Так получилось

Я до сих пор молюсь о его здравии, хоть почти наверняка знаю, что он умер. И всё же. Иногда мне кажется, что где-нибудь в церковном дворе я снова увижу его небритую физиономию, и мы будем идти по улице и разговаривать о жизни, а перед расставанием обнимемся крепко… И я буду чувствовать, что для него это очень важно: знать, что в жизни у него ещё есть брат…

Он навсегда останется для меня загадкой. Не только потому, что всякий человек загадка, но потому, что всей своей жизнью на вопрос «каким должен быть человек?» он ответил: «Всё не так просто, как кажется... совсем не так».

Я познакомился с ним лет семь назад. Он попросил денег, я, как водится, что-то дал, мы разговорились… Тогда еще он не производил впечатления «потерянного». Ну, обычный мужик, неудачник, жизнь потрепала… Мало ли таких? Он всё вспоминал, как счастливое, светлейшее что-то, свою жизнь в Куйбышево, с женой, в собственном доме. А там горы вокруг, леса… красота… благословенный край… С женой ходили осенью по горам, поднимались на плато, собирали фундук, кизил… поднявшись, лежали на траве лицом к небу… Это жило в нём как лучшее, как воспоминание о подлинной жизни.

Что там произошло на самом деле – никогда уже не узнаю, но, с его слов, жена пошла как-то на местный базарчик, и там её кто-то оскорбил, вернулась домой в слезах, Коля пошёл и отметелил обидчика. Так он попал в тюрьму на пять лет. А когда освободился, оказалось, что жена продала дом и уехала в неизвестном направлении. И он стал бомжом. Паспорт где-то потерял по пьяной лавочке…

Мы с ним подружились.

Он всё вспоминал, что до тюрьмы работал охранником – с правом ношения оружия, между прочим, что должно было свидетельствовать о степени внушаемой им надёжности… Вполне ответственный человек… Единственное, что меня напрягало в нём, – это то, что он всё время просил денег. И дело не в деньгах даже, а в том, что вот нормальный с виду, в силах ещё мужик – пусть даже без паспорта… но ведь в силах же – постоянно просит деньги. Как-то мне за него было обидно, как будто он именно сам себя не уважает и не видит, кто он на самом деле и каким может быть. Ну да ладно… Тогда я ещё не знал о его слабости и вот – дал ему однажды маленько деньжат, чтобы он решил наконец вопрос с паспортом…

Коля пропал… А когда появился через две недели, то пьяный, что называется, в дрезину сидел под моей дверью в подъезде на ступенях, плакал, жалея себя и прося прощения. И мне было его жалко, честно… по настоящему, без брезгливой снисходительности… по-человечески…

Потом он побрился, постригся, достал где-то новую рубаху и снова появился в нормальном, пристойном и бодром виде… И снова мы общались с ним после службы, шли по улице, разговаривая о вере, о музыке, о природе, мечтая как-нибудь вместе сходить в горы. И он оживал, обещал провести заветными тропами, показать изумительные места…

Но ничего не менялось в его жизни. Ни-че-го. Месяцы сливались в годы, а он всё так же оставался бомжом, и вот именно это было непонятно, странно… какая-то необъяснимая пробуксовка: день за днём, месяц за месяцем. Ну да, думал я, трудно, даже очень трудно одинокому, бездомному человеку в жизни, да ещё и без документов. Но ведь не может же быть, чтобы Господь не помог! Нужно только очень сильно захотеть и приложить хоть чуточку усердия и постоянства в добром деле. Наверняка можно выбить себе документы… найти работу, угол… По крайней мере, не голодать и не мёрзнуть зимой по подворотням. Это же мучительно, тяжело, невыносимо сверх всякой меры!.. Я не мог понять, никак не мог понять логику… И до сих пор не понял. Ну неужели легче страдать, мучиться от холода, голода, нищеты, унижения… чем пробиваться, пусть даже сквозь бурелом неудач, но с молитвой, с Божией помощью, к полноценной человеческой жизни?.. Не будем сейчас философствовать об относительности этого понятия – «человеческая жизнь»… о том, что и нищий бродяга может быть человеком, а состоятельный «господин» – скотиной… всё это так, но есть же какие-то среднестатистические рамки «нормальности», пусть даже внешней, в которой легче, если угодно – «удобнее», оставаться человеком… Потому что быть добрым, боголюбивым и честным, да еще и трезвым, в мороз, на улице, без еды и тёплой одежды… Оставаться в таких условиях человеком может только юродивый – в полном и высшем смысле этого слова. Но обычному, «среднему» человеку для сохранения своего человеческого облика – и внешнего, да и нравственного – нужны какие-то элементарные условия. Вот я и не могу понять: неужели легче переносить все ужасы бездомной жизни, чем приложить усилия и добиться жизни нормальной, как бы мы ни относились к этому слову?!

И вот – оказывается, что ответ не очевиден. Понимаете: не очевиден ответ – вот в чём главное моё открытие… И это главная загадка, которую поставил передо мной Коля. Оказывается, есть люди, для которых невыносимые мучения, и слёзы, и боль, и унижение… улица, грязь и нищета – всё это в конечном итоге предпочтительнее, чем наша «нормальная» жизнь. Понимаете, не вынужденно, а именно в глубине сердца предпочтительнее! Вот этого я никак не могу понять. И это осталось для меня тайной. Они будут замерзать, им будут ампутировать обмороженные пальцы, они будут плакать и жаловаться на судьбу, пить, наконец… но они не станут трудиться, чтобы хоть что-то изменить в своей судьбе, и не примут – именно сознательно не примут – вашу помощь. Я не деньги, конечно, имею в виду, а сам посыл к нормальной, полноценной, «человеческой» жизни… Они не захотят, не станут ничего менять в своей судьбе, даже если им представится такая возможность. Это, может быть, тема для диссертации, для изучения психологического феномена…

Я даже думаю, если найти кучу денег и вытащить такого человека из трясины, отмыть его, одеть и обуть, дать работу, найти умницу-жену, провести курс реабилитации и чего там угодно ещё, большая часть из них всё равно вернётся к прежнему состоянию и именно из-за того, что… вот не знаю я как это назвать! Как будто программа какая-то заложена в них по саморазрушению – и не обязательно духовному, нравственному, потому что если не многие, то некоторые из них и в Бога веруют, и в храм приходят на службу, и исповедуются и причащаются – но именно в житейском смысле этим людям свойственна какая-то непостижимая энтропия. Внутренняя глубинная потребность в страдании. И я уж и не знаю, как это объяснить!

