На встрече с воспитанниками Екатеринбургской духовной семинарии Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии обратился к ним с напутственным словом. По большому счету, каждый верующий человек, каждый прихожанин храмов епархии является для Архиерея духовным чадом – поэтому слова Владыки в равной мере относятся и ко всем нам…
Прошла уже Неделя о мытаре и фарисее, где мы получили поучение, как нужно молиться, какая должна быть молитва, из чего она должна состоять. Она должна состоять из сокрушения своего сердца о грехах, видения своих грехов и незамечания грехов своих ближних. Вы знаете учение святых отцов, что мы должны быть очень внимательны к себе – видеть себя, видеть свою душу, движение своего сердца, мыслей, чувств, желаний и критически оценивать их: куда они нас тянут, на какие направления – на грех или на добродетель?
Если на грех – то мы должны вооружаться всеми духовными средствами, отражать все наши поползновения к греху в мыслях, чувствах, даже в желаниях, не дать воли этому греху, чтобы он не развился до проявления наружу. Если мы будем внимательны к себе в течение всей своей земной жизни, особенно сейчас, то увидим все свои слабости, немощи и сможем их отражать – молитвой, постом и сознанием великой Любви Бога-Отца к нам.
Эту любовь мы видим в притче о блудном сыне. И только когда мы понимаем, как далеко отошли от Бога, нашего Небесного Отца, и знаем, сколько благ имеет наш Небесный Отец и что мы должны оставить все, что тянет нас к миру, наслаждениям и утехам, и идти к своему Небесному Отцу, – мы сможем войти в Его объятья и получить те небесные дары, которые может дать только один Бог, Который нас любит, желает нам спасения и хочет сделать нас Своими сыновьями и дочерями.
Следующее поучение будет о Страшном Суде, о том, как мы будем осуждены на Страшном Суде Господнем. И все это должно воодушевлять вас на одно целое: на подвиг молитвы, поста, воздержания, – чтобы вы могли не только говорить людям: «нужно поститься, молиться, быть смиренными и послушными», но могли бы и сами это сделать. Это было бы самым главным в вашей личной практике. А подготовительные дни Великого поста и есть практика духовной жизни – чтобы вы могли более прочувствованно, более осознанно говорить людям о добродетелях, которые должны быть в нашей христианской жизни.
Нужно не только знать, хорошо изучить учение святой Церкви и святых отцов, но и пропустить его через свое сердце, сознание, свою жизнь – только тогда возможно правильное приобретение той высокой мудрости, которую необходимо нам получить в годы, когда мы находимся под омофором Матери-Церкви; это очень важно и очень нужно.
Церковь есть источник благодати Божией, куда мы идем, чтобы напитать свою душу. Мы идем к этому источнику утолить свою духовную жажду, получить от Бога дары Святого Духа, которые услаждают наше сердце. Поэтому в Церковь надо идти по своей воле, по своему желанию, а не «по обязанности».
Конечно, мне бы хотелось, чтобы в наших храмах было больше порядка, чтобы на богослужение прихожане ровно вставали с правой стороны, а не разбредались по всему молитвенному залу.
Особенно непозволительно во время молитвы стоять возле самых дверей! Создается впечатление, что человеку хочется уйти из церкви, что он пришел в храм не отстоять всю службу и помолиться, а чтобы только «отметиться». Немножко постоял – и ушел, когда вздумалось. Оправдание себе, конечно, такие люди найдут: то ноги болят, то устали на работе. Эта борьба с самим собою значительно ослабляет, когда во время богослужения человек стоит возле дверей. А когда во время молитвы ты стоишь среди своих собратьев, то как-то даже и неудобно выйти из храма преждевременно, до завершения службы.
Для каждого верующего человека молитва в храме должна быть святой; она должна быть торжеством всей его жизни. У нас на приходах была добрая практика, когда в воскресный день вечером в храмах проводились торжественные акафисты. Сегодня это почему-то теряется, но мы должны восстановить эту традицию. Мы говорим людям, что воскресный день должно посвятить Богу. Как это сделать? Церковной молитвой.
У нас же пока зачастую получается так: пришли утром в церковь на Литургию, помолились, пошли домой… А что дома человеку делать? Вот и появляются у него всякие дурные мысли, искушения. Чтобы этого не было, нужно в воскресенье прийти еще и на вечернюю службу и помолиться перед иконой Божией Матери, Пресвятой Богородицы и святого угодника, которого почитают и прославляют в этот день.
Это надо восстановить. Это было. Я помню, в тяжелые годы богоборческой власти в нашей стране люди всегда со слезами приходили в церковь, и молились, и радовались, что имели возможность прочитать торжественный акафист. В церковь богомольцы приходили как на праздник: в храм вы идете не для того, чтобы просто показаться священнику, – вы идете на встречу с Богом, получить благодать и силу, необходимые вам, чтобы легче освоить богословский материал, который вы изучаете.
