Результаты выборов
(после обработки 99,95 процентов бюллетеней):
- Новая Демократия 29,66% (129 мест в Парламенте)
- СИРИЗА ("Коалиция леворадикалов») 26,89% (71 место)
- ПАСОК («Всегреческое социалистическое движение») 12,28% (33 места)
- Независимые Эллины 7,51% (20 мест)
- Золотая Заря 6,92% (18 мест)
- ДИМАР(«Демократические левые») 6,26% (17 мест)
- Коммунистическая партия 4,50% (12 мест в Парламенте)
Почему не выиграла СИРИЗА?
Главная сенсация прошедших выборов в Греции второе место коалиции леворадикалов и победа опостылевшей народу «Новой Демократии». Такой расклад случился вопреки прогнозам большинства экспертов. Показательно, что ведущие европейские и мировые СМИ заранее заготовили к публикации на следующий день после выборов интервью с лидером СИРИЗА Алексисом Ципрасом – его победа казалась уже делом решенным.
Действительно, еще на прошедших майских выборах (после которых Греческий парламент сформировать не удалось, и было назначено новое голосование) «Новая Демократия» вместе с ПАСОК набрали всего около 30 процентов голосов избирателей (хотя прежде набирали по 75-80%). Греки вынесли приговор двум партиям, правившим страной несколько десятилетий и приведшим ее к финансовому краху. Более 70 процентов избирателей, проголосовавших за все остальные партии, высказались против навязанных тройкой международных кредиторов мер жесткой экономии.
Теперь все перевернулось с ног на голову. ПАСОК и «Новая Демократия» обеспечили себе поддержку 40 % избирателей и, по всей видимости, сформируют крепкое коалиционное правительство (ведь по греческому законодательству победитель выборов получает дополнительный бонус в 50 депутатских мандатов).
Большинство экспертов сходились на том, что СИРИЗА провел гораздо более убедительную предвыборную кампанию чем «Новая Демократия» Лидер этой партии молодой и обаятельный Алексис Ципрас был динамичнее и рассудительнее чем глава «Новой Демократии» Антонис Самарас. Он предлагал простую и близкую избирателям экономическую программу: отмена реформ, ущемляющих права трудящихся, полный аудит банковской системы, расследование причин возникновения бюджетного дефицита и временный мораторий на выплаты по долговым обязательствам. «Новая Демократия» наоборот говорила, что придется затянуть пояса, сократить государственные расходы, закрыть предприятия и провести дополнительные увольнения.
Эксперты не в состоянии объяснить этот нелогичный выбор греков. Это связано с тем, что в своем анализе греческого кризиса они исходят исключительно из экономических критериев и не принимают в расчет духовную подоплеку греческого выбора. Греки отдали предпочтение «Новой Демократии» отнюдь не только потому, что испугались выхода из зоны Евро, ведь СИРИЗА тоже не собирался идти на столь радикальный шаг (о чем прямо заявил в интервью журналу Коммерсант-власть лидер этой партии Алексис Ципрас). Они побоялись другого: антицерковной и непатриотичной программы левых радикалов.
Греки предпочли Крест хлебу
СИРИЗА хотел победить, собрав голоса всех граждан справедливо возмущенных грабительской политикой Европы и Международного валютного фонда по отношению к Греции. Для этого лидеры коалиции левых радикалов пытались придать своей партии более «респектабельный» вид в глазах консервативных греков. Алексис Ципрас в надежде польстить вкусам подавляющего числа избирателей даже заявил, что выступает за укрепление связей с Россией и впервые заговорил о «православных ценностях».
Но маска респектабельности не смогла скрыть истинное лицо СИРИЗА. Греки не прельстились лакомой оберткой и вняли предостерегающему голосу Православной Церкви.
Один из самых авторитетных греческих ученых и публицистов Константинос Холевас полагает, что риски в случае возможной победы левых радикалов были бы слишком велики: «СИРИЗА угрожает нашей национальной идентичности и нашему греко-православному своеобразию… Отношение этой партии к Церкви, образованию, истории и иммигрантскому вопросу – динамит под фундаментом нашего государства».
