и впоследствии летописцы передали их слова: «Мы не знаем, где мы находились, на небе или на земле!». Они соприкоснулись с непередаваемым словами опытом благодати Божией. Они пережили не интеллектуальное, не умственное, не рациональное, а сердечное соприкосновение с красотой богослужения. Вернувшись из Царьграда, послы сказали князю: «Вкусив лучшего, никто не захочет худшего. Мы хотим такую же веру, как у греков, потому что Бог с ними обитает». Обратим внимание, что это были люди мудрые, которые шли испытать веру, и им никаких богослужебных «экспериментов» не предлагали.

Если мы вспомним всю историю Церкви, увидим, что никто из ярчайших проповедников христианства, подлинных миссионеров по своему образу жизни, никогда ничего подобного не делал. Вспомним относительно близкого нам по времени святого праведного Иоанна Кронштадтского, ревностного совершителя Божественной литургии, который глубоко и искренно служил и переживал церковное богослужение. Он писал о ней:

«О, литургия чудная, литургия всемирная, литургия Божественная и Боготворящая! О, знамение и показание безмерной любви к миру грешному, погибающему во грехах… И я, многогрешный, обязан всеми днями моей благополучной жизни только литургии, ходатайствующей ежедневно и о мне ‟воздыханиями неизглаголанными Святаго Духа” (Мф. 13, 49)… Нет ничего выше и более всего литургии – ни на небе, ни на земле»[1].

И сам же Кронштадтский пастырь призывает каждого христианина и особенно священника:

«Когда идет дело о Тайнах Божиих, не спрашивай внутренне: как это бывает? Ты не знаешь, как Бог сотворил весь мир из ничего; не можешь, да и не должен знать и здесь, как что-либо Бог делает тайно. Тайна Божия тайной и должна для тебя остаться».

И далее отец Иоанн дает мудрый совет:

«Благоговей всеми силами души пред всеми таинствами и говори в себе о каждом таинстве пред совершением или Причащением его: ‟Это – Тайна Божия. Я только недостойный приставник ее или участник”»[2].

Можем ли мы представить, чтобы святой праведный Иоанн прерывал свое служение Божественной литургии и выходил по нескольку раз на амвон с комментариями? Тем не менее о богатых, в том числе миссионерских, плодах его служения красноречиво говорят воспоминания современников спустя многие годы после его преставления:

«До сих пор народ помнит и любит батюшку. Храм, где почивает он, всегда полон молящихся. Я был в этом храме на могиле отца Иоанна в будний рабочий день, и в храме было так тесно, что я едва пробрался в алтарь. Батюшки, совершающие здесь службы Божии, передавали мне, что так ежедневно бывает, ежедневно причащается народ от ста до трехсот человек»[3].

Священномученик Серафим (Звездинский) вдохновенно произносит:

«У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа. Очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная литургия»[4].

Если Божественная литургия – это сердце Христово, давайте задумаемся, будет ли благоговейно и правильно, если рассечь его по живому? Даже если мы движимы самыми, как представляется, благородными мотивами?

Можно привести примеры, более близкие к нам по времени. Мы все хорошо помним, как с 20 октября по 28 ноября 2011 года пребывала в России часть пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре Святой Горы Афон. За это время великая святыня побывала в 14 городах России, от Калининграда до Владивостока, и ей поклонились более 3 миллионов человек. Игумен Ватопедской обители, архимандрит Ефрем (Куцу), привозивший пояс Пресвятой Богородицы в Россию, во многих епархиях встречался с духовенством и учащимися духовных школ. Когда ему в Витебском университете задали подобный вопрос об отношении к разного рода комментариям во время богослужения, он очень мудро обратил внимание на то, что Божественная литургия – это не урок в школе или в университете. Там мы сердцем воспринимаем, а не умом. Поэтому, тактично ответил игумен Ефрем, литургию нельзя воспринимать как некий, простите, учебный тренажер.

Всем хорошо известно, что даже человеку глубоко верующему, ведущему церковную жизнь, бывает непросто даже во время Божественной литургии сосредоточиться, чтобы рой помыслов не отвлекал от произносимых священником слов и исполняемых на клиросе песнопений. Быть внимательным во время молитвы на литургии бывает тяжело, а представьте, если еще молитвенную ткань рассечь на множество частей и вставить комментарии.