Коля верил в Бога, твёрдо знал основы православной веры и часто задавал серьёзные вопросы о духовной жизни. Вообще он не был простофилей, многое понимал глубоко, правильно, старался сознательно жить по-христиански… и исповедовался он искренне, от души… И ещё меня привлекало в нём то, что он был, что называется, «добрым малым». Понимаете, он не озлобился из-за всех перипетий жизни. То есть он бывал резок в суждениях, гневался иногда, но это всегда был именно порыв, вспышка, но главным фоном было братолюбие и незлобие. Он был добрым человеком… да, хитрым иногда… лукавым по случаю… но всё равно добрым в своей основе, а это, я думаю, очень важно.

Как-то моя жена вышла из храма после вечерней службы и вдруг вспомнила, что дома нет хлеба. Коля, как обычно, околачивался у ворот. «Коляня, дай на хлебушек!» – пошутила жена. Коля выгреб из кармана все, что там было, и протянул жене…

Да, у него случались запои, и запои эти были страшные… когда он появлялся после них, то едва был похож на человека: страшный, опухший, чёрный, грязный, точно вывалялся в помоях… Но всё же запои у Коли случались относительно редко, примерно раз в полгода, а в остальное время…. Почему он в остальное время не предпринимал шагов, чтобы выбраться из своего бедственного положения? Особенно летом я постоянно говорил ему: «Коля, смотри: сейчас лето, тепло... Давай, шевелись, делай что-то… Документы, я не знаю… Иди в исполком, стучись, объясняй, проси, требуй… ты же человек… не могут, не должны тебя просто так вычеркнуть из жизни, только если ты сам этого не позволишь. Ну, не водить же мне тебя за ручку, как мальчика, в самом деле! Будут документы – ищи работу, сторожем каким-нибудь, чтобы к зиме у тебя был угол, крыша над головой и копейка на пропитание… много ли тебе надо? Ты же охранником работал… ладно, пусть судим был, но я верю, знаю, что Господь обязательно поможет, только ты делай что-то, стучись, проси, ищи…»

В конце декабря, когда недели две стояли жестокие морозы, его подобрали на улице и привезли в больницу. Пальцы на ногах пришлось отрезать, и стал Николай инвалидом. Но зато он месяца два прожил в тепле и в относительном уюте. Я приходил к нему иногда, приносил продукты, деньги давал, правда, уже не ему, а санитаркам… Через два месяца он позвонил и сказал: «Я на выходе с вещами, меня выгоняют». Я приехал, меня пригласили к заведующей отделением, и она объяснила, что выгоняют Колю за нарушение больничного режима, за пьянство, за брань в отношении медперсонала…

Заведующая говорила с болью: «Вы поймите, я его не могу оставить. Вы же видели: у нас таких большая палата, и мы никого не выгоняем просто так на улицу. Но если человек начинает баламутить, я не могу это оставить, ведь вся палата взбаламутится, вы же понимаете, здесь нельзя быть мягкой». Я согласился… Это был один из самых тяжёлых дней. Забрать Колю к себе я не мог: сам с женой и детьми снимал квартиру, да жена бы и не позволила мне забрать его домой. Я взял такси и стал возить его по промёрзшему, в бурой снежной каше городу от ЛТП до наркологического диспансера. Нигде его не хотели принимать. Я должен был в этот день служить вечернюю, и до службы оставалось совсем немного. Наконец я повёз его на окраину города в Центр учета и социальной защиты бездомных граждан. Поднялся наверх. Врача, санитара нет, за «смотрящего» – постоялец. Стал просить принять Колю, старшой наотрез отказывается, я требую, он отвечает грубо, мы с ним разговариваем на повышенных тонах – всё напрасно. Спускаюсь расстроенный с лестницы и вижу, как Коля на скамеечке хлещет из горла припрятанное пойло. Я не выдержал. Оставил его в фойе этого приёмника и уехал на службу, к которой едва поспел… Тяжело…

Много ещё было всего. Потом мы опять «мирились» с Колей… я его исповедовал, причащал в больничном отделении, где его приютили на несколько месяцев и где он заживлял свои культи.

В конце концов у Коли обнаружился рак челюсти… Он изумлялся, шаркающей стариковской походкой приходил в храм, всё так же просил копеечку, но это был уже не мужик, а вдрызг разбитый жизнью инвалид, старик-доходяга, хотя ему едва исполнилось пятьдесят. Я понимал, что он уходит, и у меня была одна мечта: поисповедовать его, причастить перед смертью и похоронить достойно, по-человечески. Я даже записал его данные – данные человека, которого вроде как и нет.

Но Коля так и ушёл из жизни загадкой, оставив меня в недоумении. Была зима, промозглая и сырая, с морозами по ночам и с неизбывной унылой слякотью днём. Я понимал уже, что Коля умирает, и мне хотелось, чтобы хотя бы эти последние его дни прошли в человеческих условиях. Добрые люди договорились с начальником областного онкологического диспансера, Колю согласились принять бесплатно в хоспис. Это была большая удача в его отчаянном положении. Он уже не мог пьянствовать, я дал ему деньги и сказал, глядя прямо в глаза: «Коля, завтра я тебя в восемь часов жду возле больницы. Всё, что тебе нужно, – это прийти, и ты будешь в тепле, в чистоте, под присмотром, сыт и одет. Только приди…»

На следующий день в условленное время я прождал полчаса. Коля не пришёл… И это в то время, как ему почти наверняка приходилось, больному, беспомощному, ночевать неизвестно где в промёрзшем городе.

Через несколько дней я его встретил.

Он уже совсем доходил, но реагировал адекватно. И всё же он не сумел, не смог объяснить, почему он не пришёл, только ответил медленно, едва ворочая языком: «Ну, так получилось…» – и отвёл глаза.

Я понимал только одно: он не пришёл, потому что не захотел. И опять я созвонился с людьми, и опять назначил на следующий день встречу с Колей. Назначил встречу, потому что никак нельзя было его просто взять и привести, а именно нужно было встретиться утром, когда начальник больницы ещё не занят и может отдать необходимые распоряжения.

