В честь возрожденного Троицкого подворья

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 671 x 500 px. Размер файла 66877 b.
В ряду достопримечательностей Москвы подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры вполне заслуженно может занимать одно из первых мест. С 1815 по 1922 год оно являлось постоянной резиденцией Московских митрополитов. Здесь жили величайшие русские богословы святители Филарет (Дроздов) и Макарий (Булгаков), знаменитые миссионеры митрополиты Иннокентий (Вениаминов) и Макарий (Невский). Сюда 5 ноября 1917 года будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) принес митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину) весть об избрании его на патриарший престол. В самый сложный и трагический период истории Русской Православной Церкви подворью суждено было на несколько лет стать центром духовной и церковной жизни уже не только Москвы, но и всей России. Здесь же в мае 1922 года святитель Тихон был арестован, после чего подворье было упразднено на 70 с лишним лет. Но вот уже 15 лет, с 1993 года, на Троицком подворье вновь идет монашеская и приходская жизнь.

Для человека верующего, живущего внутренней жизнью, все имеет свой сокровенный смысл. Что уж говорить о событии, оказавшемся в центре внимания не только многих верующих, но и всех тех, кому дороги отечественная история и культура. Таким событием стало празднование 15-летия возрождения Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, прошедшее 2 ноября в зале-атриуме Государственного музея А.С. Пушкина в Москве.

Собственно то, что на такой вечер люди, объединенные сегодня святой обителью и ее подворьем – соборно молящиеся в храме подворья, поющие на клиросе, посещающие занятия в воскресной школе и участвующие в духовных спектаклях, собрались в музее, тоже глубоко не случайно. Ведь среди постоянных прихожан храма Живоначальной Троицы при подворье были предки Александра Сергеевича Пушкина; здесь крестили Сергея Львовича и Василия Львовича Пушкиных – отца и дядю поэта, а Василий Львович и венчался в этом храме.

На вечере вспомнили основные вехи в истории московского Троице-Сергиевого подворья, говорили и о тех, кто некогда его населял. Об одном из них – митрополите Московском и Коломенском Филарете (Дроздове) – сказано было с особым почтением и трогательностью. Пришедшим напомнили свидетельства аскетической жизни святителя, его верного служения вере. А изображения самого святителя Филарета помогли вживую представить эту неординарную личность. Запомнились и приведенные воспоминания людей, встречавшихся с митрополитом, которые по роду деятельности далеки были от Церкви, как, например, воспоминания поэта Тучкова, отмечавшего удивительную работоспособность митрополита и несоответствие его положения его скудной трапезе, которую он готов был разделить с любым. Или гусара, которого митрополит спас от позора и гибели, выдав ему просимую сумму, не заботясь узнать ни его имя, ни воинское звание. «Это был один самых уважаемых и любимых людей в Российской империи», – так отзывались о митрополите Филарете современники. И милосердие выходит за пределы временных рамок и становится исключительно вневременным понятием.

Митрополита Филарета особо чтут в музее Пушкина, ведь именно святитель, тронутый стихотвореньем Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…», ответил поэту на его отчаянье своим стихотвореньем «Отповедь». Для митрополита дар жизни – «не случайный, не напрасный», а данный Богом, а значит, освященный высшей тайной. Отчаянье и тоска – это последствия «праздного ума». Говоря о своих душевных смятениях: «Сам я своенравный властью / Зло из темных бездн воззвал, / Сам наполнил душу страстью, / Ум сомненьем взволновал», автор ставит себя вровень со всем человечеством и указывает на самого человека как источник бед. Но он верит, что сила «забытого мной» Создателя все равно просияет в уме и сердце ищущего. Пушкин был потрясен до слез этим ответом, в нем он услышал голос друга. И ответил «Стансами»: «Твоим огнем душа согрета, / Отвергла блеск мирских сует. / И внемлет арфе Филарета /В священном ужасе поэт».

Этот случай передавался из уст в уста, и Московское подворье стало местом паломничества ищущих защиты и помощи и уповающих на молитву митрополита.

А в 2000 году в музее была организована выставка «А.С. Пушкин и Филарет, митрополит Московский и Коломенский». Все это, по словам Натальи Михайловой, заместителя директора музея по научной работе, и подтолкнуло музей и подворье провести празднование именно здесь, в музее. И это только начало, так как в будущем году планируется организовать на Троице-Сергиевом подворье выставку на основе музейных материалов, посвященную святителю Филарету. К тому же подворье будет включено в одно из «пушкинских мест» Москвы.

Загрузить увеличенное изображение. 652 x 490 px. Размер файла 73223 b.

В послереволюционное время подворью пришлось много пережить. В мае 1922 года, после ареста Патриарха Тихона именно здесь, на подворье, сюда пришли разорение, запустение и забытье. В 1929 году здесь располагался детский сад. Храм Живоначальной Троицы превратили в склад, потом в мюзик-холл. И только в начале 1990-х годов подворье обретает новую жизнь. Здесь проводится ремонт, восстанавливаются помещения, освящается храм и служится первая литургия.

В возрожденном подворье были организованы мужской профессиональный и любительский хоры, хор мальчиков, воскресная школа, театр-студия, детско-юношеский хор.

Рассказы о подворье, история которого тесно связана с историей России, о временах, когда обострялась тяга народа к Божией защите и помощи, перемежались духовной музыкой – пел замечательный профессиональный мужской хор Московского подворья лавры.

Силами детского театра-студии при воскресной школе лавры были воссозданы картины Смутного времени: страна, словно находящаяся в потемках душа человека, ищет выхода и находит его в вере. Во время польско-литовского нашествия в 1608–1610 годов стены Троицкого монастыря выдерживали осаду 30-тысячного войска неприятеля. 16 месяцев держал оборону крепости 3-тысячный отряд, состоящий из монахов, жителей посада и московского отряда в 500 человек. Во время осады было много доказательств чудесных явлений, которые еще больше укрепляли дух обороняющихся.

Отрадно, что именно дети представили это действо. Старательно произносимые довольно трудные речи – в этом трогательно было видеть стремление детей сделать все «как надо» – свидетельствовали о желании детской души прикоснуться к проявленной некогда силе человеческого духа.

Впрочем, у учащихся есть множество возможностей почувствовать эту силу русской души, ее верность Православию, приобщиться к истинам православного вероучения – через изучение слова Божиего, на уроках рисования и музыки, что, по словам мальчиков-учеников, – они особенно любят.

Пришедшие на вечер были единодушны: он прошел на одном дыхании. Чувствовалось, сколько труда вложено в подготовку праздника, сколько любви – в его проведение. Это было истинное наслаждение красотой одухотворенного человеческого творчества.

Сайёра Сангинова

5 ноября 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×