Архимандрит Ефрем упомянул также, что сейчас многие наши соотечественники имеют возможность посещать Святую Гору Афон, присутствовать на многочасовых, иногда даже на 17-часовых непрерывных богослужениях, которые совершаются на незнакомом для многих языке. Многие из них почти ни одного слова не понимают, но выходят после службы окрыленные, полные сил, потому что не умом они воспринимали, а сердцем, их благодать Божия касалась. Люди, которые не знают богослужения, действий, слов священника, что произносится и зачем, но присутствуют в атмосфере молитвы, уходят из храма совершенно другими. В связи с этим возникает вопрос: у тех, кто присутствует во время литургии, прерываемой комментариями, будет ли такое же внутреннее состояние после богослужения? Очень сомневаюсь.

В ответ можно услышать: «А где же тогда наша просветительская, миссионерская работа? Если комментарии помогают людям лучше понять богослужение и глубже участвовать в литургии, почему их не использовать? Если такая практика приносит реальные добрые плоды, разве не нужно ее применять?» Подобные риторические вопросы часто можно услышать от сторонников таких богослужебных новаций.

С реальными добрыми плодами все далеко не так просто, как порой кажется некоторым миссионерам

Увы, с реальными добрыми плодами все далеко не так просто, как порой кажется некоторым миссионерам. По словам священников, проводивших такого рода богослужения, сначала людям был интересен новый и необычный формат, и даже кто-то благодарил. Но потом прихожане, до этого регулярно приходившие на службу, постепенно стали переходить в другие храмы. Само богослужение, по понятной причине сильно затягивается, что, конечно, не вызывает большого энтузиазма у присутствующих, но даже не это самое печальное. Намного печальнее то, что те, кто присутствовал на литургии с комментариями, впоследствии не приходили на обычное уставное богослужение, совершаемое как в этом, так и в других храмах. А на вопрос священника: «Если вам теперь литургия стала более понятной, и вы теперь более осознанно можете в ней участвовать, почему же вы не приходите на богослужение?» – ответы, чаще всего, были весьма неутешительные, начиная от привычного «времени не хватает» до «мне на службе без объяснений уже как-то скучно, некомфортно и не интересно».

На некоторых приходах, как делились со мной собратья-священники, наблюдается следующая картина. По приглашению настоятеля приезжал известный священник-миссионер для соборного служения «миссионерской литургии», о которой, конечно, заранее сообщалось молящимся. В назначенный день храм наполнялся почитателями талантов упомянутого пастыря, которые специально приезжали в храм послушать его проповедь и наставления. Богослужение проходило, как уже упоминалось выше, в несколько непривычном «миссионерском» формате, и после его окончания прихожане уходили под большим впечатлением от всего увиденного и услышанного. Но на следующий воскресный день служащий священник с грустью замечал, что молящихся в храме становилось меньше в разы, причем отсутствовали даже те, кто постоянно ходил на службу. Наверное, стоит задуматься, куда же подевались ожидаемые плоды просветительской работы?

Правильнее было бы, если бы богословские комментарии на Божественную литургию заранее распечатывались в виде просветительских брошюр

Мне лично кажется, что правильнее было бы, если бы богословские комментарии на Божественную литургию заранее подготавливались и распечатывались в виде просветительских листков или брошюр. Их стоило бы предложить всем молящимся и желающим накануне богослужения. Или же объявить прихожанам, что будет служиться литургия с пояснениями, и до начала Часов рассказать о смысле слов и священнодействий, для более глубокого и вдумчивого участия верующих в этом важнейшем богослужении. Такая практика, как мне представляется, более соответствует букве и духу упомянутой выше Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, от 27 марта 2007 г. В ней ясно и недвусмысленно сказано:

«Богослужение, без нарушения его целостности и молитвенного настроя верующих, в необходимых случаях сопровождать богословскими комментариями или посредством распространения брошюр с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв».

Если же молитвенную ткань литургии рассечь по живому и вставить ряд комментариев, пусть даже лучших на свете, объясняющих, какие движения делает священник и какие слова он произносит, то мы рискуем потерять гораздо больше, чем думаем приобрести. Большой вопрос, а вообще приобретем ли что-либо?