И снова я прождал полчаса. И снова Коля не пришёл.

Больше я его не видел.

Скорее всего, вернее – даже очевидно, что он не пережил эту зиму, и мне грустно думать, что он лежал в каком-нибудь замызганном морге как безымянное тело несколько дней, а потом его в каком-нибудь пакете свалили в казённую яму с табличкой под номером – и всё. Грустно… И навсегда для меня останется тайной, почему он не захотел хотя бы умереть по-человечески. И, знаете, что я скажу… Я думаю, что ответ на этот вопрос совсем не такое простое дело. Совсем не простое… Не проще, чем объяснение, что такое человеческая душа…

У него был приёмный сын, которого он воспитывал с женой в самые светлые годы своей жизни, там – в Куйбышево. Мальчик оказался чистый, чуткий к вере, он ушёл на Кавказ и поселился в Ново-Афонском монастыре. Коля пасынка своего любил, вспоминал, радовался за него и всё мечтал повидаться… Не довелось. Но в самом этом стремлении к святости, к чистоте, несмотря на всю беспробудную грязь и ложь повседневной жизни, проглядывала вся Колина «Лазарева» душа. И как знать, может быть, за его страдания невыносимые, за смертную муку, за веру, которую он сохранил до конца, будет ещё этот «никчемный» человек ходатаем за нас, «мудрых и разумных», перед Богом? Как знать…

Священник Димитрий Шишкин

16 сентября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Максим 6 октября 2012, 02:19
Много сказано. молодец священник. видно кается, верующий. и то замечательно. коле нужно было помочь, но возможно ли склееть разбитое сердце. надо было ту бабу искать и поговорить с ней честно. женщины иногда просто не понимают что они творят и со своей половиной и с со своей душей.
недвижимость же без его согласия продать она не могла, такчто по суду можно было вернуть половину ему. таким людям работу давать надо , а не унижать жалостью. и документы сделать ему можно было-не охать , а брать его за шкирку и делать. сам он если и поехал бы туда, где жена предала, то там был бы морально порализован. помогать мужикам надо, но на то много любить надо их и понимать. а не жалеть. благодарности ждать не надо. просто ни один мужик от такого зарекаться не может. вот предаст, не дай Бог, жена автора статьи- может его добро к нему еще вернется. Простите Православные, накипело.Трепят тут всякие чушь о генах. лучше Чехова "Казак" почитайте. на Николаях Россия держится, не так много мужиков пойдут за честь жены вступаться, рискуя всем. А эта его просто растерла.
Анна 4 июня 2012, 18:39
время ушло, наверное. Но вдруг комментарии эти еще читают.
Автор не может понять Николая. А я сама в какой-то степени из таких. Почему-то ужасно сложно, порой до невозможности, внутренне тяжело действовать. Нет, конечно, я в обществе, семья, работа, у компа сижу пишу. Но необходимость действовать может вызывать такое ощущение тяжести, что просто хоть, ну, мой вариант не напейся, а ложись спать. И сыну своему эту проблему передала.
Борюсь с этим всю жизнь. А вот если бы оно победило...
ксения 5 марта 2012, 22:55
у меня в последниее недели какая-то пустота в душе, ничего не помогает, ни чтение духовной литературы, ни молитвы. Прочитав статью плачу, слезы градом - и понимаю пустота ушла. Спасибо за статью.
Николай29 ноября 2011, 17:49
Не сдерживаю слез. Так боюсь потерять свою комфортную жизнь. И готов ли ею пожертвовать хотя бы на несколько часов ради такого Николая или Стефана? Наверное нет. Так кто ближе ко Христу - Нищий, искренне достающий все свое пропитание в виде мелочи, на хлеб для ближнего, или я, шарахающийся от лишних проблем? Он ближе. Господи, дай силы полюбить ближнего больше чем себя.
Иулия28 ноября 2011, 19:20
Да, согласна с некоторыми высказваниями, особенно Анны Федотовой. Это ген саморазрушения в нас. И во мне он сидит, к сожалению. По этому поводу даже американские ученые проводили исследование. Люди с таким геном живут ради идеи, если ее нет, то и жизни нет, поэтому, они постепенно сами себя уничтожают. Думаю, что спасать можно через привлечение таких людей к чему-то очень важному. Например, помогать тем же бездомным или больным.
Татьяна14 октября 2011, 22:42
Спасибо большое, Батюшка, за рассказ
Геннадий10 октября 2011, 02:51
Батюшка Дмитрий, а Вы не думали, что не все люди в состоянии быть лично свободными, иметь дом и семью; в прошлое время они были бы рабами у хозяина, и в рабстве им бы было лучше, чтобы хозяин давал им работу, еду, угол, поощрял и наказывал? Сейчас рабства нет и такие люди неприкаянные. Вы правильно считаете, что СВОБОДНЫЙ человек, попав на улицу, найдёт и применит сто способов, чтобы из бродячего состояния вырваться.
Может, я ошибаюсь. Но в подтверждение могу привести пример. В нашем селе есть люди, которые живут в своих домах, но образ жизни ведут поистине бомжатский.
иерей Димитрий 9 октября 2011, 17:19
Ответ Игорю
Как звали жену Николая я, к сожалению, не знаю. Может быть он и называл имя, да я запамятовал.
Игорь 5 октября 2011, 20:44
А его жену, случайно, не Наталья звали?
Любовь 3 октября 2011, 19:21
Спасибо!Слёзы,слёзы.
Вера27 сентября 2011, 19:36
Елене 2011-09-16:
Бедная сестрица, сочувствую Вам!
Молитесь теперь о нем, у Вас сил не было больше терпеть, а теперь вот не терпите - так другую муку принимаете.
Только молиться и остается! Но не оставляйте надежду на милосердие Божие, и постарайтесь сами простить своего родственника - мне кажется, Вам это пока не удалось, хотя и сами Вы теперь перед ним согрешили.
Когда простите своего обидчика, и Господь простит Вас, это Вы почувствуете.
Татиана27 сентября 2011, 15:39
Да,я то же долго не могла разгадать загадку опускающегося на дно человека-умного,доброго,с высшим образованием.Но потом стало все ясно-это чувство вины перед близкими и дальними.Это чувство разъедает мозг и вместо дела,способного что-то изменить-пьянство,которое наркотик-еще какой.Знаете поговорку пьяниц и наркоманов-"Раньше у меня была куча проблем,а теперь только одна!" И он тоже был верующий,но что такое исповедь,так и не мог понять.А душа болела и маялась страшно.Для его же тела оставалось одно-"Чем хуже-тем лучше".Батюшка,помяните усопшего р.б.Евгения,умершего без покаяния,в страданиях.
Александр26 сентября 2011, 12:53
Нужно защищать таких людей, в том числе от произвола полиции. Ведь у них нет никого, кто из людей их защитит.
Сам видел как в г.Краснодаре у центра спецсвязи на ул.Ставропольской полицейские приставали к бездомному, они чувствовали свою безнаказанность и силу перед бездомным...
А он добрый малый, проезжая мимо дашь ему мелочи, он всегда что-то доброе скажет. Сразу видно, что хороший человек.
раба Божия Тамара25 сентября 2011, 02:53
Пронзительная статья! сейчас, к сожалению, много таких "бомжей"! мой племянник работает с ними и говорит - они не хотят нормальной жизнь. улица для них - нормальная жизнь. здесь свобода, нет отвественности, нет ограничений! Думаю, для них - каждая вещь, работа, дом, семья - это ответственность и оковы! Коля выбрал свободу, тяжелую, но свободу. однажды у меня так случилось, что в один день - и работы нет и жить негде. всем звоню - никто не отвечает! я зашла в один подъезд - а там тепло и батареи есть. присела - погрызла сухарик, и так захотелось вот такой спокойной жизни: ночь прошла и день будет, будет день - будет пища. я уж стала дремать - мобильник зазвонил - ответил один знакомый - извини был занят, помогу, приходи. спасибо ему - вовремя! переночевала - и опять по кругу: работа-дом-работа. может и правда, среди бомжующих есть и нынешние юродивые? как их распознать? "И как знать, может быть, за его страдания невыносимые, за смертную муку, за веру, которую он сохранил до конца, будет ещё этот «никчемный» человек ходатаем за нас, «мудрых и разумных», перед Богом? Как знать…
Священник Димитрий Шишкин"
Спаси нас Господи!
иерей Дмитрий23 сентября 2011, 13:19
Ответ Любови