И для того чтобы эта премудрость Божия взошла в ваших сердце, уме, душе – нужно очищать свою душу молитвами и покаянием, приходить в церковь просить Господа помочь, вразумить вас, чтобы вы могли понять и усвоить заповеди Божии, а знание о Боге осталось в вашем сердце на всю жизнь и руководило вами на всех путях вашей жизни, и вы смогли бы выйти из всех трудных ситуаций.
Наша жизнь – всегда борьба. Это борьба со злом. Диавол, как рыкающий лев, ищет нас поглотить – и мы должны знать, как противостоять козням вражиим, как применить свои знания в духовном возрастании. Я приводил пример: некоторые люди в церкви стоят около дверей. Это показатель, что они борются с собой и одолевающим их диаволом. Показатель, что человек идет на поводу своих страстей и пришел в храм не для молитвы, а чтобы «показаться» и сразу же уйти.
Между тем в церковь надо идти с искренним желанием отречься от всего земного, от грешных мыслей и чувств и стоять и молиться перед лицом Божиим со страхом Божиим и благоговением. Мы должны вырабатывать в себе благоговение, потому что только через благоговение к святыням мы и ощущаем благодать Божию. Если нет такого благоговения – человек ничего не чувствует и не получает.
Все, что находится в храме, обильно пропитано благодатью Божией. Но один человек, который с благоговением дотронулся до храмовых святынь, может почувствовать Божию благодать, а другой, который формально «маханет рукой» возле иконы и пойдет к выходу, ничего не почувствует.
Я расскажу историю, которая произошла с иконой Божией Матери «Скоропослушница» на Афоне. Долгое время один монах-трапезник проходил мимо этой иконы, как поняла Сама Божия Матерь, без благоговения, с пренебрежением. И когда он шел с лучиной, он коптил Святой Лик. Один раз он услышал глас Божией Матери: «Сколько же Я буду терпеть тебя? Ты Меня уже всю прокоптил». И в этот момент монах ослеп и стал недвижим. Тогда он понял, что совершил большой грех перед святой Богородицей и стал молиться о прощении и помиловании. Божия Матерь смилостивилась над ним, и монах исцелился от своих недугов. Вот почему и называется икона «Скоропослушница» – потому что Она скоро услышала покаянные вопли этого монаха.
Это показывает, что мы должны ко всему, что есть в наших храмах, особенно к образам Божиим и святых должны относиться с благоговением. А если мы непочтительно относимся к нашим святыням, это наводит гнев Божий на многих из нас. Рано или поздно Господь все равно нас отметит за то, что мы пренебрежительно относимся к святыням, к нашим обязанностям православного христианина.
Поэтому я желаю, дорогие братья и сестры, чтобы вы именно с таким настроем приступили к Великому посту, и с таким настроем жили всегда, а не только сейчас – с благоговением, со страхом Божиим и благочестием. Вот это должно отличать нас. Потому что если мы хотим постоянного общения с Богом, мы должны осознавать, что мы делаем. И если вам Господь дал возможность окунуться в бездну милосердия и премудрости Божией, вы должны дать отчет о своей жизни, показать, на что вы способны ради жертвенной любви к Богу и людям.
Святые старцы не зря говорили, что многознание уму не научает. Кичливость, что ты много знаешь, не идет нам на пользу – это гордыня, которая приносит человеку вред. Такая напыщенность никому не нужна; нам нужны не только знания, но и благоговение, страх Божий, благочестие.
Хотелось бы видеть у всех прихожан наших храмов настоящее христианское поведение не только в храме Божием, а везде, где бы они ни находились. Чтобы можно было почувствовать, что они – истинные христиане не по имени, не в глубине своего сердца, а всегда, прилюдно, и можно было понять, что это – христианин, христианка, человек с высокими добродетелями, который может нравственно повлиять на окружающий мир, чтобы его преобразить, изменить – но ни в коем случае не подстраиваться под этот мир.
К сожалению, у нас часто получается наоборот. Мы часто так пристращаемся ко всему земному, что это мир на нас влияет. Мы живем миром, исполняем его волю, греховные страсти, кипения, и не делаем ничего, чтобы его преобразить. Между тем наша духовная задача – изменить этот мир. Христос Спаситель пришел на землю не жить этим миром, идти по его течению, а изменить мир, преобразить его.
И мы знаем, что первые христиане это и делали. Был языческий мир, а стал христианский; был мир развратный и превратный, а стал нравственным и духовным миром с высокими христианскими добродетелями… Сейчас в нашем обществе наблюдается такая ситуация: люди далеко отошли от Бога, от Церкви, от христианских идеалов. И нам нужно приблизить их к этим нерушимым святыням. Мы должны показать им пример, показать, каким должен быть настоящий христианин.
Задача это непростая; но мы должны стремиться к ее решению, показывая истинный пример не просто мирской, а именно христианской жизни.
Я желаю всем вам, дорогие братья и сестры, в дни Великого поста действительно так настроиться и жить высокими духовными идеалами не только до Пасхи, а всю жизнь – с нравственным, духовным, благоговейным настроем, со страхом Божиим и жертвенной любовью и многими другими добродетелями, которые мы должны стяжать в себе. И дай вам Бог помощи в этом!
Материалы подготовила Лидия Ежкова