Я глубоко убежден, что те священники-миссионеры, миряне-миссионеры, которые движимы лучшими, благороднейшими мотивами и пытаются вводить такую практику, рано или поздно это почувствуют и откажутся от неё. Молодые священники-миссионеры могут иной раз находиться в состоянии эйфории от того, что, как им кажется, причастны к чему-то важному и полезному для людей. Когда это чувство остывает и приобретается духовный опыт, человек понимает, что потеряно больше, чем приобретено. Нам всем полезно не забывать мудрые слова святого апостола Павла:

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». (1 Кор. 6. 12).

Протоиерей Димитрий Беженарь,
кандидат богословия, клирик Ахтырской церкви,
ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния

12 декабря 2024 г.

[1] Сергиев Иоанн Ильич, протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. Т. 3. СПб., 1905.

[2] Сергиев Иоанн Ильич, протоиерей. Моя жизнь во Христе. Т. 1, 2. М., 1894.

[3] Правда дороже золота. Что говорят православные иерархи и иностранцы об о. Иоанне Кронштадтском. СПг., 1915.

[4] Серафим (Звездинский). Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной литургии. М. 2014.

Смотри также
Христиане – воины Церкви Христиане – воины Церкви
Митр. Афанасий Лимассольский
Христиане – воины Церкви Христиане – воины Церкви
Беседы по Божественной литургии
Митрополит Лимасольский Афанасий
Божественная литургия – это беседа человека с Богом: иерей обращается к Богу в молитвах, а Бог отвечает через ниспосылаемую благодать Святого Духа, и так происходит встреча Бога и человека.
Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Фаст
Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Курс лекций о пастырстве. Встреча 6-я
Протоиерей Геннадий Фаст
Евхаристия – это собрание нас в Церковь. Если мы пришли на литургию просто помолиться, а не причаститься, то мы не собрались в Церковь.
Обоюдоострое оружие миссии Обоюдоострое оружие миссии
Протоиерей Виктор Горбач
Обоюдоострое оружие миссии Обоюдоострое оружие миссии
Протоиерей Виктор Горбач
Почему жители Сахалина стеснялись заходить в первый построенный на острове храм, правильно ли православным вести «агрессивную» миссионерскую деятельность, в чем польза миссии для самих миссионеров и какая цель у размножающихся на Дальнем Востоке сект - об этом рассказывает протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма святителя Иннокентия в Южно-Сахалинске, руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии.
Комментарии
Армен14 декабря 2024, 20:29
Благодарю отца Димитрия, что коснулся этой важной сейчас темы. Конечно, эта статья вызовет активный обмен мнениями, и это закономерно. У нас разная степень воцерковления, да и вообще отношения к жизни. Я думаю, сейчас действительно много информации на религиозную тему, (особенно в интернете), и любой желающий без особого труда может найти разъяснение любого момента богослужения. Зачем же саму службу превращать в "наглядный урок" ? Что в этом есть нездоровое, как мне кажется. Конечно, можно понять молодых, энергичных батюшек, которым очень хочется как то "себя проявить", показать свою активность в глазах начальства, или послужить с открытыми Царскими вратами и т.д. Но ЗАЧЕМ трогать Литургию ?
Анна14 декабря 2024, 11:10
Большое спасибо за раскрытие вопроса "миссионерской Литургии". Когда то мне это тоже показалось интересным и допустимым, но со временем я поняла, что ничто не должно отвлекать от таинства общения с Богом на службе. Русская Православная Церковь свято хранит традиции и не пытается привлечь своей талерантностью
Алексей14 декабря 2024, 11:04
Миссионерская Литургия должна быть максимально руссифицированна или служиться на русском
Наталия14 декабря 2024, 09:00
Удивлена, что столько похожих поддерживающих комментариев… не знаю, может это какая-то московская острая проблема. У нас, в малых городах, другие: НИКТО, НИКОГДА, ни во время богослужения, ни вне его не пытается объяснить прихожанам его смысл. Радуюсь, что хоть кто-то пытается это сделать.
Даниил13 декабря 2024, 18:32