Потребность в страданиях - это, конечно, следствие грехопадения, повреждения человеческой природы. Естественно в высшем смысле человеку стремиться к блаженству, к радости. Но на этом пути неизбежны страдания и скорби. И одно дело преодолевать страдания, видеть их средством очищения и стяжания благодати и за это даже любить (как говорил святитель Лука: "Я полюбил страдание"), а другое дело "замыкаться" на своих страданиях ради самолюбия и саможаления. Бывают и явные патологии, но это уже из области психиатрической.
Любовь22 сентября 2011, 23:00
А как объяснить потребность в страдании, если она у человека с рождения? Вопрос не праздный.
Крыжная Анна22 сентября 2011, 08:18
Анна Федотова ,Вы правы на 100%...именно так и есть! Потеряв веру в личном,человек осознанно решил самоустраниться...потому что дважды быть таким счастливым как он был раньше и потеряться всё это - это уже ложь для самого себя.Но решиться быть полезным для общества человек после тюряги не захотел..и это привело к самоуничтожению.
Александр21 сентября 2011, 15:43
Всем, кто с осуждением высказался о Николае, хочу напомнить что в Евангелии от Матфея сказано: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного."
светлана21 сентября 2011, 13:28
с моим отцом таже история,но я увы ничего не могу поделать,он живёт по каким-то своим правилам и в этих правилах нас нет
Ирина20 сентября 2011, 18:00
а мне всегда казалось, что алкоголизм - это не болезнь и даже не просто грех, это уже наказание. Наказание здесь, еще при жизни. Посмотрите на алкоголиков - это же живые мертвецы. И убивает их страсть - тяга к алкоголю - лютая страсть... Наверное когда Господь не может по другому вразумить человека, он попускает эту страсть, которая одновременно является и наказанием.
Анастасия20 сентября 2011, 13:37
Статья, которая учит нас милосердию Божию. Когда чужая боль становится твоей. Отец Димитрий сделал всё что было в его силах. На всё остальное была воля Господа. Каждому из нас имеем мы свой дом или не имеем, Бог дает свободу выбора жизненного пути. Николаю Бог давал возможность через отца Димитрия изменится, стать лучше. Но он отверг этот путь и выбрал свой. Был ли спасительным путь которым пошел Николай судить не нам. Батюшке был послан этот человек , чтобы укрепить его веру и любовь к ближнему. Спаси Бог отца Димитрия.
Анна Федотова20 сентября 2011, 13:31
я шестой год год занимаюсь бездомными людьми, и тоже задаюсь тем же вопросом, что и автор...
В итоге прихожу к тому, что такие люди - это симптом русского национального самоуничтожения. Никаким оружием не могли победить русских, но есть одно - наглое, ненаказуемое беззаконие.
Предательство и неправда (вспомним, что один из первых русских сводов законов назывался "Русская правда")на земле выворачивает русскую душу наизнанку, включается механизм русского бунта - "бессмысленного и беспощадного" - прежде всего беспощадного к себе. Готовность к самопожертвованию превращается в самоуничтожение. Иногда даже бессознательно люди начинают поступать по принципу - "раз правды нет, то я и жить не буду". Это явление очень глубокое, даже бессознательное, архаичное, перебороть его часто действительно невозможно нищими усилиями.
Это такой вот молчаливый русский бунт, самосаботаж.
Батюшка прав - таких людей можно только постараться достойно проводить. Он многое сделал для Коли - наверное, самое главное - подготовил его к Вечности, не дал озлобиться, помогал оставаться с Богом.
Анна19 сентября 2011, 23:05
Мне оказался очень близок Ваш рассказ. Удивительно, но как одно из самых дорогих воспоминаний храню я в памяти свою "дружбу" вот с подобным бомжом. Степа тоже умер, в позапрошлом ноябре, перед той самой лютой зимой, которую бы он точно не пережил. Господь вовремя прибрал. В очередной раз, увидев как он упал на остановке, на которой собственно и жил, я позвонила в "скорую", его забрали как и в прежние разы в больницу, но на этот раз он уже из нее не вернулся. Кажется, никто так искренне не радовался мне при встрече, как Степа. У него была преданнейшая ему собака Дина, с которой они вместе были изгнаны из дома и вместе бомжевали, согревая друг друга в холодных подъездах. Не хочется походя говорить о них, но, признаться, мне их не хватает, а за р. Б. Стефана я молюсь, подаю за каждой Литургией и верю, что Господь простил ему все его грехи, которые он, опять же верю, искупил своим незлобивым принятием всех страданий, боли и унижений за время жизни на улице.
Сергей19 сентября 2011, 10:26
Можно много рассуждать на эту тему, обвинять бомжей в том что они дошли до такой жизни, обвинять себя,что дескать кому-то в чем-то не помог, не поддержал, найти тысячу подобных примеров, но не дай Бог, оказаться на месте этого Коли.
Людмила19 сентября 2011, 09:08
Храни, Вас Господи, отец Дмитрий! Будь-то исповедь Вашу читаю, столько в ней боли пронзительной, желания и готовности помочь, жалости, чуткости, ЛЮБВИ, сострадания к человеку и бестолковое неприятие страждущнго своего спасения, когда ему, утопающему, тянут руку, только ухватись, покрепче! Но, нам, грешным, легче его оставить, пройти, забыть наконец, пусть сам спасается... и это плохо!
Отец Дмитрий, в этом крике Вашей души, я вижу, как Господь хочет спасти меня, но у меня, грешной, свои причины, лень, нерадение, маловерие. Конечно, Господь видит Ваши усилия, нет Вашей вины в том, что мы не принимаем настоящей помощи, ждём подачки сиеминутной, как керосинчику в огонь. Спаси, Господи всех нас!
Людмила 19 сентября 2011, 08:58
Читаю и сердце радуется - вдруг и на моем жизненном пути будут такие светлые встречи, как у бедного, но счастливого Николая. Храни Вас Господь, Батюшка!
р.б. Людмила
Andriy Andreyev19 сентября 2011, 06:04
Статья очень сильная по своей честности и по описанию правды жизни. Отец Дмитрий, спасибо Вам, что Вы не фарисей в Православном облачении, а суть "Пастырь Добрый"! Вы истинный Делатель на ниве Церковной!-"всё понять, значит всё простить",-благодаря этому Вашему пониманию и всепрощению Милостивый Господь (по заповеди: "...кому оставите грехи, тому оставятся"), верю(!) отпустит Николаю грехи его вольные и невольные и упокоит в селении Праведных!
