Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

«Волшебный сад» Жостова

В Москве в выставочном зале Фонда народных художественных промыслов (Леонтьевский пер., д. 7) открылась выставка «Волшебный сад», посвященная 185-летию Жостовской фабрики декоративной росписи. На выставке представлены подносы и шкатулки XIX века из мастерских Вишняковых, уникальные произведения 20–50-х годов ХХ века, а также изделия жостовских мастеров нашего времени высочайшего художественного уровня.

Подмосковная деревня Жостово давно стала символом народного искусства. Почти два века жители этой деревни владеют мастерством изготовления и росписи подносов, передавая секреты ремесла от поколения к поколению.

История появления подносов в Жостове тесно связано с развитием другого, не менее известного художественного промысла – лаковой миниатюры Федоскина. Территориальная близость двух деревень сыграла свою роль: изначально материал для изготовления миниатюры и подносов был один и тот же – папье-маше.

Предприимчивые крестьяне братья Вишняковы в начале 1810-х годов организовали производство лаковых табакерок, коробочек, сигаретниц и чайниц. Со временем ассортимент расширился, и значительное место в нем стали занимать подносы, как из папье-маше, так и металлические. В прейскуранте мастерской Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. Существует с 1825 года».

Рост городов в середине XIX века привел к увеличению числа гостиниц, трактиров, питейных заведений. Спрос на подносы сильно возрос, и их производство стало приносить большую прибыль. В 1870–1880-е годы стали появляться новые мастерские по изготовлению подносов, из которых самыми крупными были мастерская О.Ф. Вишнякова и Е.Ф. Беляева. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из сохранившихся жостовских подносов. Подносы в старину не подписывались, и определить время их изготовления можно было лишь по клеймам мастерских.

Жостовская мастерская имела свой неповторимый стиль. Наиболее дорогими считались подносы с жанровыми сюжетами, изображавшими мчащиеся тройки, чаепитие, охоту, крестьянских девушек, а также знаменитые жостовские букеты – как правило, это были розаны и георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Изображение букета подчинялось плоскости подноса.

Подносы использовались не только для подачи блюд. Их вставляли в углубление столов, они служили оригинальной столешницей, а также являлись украшением интерьера домов, причем как купеческих, так и аристократических.

В начале XX века производство подносов практически прекратилось и возобновилось лишь в 1920 году с оживлением «кустарно-художественной промышленности». В 1928 году в Жостове появилась артель «Металлоподнос», в которой работало более 200 человек. Изделия отличались высоким качеством, которое достигалось ручной выделкой на всех стадиях производства. В эти годы цветочная роспись стала преобладать над жанровой и пейзажной. Промыслу пришлось пережить непростое время, когда, желая изменить традиционную направленность, была предпринята попытка внедрить специфику станковой профессиональной живописи. Однако ведущие художники предприятия смогли этому противостоять. С 1960 года предприятие стало именоваться фабрикой декоративной росписи, на которой до сих пор работают представители жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Леонтьевых, Можаевых, Савельевых, Кледовых, известных с середины XIX века.

Сегодня жостовский поднос можно по праву считать одним из символов русской самобытной культуры.

На открытии выставки, посвященной 185-летию жостовского промысла, мы встретились с художницей жостовской фабрики Татьяной Васильевной Кураиной, которая поделилась с нами секретами этого яркого и праздничного искусства.

– Татьяна Васильевна, каковы традиции жостовского промысла?

– Работы жостовских мастеров – это металлические лакированные подносы черного цвета с изображением цветочных или жанровых композиций. Сегодня изображения на подносах могут быть самыми разнообразными. В том числе изображаются и православные храмы. Некоторые подносы делаются на заказ. Помню, как-то к Пасхе мы делали большой заказ для одного храма – несколько сот подносов.

Традиционно на подносах изображаются цветочные композиции. Существуют характерные изображения цветов. Конечно, роза – это всегда роза, но художник может придумать свои формы цветка. Художнику дают лишь общее задание, например расписать поднос цветами, но конкретно композицию не навязывают. Сейчас художники имеют большую свободу и дают волю фантазии, каждый придумывает свой рисунок, у каждого свой почерк. Рисунок идет из головы, никогда художники не пользуются какими-либо шаблонами, трафаретами. Иногда рисунок рождается на ходу, уже в процессе работы. Если работа большая, то, конечно, художник прорабатывает композицию сначала на бумаге.

– А какова технология изготовления подносов?

– Металл мы закупаем в Череповце. На фабрике есть станок-ножницы, который режет металл. Основная часть подносов штампуется под прессом, большие – куются вручную.

Для росписи используются только масляные краски. Роспись у нас ведется трехслойная, возможно, благодаря этому, наши подносы имеют «глубину». Сначала создается композиция, затем изделие ставят в печь и при температуре 90 градусов высушивают. После этого художник начинает основную роспись.

Традиционно фон подноса – черный, но он может быть и другим. Интерьеры наших домов изменились, и подносы изменились, они могут вписаться в любой интерьер.