Аргументация отца Димитрия вполне убедительна и удачно подкреплена цитатами из святых отцов и подвижников нового времени. Похоже, практика "миссионерской литургии" мало что может дать современному прихожанину. В то же время, есть куда более действенный способ приобщать мирян к богослужению, который сейчас все чаще практикуется в православных храмах. Речь идет о произнесении священником "тайных молитв" вслух. Эта практика не просто знакомит присутствующих с внутренней структурой литургии, но и дает им возможность приобщиться вселенскости этого великого таинства, его сути как молитвы и жертвы за весь мир.
Павел К.13 декабря 2024, 11:07
Спасибо! Отец Дмитрий затронул важную тему благоговения перед храмом и литургией .Всему свое время и место. Человек воцерковляется всю жизнь.Значение литургии и смысл Евангелия постигается жизнью ,а не одним умом .Попытку "форсировать" рост духовных сил святитель Василий Кинешемский сравнивает с преждевременным раскрытием цветочного бутона руками-цветок вскоре завянет.Сначала "захожанин" должен отогреться душой , успокоиться от суеты и тревог мира сего за стенами церкви ,а потом он начнет сам вбирать то ,что нужно его уму и сердцу .Счастье если в начале пути встретится настоящий пастырь-отец ,а не инструктор.
Игорь12 декабря 2024, 21:13
Прекрасная статья отче и своевременная. Когда пытался говорить проповедь после чтения Евангелия на литургии,то этот опыт как мне показалось не прижился. Я как то внутренне почуствовал что что нет ак и отказался от сего действия.
Наталия12 декабря 2024, 20:49
Спаси, Господи! Совершенно согласна с о.Дмитрием так как была возможность сравнить Богослужения на двух Московских приходах. Оба прихода дороги мне и имеют большое количество прихожан. Но сердце лежит только к Литургии без "мессионерства"...
Алексей12 декабря 2024, 20:46
Благодарю за доступное разъяснение! Действительно интересным представляется то, что литургия - это работа сердца. Причем такая работа, при которой разум мешает. Где включается разум, останавливается духовная работа сердца. Получается, что качество сердечной работы при прерывании литургии существенно ниже. Люди как бы возвращаются на землю с небес, из глубины сердца на поверхность разума, переходят с возвышенного церковнославянского языка на повседневный разговорный. Полагаю, что интересными для исследования также являются вытекающие вопросы: Нужна ли рядовому прихожанину глубокая пища для разума? На заблокирует ли это возможность для развития сердца?
Фотина12 декабря 2024, 19:39
И вообще, со страхом воспринимаю любые попытки внесения новшеств в жизнь Церкви. Ведь, по сути, Церковь с ее уставами и положениями - это единственная твердыня в моей земной жизни. Боюсь потерять эту твердь.
А вот идея с листками раз'яснительного текста, выдаваемая присутствующим перед службой, выглядит привлекательно
Фотина12 декабря 2024, 19:35
Совершенно согласна с мнением о. Димитрия в этом вопросе! Не хотелось бы мне присутствовать на, так называемой, миссионерской" литургии. Мне, к сожалению, очень сложно сосредоточиться на молитве. Постоянно ум уносит в какие-то мечтания и земные проблемы... Но во время традиционного богослужения хотя бы можно пытаться себя строжить. А, если во время службы будут намеренно делаться раз'ясняющие (отвлекающие от молитвы) паузы, то моему и без того расслабленному состоянию души, боюсь, совсем будет худо...
Лариса12 декабря 2024, 17:19
Такая литургия хороша, если смотришь видео Божественной литургии с комментариями. В свое время смотрела такую запись Андрея Ткачева, когда он ещё служил на Украине. Очень было полезно. А на литургию приходишь не за знаниями. На литургии отдаешь сердце и принимаешь Дух.
Сергей12 декабря 2024, 14:52
Очень импонирует ,что отец Димитрий мягко, без осуждения высказался о тех священниках- миссионерах, которые проводят такие Литургии с комментариями, но лично я бы не хотел на них присутствовать. Мне приходилось видеть запись таких богослужений. Не берусь ,конечно, осуждать, но появляется ощущение, что батюшки занимаются каким-то самопиаром. Надеюсь, что со временем все, кто это практикует, поймут, что мы ТЕРЯЕМ БОЛЬШЕ, чем ПРИОБРЕТАЕМ! Спасибо, батюшка