Виктория18 сентября 2011, 22:55
Домысливать и угадывать что, как и почему легко. Эти люди, мне кажется, ищут понимания. Из всего рассказа я увидела раненую душу, которая не могла найти себе места в этом мире.Допустим он сделал бы документы, нашел бы работу, приютился бы где-нибудь. Вопрос в том сделало бы это его счастливым? Во всем должен быть смысл, у каждого поступка - цель. Теплый "угол" - это хорошо, но возвращаться каждый вечер в пустой дом, сидеть за столом и думать "а как бы было бы, если бы..." У человека жизнь перевернулась в один момент: все было и ничего не стало. Конечно, можно сказать, что нужно взять себя в руки, делать что-то, а для чего? Мне кажется, он считал, что лучшее с ним случилось, ему дороги были эти воспоминания, они грели его душу. Жить на улице - это жить по другому, не так, как раньше, а вернуться в "нормальные" условия - это создавать иллюзию прежней жизни. Это и было невыносимо. А так, когда ничего нет, легче. Возможно, был еще и страх снова что-то иметь. А пил, я думаю, не для развлечения, это был крик души, когда совсем тоска одолевала или сомнения...
Виктор18 сентября 2011, 22:11
У меня был аналогичный случай,точь в точь как в рассказе.Что только мы с батюшкой о.Олегом не делали, а Василий делал свое дело,сейчас сидит в тюрьме в г.Кременчуге. Мне кажется таких людей (бомжеватых) нам Господь посылает,чтоб нас проверить на "вшивость". У каждого свой крест и своя дорога к Господу.
Антонина18 сентября 2011, 17:09
Это было самоубийство, но с помощью алкоголя.
Алексей18 сентября 2011, 11:53
...Есть люди, которые мечтают об идеальной жизни от начала и до конца. Не получилось, значит, второй раз уже не нужен, уже не будет той сказки, где он идеальный мужчина и с ним женщина и они вместе лежат счастливые на теплой, зеленой траве, а над ними чистое небо. Потом многие люди живут таким "вчера". Жалеют себя. Жалко нам тех (себя), кто хотел, чтобы было счастье, а с ним так поступили. «Вот какая жизнь, какие все плохие, а я другой и со мной вот так».
Жаль Николая. Он не нашел место мысли "оплакивая" себя, чтобы понять, что все ценное и крепкое, важное и единственное дается через трудности, не просто так. Человек сломан в голове, но не в теле. Если есть мышцы на костях нужно встать и идти и нести свой крест. Кто знает, может быть - чем ты сильней и правдив, тем тяжелее твой крест и сильнее слом.
«Наплевать» на Сегодня вспоминая себя во «вчера» это зависимость и она от уныния и себялюбия и все это известно от кого.
Мне знакома эта история. Я "потерялся" лет на шесть. Начал ходить в церковь, причащаться, постится. Успокоился, начал спать, перестал говорить о себе несчастном. Восстановился (правда седой весь)). Сейчас у меня снова семья.
А «вчера» для меня как несчастный случай о котором я стараюсь не вспоминать. Теперь более трезво и приземлено смотрю на жизнь. А когда все хорошо Бога благодарю. Но признаюсь всё равно страшно. Боюсь этой "катастрофы". Боюсь потерять)))
Алексей Якунин с Божьей помощью.Спасибо.
Алексей18 сентября 2011, 11:53
Николай, видимо, с детства шел к той жизни, в которой будет любимая и любящая жена, ребенок, дом, работа. К жизни, в которой он настоящий мужчина, муж и отец. Он был уверен, что защитит, если что, пожертвует собой ради самого главного. Каждый день он старался, берег и работал над счастьем в его семье.
Но стоило защитить, наказать за обиду и слезы в его маленьком идеальном государстве - тюрьма! Все пошло не так. Жена не дождалась – предательство, не любовь к нему, не может этого быть. Дома нет - холод. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. СЛОМ...
Александр18 сентября 2011, 01:40
Интересно,а есть какие-нибудь церковные чины,или специальные молебны,чтобы помочь человеку выпутаться из этих диавольских силков?Сам пил много лет,пока не почувствовал,что уже конец подходит,только с Божией помощью смог остановиться и преодолеть эту страшнейшую зависимость,стараюсь регулярно ходить в храм,исповедоваться и причащаться,приучил жену и сына,вроде всё нормально,работаю,есть возможность подработки,но нет ни сил,ни желания ничего делать.Какая-то душевная пустота и равнодушие вообще к жизни,как-то совсем потерялся,пытаюсь барахтаться,сопротивляться этому,собрать себя в кучку,но никак не выходит.Очень похоже на Колино состояние,так у меня семья,квартира,работа,есть за что держаться и бороться,а вот что-то не клеится.Такое ощущение,что душевные силы все истрачены и только Господь меня,грешного,еще зачем-то держит на этом свете.Терплю с упованием на Господа,но сил не прибавляется.А может быть просто прошел какую-нибудь"точку невозврата"?А может,нужно что-то еще сделать?Эх,если б знать...
Арм18 сентября 2011, 00:54
всему есть границы в мире. никто не любит человека сильнее
матери и еще не зарывайте таланты в землю
хороший садовник работает и ждет
по моему это надо уметь: с любовью работать и ждать с верой
а Бог всех простит даже самоубийц
Ирина17 сентября 2011, 23:54
Хронический алкоголизм - тяжелый диагноз. Он может встречаться в любых социальных слоях. Это всегда печальное зрелище - потеря человеческого облика и воли.
Елена17 сентября 2011, 21:54
А я иногда думаю может эти люди не могут выносить суету эту жуткую ...везде же суета -такая суета иной раз некогда человеку опомниться-некогда просто жить....хотя,конечно,нищие должны наверно быть тоже-для того чтобы можно было помогать им,для милостыни...для добра...нищие были всегда,во все времена...Видимо,так угодно Отцу Небесному.
Надежда17 сентября 2011, 21:02
Очень глубокая стаья! Можно и не быть бомжом,но жизнь вести по пути саморазрушения!
Елена17 сентября 2011, 19:31
Очень многим людям сегодня не хватает любви и участия - той искорки, что оживляет жизнь, да и вообще даёт желание жить. И они внутренне опускаются в бездну отчаяния,одиночества и депрессии. А внешне всё может проявляться по-разному.