Действительно, приход СИРИЗА к власти означал бы достаточно радикальные преобразования не только в экономической, но и в культурной и общественно-политической сфере. Левые радикалы выдвигали традиционный для европейских и греческих либералов лозунг «Пусть Церковь платит налоги». Хотя, как уже писал AgionOros.ru утверждение, согласно которому Элладская Церковь не облагается налогами не более чем пропагандистский миф. Кроме того, СИРИЗА собирался отделить Церковь от государства и отменить выплату зарплат священнослужителей из бюджета страны[1].
Лидеры СИРИЗА в своих интервью неоднократно требовали отмены церковного брака[2], отмены утренних молитв и молебнов перед началом учебного года в греческих учебных заведениях, удаления икон из больниц, судов, школ и других государственных учреждений. Также они выступают против существования института войсковых священников. Православное воспитание в школах они планировали заменить светской этикой и религиоведением. Видные члены «Сириза» даже предлагали убрать крест с греческого флага. Также лидеры партии неоднократно отрицали геноцид греков в Малой Азии и Причерноморье и требовали предоставления расширенных прав этническим и сексуальным меньшинствам. Алексис Ципрас призывал построить значительное число мечетей и хотел сделать Грецию «раем для всех эмигрантов». «Приезжайте к нам и привозите свои семьи», - заявил в одном из своих выступлений лидер СИРИЗА.
По мнению ученого Константиноса Холеваса «Левые радикалы мечтают о Греции в которой этнические греки будут составлять меньшинство, а на Церковь обрушатся гонения».
Известный блогер Панайотис Телеванос в своем интернет дневнике пишет об особой кампании по защите Церкви, которая была организована сторонниками православных ценностей в решающие дни накануне голосования: «мы будем передавать эту информацию из уст в уста, пойдем от человека к человеку, и добьемся того, чтобы утром 18 июня не проснулись в другой стране, где Ципрас будет президентом, а Мильос министром экономики (ранее Депутат Г. Милиос поместил на свою страницу в facebook плакат, на котором изображен неизвестный, попирающий ногами икону Христа).
Успех на выборах патриотов. Что теперь ждать от «Новой Демократии»?
«Новая Демократия», как и большинство крупных общественных движений, не имеет четкой идеологии. В этой партии есть консервативное и либеральное крыло, люди как близкие к Церкви так и ее критики.
Но наказ от избирателей «Новая Демократия» получила вполне четкий и определенный. Поддержки большинства греков она добилась только из-за того, что обещала не отделять Церковь от государства, попытаться решить проблему с нелегальной иммиграцией и укрепить отношения с Россией.
Очевидно, что на пути реализации этой программы возникнут сложности. Некоторые люди в «Новой Демократии» и в «ПАСОК» будут саботировать патриотическую политику и всячески препятствовать сближению Греции и России. Это уже происходило, когда «Новая Демократия» была у власти в последний раз. Кабинет Константиноса Караманлиса был ориентирован на союз с Москвой, но проамериканский министр иностранных Дора Бакоянни всячески препятствовала этому сближению. «Американка Дора» сорвала несколько контрактов по закупкам греками российского вооружения и лично запретила греческой делегации вылетать в Москву для переговоров о закупках зентино-ракетных комплексов ТОР М-1. Кто победит во внутрипартийной борьбе на этот раз не возьмется сказать никто, но греческие избиратели свой выбор сделали. Они предпочли греческий флаг красному знамени[3] и не захотели строить земного рая без своей Православной Церкви.
Будет идти внутрипартийная борьба.
Но в любом случае Новая Демократия лучше чем СИРИЗА и ПАСОК. Не случайно перед выборами лидер партии Самрас летал в Россию на встречу с Путиным, а тот же Ципрас колесил по западным столицам и США.