Православный календарьПравославный календарь
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Блаженнейший Митрополит Иона: «Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира»

Источник: Патриархия.Ru

4 мая завершился визит в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского и Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы. Предстоятель Православной Церкви в Америке дал интервью порталу Патриархия.ru, посвященное итогам состоявшегося визита.

Митрополит Иона (Паффхаузен) в московском Сретенском монастыре. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
Митрополит Иона (Паффхаузен) в московском Сретенском монастыре. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
— Ваше Блаженство, Ваш визит в Русскую Православную Церковь подходит к концу. С чего бы Вы начали подводить итоги состоявшегося визита, что могли бы выделить в качестве важнейшего его результата?

— Самое важное — это, конечно, личное общение с Патриархом Кириллом и с другими представителями Русской Православной Церкви. Кроме того, этот визит очень укрепил меня в благодати. Я помолился у многих святынь, посетил много монастырей, приложился к мощам многих святых.

— Какие темы прежде всего становились предметом обсуждения в ходе Ваших переговоров со Святейшим Патриархом Кириллом?

— Мы обсуждали, как дальше служить и работать вместе. В процессе этого обсуждения мы констатировали, что между нами нет никаких больших проблем, хотя в целом во всемирном Православии некоторые сложности существуют. Но мне представляется, что мы оба чувствуем себя единомышленниками.

— Как Вы оцениваете в целом уровень взаимодействия между Американской и Русской Православной Церквами?

— Американская Православная Церковь – это бывшая «дочь» Русской Православной Церкви, которая для нас теперь словно старшая сестра. Во взаимоотношениях с ней у нас нет никаких сложностей. Нас здесь воспринимают как полностью каноническую и автокефальную Церковь. И это логично, ведь Русская Православная Церковь и предоставила нам автокефалию. Меня здесь принимают на том же уровне, на котором находится сам Патриарх. Если бы нас не воспринимали как полностью самостоятельную и равноправную Церковь, то меня бы здесь так не принимали.  

— Совсем недавно Православная Церковь в Америке обрела в Вашем лице своего нового Предстоятеля. Решение каких вопросов Вы считаете для американского Православия наиболее безотлагательным? И как это связано с теми новыми задачами, которые стоят сейчас перед Русской Церковью?

— Наши самые главные проблемы, например неприятности, связанные с вопросами финансирования, можно сказать, уже позади. Но главная задача, которая по-прежнему стоит перед нами, — это проповедь Евангелия в Америке, выполнение нашей миссии, чтобы Православие распространялось по стране, взаимодействие с другими Церквами в Америке.

Другая важная задача — это основание новых монастырей в Америке. Ей мы уделяем много внимания. Хотел бы отметить и желательность предоставления нашим священнослужителям возможности учиться в общецерковной аспирантуре, заняться учреждением которой Патриарх Кирилл поручил владыке Илариону, архиепископу Волоколамскому.

— Каких итогов Вы ожидаете от предстоящей вскоре на Кипре конференции, в рамках которой, в частности, будет обсуждаться вопрос единства Американской Церкви? Рассчитываете ли Вы на то, что Православной Церкви в Америке удастся достичь большей меры понимания своей позиции со стороны иных Православных Поместных Церквей?

— Константинопольский Патриархат, а также некоторые другие Поместные Православные Церкви не признают нашей автокефалии. И если они хотят принять относительно нашей жизни какие-то решения, то это возможно лишь с нашего согласия. Иначе это будет большой грех против нас.

— Намереваетесь ли Вы сделать новые шаги на пути диалога с Константинопольским Патриархом по вопросу признания автокефалии Православной Церкви в Америке?

— Конечно, я бы этого очень хотел. Такова моя позиция. Но при этом я просто хочу быть честным с Предстоятелем Константинопольской Церкви, ни в коем случае не желая проявлять к нему недостаточную степень уважения или говорить что-либо против него. Но позиция Константинопольского Патриарха относительно нас мне представляется неверной. Святейший Патриарх Кирилл и владыка Иларион оказывают нам постоянную поддержку в этом вопросе. Ведь это вопрос, касающийся не только нас, но и отношений между Московским и Константинопольским Патриархатами. Московский Патриархат даровал нам автокефалию. Это решение и оспаривает Константинопольский Патриарх.

— Ваше Блаженство, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об Американской Православной Церкви: какова численность ее паствы и кто ее составляет? Какое место она занимает среди других православных юрисдикций в Америке?