Таким людям не поможешь советами "сходи", "сделай", "возьмись за ум" и т.п. На ранних стадиях спасает любовь, а также шевство над каждым шагом, когда преодолеваешь их "не хочу" и зовёшь с собой везде, буквально тащишь за собой везде, когда они начинают чувствовать свою нужность. Очень важно наличие рядом психологически подходящего человека. К сожалению, не знаю, чем можно помочь, если знакомство не близкое или при алкоголизме.

Анна17 сентября 2011, 18:42
и все-таки вы его бросили...
александр17 сентября 2011, 17:54
на все воля Божья. все люди разные,есть добрые есть злые, богатые бедные и тд.и наверное в этом и есть промысел Божий.Ведь если вдуматься то наверное Коля и нужен был чтоб собой испытывать человеческие сердца.чтоб окружающие люди могли помогая ему спасать свои души.а его жизнь его мысли нам не постигнуть. истинно пути Господни неисповедимы!
Евгений17 сентября 2011, 17:54
Совершенно согласен со Светланой.Алкоголизм это не болезнь ,это-беснование.Одолеть его можно только лишь с Помощью Божьей по молитвам Матери Его Пресвятой Богородицы ,заменив тягу к спиртному тягой к равной ему по силе противоположной добродетели. Как страшно присутствовать при том ,когда бес выходит из человека.Помилуй нас Господи!
Фотиния17 сентября 2011, 16:08
Упокой, Господи, во Царствии Твоем раба Твоего Николая!
Валерий17 сентября 2011, 15:18
Спаси Вас Господь, батюшка! Статья потрясла. Сижу, еле сдерживая слезы. Ведь это о моей жизни. Нет, я не алкаголик и не наркоман, в тюрьме не сидел. Но в остальном...
Елена17 сентября 2011, 13:05
Упокой,Господи, раба Твоего Николая, прости грехи его вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное!!
а тех ,кто будет читать этот коммент-прошу помолиться также и об упокоении души раба Божиего Александра-замечательного доброго моего дядю- тоже больном алькоголизмом при жизни- Спаси,Господи!
ИГОРЬ17 сентября 2011, 10:08
УПОКОЙ ГОСПОДИ! ДУШУ РАБА ТВОЕГО НИКОЛАЯ В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ.
Леван17 сентября 2011, 05:53
Спаси Господи за трогательный рассказ!
Наталья17 сентября 2011, 01:59
Есть люди, которые уезжают из страны,где родились. По разным причинам. И другая страна становится их родиной. Когда умирает супруг или супруга, через какое-то время человек может встретить другого человека и жить с ним долго и счастливо. А может и нет. Человек меняет религию - был христьянином, стал мусульманином. А есть люди, у которых одна родина, одна жена, один друг, одна "нормальная" жизнь. И другой жены и другой "нормальной" жизни быть не может. Так они устроены. По-разному.

Попобуйте лебедю, потерявшему пару, объяснить, что можно достойно, "нормально" дожить приличным чистым лебедем и ни к чему бросаться, сложив крылья, на землю. Или собаке, умирающей на могиле хозяина. что другой хозяин тоже будет его кормить и даст подстилочку.

Мне тоже трудно дается понимание, что люди разные, и верят по-разному, и дышат по-разному, и даже понятие "нормального" у каждого свое.

"Но в самом этом стремлении к святости, к чистоте, несмотря на всю беспробудную грязь и ложь повседневной жизни..." - вспомнила притчу, как старец позвал к себе в келью двух молодых монахов, показал им лист бумаги с черной точкой посередине и спросил, что они видят.Оба ответили, что видят черную черную точку. Удивительно, - сказал им старец, -что вы не видите большой чистый белый сияющий лист, а видите только маа-а-аленькую черную точку".



