1923 год – Зафиксировано негативное отношение населения к судебному процессу над святителем Тихоном.Святитель Тихон
В сводке о настроениях населения в связи с предстоящим судебным процессом над патриархом Тихоном сообщалось: «Как среди нэпманов, так и в других кругах бывшей — “сиятельной аристократии” главной темой всех разговоров за последнее время служит процесс Тихона. Например, ходят слухи, что процесс отложен в связи с тревожным настроением в Москве и боязнью погромов; что Тихон будет приговорен к расстрелу, но благодаря шумихе, которая началась на Западе, и дипломатическим вмешательствам “заграницы” расстрел будет отменен; что весь процесс инсценирован, создан искусственно. Ходят также слухи о возможности беспорядков и демонстраций во время процесса при участии рабочих некоторых фабрик». В другой сводке, составленной в этот же день, отмечалось: «...О предстоящем процессе Тихона особенно интересуется обывательская часть московского населения — нэпманы, торговцы, мелкая интеллигенция и проч. Вся эта публика сочувственно относится к Тихону и ждет активного вмешательства в его дело “заграницы”».
В этот же день Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР приняла решение утвердить обвинительное заключение по делу. Одновременно было принято решение: дело слушанием отложить и назначить на 24 апреля в 12 часов дня. По-видимому, главной причиной очередного переноса начала суда было то, что в Москве еще не закончил свою работу XII съезд партии (проходил с 17 по 25 апреля).
1924 год – На заседании Синода в Константинополе было принято решение о посылке специальной миссии в Россию для изучения состояния церковных дел.
Одновременно с проведением плана внедрения Владимира Красницкого в руководящие органы патриаршей Церкви ГПУ проводило план дискредитации святителя Тихона в глазах Константинопольского Патриарха и склонения его на сторону «живоцерковников».
Из протокола заседания Синода Константинопольской Церкви следует, что патриарх Григорий VII проявления русской церковности сводил к «Живой церкви».
1937 год – Скончался Никифор (Осташевский), митрополит Новосибирский и Барнаульский.
1970 год – Скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.Патриарх Алексий I (Симанский)
Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке было последним первосвятительским деянием Святейшего Патриарха Алексия I. Жизнь великого старца, перешагнувшего 90-летний рубеж, угасала. После праздника Сретения, 15 февраля, Святейший Патриарх перенес инфаркт. Последние дни своей земной жизни он провел в подмосковной резиденции в Переделкине.
17 апреля, зная о приближении смерти, патриарх продолжал работать: последнего посетителя он принял за 19 минут до кончины. В покоях Святейшего Патриарха остался его личный секретарь Д. А. Остапов. Патриарх, сидя на кровати, снял с себя образок, который всегда носил при себе, и, протянув его Остапову, сказал: «Возьми». «Как? Зачем?» — удивился тот. «Он мне уже не нужен. Вот идут архимандриты меня встречать», — и стал называть имена уже покойных священнослужителей. В 21 час 49 минут 17 апреля, в ночь под Лазареву субботу, сердце Святейшего Патриарха Алексия I остановилось. Возле одра патриарха находились Д. А. Остапов и дежурный врач. Закончились 25 лет его патриаршества.
Погребение предстоятеля Русской Церкви состоялось 21 апреля, во вторник, после Литургии Преждеосвященных Даров. Останки блаженнопочившего первосвятителя нашли упокоение в крипте с престолом во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры, возле могилы глубоко чтимого Святейшим Патриархом великого миссионера, святителя Макария (Парвицкого-Невского). В отпевании и погребении участвовали Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, патриарх Болгарский Кирилл, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей, сонм архипастырей и пастырей. На погребение прибыли Верховный патриарх-католикос всех армян Вазген I, кардинал Иоанн Виллебрандс и другие видные деятели инославных Церквей.
1992 год – Святейший Патриарх Алексий II направил письмо митрополиту Филарету (Денисенко).
В письме первосвятителя содержался вопрос: соответствует ли действительности информация о решении митрополита Филарета не уходить с занимаемого поста, который на Архиерейском Соборе он клятвенно обещал оставить? Из Киева ответа не последовало.
Ситуация в церковной жизни на Украине вновь обострилась. В большинстве храмов прекратилось поминовение предстоятеля УПЦ за богослужением: таким образом православное духовенство и миряне стали ограждаться от антицерковной деятельности митрополита Филарета. За поддержку митрополита был изгнан братией из обители епископ Почаевский Иаков (Панчук). Из Одесской епархии в адрес патриарха было направлено обращение с просьбой принять епархию в непосредственное патриаршее управление. Причиной тому стала деятельность правящего архиерея владыки Лазаря (Швеца), сторонника Филарета. «Для того чтобы сломить нашу непоколебимую позицию, он вызвал на территорию монастыря и семинарии вооруженный отряд ОМОНа. Мы оценили это как вмешательство государства в церковные дела. Не добившись своего, Лазарь приказал… закрыть учебное заведение. Возмущенные бесчинством монахи и студенты выгнали тирана, перед ним закрылись ворота храмов», — говорил в интервью журналистам архимандрит Тихон, ректор Одесской духовной семинарии.
На пресс-конференции для средств массовой информации Святейший Патриарх сообщал: «Из целого ряда епархий приходят просьбы предоставить монастырям, духовным учебным заведениям, а иногда и целым епархиям статус ставропигии и принять их в непосредственное патриаршее управление».