— У нас около 650 приходов и 25 монастырей. Количество наших причастников составляет около 100 000 человек. Крещенных — около миллиона. Греческая юрисдикция охватывает около 125 000 активных членов и около 400 приходов. Но их приходы очень большие, гораздо больше наших. У них также больше крещенных, около двух миллионов человек. У Антиохийского Патриархата около 225 приходов и около 50 000 причастников. У Сербской Православной Церкви около 100-150 приходов, точно не знаю.

Около шестидесяти процентов нашей паствы — это американцы, принявшие Православие. 30 % — это бывшие униаты, и около 10 % — русские эмигранты. Так много американцев у нас потому, что значительную часть нашей паствы составляют жители Аляски и Мексики, многие из которых являются индейцами. Мы не русская Церковь, мы Поместная Православная Церковь, которая принимает всех и открыта для всех. Поэтому, хотя часть нашей паствы и составляют русские, они в ней — отнюдь не большинство. Правда, сейчас мы решаем вопрос, чтобы представитель Русской Православной Церкви заседал и в нашем Синоде.

— Ваше Блаженство, недавняя смена президента Соединенных Штатов и экономический кризис, вероятно, сопровождаются изменениями в общественной жизни страны, в умонастроениях людей. Ощущает ли на себе последствия подобных изменений Православная Церковь в Америке? Чего ожидают американские православные от ближайшего будущего?

— Для всех нас — и там и здесь — нынешнее время очень трудное. Мы тоже живем на пожертвования, но у нас нет такой системы спонсорства, как в России. Сегодня пожертвования нам в связи с кризисом уменьшились где-то на 20%. У нас нет никаких особых отношений с американским государством. Отношения между Церковью и государством там совсем другие, чем здесь.

— Что для Вас как архиерея и Предстоятеля Церкви значит монашество в целом и Валаамская традиция — в частности? Ведь важная часть Вашего визита — паломническое посещение святынь Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Санкт-Петербурга и, конечно, Валаама, с которым многое связано в Вашей жизни и для поддержки которого Вы очень многое сделали. В чем вообще особенности монашеского служения в американском Православии?

— Валаамская традиция для нас, конечно, очень и очень важна. На Валааме я получил свое духовное образование, я это осознаю и стараюсь передать другим воспринятую традицию. Когда я основывал монастырь в Калифорнии, мне очень помогало знание Валаамского предания. Очень хорошие советы мне давали игумен монастыря, нынешний епископ Панкратий и старец Кирилл (Павлов). Это меня очень поддерживало и укрепляло. Сейчас я хочу основать уже новое братство на востоке Америки. Оно тоже будет покоиться на Валаамских традициях. Владыка Панкратий сказал, что нам надо обращаться к своим духовным корням. В Америке мы должны обращаться к русским традициям. В России же обращаются к афонским духовным традициям.

— Многие западные люди приходили и приходят к Православию через знакомство с русской литературой, музыкой, иконописью, богословской мыслью. Какую роль сыграла русская культура в Вашей жизни?

— Для меня это было очень важно. Первой встречей с русской культурой было чтение «Братьев Карамазовых». Из него я почерпнул первые знания о Православии, но не был тогда знаком еще ни с одним православным человеком. На меня также сильно повлияли книги Владимира Лосского, особенно «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». Я стал читать эту книгу и понял, что мне нужно стать православным. Мне было тогда 18 лет. Это была для меня такая интуиция истины.

— А как Вы установили контакт с Православной Церковью в Америке?

— Я нашел телефон русского храма. Это был храм Зарубежной Церкви. Я позвонил и пошел туда. Я пришел в храм, посмотрел, но ничего не понял, ни одного слова. Я пошел в Греческую Церковь, меня там очень хорошо приняли, но сказали: «А почему Вы здесь, если Вы не грек»? И в Сербской Церкви мне сказали: «Зачем ты здесь, если ты не серб?».

Потом я встретил священника из Московского Патриархата, мексиканца, очень хорошего человека. Его звали отец Роман Мерлос. Он очень много со мной занимался и помог мне принять Православную веру. И я ему очень благодарен.

— Что в первую очередь не удовлетворяет в других христианских конфессиях американцев, решающихся принять Православие?

— Православие — единственная ветвь христианства, которая целиком сохранила апостольское наследие. Католики тоже имеют неповрежденность апостольского преемства, то, что по-английски зовется integrity, однако литургически они от него отошли. Но вера у них более или менее правая, хотя и с добавлениями (смеется). А вот протестанты очень многое потеряли и от очень многого отошли. Они чрезвычайно секуляризировались. Даже Католическая Церковь у нас секуляризировалась. Только Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира.

Беседу вел Юрий Пущаев

Рейтинг: 8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Иона (Паффхаузен)

Новые материалы

Выбор читателей

×