Анастасия17 сентября 2011, 01:04
Читала статью и и не могла понять - столько усилий, времени, здоровья потрачено батюшкой на совершенно неотзывчивого на добро человека. По-христиански, конечно, батюшку понимаю, но только где-то до середины статьи. Дальше одно удивление. Убить столько времени на вялого и безвольного человека, смысл жизни которого катиться без цели до конца этой самой жизни? Думаю, Бог в лице батюшки дал этому человеку удивительный шанс все исправить, но он им упорно не хотел воспользоваться. Таких людей, по моему мнению, надо просто оставлять в покое, а свою энергию направить на на тех, кто с радостью готов себе помочь сам. Все ж таки Господь любит,чтоб во славу Его люди хоть немного потрудились, а ходить регулярно на исповедь, чтоб потом те же грехи творить, душа не очиститься.
Прости меня, Господи, если я заблуждаюсь.
Парень17 сентября 2011, 01:02
Нет, нет, Николай оставался мужиком, по моему ощущению. Даже при том, что он попрошайничал. Это било по нему сильно, но он держался. Я даже могу предположить, что ему было очень приятно, когда он отдал последние деньги жене священника на хлеб.
Видать, можно сильно сломаться, что уже и не поднимешься здесь, на земле.

Он был крещеный. Бог милостив.
Людмила16 сентября 2011, 21:58
Была рада,увидев вашу статью,как буд-то встречи с вами,о.Димитрие.Грустный рассказ,но заставляет задуматься.Не так уж редко встречаются на наших улицах бомжи.У всех разные судьбы,все по-разному воспринимают такой "урок" судьбы.Мне кажется, ваш герой действительно сознательно не хотел возвращаться "в нормальную жизнь".Может быть потому,что возвратившись,пришлось бы жить самому,без любимой жены и сына,может именно потеря близких людей,а не работы и жилья стало для него катастрофой.Есть такой тип людей, которые не могут и не умеют жить для себя.А еще иногда задумываешься, что делал бы ты,лишившись всего, смог бы остаться человеком.Очень хочется,чтобы все люди нашли свое место в жизни, не выпадая из нее.
Евгений16 сентября 2011, 21:30
А мне кажется Николай просто мстил таким образом Богу за те скорби, которые Бог ему послал: тюрьму, предательство жены. И его пьянство есть добровольно принятая страсть, медленное но верное и осознанное самоубийство.
Денис16 сентября 2011, 16:14
Такие люди, как этот Николай- самоубийцы. Но они настолько слабы духом, что даже не могут это сделать "по настоящему". Вместо этого медленно и неотвратимо убивают свою душу алкоголем и наркотиками, а следом и тело, живя в нечистотах и болезнях...
Я не думаю, что это им именно нравиться. Просто это все, на что хватает их духу и воли - быть "овощем"...

Наверное это неправильно. Но я почему то мне сложно в себе вызвать сострадание к таким... людям...

PS/ Тут как то недавно читал статью о подобных "бомжах". Так среди описанных там был даже один, с московской квартирой, документами. Но сознательно ведущий именно такой образ жизни..
НАДЕЖДА16 сентября 2011, 16:01
Однажды,проезжая мило человека,поняла,что он бездомный,вернулась,собрала еды и поехала обратно.Открыла окно машины и протянула ему пакет.То,что я увидела,меня поразило-голубые сияющие глаза ангела на закопченном дымом лице и упоминание Бога в словах благодарности.Человек искренен в неожиданной ситуации.Насколько же чиста душа этого бездомного,ели он от внезапности упомянул о Боге!И только Богу ведомо,кто какой Крест несет.Может жизнь многих из них-это подвиг юродства в наше непростое время.Может это протест обществу за сытую и бездумную жизнь одних и за нищенское существование других.
Тамара Никитична16 сентября 2011, 15:34
Нужная статья, все мы ,живущие в больших городах,видим и мучаемся вопросами"что делать,как и чем помочь,почему так у них получилось,ненужность людей в нашем мире.."Затягивает другая "жизнь",а изменившись под неё - трудно снова меняться.
диакон Андрей 16 сентября 2011, 14:55
Ответ на такие судьбы более чем прост. Происходит с душою тайна отсечения, про которую говорил ещё Иоанн Креститель."10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".
(Матф.3:10) А что Бог отсекает, человеческим силами назад привить невозможно.
Виталий16 сентября 2011, 14:52
Простите меня грешного но хочу в оправдание р.б. Николая привести еще одно повествование из строк выбранных писем валаамского старца: А ты что приобрел для будущего века? А? Мученики покажут язвы за Христа, преподобные подвиги, а ты что? Напялил схиму на себя, обещался пред Евангелием и пред братией нести подвиги, а как живешь? Продолжаю плакать. Встал, пошел умылся, нашел огарок свечки, продолжаю писать; написал я тебе безумно, по безумию моему, но не буду безумен, ибо написал свое переживание, а если ты посмеешься - я не посетую на твой смех. А за мою болтовню, ибо я много иногда болтаю, повесил бы замок на мой рот, но в данное время нельзя этого сделать, духовничество и служба препятствуют....
Господи если этим рабам божиим ежедневно борящимся на передовой с врагом рода человеческого есть чем оправдаться, то я чем оправдаюсь? Только одна надежда что примет меня Господь хотябы в одиннадцатый час пришедшего потрудиться. Только бы потрудиться ему с усердием
Слава, Господи, святому милосердию твоему.
Виталий16 сентября 2011, 14:24
Простите грешного братья, но не могу промолчать хоть и писать нелюблю
Батюшка многая лета Вам что учите нас как исполнить закон Христов, спаси и умудри вас Господь.
Не примите за дерзость, есть несколько слов нам на укрепление немощного рассудка и оправдание малое р.б. Николая скажу и сам для понимания жизни христианской рассужу:
В житии кажется, Алексия Московского есть повествование об одном прихожанине который постоянно каялся в одном грехе и по смерти диавол ожидая душу его посрамился словами: ты забрал у него все что он имел, но у него осталась вера и упование на Меня.
Пр.Иоанн Лествичник пишет: "Не ужасайся, если и каждый день падаешь; не отступай от пути Божия, но стой мужественно и без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение". Дай Бог нам вспоминать это хоть иногда.
Преп. авва Дорофей говорит: "Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит". Сам грешный встречаясь с людьми разными по гордыне своей и позору сужу их по разному и почти всегда криво суждение мое но когда оправдываю: вот чудеса- всегда выходит складно и на душе мирно.
Виталий16 сентября 2011, 14:24
О трудах и попечениях суетных благая часть предлогается в евангелии- в притчах о Марфе и Марии
У отцов святых: Св. Исаак Сирин говорит: "Если ты трудишься в какой прекрасной добродетели и не видишь успеха, или плода, - не дивись, ибо Господь дает дарование не за труды, а за смирение". Священномученик Максим сказал: "Даждь телу малое упражнение, а все усилия употреби на внутреннее делание" от себя: доверься сердцу и оно рассудит, что тебе полезно. Только услышать его в делах и попечениях мне очень сложно иногда хочется остановиться бросить все и прислушаться для того, чтобы хотя- бы найти его- это сердце. Но как Господь определил и вверил то и нести надо самовольничать неполезно тут все от Господа в рассуждении ты нужен там где ты есть.
В конце смиряясь, хочу напомнить себе из отечника: Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут - бедствуют, а худо живут - благоденствуют. Услышал голос: "Антоний! Внимай себе, а суды божии не испытывай, они тебе не полезны". Великое дело сострадание к ближнему тем и утешимся и угодим Господу.
Валентин-Давид16 сентября 2011, 14:22
Меня поразил этот рассказ.
Может этот Коля хотел своим образом жизни что-то искупить?Ведь иногда человек даже получив прощение грехов на исповеди продолжает считать себя виноватым.
Юрий16 сентября 2011, 14:01
Да, вот это действительно глубокий рассказ, нечасто такое встретишь.
Зенин Денис16 сентября 2011, 13:33
Упокой Господи душу успошего Раба Божия Николая. Аминь.
boric16 сентября 2011, 13:07
Да... слеза пробила.
Наталия16 сентября 2011, 13:02
СПАСИБО!
Татьяна16 сентября 2011, 12:54
Спаси, Господи! Батюшка, Вы затронули такую невыносимо сложную тему! Я плачу над Вашей статьей и перед моими глазами проходят все такие "Коли", которых я встречала и встречаю в жизни... Мне часто думается, что наши труды стяжания Духа Святаго переходят в труды стяжания хорошего мнения о себе - и общественного, и собственного. А эти люди своим существованием пробуждают наши совесть и сознание. И таким образом делают нас лучше! Я надеюсь, что Господь дарует им Свою милость в вечной жизни, а они помянут и нас, грешных!
Татьяна16 сентября 2011, 12:54
Спаси, Господи! Батюшка, Вы затронули такую невыносимо сложную тему! Я плачу над Вашей статьей и перед моими глазами проходят все такие "Коли", которых я встречала и встречаю в жизни... Мне часто думается, что наши труды стяжания Духа Святаго переходят в труды стяжания хорошего мнения о себе - и общественного, и собственного. А эти люди своим существованием пробуждают наши совесть и сознание. И таким образом делают нас лучше! Я надеюсь, что Господь дарует им Свою милость в вечной жизни, а они помянут и нас, грешных!
Александр Сарайкин16 сентября 2011, 12:44
Дай Бог вам здоровья, батюшка. Такие как вы считанные по пальцам. Господь послал вам это испытание, чтобы Благодать Его на вас была заслуженной.