На каждом подносе сзади стоят два клейма. Одно клеймо старое, историческое, на нем изображены палитра, кисть и тюльпан, второе – клеймо действующей жостовской фабрики. После того как поднос закончен, каждый художник ставит свою подпись. Начиная с 1970-х годов каждая работа у нас авторская. До 1970-х годов художник не имел права ставить свою подпись, на обратной сторонне подноса ставилось лишь клеймо мастерской. Художников не знали, а знали только тех, кто заведует мастерской.

Когда художник закачивает работу, с подносом начинает работать художник- орнаментальщик. Орнамент сушится, затем поднос покрывается лаком в два слоя. Второй слой немного шлифуется. Всего на создание одного подноса уходит четырнадцать дней, независимо от формы и от того, маленький поднос или большой. Технология одинаковая.

– Что, помимо красок, еще необходимо для работы?

– Для работы нам необходим шпатель, которым мы разводим или стираем краску, а также составляем палитру. Еще у художника под рукой всегда должна быть линейка.

Художник расписывает поднос, держа его на коленях, – так удобнее всего. Неоднократно на фабрике предлагали ввести всякие устройства, чтобы нам было легче работать, но они не прижились. Стол обязательно должен располагаться на уровне локтя, чтобы не болела рука и удобно было пользоваться красками. Под ногами – подножка, для того чтобы колени были под прямым углом.

В качестве палитры некоторые художники используют стекло или мрамор, на котором разводят краски. Масляные краски петербургского производства, беличьи кисти, льняное масло – вот и все, что необходимо художнику для работы.

– Где можно научиться росписи подносов? И где учились вы?

– Существуют курсы в Художественной спецшколе миниатюрной росписи, там есть наше отделение. Четыре года студенты учатся бесплатно и получают хорошую стипендию. После этого приезжают к нам на практику. Правда, на нашей фабрике из последнего выпуска никто не остался, но те два месяца, которые выпускники провели у нас летом, работая бок о бок с профессиональными художниками, им запомнятся надолго.

Сама я училась в Федоскинской школе миниатюрной росписи и уже много лет работаю на фабрике. Каждый день художник учится и у самого себя, и у товарищей. Я проработала на фабрике лет десять, и только тогда мне начали нравиться мои работы.

Мои работы нравятся людям, и это очень приятно, ведь в каждую работу я вкладываю частичку своей души.

К нам на фабрику приезжает много людей, особенно со школьниками. При фабрике есть музей. Когда приезжают экскурсии, я часто даю мастер-класс по росписи подносов. При старом здании фабрики тоже был музей, но он был закрыт для посещения. В нем были собраны образцы, которых следует придерживаться. Музей изначально создавался для художников, чтобы перед нами были образцы для подражания и мы, художники, эту традицию сохраняли.

– А какие работы попадают в музей при фабрике?

– В музее есть старинные подносы, подносы с традиционной росписью и кое-какие оригинальные работы. Некоторые экспонаты для музея мы собираем по соседним деревням. Так, одна бабуля кормила кур из старинного жостовского подноса!

Сколько человек работает сейчас на фабрике, и сколько подносов делает художник в месяц?

– Сейчас на фабрике работает не очень много людей – человек тридцать. В среднем художник делает четыре подноса в месяц. Но кто-то делает три больших, а кто-то тридцать маленьких.

Еще многое зависит от сложности композиции. Если это цветы, то они пишутся за один прием, а вот пейзаж пишется в несколько этапов.

– Где реализуется продукция жостовской фабрики, и какова средняя цена подноса?

– У нас есть договора с определенными магазинами о поставке нашей продукции, еще мы участвуем в выставках, ярмарках. Также у нас действует магазин при фабрике.

Подносы у нас не дешевые, так как работа практически на всех этапах ручная. Маленький поднос стоит где-то от 300 рублей. А некоторые большие подносы могут стоить и 100 тысяч.

– Жостовский поднос сейчас становится частью интерьера и является часто украшением наших домов. А насколько поднос функционален?

– Раньше на подносах, например, подавали чай, сейчас часто подносы вешают на стену и любуются ими.

В использовании подноса главное – не повредить лаковый слой. И мыть его надо как ребенка – детским мылом! Чтобы восстановить яркость рисунка, можно протереть поднос лампадным маслом: нужно втирать масло до блеска, и тогда рисунок засветится. Чтобы поднос сохранился дольше, лучше покрывать его салфеткой, прежде чем что-либо на него класть.

 

Выставка «Волшебный сад» открыта до 17 октября 2009 года.

Адрес выставочного зала Фонда народных художественных промыслов:

Москва, Леонтьевский пер., д. 7.

Дарья Огранович

13 октября 2009 г.

Рейтинг: 3.1 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Nina Lacova13 октября 2009, 20:55
prekrasnye raboty raspisyvajuca u vas cajnyje servizy i tarelki ? Vo skolko let mozno postupit ucitsja ?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×