Анна Пилецкая12 декабря 2024, 14:21
Отличная статья, благодарю, отец Дмитрий! Господь видит в сердцах, кто хочет искренне участвовать в богослужении, понимать и молиться, а не просто присутствовать. Таким людям при минимальных усилиях раскрывается тайна богослужения. Они находят с Божией помощью и литературу, и курсы, и онлайн ресурсы, и время. А для тех, кто посещает храм без искреннего стремления приобщиться Богу, эти лекции все равно пройдут мимо.
Анна12 декабря 2024, 14:04
Благодарю, отец Димитрий! Очень полезно разъяснили.
Надежда12 декабря 2024, 14:03
Спасибо за такую замечательную статью. Литургия сердце духовной жизни. Прерывать бесконечно Таинство коментариями и разъяснениями мне кажется не верно и даже вредно. Отец Димитрий,сумел найти точные аналогии с нашей обычной жизнью и красивые слова" Молитвенную ткань Литургии рассеч по живому"как пронзительно сказанно и как больно что то рассекать по живому. Мне кажется что есть вещи в которых не нужны новшества они должны быть не поколебимыми основами нашей жизни. И Божественная Литургия главная из этих основ.
Ольга12 декабря 2024, 13:00
Миссионерские литургии - это обновленчество и богохульство. Как-то случайно попала на нее, никто не предупредил, что будет такая Литургия. Миссионерил кто-то из МДА. Во-первых, слышно было плохо, половина слов не долетала до тех, кто стоял не рядом с миссионером. Очень затянута была служба. Многие, не выдержав такой "экзекуции", уходили со службы. А про молитвенный настрой вообще речи быть не может. Если человек, придя на службу впервые, попал на миссионерскую Литургию, второй раз он точно в храм не пойдет.
Сергей12 декабря 2024, 12:55
Большое спасибо за обстоятельное и развернутое размышление на такую важную сейчас тему! Лично мне кажется, что в наше время под прикрытием "миссионерства", самые разные интересные люди, как правило только начинающие свое знакомство с Православием могут предлагать все что им понравиться. Батюшка очень точно подметил, что сосредоточиться во время службы и так бывает очень нелегко. А тут тебе еще и предлагается разъяснение, прямо во время службы! Пример с послами Св. Князя Владимира очень уместен. Так оно и было, и благодать Божия их вразумила во время молитвы, причем без каких то лекций. Всему свое время.
Татьяна Владимировна 12 декабря 2024, 11:50
Спасибо, уважаемый отец Димитрий. Очень своевременная статья! На мой взгляд, "мессионерская" Литургия не лучший вариант изучения самой Литургии. Согласна с теми, кто пишет, что сейчас есть много вариантов : и литературы много, и в интернете есть информация. Пояснения же священника отрывают от молитвы. Ведь в храме находятся самые разные люди, находящиеся в данный момент в совершенно разном расположении духа (у кого-то горе, у кого-то радость). Пренебрежение молитвой, ни к чему доброму не приведет. Дай Бог, чтобы об этом серьезно задумались.
Галина12 декабря 2024, 09:55
Слава Богу, ни разу на такой литургии не присутствовала. Если что не понимаю - поищу и почитаю или спрошу у батюшки.А вот такой формат совсем уж новодел какой-то.
Виталий12 декабря 2024, 09:39
А если в кинотеатрах прерывать показ фильма на комментарии режиссера, кинокритиков, интересные эпизоды со съёмок? То же провернуть и с балетом, оперой. Многие ли согласятся туда ходить?
Светлана12 декабря 2024, 02:31
Дорогой о. Дмитрий, конечно, всё так.Бывают еще случаи, когда священники из благих побуждений начинают толковать Евангелие после его прочтения. И вот так стоишь спокойно, сосредоточенно, только начинаешь осмысливать Евангелие, или продолжаешь до этого начатую беседу с Господом, как батюшка звонким голосом начинает энергично вбивать реально мудрые, но совсем не в твоем умиротворенном настрое, слова, разрывает как мечом зыбкую ткань, так сложно собранного по кусочкам внимания, и потом так трудно заново внимать себе,внимать молитве,никого не осудить, ни на что не отвлечься,чего-то вынести полезного из услышанного.Господи, прости,помоги нам, всем, иметь во всём рассудительность.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×