Мне очень близка эта тема. Слишком больна, чтобы обсуждать. Я думаю, что этот человек был настолько предан своей жене, что не смог ее забыть. Разыскать он ее не пытался, потому что не смог себе простить ошибку, которая его привела к данному состоянию. Когда то он заступился за жену - правильное решение для достойного мужчину. Но, в какой то момент, он пошел на поводу у себя и своей гордости и поступился жестокой реальностью. Мы не знаем всей картины и мнения его жены лично, поэтому остается только гадать. Но одно - это точно. Он так и не простил себя за былое отчаяние. Вот и впал в эту форму отчуждения от мира.
Евгений16 сентября 2011, 11:36
Не зря же говорят, что они страдают за себя и за нас еще при жизни...
Елена16 сентября 2011, 11:16
Чисты, отец Димитрий, оттого и видите загадку, где ее нет. Или я уж так плоха, да и скорее всего так. Только пожила я рядом с таким "колей" и не в состоянии окружить подобный типаж людей никаким ореолом - ни загадки, ни святости. Пришла в дом к мужу, а за стеной, слава Богу, в отдельных комнатах - "Коля". Всю жизнь по тюрьмам "по мелочи" - машину угонит, подерется. Ни единого дня в жизни не работал, и документов не было, так что и пенсию не получал. Свекр слышать о нем не хотел, хоть родной брат, а жил милостью свекрови - кормила, одежду давала, в ответ слышала, что она "б...". А от него помощи не малейшей. Только пил каждый день и толпы таких же в дом собирал. Для меня это был ад, потому что все через стену слышно! Три раза по пьянке чуть не погиб - Бог спасал. А в последний раз я взяла грех на душу и пьяному и визжащему не вызвала врача. Ребенка ждала и не хотела, чтоб и он на пьяные, матерные рожи любовался. Конечно, по безверию своему (тогда). Он умер. Знаете, кто-то сказал - убьешь дерьмо, а ответишь как за человека. Вот и я буду перед Богом отвечать. Молюсь о нем, а чувство, будто пью яд. Такие люди - проклятие для ближних... Себя не оправдываю.
Гость16 сентября 2011, 10:45
Спаси Вас Господь, батюшка!
Царство Небесное, вечный покой рабу Божию Николаю!
Светлана16 сентября 2011, 10:39
Очень тяжело читать эту статью,до слез тяжело. Я тоже .сталкиваясь с такими людьми как Николай.стараюсь увидеть что то человеческое,понять...И все же не так все просто. Я думаю.что эти люди целиком во власти врага рода человеческого.Не способны сопротивляться ЕМУ.Не знаю какие нужны молитвы и подвиги за людей.попавших под власть дьявола.Я наблюдала не раз в каком состоянии эйфории пребывают алкоголики накануне выпивки.Они Счастливы в такие моменты и ни чего другого не хотят,кроме вот этой рюмки. Понимаю отца Димитрия в его желании спасти человека,но борьба здесь"не с кровью и плотью,а с духами злобы поднебесной".
православный16 сентября 2011, 10:25
Спаси,Господи!
Лариса16 сентября 2011, 10:17
"И последние будут первыми..."
Мария16 сентября 2011, 10:05
Очень грустно и светло.... Спаси Вас Господь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×