Псково-Печерский патерик
Иеросхимонах Михаил (Питкевич М.И.)
(1877-1962)
С горечью и скорбью покидали старцы свою обитель. Отцы были увезены в глубь Финляндии, размещены в помещении школы, на берегу озера, среди леса, близ деревни. Но и здесь, найдя место в сарае, отец Тимон совершал службу. Скоро об этом узнали в монастыре, и опять начались нарекания.
В 1946 или 1947 г. он был пострижен в схиму с именем Михаила (в честь Архангела Михаила). К этому времени здоровье отца Тимона сильно пошатнулось: он стал страдать болезнью глаз, один глаз закрылся и второй был в опасности.
Война закончилась. Москва диктовала свои условия Финляндии. Тот же игумен, который преследовал за «старый стиль», теперь, под влиянием политических событий, сразу перешел со всей братией на «старый стиль». Раскол был ликвидирован. В монастыре водворилось единообразие, но все-таки осталось два направления — финское и русское.
После принятия схимы отец Михаил совсем уединился, даже в храм не выходил, все богослужение совершая у себя в келье. Духовных чад принимал каждый день. «Батюшка, я вам вручаю свою душу», — говорила одна. «Да, хорошо, но помни, я беру на себя, только если будешь слушаться; не будешь слушаться — откажусь».
Основанием для возвращения группы валаамцев в Россию послужил разговор отца Михаила с митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем) в 1954 г. в Ново-Валаамском монастыре.
Многим стремление старца вернуться в лоно родной Матери — Русской Церкви было совершенно непонятно. Позднее некоторые из них задавали вопрос: почему старцы признали «советскую» Церковь? Но для них это была не «советская» Церковь, а Православная Исповедническая Русская Церковь. Любовь покрыла всё — они хотели разделить ее участь, ей сострадать: «Может быть, я еще кому-нибудь помогу», — были слова отца Михаила.
15 октября 1957 г. группа валаамцев прибыла в Россию. Но власти постарались отправить этот цвет валаамского иночества как можно подальше, страшась их известности среди верующих.